Бюджетный дефицит: теоретические и практические аспекты проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение бюджетного дефицита, его теоретических и практических аспектов проблем.
Исходя из поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1)Рассмотрение понятия, причины его возникновения и социально-экономические последствиябюджетного дефицита;
2) Исследовать способы финансирования дефицита государственного бюджета;
3) Охарактеризовать понятия, виды и экономические последствия государственного долга;
4) Проанализировать регулирование и финансирование бюджетного дефицита с 1985 по 2004 годы;
5) Выявить источники внутреннего и внешнего покрытия дефицита федерального бюджета;
6) Изучить проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения на примере зарубежной практики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита и государственного долга…………………………………..5
1.1. Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия……....5
1.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета…………………………………………………………………………....8
1.3. Понятие, методы и инструменты управления государственным долгом……………………………13
Глава 2. Анализ бюджетного дефицита в России и за рубежом и способы их покрытия………………………………19
2.1. Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита с 1985 по 2004 года………………………19
2.2. Источники внутреннего и внешнего покрытия дефицита федерального бюджета…………………………26
2.3. Проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения на примере зарубежной практики……32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников и литературы…………………………...45

Файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.docx

— 77.23 Кб (Скачать)

Немного подробнее необходимо остановиться на проблеме так называемого  «скрытого дефицита». По оценкам  зарубежных специалистов к его появлению  приводит неумелое составление бюджета, неверная оценка макропоказателей, используемых при составлении статей доходов, а также использование последних  не в полном объеме. В дальнейшем в ходе бюджетного процесса правительство  вынуждено производить периодический  пересмотр расходной части бюджета, что в конечном итоге приводит к секвестру отдельных статей последнего. В свою очередь совокупность сокращенных статей бюджета приводит к накапливаемому или скрытому дефициту бюджета, а это не что иное, как  увеличение государственного долга  и соответственно увеличение расходов по его обслуживанию, и как следствие, увеличение реального дефицита бюджета  страны. Опыта передовых стран  показывает, что нельзя не учитывать  в качестве внутреннего государственного долга задолженность государства перед своими гражданами по выплате пенсий и заработной платы работников бюджетной сферы. Такие задолженности есть не что иное, как увеличение расходной части бюджета и естественно должны увеличивать реальный бюджетный дефицит.27

Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой  международной и присутствует в  бюджетах всех стран с развитыми  рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами  многих стран, в том числе и  правительством Соединенных Штатов Америки, самой мощной и экономически развитой страны в мире.

В большинстве развитых стран  широкое распространение в практике государственного регулирования экономики  получила теория циклического балансирования бюджета. Основы этой теории были заложены Дж. Кейнсом в 30-е гг. Именно кейнсианская теория отвергла необходимость ежегодно сбалансированного бюджета. Она  фактически легализовала бюджетные  дефициты для стимулирования экономики. Суть теории циклического балансирования бюджета состоит в том, что  во время экономического спада для  стимулирования экономического роста  государство обязано сократить  налоги и увеличить расходы. Государство  должно компенсировать резкое падение  спроса и воспрепятствовать уменьшению государственных расходов. При этом неизбежно возникнет дефицит  бюджета. В течение фазы экономического подъ-ема государство рассчитывается по долгам за счет повышенных ставок налогообложения  или за счет увеличения налоговых  поступлений вновь заработавших предприятий. Таким образом, к концу  экономического цикла бюджет становится сбалансированным. Балансирование осуществляется на протяжении цикла: избыток бюджетных  средств в фазе подъема компенсирует бюджетный дефицит в фазе кризиса.28

При этом большая роль отводится  «встроенным стабилизаторам» (прогрессивная  система налогообложения, трансфертные платежи государства - социальные выплаты, пособия по безработице и др.). С их помощью размер совокупного  спроса способен автоматически снижаться  или расширяться в зависимости  от фазы цикла в противоположном  движению конъюнктуры направлении. Например, при спаде деловой активности в результате снижения совокупного  дохода происходит автоматическое сокращение налоговых поступлений и увеличение определенных видов трансфертных платежей, что приводит к образованию циклического дефицита и частично компенсирует сокращение совокупного спроса. В условиях подъема  экономики происходит обратное - увеличиваются  налоговые платежи, сокращаются  трансфертные платежи.

В рамках многих современных  теорий, в частности теории компенсирующегося  бюджета, считается невозможным, да и не нужным добиваться его сбалансированности. Если учитывать, что в современных  условиях действуют устойчивые факторы, увеличивающие дефицит бюджета, то необходимо более полно использовать государственный кредит как законный источник доходов бюджета. Именно государственный  кредит, по мнению представителей этой теории, способен не только компенсировать разрыв доходов и расходов, но и  притянуть на себя излишнюю часть  сбережений и инвестировать ее в  экономику.

В большинстве стран с  развитой рыночной экономикой правительство  стремится балансировать бюджет в более долгосрочной перспективе - на циклической или функциональной основе. В условиях переходной экономики, когда ситуация в целом менее  предсказуема, правительство вынуждено  ежегодно балансировать бюджет. Поэтому  не случайно в Бюджетном кодексе  РФ отмечается, что федеральный, региональный или местный бюджет не могут быть приняты с профицитом или дефицитом, должна осуществляться ежегодная балансировка бюджета. Это, конечно, менее эффективный способ, поскольку он ведет к снижению степени встроенной стабильности экономики, вызывает частые колебания налоговых ставок, снижает инвестиционную активность, а также эффективность распределения доходов. Однако в некоторой степени он оправдан, поскольку в условиях переходной экономики ситуация является менее предсказуемой.

Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики  в целом, нужно оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным.29

1. Дефицит может быть  связан с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики. В этом  случае он отражает не кризисное  течение общественных процессов,  а государственное регулирование  экономической конъюнктуры, стремление  обеспечить прогрессивные сдвиги  в структуре общественного производства.

