Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью работы является изучение бюджетного дефицита, его теоретических и практических аспектов проблем.
Исходя из поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1)Рассмотрение понятия, причины его возникновения и социально-экономические последствиябюджетного дефицита;
2) Исследовать способы финансирования дефицита государственного бюджета;
3) Охарактеризовать понятия, виды и экономические последствия государственного долга;
4) Проанализировать регулирование и финансирование бюджетного дефицита с 1985 по 2004 годы;
5) Выявить источники внутреннего и внешнего покрытия дефицита федерального бюджета;
6) Изучить проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения на примере зарубежной практики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита и государственного долга…………………………………..5
1.1. Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия……....5
1.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета…………………………………………………………………………....8
1.3. Понятие, методы и инструменты управления государственным долгом……………………………13
Глава 2. Анализ бюджетного дефицита в России и за рубежом и способы их покрытия………………………………19
2.1. Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита с 1985 по 2004 года………………………19
2.2. Источники внутреннего и внешнего покрытия дефицита федерального бюджета…………………………26
2.3. Проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения на примере зарубежной практики……32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников и литературы…………………………...45
2.2.Источники внутреннего и внешнего покрытия дефицита федерального бюджета
В 2009 году за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке планируется привлечь 463 298,6 млн руб., что больше по сравнению с 2008 г. на 169 665,3 млн руб. В 20010-2011 гг. привлечение средств составит 496 733,2 и 673 265,0 млн руб. соответственно.
Погашение государственных ценных бумаг, указанных в валюте РФ, увеличится по сравнению с 2008 г. на 14 145,1 млн руб. и составит: в 2009 г. – 94 254,7 млрд руб., в 2010 г. – 100 439,2 млн руб., в 2011 – 148 420,7 млн руб. Таким образом, чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг составит в 2009 г. – 369 043,9 млн руб.; в 2010 г. – 396 294,0 млн руб. и в 2011 г. – 524 844,3 млн руб. При этом по видам государственных ценных бумаг привлечение и погашение в 2009 г. соответственно составят:
1) по облигациям федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) – 197 450,0 и 40 117,7 млн руб.;
2) по облигациям федерального
займа с фиксированным
3) по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) – 162 446,5 и 29 140,1 млн руб.;
4) по государственным сберегательным облигациям (ГСО) – 103 402,1 и 10 000,0 млн руб.
Министерство финансов РФ в 2009 г. размещало по номиналу ОФЗ на сумму 364 000,0 млн руб. и ГСО – 105 000,0 млн руб. (в том числе 10 000,0 млн руб. со сроками погашения в 2009г.), в 2010 г. – ОФЗ – 361 900,0 млн руб. и ГСО – 140 000,0 млн руб. (в том числе 10 000,0 млн руб. со сроками погашения в 2010г.) и в 2011 г. – ОФЗ – 528 000,0 млн руб. и ГСО – 159 086,7 млн руб. (в том числе 10 000,0 млн руб. со сроками погашения в 2012г.).20
Таким образом, в 2009 г. Минфин России размещал ОФЗ на 139 000,0 млн руб. и ГСО на 25 000,0 млн руб. больше, чем в 2008 г.
В 2009-2011 гг. заимствования
на рынке государственного внутреннего
долга в основном будут носить
средне- и долгосрочный характер, доля
которых будет составлять около
98% запанированного объема заимствований.
Министерство финансов РФ считает нецелесообразным
осуществлять в 2009-2011 гг. выпуск ГКО. Потребность
в краткосрочных инструментах в
случае увеличения рублевого предложения
может быть обеспечена операциями Банка
России со своим портфелем
В 2009-2011 гг. разница между средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов составит 6054,8, 6769,5 и 7095,9 млн руб. соответственно.
