Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:47, доклад
На первый взгляд, простой вопрос о том, что такое механизм государственного регулирования экономики, вызывает большое многообразие разных ответов. В своем большинстве, эти представления о механизме государственного регулирования экономики, объясняются повседневной жизнью. Каждый сталкивается с производственными отношениями, отношениями собственности, технико-экономическими, социально-экономическими отношениями и т.п.
1. Механизм организации государственного регулирования
2. Административно-правовые методы регулирования
3. Экономические методы государственного воздействия
4. Система государственной экономической власти в Казахстане
5. Государственная поддержка предпринимательства и бизнеса. Закон РК «О частном предпринимательстве»
6. Характеристика государственного предпринимательства
Тема: Общая характеристика форм государственного регулирования
Вопросы:
1. Механизм организации
государственного
2. Административно-правовые методы регулирования
3. Экономические методы государственного воздействия
4. Система государственной
экономической власти в
5. Государственная поддержка
предпринимательства и бизнеса.
6. Характеристика
1. Механизм организации
государственного
На первый взгляд, простой
вопрос о том, что такое механизм
государственного регулирования экономики,
вызывает большое многообразие разных
ответов. В своем большинстве, эти
представления о механизме
Развитие общества, постоянное его воспроизводство
осуществляется в единстве всех сфер общественной
жизни и отношений. Среди этих отношений
основополагающее место занимают экономические
отношения, которые в своей простейшей
форме являются отношениями по поводу
рационального, эффективного использования
имеющихся ресурсов в конкретно-исторических,
социально-экономических условиях, определенных,
в конечном счете, существующими отношениями
собственности.
Механизм государственного регулирования
экономики определяется двумя аспектами
экономических отношений, которые тесно
связаны между собой, в то же время различны
и обладают определенной самостоятельностью.
Аспект рационального использования имеющихся
ресурсов и средств производства, а также
их воспроизводство являются технико-экономическими
и определяются свойствами этих ресурсов,
имеющимися технологическими возможностями.
Тогда как аспект, определяющий социально-экономические
отношения, развиваясь на базе технико-экономических
отношений, непосредственно определяется
отношениями собственности в данном обществе.
Таким образом, сущность механизма государственного
регулирования экономики, основанного
на особенностях социально-экономических
производственных отношений, получает
новое подтверждение в современных условиях,
когда развитие многообразия форм собственности
на основе существующего технико-экономического
базиса используется для активного формирования
и развития экономики.
Механизм государственного регулирования
экономики образует систему. Каждому способу
производства присуща своя система производственных
отношений и, следовательно, свой механизм
государственного регулирования экономики.
Причем особую, и определяющую роль в каждой
системе, играет основной экономический
закон, который выражает наиболее существенные
черты данных производственных отношений.
Механизм государственного регулирования
экономики основывается, прежде всего,
на необходимой взаимозависимости между
двумя сторонами общественного производства.
Это соответствие производственных отношений
характеру и уровню производительных
сил, что действует на всех ступенях исторического
развития общества и определяет основные
цели механизма регулирования экономики.
Чтобы ускорить социально-экономический
прогресс общества, необходимо постоянно
совершенствовать производственные отношения,
поддерживать их устойчивое соответствие
динамично развивающимся производительным
силам с тем, чтобы не допускать застоя
в развитии производства, своевременно
выявлять и разрешать возникающие между
ними противоречия.
Механизм государственного регулирования
экономики отражает необходимые внутренние
связи между явлениями и процессами экономической
жизни общества. Особенность механизма
государственного регулирования экономики
проявляется в том, что его применение
требует активной и организованной деятельности
людей для достижения целей развития экономики.
Научное познание и более полное овладение
этим механизмом позволяет членам общества
действовать в направлениях, которые диктуются
объективными экономическими условиями,
и тем самым совершенствовать свою хозяйственную
деятельность в соответствии с назревшими
потребностями, ускорять развитие производительных
сил.
Механизм государственного регулирования
экономики, образуя сложную структуру,
основанную на производственных отношениях
в обществе, экономических законах, определенном
способе производства дифференцирует
сложный хозяйственный процесс на составляющие
его простые элементы. Это достигается
путем анализа, с помощью которого выясняется
роль и значение каждого отдельного элемента,
их причинно-следственная связь внутри
единого, но сложного хозяйственного организма.
После того как выяснена роль каждого
элемента, все они соединяются в единое
органическое целое. Внутренняя связь
между ними, их взаимодействие исследуются
на основе синтеза.
Главная проблема при изучении механизма
государственного регулирования экономики
заключается в выявлении его содержания.
Для этого необходимо: определение входящих
в механизм государственного регулирования
производственно-экономических отношений;
установление степени адекватности экономических
форм управления объективным основам
экономического строя.
Механизм государственного
регулирования экономики, как структурный
элемент системы
2. Административно-правовые методы регулирования
О методах административного
регулирования. Они позволяют ответить
на вопрос: как, каким образом, какими
способами осуществляется регулирование.
