Бюджетный дефицит: теоретические и практические аспекты проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение бюджетного дефицита, его теоретических и практических аспектов проблем.
Исходя из поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1)Рассмотрение понятия, причины его возникновения и социально-экономические последствиябюджетного дефицита;
2) Исследовать способы финансирования дефицита государственного бюджета;
3) Охарактеризовать понятия, виды и экономические последствия государственного долга;
4) Проанализировать регулирование и финансирование бюджетного дефицита с 1985 по 2004 годы;
5) Выявить источники внутреннего и внешнего покрытия дефицита федерального бюджета;
6) Изучить проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения на примере зарубежной практики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита и государственного долга…………………………………..5
1.1. Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия……....5
1.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета…………………………………………………………………………....8
1.3. Понятие, методы и инструменты управления государственным долгом……………………………13
Глава 2. Анализ бюджетного дефицита в России и за рубежом и способы их покрытия………………………………19
2.1. Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита с 1985 по 2004 года………………………19
2.2. Источники внутреннего и внешнего покрытия дефицита федерального бюджета…………………………26
2.3. Проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения на примере зарубежной практики……32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников и литературы…………………………...45

Файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.docx

— 77.23 Кб (Скачать)

 

ЯКУТСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ

«АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Финансовый факультет

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: «Бюджетный дефицит: теоретические и практические

 аспекты проблемы»

 

 

Выполнил:

 ст. гр. БЭ-11-2курс (экст.)

Есикова Кристина Андреевна

Проверил:

Турантаева М.В.

Результат защиты:

____________________________________

(Оценка)

 

_________________________________________________

(Подписи членов комиссии)

«___»_________________2011 г.

 

 

 

Якутск 2011

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита и государственного долга………………………………….…………………………………………….5

1.1. Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия………………………………………....5

1.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета…………………………………………………………………………....8

1.3. Понятие, методы и  инструменты управления государственным  долгом…………………………………………………………………………….13

Глава 2. Анализ бюджетного дефицита в России и за рубежом и способы  их покрытия………………………………………………………………………….19

2.1. Анализ регулирования  и финансирования бюджетного  дефицита с 1985 по 2004 года………………………………………………………………...19

2.2. Источники внутреннего  и внешнего покрытия дефицита  федерального бюджета………………………………………………………….26

2.3. Проблемы управления  бюджетным дефицитом и методы  их устранения на примере зарубежной  практики………………………………...32

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованных источников и литературы…………………………...45

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственный бюджет может  быть профицитным и дефицитным, когда  величина государственных доходов  соответственно больше или меньше его  расходов. Сбалансированный бюджет практически  невозможен из-за циклического развития экономики. В периоды экономического спада наблюдается дефицит бюджета, а в период подъема – его  профицит.

В тех государствах, в  которых часто допускается бюджетный  дефицит, образуется и возрастает государственный  долг.

Государственный долг представляет собой задолженность, которая накопилась у правительства в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов. В  ряде случаев эта величина достигает  поистине астрономических размеров, и ее невозможно погасить за короткий срок.

Актуальность данной работы заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.

Целью работы является изучение бюджетного дефицита, его теоретических  и практических аспектов проблем.

Исходя из поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

1)Рассмотрение понятия,  причины его возникновения и социально-экономические последствиябюджетного дефицита;

2) Исследовать способы  финансирования дефицита государственного  бюджета;

3) Охарактеризовать понятия,  виды и экономические последствия  государственного долга;

4) Проанализировать регулирование  и финансирование бюджетного  дефицита с 1985 по 2004 годы;

5) Выявить источники внутреннего  и внешнего покрытия дефицита  федерального бюджета;

6) Изучить проблемы управления  бюджетным дефицитом и методы  их устранения на примере зарубежной  практики.

Поставленная цель и задачи определили структуру работы, которая  включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.

В первой главе работы раскрываются теоретические понятия дефицита бюджета, причины возникновения. Социально-экономические  последствия и способы его  финансирования. Также было рассмотрено  понятие, виды и экономические последствия  государственного долга.

Вторая глава посвящена  анализу бюджетного дефицита в России за период 1985 по 2004 годы, зарубежная практика управления бюджетным дефицитом. Так  же были выявлены источники покрытия дефицита федерального бюджета.

Теоретическую базу данной работы составили труды таких  авторов как Селезнев А.В., Мартыганова  Е.А., Шапиро С.А., Борисов Е.Ф., Сидорович  А.В., Врублевская О.В., Романовский  М.В. и другие.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита и государственного долга

 

1.1. Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и

 социально-экономические  последствия

 

В современных условиях, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в ведущих  странах наблюдается хронический  дефицит их государственных бюджетов, то есть превышение расходов бюджета  над его доходами.

В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает  сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает  профицит. Но чаще всего расходы  превышают доходы. В таком случае возникает дефицит.

Бюджетный дефицит – это  финансовое явление, не являющееся обязательно  чрезвычайным. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории  не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.1

Сбалансированность имеет краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений макроэкономической ситуации по сравнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств.

Долгосрочная несбалансированность бюджета связана с увеличением  разрыва между государственными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлена причинами, которые носят более устойчивый характер. Так, в большинстве развитых стран на протяжении последнихпятнадцать лет наблюдается устойчивая тенденция к росту дефицита национальных бюджетов.

