Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью работы является изучение бюджетного дефицита, его теоретических и практических аспектов проблем.
Исходя из поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1)Рассмотрение понятия, причины его возникновения и социально-экономические последствиябюджетного дефицита;
2) Исследовать способы финансирования дефицита государственного бюджета;
3) Охарактеризовать понятия, виды и экономические последствия государственного долга;
4) Проанализировать регулирование и финансирование бюджетного дефицита с 1985 по 2004 годы;
5) Выявить источники внутреннего и внешнего покрытия дефицита федерального бюджета;
6) Изучить проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения на примере зарубежной практики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита и государственного долга…………………………………..5
1.1. Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия……....5
1.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета…………………………………………………………………………....8
1.3. Понятие, методы и инструменты управления государственным долгом……………………………13
Глава 2. Анализ бюджетного дефицита в России и за рубежом и способы их покрытия………………………………19
2.1. Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита с 1985 по 2004 года………………………19
2.2. Источники внутреннего и внешнего покрытия дефицита федерального бюджета…………………………26
2.3. Проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения на примере зарубежной практики……32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников и литературы…………………………...45
У государственных займов
есть дополнительные положительные
эффекты. Во-первых, образовавшийся на
их основе рынок государственных
ценных бумаг может привлекать часть
инвесторов, которые по тем или
иным причинам испытывают недоверие
к остальным сегментам
Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), то есть расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу.
Если государство будет
использовать только этот метод финансирования
дефицита государственного бюджета, то
может наступить момент в будущем,
когда дефицит будет столь
велик (т.е. будет выпущено такое
количество государственных облигаций
и расходы по обслуживанию государственного
долга будут столь значительны)
Использование в качестве способа финансирования бюджетного дефицита кредитов, получаемых правительством от кредитных организаций, зависит от «мощности» кредитной системы государства. В России коммерческие банки пока не обладают достаточными финансовыми средствами, чтобы решить эту задачу.
Бюджетные ссуды и кредиты, получаемые от бюджетов других уровней, представляют собой незначительный источник покрытия бюджетного дефицита на федеральном уровне, так как большинство регионов России считаются дотационными. Обычной практикой является передача средств с федерального на более низкие уровни бюджетной системы РФ. Так, в 2006 г. На финансовую помощь бюджетам других уровней из федерального бюджета было намечено направить более 372 млрд руб., или 8,7% от всей его расходной части.
Важный источник внутреннего финансирования дефицита госбюджета возникает в том случае, если бюджет предыдущего года был исполнен с профицитом. В России начиная с 2001 г. Бюджеты являются профицитными. В бюджет 2007 г. Также заложен профицит.
В качестве внешнего источника
покрытия бюджетного дефицита выступает
выпуск государственных ценных бумаг,
номинированных в иностранной валюте.
В России это еврооблигации (ценные
бумаги, выраженные в валюте европейских
государств), ОГВЗ (облигации государственного
валютного займа), ОВГВЗ (облигации
внутреннего государственного валютного
займа) и другие. Характерно, что
использование внешних
Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.
В целях сбалансированности
бюджетов правительства могут
Среди конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует назвать такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов, а именно:8
• изменение направлений
инвестирования бюджетных средств
в отрасли народного хозяйства
с целью повышения
• более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих экономический рост;
• резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования;
• запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.
Особенность внутренних источников
финансирования бюджетного дефицита связана
с тем, что Правительство РФ постоянно
увеличивает сроки
Внешние источники финансирования
бюджетного дефицита обеспечивают поступление
иностранной валюты в бюджет на финансирование
текущих расходов и импортных
закупок. Улучшению структуры внешних
заимствований в значительной степени
способствует получение кредитов от
ведущих международных
1.3. Понятие, виды и экономические последствия государственного
долга
Государственный долг — это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.9
Сразу отмечу, что в России сложился отличный от общемировогоподход к такому разделению. Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на: внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.
В мировой же практике существуют следующие определения:
Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.10
Внутренний долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.11
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме ценных эмиссионных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.
Нарастание внутреннего
долга менее опасно для национальной
экономики по сравнению с ростом
ее внешнего долга. Утечки товаров и
услуг при погашении
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный заем — важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.12
Обычно в государственном долге видят две опасности: во-первых, возможность банкротства нации, и, во-вторых, опасность переложения долгового бремени на будущие поколения.
По поводу первой «опасности»
можно отметить следующее: никто
не может запретить правительству
выполнять свои обязательства по
обслуживанию государственного долга.
Эти финансовые обязательства складываются
из: рефинансирования (при наступлении
срока погашения облигаций
Что касается второй «опасности», то специфика внутреннего долга такова, что страна как бы должна сама себе; В большинстве случаев — внутренний долг это только отношения между гражданами страны. Он является одновременно и государственным кредитом.
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.
Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.
Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.
В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).
В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.
В-пятых, когда правительство берёт заем на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.
Государственным долгом РФ
являются долговые обязательства страны
перед физическими и
К государственному долгу
РФ относятся: долговые обязательства
РФ перед физическими и
Информация о работе Бюджетный дефицит: теоретические и практические аспекты проблемы