Административному праву
Под
административно-правовыми
Логическая структура их традиционна для всех норм права - это гипотеза (юридические факты), диспозиция (само правило поведения) и санкция (мера, применяемая в случаях нарушения требований этих норм).
Виды административно-правовых норм классифицируются по различным основаниям:
1. по юридическому содержанию;
2.
по материальному и
3. в зависимости от адресата нормативных предписаний;
4. по объему регулирования;
5. по юридической силе;
6. по сфере действия;
7. по действию во времени;
8. по действию в пространстве.
ИСТОЧНИКИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения. Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как пункты, параграфы в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками права, внешними причинами его выражения.
Источниками
административного права
Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти.
Для
правовой регламентации управления
нужно большое число законов
и еще большее число
Существует значительное число чисто административно - правовых источников. Но много “ смешанных” многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права ( например, административного и уголовного).
В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно разделить на несколько типов:
1) Законы ( Конституция РК, Основы законодательства, Законы, кодексы);
2) Решения областных, районных, городских и т.д.;
II. Акты государственной администрации;
1)
Указы, распоряжения
2)
Постановления, распоряжения
3)
Приказы, постановления
4)
Постановления, распоряжения
5)
Приказы, постановления иных
6)
Приказы руководителей
3. Экономические методы государственного воздействия
Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает; в условиях стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила — так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.
Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить.
Экономические рычаги, используемые
государством для регулирования
экономики, довольно разнообразны, но
основные из них: налоги, перераспределение
доходов и ресурсов, ценообразование,
государственная
Административные методы, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством в том случае, когда экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее эффективно используются в следующих областях:
естественная государственная монополия (железнодорожный транспорт, связь, фундаментальная наука);
• охрана окружающей среды и использование ресурсов;
• сертификация, стандартизация, метрология;
• социальная политика, прежде всего, — это определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособий по безработице и т.д.).
Для создания нормальных условий
для предпринимательской
■ Фискальная (бюджетная) политика
государства. Это регулирование
государственным бюджетом и налогообложением
с целью стабилизации и оживления
экономики. Механизм воздействия государства
на предпринимательскую
Во время спада производства для увеличения совокупного спроси государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. На подъем экономики государство может воздействовать, сокращая свои доходы, т.е. уменьшая налоги с населения и предприятий. У населения повышается спрос на потребительские товары, а у предприятий появляется больше возможностей для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики. Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Ведь налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и простого воспроизводства. Оно должно предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики; для стимулирования малого бизнеса; для предприятий, значительную часть своих доходов направляющих на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.
4. Система государственной
экономической власти в
Система государственных органов, обеспечивающих экономическую безопасность нашего государства, за период с 1992 по 2006 годы претерпела несколько этапов реформирования, реорганизации, переименований. Это, прежде всего, связано со становлением Республики Казахстан (далее - РК) как молодого государства. В связи с принятием закона РК "О национальной безопасности РК", фактически сложилась система основных государственных органов, обеспечивающих экономическую безопасность РК, каждый из которых выполняет эту функцию в пределах предоставленных ему полномочий и с учетом положений вышеуказанного закона.
Многообразие форм собственности, рыночные отношения в корне должны были изменить не только наше видение содержания экономической безопасности, систему мер ее обеспечения, но и наш подход к самой системе органов, призванных осуществлять всю деятельность, наполнить конкретным содержанием систему мер по обеспечению экономической безопасности. Это касается всех аспектов проблемы, прежде всего, системы государственных органов. Необходимо отметить многоаспектность самой проблемы экономической безопасности. Поэтому вряд ли возможно всю эту многоаспектность охватить деятельностью одного - двух органов.
Во-первых, такие органы, действуя в пределах своей компетенции, смогут бороться только с последствиями, не затрагивая причин, порождающих угрозы экономической безопасности.
Во-вторых, любая постановка перед этими органами задачи по прямому воздействию на причины, порождающие угрозы, немедленно будет выходить за пределы их компетенции, то есть, будет осуществляться или на грани закона, или с нарушением закона. Учитывая наш собственной опыт, скорее всего, мы получим второй вариант.
Решение
противоречий - это прерогатива, прежде
всего, государственных органов, занятых
в сфере управления экономикой и
регулированием экономических отношений.
Вот почему и возникает соответствующая
иерархия, в которой каждый уровень
решает круг задач, определяемых его
компетенцией. При таком подходе
мы можем выделить несколько уровней,
образующих систему государственных
органов и ведомств, занятых в
пределах своей компетенции проблемами
экономической безопасности. Во-первых,
органы законодательной власти, определяющие
на уровне законов основные направления
и механизмы обеспечения
Во-вторых,
органы исполнительной власти, определяющие
стратегию обеспечения
Информация о работе Бщая характеристика форм государственного регулирования