Очень часто, особенно в нашей  стране и в других странах с  переходной экономикой, происходит искусственное  либо завышение, либо занижение истинной величины бюджетного дефицита.

Так, искусственное занижение  дефицита бюджета может осуществляться с помощью следующих инструментов:2

1) «налоговой амнистии»,  которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты  налогов, внести за один раз  всю сумму, равную определенной  части общего налогового сбора;

2) мероприятий по сбору  просроченных налоговых платежей;

3) введением временных  или добавленных налогов;

4) отсрочками выплат заработной  платы работникам государственного  сектора;

5) отсрочкой обязательной  индексации заработной платы  в соответствии с динамикой  уровня инфляции;

6) распродажей государственных  активов;

7) наличием скрытого дефицита, обусловленного квазибюджетными расходами.

Считается, что само по себе наличие дефицита бюджета еще  не является сигналом экономического неблагополучия. Очень часто дефицит  рассматривается как важный инструмент экономической политики государства, прежде всего макроэкономического  регулирования. Умелое обращение с  этим инструментом позволяет государству  решить достаточно широкий круг экономических  и социальных проблем. Но, длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного спроса и доходы, уровень цен, состояние платежного баланса. Поэтому стратегической целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.

Бюджетный дефицит может  образоваться в результате следующих  причин:

1) чрезвычайная ситуация в стране: война, крупное стихийное бедствие, когда обычные источники доходов не покрывают новых расходов и государство прибегает к поиску новых дополнительных доходных источников;

2) подъем экономики на определенном этапе развития общественных отношений, следствием чего является превышение расходов над доходами. В этом случае дефицит бюджета финансирует прогрессивные сдвиги в экономике, поэтому не считается отрицательным явлением;

3) как следствие экономического и политического кризиса. Как правило, это происходит из-за эмиссии денег, продажи облигаций государственного займа, государственных ценных бумаг, больших оборотов наличной денежной массы в теневой экономике. В этом случае дефицит бюджета- явление кризисное, отражающее невозможность правительства контролировать политическую и финансовую обстановку в стране.3

Существуют глубинные, общие  причины бюджетного дефицита, что  свойственно любому государству, в  котором расходы бюджета превышают  доходы, и конкретные, особенные  причины, которые имеют место  в отдельной стране. Глубинными причинами  бюджетного дефицита является спад производства, снижения эффективности функционирования отраслей экономики и предприятий, невзвешенная социально-экономическая  политика в государстве.

 

 

 

 

1.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета

 

Бюджетный дефицит можно  уменьшить при увеличении реального  национального дохода, повысив налоговые  поступления и сократив социальные трансферты, или же путем снижения налогов, за счет чего увеличиться располагаемый  доход домашних хозяйств, а следовательно, возрастут и сбережения, идущие на инвестиции.

Дефицит государственного бюджета  может быть покрыт за счет внутренних и внешних источников.

К внутренним источникам относят:4

1) государственные займы,  осуществляемые посредством выпуска  государственных ценных бумаг;

2) дополнительную денежную  эмиссию, производимую Центральным  банком Российской Федерации,  но эта мера непосредственно  ведет к увеличению инфляции;

3) кредиты (номинированные  в рублях), получаемые правительством  от кредитных организаций;

4) бюджетные кредиты и  бюджетные ссуды, получаемые от  бюджетов других уровней;

5) поступления от продажи  государственного имущества (приватизации);

6) остатки по государственным  запасам и резервам;

7) профициты прошлых лет. 

К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относят:

1) государственный займы,  осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг, номинированных  в ценной валюте;

2) кредиты правительств  иностранных государств, международных  финансовых организаций, банков  и фирм, выраженные в иностранной  валюте.

В России наиболее распространенный источник внутреннего покрытия бюджетного дефицита включает выпуск государственных  краткосрочных облигаций и облигаций  федерального займа. Государственные краткосрочные облигации – это краткосрочные (до одного года) бескупонные облигации, по которым не предлагается выплата текущего процентного дохода, а дисконт формируется как разница между ценой их размещения (продажи) и ценой погашения (выкупа). Облигации федерального займа – это среднесрочные (от одного года да пяти лет) и долгосрочные (от пяти до тридцати лет) государственный обязательства, предполагающие выплату фиксированного или переменного купона (процента).

Государственные займы позволяют  эффективно и достаточно быстро решать проблему дефицита госбюджета. Но перед  государством может возникнуть ряд  проблем, в частности, «эффект вытеснения» - перетягивание в государственный  сектор из частного средств которые  могли бы в противном случае использоваться в качестве инвестиций. Кроме того, в результате использования данного  способа финансирования бюджетного дефицита накапливается государственный  долг. Так, в 1996 г. внутренний долг РФ, выраженный в облигациях госзаймов, составлял 76,8 млрд руб. На 1 января 2006 г. долг РФ погосударственным краткосрочным облигациям и облигациям федерального займа составил 851,1 млрд руб.5 Наконец, злоупотребление таким методом финансирования бюджетного дефицита может привести к невозможности платить по долгам (дефолту), как это имело место в России в августе 1998 г.

Информация о работе Бюджетный дефицит: теоретические и практические аспекты проблемы