Бщая характеристика форм государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:47, доклад

Краткое описание

На первый взгляд, простой вопрос о том, что такое механизм государственного регулирования экономики, вызывает большое многообразие разных ответов. В своем большинстве, эти представления о механизме государственного регулирования экономики, объясняются повседневной жизнью. Каждый сталкивается с производственными отношениями, отношениями собственности, технико-экономическими, социально-экономическими отношениями и т.п.

Оглавление

1. Механизм организации государственного регулирования
2. Административно-правовые методы регулирования
3. Экономические методы государственного воздействия
4. Система государственной экономической власти в Казахстане
5. Государственная поддержка предпринимательства и бизнеса. Закон РК «О частном предпринимательстве»
6. Характеристика государственного предпринимательства

Файлы: 1 файл

Общая характеристика форм государственного регулирования.docx

— 31.89 Кб (Скачать)

В-третьих, судебные органы, обеспечивающие неукоснительное  соблюдение законов в этой сфере  и правовой контроль над их выполнением.

В-четвертых, государственные институты, обеспечивающие экономическую безопасность на уровне системы мер, то есть органы, осуществляющие административно-правовые и финансовые режимы: охрана границы, таможенный контроль, налоговый контроль, охрана государственной  тайны, режим въезда-выезда, режим  миграции населения и т.д.

В-пятых, система органов внутренних дел, спецслужб и безопасности, имеющая  право на осуществление оперативно-розыскной  деятельности, призванная осуществлять непосредственную борьбу с угрозами экономической безопасности.

В-шестых, система государственных научных  и аналитических центров, вузов, школ, призванная обеспечить, во-первых, научную (методологическую и методическую) проработку проблем и вопросов, связанных  с экономической безопасностью  и, во-вторых, обеспечить подготовку соответствующих  кадров для каждого уровня иерархии органов и ведомств. Такова, в  самом общем виде, система государственных  органов, занятых в обеспечении  экономической безопасности.

Не  секрет, что действующим субъектом  обеспечения экономической безопасности Казахстана является само государство.

В современный период особую остроту  приобрела проблема обеспечения  экономической безопасности РК. Имеется  в виду безопасность страны как суверенного  государства - в политическом, экономическом, социальном и экологическом аспектах. Принципиальное значение имеют охрана прав и законных интересов граждан, прочные гарантии их личной безопасности. Общество и его демократические  институты нуждаются в стабильности [1].

Все это предопределяет высокие требования к государству и его организации  и деятельности. К сожалению, снижение уровня управления государственными делами вызывает серьезное беспокойство в  обществе. Ослабляется защита национальных интересов в разных сферах, а кризисные  явления и внешнее давление нередко  обостряют это противоречие. Поэтому  важнейшей задачей является укрепление нашего государства и повышение  его роли в обеспечении безопасности страны.

В организации государственной власти нужно сделать акцент на упорядочение форм ее осуществления, на улучшение  взаимодействия законодательных, исполнительных и судебных органов.

Субъекты  экономической безопасности – это  те организации, государственные институты, службы, отдельные личности (оперативные  работники, частные детективы, сотрудники служб безопасности и т.п.), которые  обеспечивают безопасность объекта  на основе практических действий при  введении в действие механизма обеспечения  экономической безопасности и организации  практических действий. Когда речь идет о субъектах обеспечения  экономической безопасности, следует  обратить внимание на систему обеспечения  национальной безопасности Казахстана. Систему обеспечения национальной безопасности на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики образуют взаимодействующие между собой  силы ее обеспечения, иные государственные  органы и организации, несущие, в  пределах своей компетенции, всю  полноту ответственности за обеспечение  национальной безопасности.

5. Государственная  поддержка предпринимательства  и бизнеса. Закон РК «О частном  предпринимательстве»

 

Основные направления  государственной поддержки частного предпринимательства

1. Государственная поддержка  частного предпринимательства осуществляется  по следующим основным направлениям:

совершенствование законодательства по вопросам регулирования частного предпринимательства;

создание и развитие центров  поддержки частного предпринимательства, бизнес - инкубаторов, технологических  парков, индустриальных зон и других объектов инфраструктуры частного предпринимательства;

учебно - методологическое, научно - методическое и информационное обеспечение деятельности субъектов частного предпринимательства за счет бюджетных средств.

2. Государственная поддержка  и развитие частного предпринимательства  осуществляются путем: 

создания при государственных  органах научно - исследовательских  институтов по изучению проблем и  разработке предложений по развитию частного предпринимательства;

организации деятельности экспертных советов при центральных государственных  и местных исполнительных органах;

создания финансовых институтов поддержки и развития частного предпринимательства;

организации деятельности бизнес - инкубаторов и индустриальных зон;

продажи земельных участков, зданий, помещений либо перевода жилых  помещений в нежилые в соответствии с законами Республики Казахстан.

3. Государственная поддержка  малого предпринимательства осуществляется  по направлениям, указанным в  пункте 1 настоящей статьи, включая: 

создание условий для  использования субъектами малого предпринимательства  государственных финансовых, статистических, материально - технических и информационных ресурсов, а также научно - технических  разработок и технологий;

разработку государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ развития малого предпринимательства;

установление упрощенного  порядка государственной регистрации  и ликвидации субъектов малого предпринимательства;

установление оптимального режима налогообложения;

принятие программ кредитования малого предпринимательства;

создание системы привлечения  и использования инвестиций, в  том числе иностранных, для поддержки  и развития малого предпринимательства;

обеспечение гарантированного объема закупа товаров (работ, услуг) в  соответствии с законодательством  Республики Казахстан о государственных  закупках;

Примечание

организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров путем развития существующих и создания новых учебных и исследовательских  центров, консалтинговых организаций  и информационных систем поддержки  и развития малого предпринимательства;

создание национальных институтов развития.