2. Дефициты возникают  в результате чрезвычайных обстоятельств  (войны, крупные стихийные бедствия  и т.п.), когда обычных резервов  становится недостаточно и приходится  прибегать к источникам особого  рода.

3. Дефицит может отражать  кризисные явления в экономике,  ее развал, неэффективность финансово-кредитных  связей, неспособность правительства  держать под контролем финансовую  ситуацию в стране. В этом случае  он — явление чрезвычайно тревожное,  требующее принятия не только  срочных и действенных экономических  мер, но и соответствующих политических  решений.

Государство обязано формировать  свою бюджетную политику таким образом, чтобы добиться сокращения бюджетного дефицита.

Существование бюджетного дефицита требует постоянного поиска путей  его преодоления и, в идеале, сбалансирования  доходов и расходов бюджета. Конкретные мера государства в этом направлении  могут быть разными, но в результате сводятся к созданию возможностей роста доходов и сокращения расходов бюджета. С этой целью необходимо:

• усовершенствовать налоговую систему, обеспечить оптимальный уровень налоговых изъятий для формирования бюджетов всех уровней и создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности;

• усилить ответственность субъектов ведения хозяйства и их руководителей, в частности личностную имущественную и криминальную, за соблюдение требований налогового законодательства, своевременность и полноту расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

• усовершенствовать инструменты привлечения к инвестиционной сфере личных сбережений населения;

• обеспечить финансовую поддержку малого и среднего бизнеса путем разработки и выполнения целевых программ развития малого и среднего предпринимательства;

• внедрить жесткий режим экономии бюджетных средств;

• перейти от бюджетного финансирования к системе предоставления субсидий, субвенций, инвестиционных ссуд субъектам ведения хозяйства;

• внедрить научно обоснованную систему прогнозирования показателей, которые берутся за основу формирования доходов и расходов бюджета, использовать при бюджетном планировании нормативы бюджетной обеспеченности;

• создать благоприятные экономические условия для субъектов хозяйствования путем уменьшения налоговой давки;

• широкое привлечение в страну иностранного капитала;

• сокращение объемов государственного сектора экономики и, соответственно, бюджетного финансирования;

• снижение расходов на управление и т.п

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства. Целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По результатам проделанной  работы были сделаны следующие выводы:

1. Бюджетный дефицит представляет  собой разницу между государственными  доходами и расходами.

Бюджетный дефицит может  образоваться в результате следующих  причин:чрезвычайная ситуация в стране: война, крупное стихийное бедствие, когда обычные источники доходов  не покрывают новых расходов и  государство прибегает к поиску новых дополнительных доходных источников;подъем экономики на определенном этапе  развития общественных отношений, следствием чего является превышение расходов над  доходами. В этом случае дефицит  бюджета финансирует прогрессивные  сдвиги в экономике, поэтому не считается  отрицательным явлением;как следствие  экономического и политического  кризиса. Как правило, это происходит из-за эмиссии денег, продажи облигаций  государственного займа, государственных  ценных бумаг, больших оборотов наличной денежной массы в теневой экономике. В этом случае дефицит бюджета- явление  кризисное, отражающее невозможность  правительства контролировать политическую и финансовую обстановку в стране.

Существуют глубинные, общие  причины бюджетного дефицита, что  свойственно любому государству, в  котором расходы бюджета превышают  доходы, и конкретные, особенные  причины, которые имеют место  в отдельной стране. Глубинными причинами  бюджетного дефицита является спад производства, снижения эффективности функционирования отраслей экономики и предприятий, невзвешенная социально-экономическая  политика в государстве.

2. Дефицит государственного  бюджета может быть покрыт  за счет внутренних и внешних  источников.

К внутренним источникам относят: государственные займы, осуществляемые посредством выпуска государственных ценных бумаг; дополнительную денежную эмиссию, производимую Центральным банком Российской Федерации, но эта мера непосредственно ведет к увеличению инфляции; кредиты (номинированные в рублях), получаемые правительством от кредитных организаций; бюджетные кредиты и бюджетные ссуды, получаемые от бюджетов других уровней; поступления от продажи государственного имущества (приватизации); остатки по государственным запасам и резервам; профициты прошлых лет.

К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относят: государственный  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг, номинированных в ценной валюте; кредиты правительств иностранных  государств, международных финансовых организаций, банков и фирм, выраженные в иностранной валюте.

В России наиболее распространенный источник внутреннего покрытия бюджетного дефицита включает выпуск государственных  краткосрочных облигаций и облигаций  федерального займа.

3. Государственный долг — это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.

В России сложился отличный от общемирового подход к такому разделению. Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на: внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. В настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

Рост государственного долга  влечет за собой реальные негативные экономические последствия: выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения;повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе; существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга);рост внешнего долга снижает международный авторитет страны; когда правительство берёт заем на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал.

4. Впервые в 2004 г. в современной российской истории бюджет имеет значительный профицит, - 126,5 млрд. рублей, или 1,19% ВВП. Результат (в процентах к ВВП, конечно, а не в абсолютных цифрах) - как в США. Еще в 2000году эксперты МВФ боролись за то, чтобы хронический бюджетный дефицит в России был поменьше (крупнейшим достижением тогда выглядело финансирование этого дефицита с помощью ГКО, а не кредитов ЦБ). В бюджете в 2000 г. был обеспечен первичный профицит (то есть превышение текущих доходов над текущими расходами) более чем в 3% ВВП. Бюджет 2004 года был впервые сверстан полностью бездефицитным. И вот новое достижение - профицит.

Информация о работе Бюджетный дефицит: теоретические и практические аспекты проблемы