Бюджетный дефицит: теоретические и практические аспекты проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение бюджетного дефицита, его теоретических и практических аспектов проблем.
Исходя из поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1)Рассмотрение понятия, причины его возникновения и социально-экономические последствиябюджетного дефицита;
2) Исследовать способы финансирования дефицита государственного бюджета;
3) Охарактеризовать понятия, виды и экономические последствия государственного долга;
4) Проанализировать регулирование и финансирование бюджетного дефицита с 1985 по 2004 годы;
5) Выявить источники внутреннего и внешнего покрытия дефицита федерального бюджета;
6) Изучить проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения на примере зарубежной практики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита и государственного долга…………………………………..5
1.1. Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия……....5
1.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета…………………………………………………………………………....8
1.3. Понятие, методы и инструменты управления государственным долгом……………………………13
Глава 2. Анализ бюджетного дефицита в России и за рубежом и способы их покрытия………………………………19
2.1. Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита с 1985 по 2004 года………………………19
2.2. Источники внутреннего и внешнего покрытия дефицита федерального бюджета…………………………26
2.3. Проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения на примере зарубежной практики……32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников и литературы…………………………...45

Файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.docx

— 77.23 Кб (Скачать)

У государственных займов есть дополнительные положительные  эффекты. Во-первых, образовавшийся на их основе рынок государственных  ценных бумаг может привлекать часть  инвесторов, которые по тем или  иным причинам испытывают недоверие  к остальным сегментам фондового  рынка. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги старых займов, государство может активно воздействовать на спрос и предложение на всем рынке ссудных капиталов. Но эти положительные стороны проявляются в основном в развитых странах со стабильной рыночной экономикой.

Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных  облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), то есть расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу.

Если государство будет  использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь  велик (т.е. будет выпущено такое  количество государственных облигаций  и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет  гораздо больше, чем, если проводить  ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.6

Использование в качестве способа финансирования бюджетного дефицита кредитов, получаемых правительством от кредитных организаций, зависит  от «мощности» кредитной системы  государства. В России коммерческие банки пока не обладают достаточными финансовыми средствами, чтобы решить эту задачу.

Бюджетные ссуды и кредиты, получаемые от бюджетов других уровней, представляют собой незначительный источник покрытия бюджетного дефицита на федеральном уровне, так как  большинство регионов России считаются дотационными. Обычной практикой является передача средств с федерального на более низкие уровни бюджетной системы РФ. Так, в 2006 г. На финансовую помощь бюджетам других уровней из федерального бюджета было намечено направить более 372 млрд руб., или 8,7% от всей его расходной части.

Важный источник внутреннего  финансирования дефицита госбюджета возникает  в том случае, если бюджет предыдущего  года был исполнен с профицитом. В России начиная с 2001 г. Бюджеты  являются профицитными. В бюджет 2007 г. Также заложен профицит.

В качестве внешнего источника  покрытия бюджетного дефицита выступает  выпуск государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. В России это еврооблигации (ценные бумаги, выраженные в валюте европейских  государств), ОГВЗ (облигации государственного валютного займа), ОВГВЗ (облигации  внутреннего государственного валютного  займа) и другие. Характерно, что  использование внешних источников финансирования бюджетного дефицита связано  с политическими факторами. Помимо этого необходимо учитывать общую  сумму внешнего долга страны и  ее способности платить по «старым» долгам. Кроме того, новые внешние  займы увеличивают не только основную сумму долга, но и затраты на его  обслуживание (выплату процентов).7

Сокращать бюджетный дефицит  достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению  расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства  накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой  и затрагивает интересы влиятельных  структур. Некоторые расходы носят  чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники  пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

В целях сбалансированности бюджетов правительства могут устанавливать  предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета  происходит превышение предельного  уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение  оставшегося времени текущего финансового  года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Среди конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита следует  назвать такие меры, которые, с  одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный  фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов, а именно:8

• изменение направлений  инвестирования бюджетных средств  в отрасли народного хозяйства  с целью повышения эффективности  производства;

• более широкое использование  финансовых льгот и санкций, позволяющих  полнее учитывать специфические  условия хозяйствования и стимулирующих  экономический рост;

• резкое сокращение сферы  государственной экономики и  государственного финансирования;

• запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты  правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.

Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана  с тем, что Правительство РФ постоянно  увеличивает сроки заимствования  на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения  государственных ценных бумаг с  различными сроками погашения.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление  иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных  закупок. Улучшению структуры внешних  заимствований в значительной степени  способствует получение кредитов от ведущих международных организаций. Однако внешние заимствования сопряжены  с необходимостью поддержания такой  структуры платежного баланса, когда  валютные поступления достаточны для  своевременного выполнения обязательств по займам. В противном случае создаются  дополнительные сложности в регулировании  валютного курса относительно российского  рубля.

 

 

1.3. Понятие, виды и экономические  последствия государственного

 долга

 

Государственный долг —  это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов  за вычетом имевшихся за это время  положительных сальдо бюджета. Различают  внешний и внутренний государственный  долг.9

Сразу отмечу, что в России сложился отличный от общемировогоподход к такому разделению. Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на: внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

В мировой же практике существуют следующие определения:

Внешний государственный  долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить  также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых  и предоставляется кредит.10

Внутренний долг – это  долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь  форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг  от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства  могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в  установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.11

Внутренние долговые обязательства  можно условно разбить на рыночные, существующие в форме ценных эмиссионных  бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета  и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

Нарастание внутреннего  долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и  услуг при погашении внутреннего  долга не происходит, однако возникают  определенные изменения в экономической  жизни, последствия которых могут  быть весьма значительны. Это связано  с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к  перераспределению доходов внутри страны.

Бюджетный дефицит и государственный  долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный заем — важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.12

Обычно в государственном  долге видят две опасности: во-первых, возможность банкротства нации, и, во-вторых, опасность переложения  долгового бремени на будущие  поколения.

По поводу первой «опасности»  можно отметить следующее: никто  не может запретить правительству  выполнять свои обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из: рефинансирования (при наступлении  срока погашения облигаций правительство  продает новые облигаций и  использует выручку для выплаты  держателям погашаемых облигаций); взимания новых налогов           (с целью получения достаточных  доходов для выплаты процентов  по долгу и основной его суммы), выпуска в обращение новых  денег.

Что касается второй «опасности», то специфика внутреннего долга  такова, что страна как бы должна сама себе; В большинстве случаев — внутренний долг это только отношения между гражданами страны. Он является одновременно и государственным кредитом.

Рост государственного долга  влечет за собой реальные негативные экономические последствия.

Во-первых, выплата процентов  по государственному долгу увеличивает  неравенство в доходах, поскольку  значительная часть государственных  обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего  долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев  населения переходят к более  обеспеченным, т. е. те, кто владеет  облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты  государственного внутреннего долга  или его уменьшения, может подорвать  действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к  вложениям средств в новые  рискованные предприятия, а также  усилить социальную напряженность  в обществе.

В-третьих, существование  внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов  или сумм основного долга).

В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный  авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берёт заем на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства страны перед физическими и юридическими лицами, международными финансовыми  организациями, правительствами иностранных  государств. В государственный долг также включается обязательства  по государственным гарантиям.

К государственному долгу  РФ относятся: долговые обязательства  РФ перед физическими и юридическими лицами, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных  заимствований РФ, а так же долговые обязательства по государственным  гарантиям, предоставленным РФ, и  долговые обязательства, возникшие  в результате принятия законодательных  актов РФ об отнесении на государственный  долг долговых обязательств третьих  лиц.13

Информация о работе Бюджетный дефицит: теоретические и практические аспекты проблемы