В проекте федерального бюджета на 2009 г. и на период 2011 г. предусмотрено предоставление бюджетных кредитов за счет средств кредитов международных финансовых организаций на возвратной основе в объеме 2801,6, 2207,2 и 1808,3 млн руб. соответственно. Бюджетные кредиты за счет средств кредитов международных финансовых организаций на возвратной основе будут предоставлены на следующие цели:
1) финансирование экономически
целесообразных и приоритетных
инвестиционных проектов по
2) поддержка лесовосстановления и содействие реформированию лесной промышленности России;
3) осуществление инвестиций
в рамках федеральной
4) реконструкция систем
водоснабжения и канализации
в различных городах РФ, финансовое
укрепление местных
5) реконструкция систем
водоснабжения, канализации и
теплоснабжения г.
6) содействие субъектам
РФ в осуществлении реформы
жилищно-коммунального
Возврат бюджетных кредитов,
полученных за счет средств международных
финансовых организаций, по предварительной
оценке составит: в 2009 г. – 2088,8 млн руб.,
в 2010 г. – 1845,9 млн руб., а в 2011 г. –
1425,9 млн руб. Данный показатель во многом
зависит от результативности мероприятий
по взысканию и урегулированию имеющейся
просроченной задолженности, в том
числе с помощью
Прогнозируемый объект поступлений
в счет возврата прочих бюджетных
кредитов (ссуд), предоставленных внутри
страны, составит: в 2009г. – 6767,6 млн руб.,
в 2010 г. – 7130,8 млн руб., в 2011 г. – 7478,3
млн руб. Указанный объем возвратов
рассчитан исходя из условий оригинальных
долговых денежных обязательств заемщиков,
не допускающих образование
В проекте федерального бюджета
на 2010 г. предусмотрено предоставление
бюджетных кредитов на покрытие временных
кассовых разрывов, возникающих при
исполнении бюджетов субъектов Федерации,
и расходов, связанных с ликвидацией
последствий стихийных
В 2009 г. на выплату компенсации
по дореформенным сбережениям
В федеральном бюджете на 2010 г. предусмотрены государственные гарантии в иностранной валюте на 2 млрд долл. Кроме того, на 1,3 млрд долл. – по проектам, реализуемым с участием Международных финансовых организаций. В валюте РФ гарантии предусмотрены на 396 млрд руб.
Привлечение финансовых несвязанных
кредитов от правительств иностранных
государств и международных финансовых
организаций в 2009-2011 гг. не предусматривается.
Использование целевых
Объемы предполагаемого использования средств займов сформированы на основе планов закупок товаров, работ и услуг по проектам международных финансовых организаций в соответствии с условиями соглашений о займе между РФ и международными финансовыми организациями.
В 2008 г. завершена реализация
Программы государственных
Погашение государственного внешнего долга РФ уменьшится по сравнению с бюджетными проектировками на 2008 г. на 303,0 млн долл. (10 722,0 млн руб.) и составит: в 2009г. – 6547,3 млн долл. (170 948,6 млн руб.), в 2010 г. – 3981,3 млн долл. (104 987,9 млн руб.) и в 2011 г. – 3926,3 млн долл. (106 127,8 млн руб.). При этом порядка 60% погашаемого государственного долга РФ приходится на государственные ценные бумаги РФ, указаны в иностранной валюте. В 2009 г. ожидается погашение облигаций в объеме 2837,0 млн. долл. (74 074,1 млн. руб.). Кроме того, согласно условиям выпуска в 2009-2011 гг. планируется увеличение объемов погашения по еврооблигациям с окончательными сроками погашения в 2011 и 2030 гг. Таким образом, погашение еврооблигаций с окончательными сроками погашения в 2011 и 2030 гг. составит: в 2009 г. – 868,3 млн долл. (22 671,8 млн руб.), в 2010 г. – 1504,9 млн долл. (39 683,7 млн руб.) и в 2011 г. – 779,8 млн долл. (21 619,5 млн руб.).
Кроме того, в бюджетных проектировках на 2012-2014 гг. предусматривается возможное исполнение гарантий за счет источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в объеме 553,8 млн долл. (14 460,7 млн руб.), 813,5 (21 451,2 млн руб.) и 1173,8 млн долл. (31 727,1 млн руб.).
