Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:31, курсовая работа
Целью исследования является понять, что представляет собой фондовый рынок, узнать какие на нем бывают цены, и изучить то, как эти цены формируются на рынке ценных бумаг.
Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
• Мы дадим определение фондового рынка;
• Назовем виды ценных бумаг;
• Узнаем факторы, влияющие на ценообразование на рынке ценных бумаг;
• Укажем виды и состав цен на ценные бумаги.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА…………... 4
1.1. Понятие фондового рынка…………………………………………… ... 4
1.2. Виды ценных бумаг……………………………………………………. 10
2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ…....…………………. 17
2.1. Факторы, влияющие на ценообразование на фондовом рынке……... 17
2.2. Виды и состав цен на ценные бумаги…………………………………. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 30
• долговой;
• эмиссионной;
• доходной;
• документарной или
• срочной по российскому законодательству, но в мировой практике имеются примеры и бессрочных облигаций;
• предъявительской или именной; облигация не может быть ордерной ценной бумагой; номинированной.
Облигации бывают:
- купонные (процентные) – это облигации, по которым выплачивается доход в виде определенного процента к их номиналу. В случае документарных облигаций процентный доход обычно выплачивается на основе купонов;
- дисконтные – это облигации, доход по которым определяется в виде разницы между номиналом облигации и ценой ее приобретения владельцем, которая всегда меньше номинала.
Цена сертификата. Купля-продажа банковских сертификатов между инвесторами осуществляется по рыночной цене, в основе которой лежит следующий расчет:
Цс = N [(1 + r (T – t) / 365)], где Цс – текущая цена банковского сертификата; N – сумма вклада (номинал сертификата); r – процентная ставка по сертификату, доли; Т– число дней, на которое выпущен сертификат; t – количество дней, остающееся до погашения сертификата.
Цена коносамента полностью определяется стоимостью перевозимого груза и затратами на его перевозку.
• наименование – чек;
• поручение плательщику (банку) выплатить определенную сумму денег;
• наименование плательщика и реквизиты счета, с которого должен быть произведен платеж;
• валюта платежа;
• дата и место составления чека;
• подпись чекодателя.
Виды чеков. В российской практике наиболее распространенными являются два вида чеков – расчетный и денежный. Расчетный чек не допускает его оплаты наличными деньгами. Он служит только для безналичных перечислений средств с одного счета на другой. Денежный чек предназначен только для получения наличных денег в банке, что обычно требуется при выдаче заработной платы.
Срочные ценные бумаги – это ценные бумаги, имеющие установленный при их выпуске срок существования. Обычно срочные ценные бумаги делятся на три подвида: краткосрочные, имеющие срок обращения до 1 года; среднесрочные, имеющие срок обращения свыше 1 года в пределах до 5-10 лет; долгосрочные, имеющие срок обращения до 20- 30 лет.
Бессрочные ценные бумаги – это ценные бумаги, срок обращения которых ничем не регламентирован, т.е. они существуют “вечно” или до момента погашения, дата которого никак не обозначена при выпуске ценной бумаги. Классическая форма существования ценной бумаги – это бумажная форма, при которой ценная бумага существует в форме документа. Развитие рынка ценных бумаг требует перехода многих видов ценных бумаг, прежде всего эмиссионных, к бездокументарной форме существования.
Инвестиционные (капитальные) ценные бумаги – ценные бумаги, являющиеся объектом для вложения капитала (акции, облигации, фьючерсные контракты и др.). Неинвестиционные ценные бумаги – ценные бумаги, которые обслуживают денежные расчеты на товарных или других рынках (векселя, чеки, коносаменты). Владение ценной бумагой может быть именное или на предъявителя. Предъявительская ценная бумага не фиксирует имя ее владельца, и ее; обращение осуществляется путем простой передачи от одного лица к другому. Именная ценная бумага содержит имя ее владельца и, кроме того, регистрируется в специальном реестре. Если именная ценная бумага передается другому лицу путем совершения на ней передаточной надписи (индоссамента), то она называется ордерной ценной бумагой.