Примечание

4. исключен

5. Индустриальные зоны  создаются в целях обеспечения  экономических и организационных  условий для развития частного  предпринимательства. 

Задачами индустриальных зон являются:

1) содействие ускоренному  развитию частного предпринимательства  в сфере промышленности;

2) оптимизация затрат  на создание и развитие инфраструктуры  новых производств; 

3) повышение эффективности  производства;

4) обеспечение занятости  населения. 

6. Государственные органы продают субъектам частного предпринимательства земельные участки, здания, помещения либо изменяют целевое назначение земельного участка в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан, либо выдают разрешение на переоборудование жилого помещения в нежилое в соответствии с законодательством Республики Казахстан о жилищных отношениях с обязательным включением в договор купли - продажи либо в разрешение технических условий на подключение к необходимой инфраструктуре. Дальнейшее подключение субъектов частного предпринимательства к инфраструктуре осуществляется в соответствии с договором купли - продажи либо разрешением.

7. Финансовую поддержку  инициатив малого и среднего  предпринимательства со стороны  государства осуществляет специальный  фонд, контрольный пакет акций  которого принадлежит национальному  управляющему холдингу, основной  целью деятельности которого  является обеспечение доступа  к финансовым ресурсам.

Основными задачами специального фонда являются:

1) проектное финансирование;

2) развитие сети микрокредитных организаций с участием субъектов частного предпринимательства;

3) создание системы гарантирования  субъектов малого предпринимательства  при получении ими кредитов  в банках второго уровня;

4) развитие финансового  лизинга; 

5) обучение и консалтинг  субъектов малого предпринимательства; 

6) развитие грантовой системы софинансирования операций по внедрению системы менеджмента качества для субъектов малого предпринимательства;

7) другие задачи в соответствии  с уставом специального фонда. 

Порядок и условия реализации задач специального фонда определяются национальным управляющим холдингом.

6. Характеристика  государственного предпринимательства

Государственное предпринимательство – организационно-хозяйственная деятельность, порядок создания государством собственных предприятий, планирование и управление различными формами государственных предприятий.

Предприятия государственного сектора в странах с социальной рыночной экономикой создаются для:

  • обеспечения рабочих мест, ослабления циклических колебаний в экономике, в частности экономического кризиса,
  • содержания отраслей коммунального хозяйства – водоснабжения, электроснабжения, телефонной связи, муниципального транспорта, что обусловлено необходимостью создания социальных гарантий потребления этих видов услуг для абсолютного большинства населения и соответственно контроля за ценами в этих отраслях,
  • обеспечения обороноспособности страны, которая под влиянием интересов военных лобби в законодательных органах и других факторов превышает пределы целесообразности, перерастает в гигантский рынок оружия,
  • пополнения государственного бюджета. В этом случае создавались фискальные монополии, соответствующие виды предприятий (соляная – в Австрии, Германии, Франции и в других странах; водочно-спиртовая – во Франции, Германии и спичечная во Франции).

Наибольшего развития государственное  предпринимательство получило в  развитых странах мира в военный  период, а после Второй мировой войны – в 50-60-е гг. Так, в Англии, Австрии, Италии на государственных предприятиях было занято более 20% совокупной рабочей силы, производилось почти 20% валового национального продукта (в Австрии до 30%). На государственных предприятиях Австрии добывали до 85-90% каменного угля, нефти, железной руды, выплавляли почти столько же чугуна, стали, цветных металлов и т.д. На предприятиях строительной, машиностроительной, деревообрабатывающей и других отраслей государство контролировало более 40% капитала. Во Франции собственностью государства являются железные дороги, угольная промышленность, электроэнергетика и др. В 60-х гг. уровень производительности труда на государственных предприятиях Англии был выше, чем в негосударственном секторе. Быстрее росла и производительность труда. В 1971 г. каждый занятый на государственных предприятиях создавал до 2500 фунтов стерлингов национального дохода, а в обрабатывающей промышленности, которая не была сферой государственного предпринимательство, – лишь 1900 фунтов стерлингов. В последующие годы в результате промонополистической политики цен на государственных предприятиях росла финансовая задолженность, что стало основной причиной политики разгосударствления и приватизации в 80-е гг. – первой половины 90-х гг. после прихода к власти консервативных правительств.

Государство выступает и как крупный хозяйствующий  субъект, непосредственно участвующий  в рыночной экономике. Объектами  государственной собственности  являются предприятия, которые оказываются  экономически не эффективными для целей  частного бизнеса (таковы, например, капиталовложения в крупные научно-технические  программы). Другим источником государственной  собственности являются отрасли, продукция  которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного  хозяйства (энергетика, транспорт, связь, оборона). Наконец, государственными являются предприятия, результат деятельности которых предназначается для  совместного общественного потребления (так называемые «общественные товары»: дороги, экология, уличное освещение  и т. п.).

Часть государственных предприятий полностью  финансируется из государственного бюджета. Однако стратегия государственного хозяйствования имеет ярко выраженную рыночную направленность — это всемерная  коммерциализация деятельности государственных  предприятий. Поэтому большинство  государственных предприятий являются, как правило, акционерными обществами, обладая всей полнотой прав рыночного  субъекта. «Государственность» этих предприятий состоит в том, что  государство владеет контрольным  пакетом их акций. Таким образом, возникает особый вид «полугосударственных», «смешанных» предприятий, финансирование которых осуществляется наряду с  государством и частными инвесторами.

Разновидностью  государственного предпринимательства  следует считать и предоставление концессий — сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству  природных и производственных ресурсов.

В результате предпринимательства государство  регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к  ней сила, но и непосредственным участием в производственно-коммерческих операциях.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Бщая характеристика форм государственного регулирования