В 2009-2011 гг. отрицательное сальдо между средствами, полученными от возврата кредитов, предоставленных правительствам иностранных государств и их юридическим лицам, и суммой предоставленных кредитов правительствам иностранных государств и их юридическим лицам, составит соответственно 136,6 млн долл. (3565,8 млн руб.), 308,9 млн долл. (8145,4 млн руб.) и 490,5 млн долл. (13 258,7 млн руб.).
Предоставление кредитов правительствам иностранных государств и их юридическим лицам сохранится на уровне бюджетных проектировок и составит: 2009 г. – 853,2 млн долл. (22 278,2 млн руб.), в 2010 г. – 1137,8 млн долл. (30 755,3 млн руб.).24
Указанные объемы средств необходимы для завершения действующих проектов и выполнения РФ принятых обязательств в рамках действующих межправительственных договоренностей (Индия, Китай), а также в целях оказания государственной финансовой поддержке экспорта промышленной продукции в отраслях, где сохраняется высокий уровень конкурентоспособности отечественной продукции.
Основными направлениями
экономического сотрудничества, в рамках
которых планируется
1) атомная энергетика (Китай, Индия, Болгария);
2) теплоэнергетика (Бангладеш, Вьетнам);
3) прочие объекты, товары, услуги (Куба, Тунис);
4) военно-техническое
Возврат по кредитам, предоставленным правительствам иностранных государств и их юридическим лицам в счет погашения задолженности перед РФ, уменьшится по сравнению с 2008 г. на 192,0 млн долл. (5384,52 млн руб.) и составит: в 2009 г. – 716,7 млн долл. (18 712,5 млн руб.), в 2010 г. – 557,8 млн долл. (14 708,9 млн руб.) и в 2011 г. – 647,3 млн долл. (17 496,5 млн руб.). Указанный объем возвратов определен исходя из графиков платежей действующих межправительственных соглашений.25
2.3. Проблемы управления
бюджетным дефицитом и методы
их устранения на примере
В западной экономической литературе существует несколько точек зрения по проблеме бюджетного дефицита. Некоторые экономисты полагают, что растущий дефицит бюджета вытесняет частные накопления, идущие обычно на производственное инвестирование, расширение и обновление основных фондов. Поглощение бюджетными дефицитами инвестиционного капитала ухудшает условия получения средств предпринимателями, ведет к снижению темпов экономического роста, препятствует созданию новых рабочих мест. Последствием этого является замедление рассасывания безработицы.
Другие придерживаются противоположных взглядов, считая, что рост дефицита бюджета смягчает инфляционные процессы. Более того, в начале 80-х гг. существовала и третья точка зрения: ряд экономистов утверждал, что стремительный рост бюджетного дефицита поддерживает высокий уровень номинальных норм процента даже при уменьшении темпов инфляции. В США, например, в начале 90-х гг. он поднялся до ростовщического уровня — 20%; а в конце этого десятилетия составлял 11%, в Великобритании — 13%. Высокий ссудный процент в свою очередь искусственно завышает обменный курс национальной валюты на внешних валютных рынках.26
Государственные бюджеты
западных стран с развитой рыночной
экономикой продолжают оставаться хронически
дефицитными. Однако в условиях относительно
устойчивого экономического положения,
динамично развивающейся
Очень часто дефицит рассматривается
как важный инструмент экономической
политики государства, прежде всего
макроэкономического
Высокие процентные ставки вызывают отрицательный эффект в валютной области, приводят к удорожанию товаров за рубежом, следовательно, ведут к сокращению производства на экспорт, увеличивают пассивность торгового баланса, вызывают негативные последствия на рынке труда. Экономический урон в экспортных отраслях тяжело отражается на банковской системе, приводя к банкротству некоторых банков.
Тем не менее, мировой опыт
показывает, что некоторые страны
успешно решают проблему сбалансированности
бюджета государства, его доходов
и расходов. В первую очередь это
страны с развитыми рыночными
отношениями. Огромную роль в сбалансированности
бюджетов западных стран играет мощная
законодательная база, защищающая национального
производителя. Например, законы, касающиеся
антимонопольных и
Также необходимо отметить
более детальный подход к изучению
бюджетного дефицита в странах с
развитыми рыночными
Информация о работе Бюджетный дефицит: теоретические и практические аспекты проблемы