Государственные ценные бумаги – это обычно различные виды облигаций. Негосударственные ценные бумаги – это ценные бумаги, которые выпускаются в обращение корпорациями (компаниями, банками, организациями) и даже частными лицами. Основные виды ценных бумаг являются рыночными, т.е. могут свободно продаваться и покупаться на рынке. Однако в ряде случаев обращение ценных бумаг может быть ограничено, и ценную бумагу нельзя продать никому, кроме как тому, кто ее выпустил, и то через оговоренный срок. Такие бумаги являются нерыночными. С точки зрения доходности ценные бумаги, обычно, являются доходными, но могут быть и бездоходными, когда при выпуске ценной бумаги не оговаривается размер дохода ее владельцу.
Деление ценных бумаг на долговые и владельческие долевые в своей основе отражает два возможных способа использования денежных средств: либо для приобретения какого-либо актива в собственность, либо во временное пользование. Если ценные бумаги выпускаются на ограниченный срок с последующим возвратом вложенных денежных сумм, то они являются долговыми бумагами. Это облигации, банковские сертификаты, векселя и др. Владельческие ценные бумаги дают право собственности на соответствующие активы. Это – акции, варианты, коносаменты и др.
Эмиссионные ценные бумаги выпускаются обычно крупными сериями, в больших количествах, и внутри каждой серии все ценные бумаги совершенно идентичны. Это, обычно – акции и облигации. Неэмиссионные ценные бумаги выпускаются поштучно или малыми сериями.
Процесс ценообразования на рынке ценных бумаг чрезвычайно сложен, на цену влияют различные факторы: спрос, предложение, издержки, конкуренция, риск и др. На рынке ценных бумаг в процессе ценообразования в основном взаимодействуют два экономических закона: закон спроса и предложения, закон стоимости.
Согласно
классическому определению
На различных стадиях ценообразование на рынке ценных бумаг существенно отличается. На первичном рынке цена устанавливается заранее на предприятии, выпустившем ценную бумагу. На него воздействуют чисто субъективные факторы: то количество денежных ресурсов (инвестиций), которое он хотел бы получить. Если же цена чрезмерно высока, то предприниматель не сможет продать ценные бумаги, но если он действует на аукционном рынке, то вероятность этого весьма мала.
Экономические механизмы ценообразования полностью включаются в процесс лишь на вторичном рынке ценных бумаг, где происходит перепродажа акций, облигаций, векселей и др.
Рассмотрим взаимодействие спроса и предложения на рынке ценных бумаг. Особенностью здесь является то, что спрос есть спрос на инвестиции, а предложение это сумма денежной массы и сбережений. Также как и на других рынках, равновесная цена на инвестиции образуется при пересечении спроса и предложения, но цена здесь выражена процентом (равновесным процентом) по инвестициям (процент по облигации, дивиденд по акции).
Существует 2 модели взаимодействия спроса и предложения на финансовом рынке - кейнсианская и неоклассическая. Их отличие выражается в том, что функция сбережений постоянна и прямо пропорциональны соответственно.
Если искать равновесие на конкурентном идеальном рынке ценных бумаг, то здесь важно учитывать фактор риска. При этом по закону, выведенному учеными Шарпом, Линтнером и Моссином получается, что инвестор приобретет, ценные бумаги соответственно их рисковой части на рынке ценных бумаг, то есть инвесторы будут иметь одну и ту же структуру рисковой части своего портфеля.
Этот совокупный спрос инвесторов будет предъявлен рынку и, если предложение ценных бумаг корпораций не будет совпадать с ним, то вступит в действие рыночный закон спроса и предложения. Другими словами, на идеальном конкурентном рынке, то есть когда у инвесторов одинаковая доступная и правдивая информация, при покупке ценных бумаг следует довериться рынку и выбрать структуру своего портфеля такой же, что и структура портфеля рынка.
Что же касается закона стоимости на рынке ценных бумаг, то здесь невозможно использовать закон, обозначенный микроэкономикой. Согласно нему, «стоимость товаров определяется затратами общественного труда и товары обмениваются в соответствии с их общественной стоимостью, величина которой устанавливается на уровне общественно необходимых затрат труда». Такой закон на рынке ценных бумаг просто невозможно сейчас представить в действии, ведь тогда стоимость ценной бумаги будет равна затратам на производство листа бумаги и печати на нем соответствующих букв, символов и т. д. Закон стоимости выполнял функции регулирования цены до общественно необходимой. Сейчас эти функции выполняет конкуренция.
Конкуренцию же здесь можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. В качестве внутреннего аспекта здесь выступает конкуренция между ценными бумагами. На конкуренцию влияют такие факторы: