Бюджетный дефицит: теоретические и практические аспекты проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение бюджетного дефицита, его теоретических и практических аспектов проблем.
Исходя из поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1)Рассмотрение понятия, причины его возникновения и социально-экономические последствиябюджетного дефицита;
2) Исследовать способы финансирования дефицита государственного бюджета;
3) Охарактеризовать понятия, виды и экономические последствия государственного долга;
4) Проанализировать регулирование и финансирование бюджетного дефицита с 1985 по 2004 годы;
5) Выявить источники внутреннего и внешнего покрытия дефицита федерального бюджета;
6) Изучить проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения на примере зарубежной практики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита и государственного долга…………………………………..5
1.1. Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия……....5
1.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета…………………………………………………………………………....8
1.3. Понятие, методы и инструменты управления государственным долгом……………………………13
Глава 2. Анализ бюджетного дефицита в России и за рубежом и способы их покрытия………………………………19
2.1. Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита с 1985 по 2004 года………………………19
2.2. Источники внутреннего и внешнего покрытия дефицита федерального бюджета…………………………26
2.3. Проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения на примере зарубежной практики……32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников и литературы…………………………...45

Файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.docx

— 77.23 Кб (Скачать)

 

 

2.2.Источники внутреннего  и внешнего покрытия дефицита  федерального бюджета

 

В 2009 году за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке планируется привлечь 463 298,6 млн руб., что больше по сравнению с 2008 г. на 169 665,3 млн руб. В 20010-2011 гг. привлечение средств составит 496 733,2 и 673 265,0 млн руб. соответственно.

Погашение государственных  ценных бумаг, указанных в валюте РФ, увеличится по сравнению с 2008 г. на 14 145,1 млн руб. и составит: в 2009 г. – 94 254,7 млрд руб., в 2010 г. – 100 439,2 млн руб., в 2011 – 148 420,7 млн руб. Таким образом, чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг составит в 2009 г. – 369 043,9 млн руб.; в 2010 г. – 396 294,0 млн руб. и в 2011 г. – 524 844,3 млн руб. При этом по видам государственных ценных бумаг привлечение и погашение в 2009 г. соответственно составят:

1) по облигациям федерального  займа с постоянным купонным  доходом (ОФЗ-ПД) – 197 450,0 и 40 117,7 млн руб.;

2) по облигациям федерального  займа с фиксированным купонным  доходом (ОФЗ-ФК) - 0,00 и 14 997,0 млн руб.;

3) по облигациям федерального  займа с амортизацией долга  (ОФЗ-АД) – 162 446,5 и 29 140,1 млн руб.;

4) по государственным  сберегательным облигациям (ГСО)  – 103 402,1 и 10 000,0 млн руб.

Министерство финансов РФ в 2009 г. размещало по номиналу ОФЗ  на сумму 364 000,0 млн руб. и ГСО – 105 000,0 млн руб. (в том числе 10 000,0 млн руб. со сроками погашения в 2009г.), в 2010 г. – ОФЗ – 361 900,0 млн руб. и ГСО – 140 000,0 млн руб. (в том числе 10 000,0 млн руб. со сроками погашения в 2010г.) и в 2011 г. – ОФЗ – 528 000,0 млн руб. и ГСО – 159 086,7 млн руб. (в том числе 10 000,0 млн руб. со сроками погашения в 2012г.).20

Таким образом, в 2009 г. Минфин России размещал ОФЗ на 139 000,0 млн руб. и ГСО на 25 000,0 млн руб. больше, чем в 2008 г.

В 2009-2011 гг. заимствования  на рынке государственного внутреннего  долга в основном будут носить средне- и долгосрочный характер, доля которых будет составлять около 98% запанированного объема заимствований. Министерство финансов РФ считает нецелесообразным осуществлять в 2009-2011 гг. выпуск ГКО. Потребность  в краткосрочных инструментах в  случае увеличения рублевого предложения  может быть обеспечена операциями Банка  России со своим портфелем государственных  облигаций, а также путем выпуска  облигаций Банка России (ОБР).21

В 2009-2011 гг. разница между  средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов, предоставленных  внутри страны, и суммой предоставленных  внутри страны бюджетных кредитов составит 6054,8, 6769,5 и 7095,9 млн руб. соответственно.

В проекте федерального бюджета  на 2009 г. и на период 2011 г. предусмотрено  предоставление бюджетных кредитов за счет средств кредитов международных  финансовых организаций на возвратной основе в объеме 2801,6, 2207,2 и 1808,3 млн руб. соответственно. Бюджетные кредиты за счет средств кредитов международных финансовых организаций на возвратной основе будут предоставлены на следующие цели:

1) финансирование экономически  целесообразных и приоритетных  инвестиционных проектов по борьбе  с загрязнением окружающей среды;

2) поддержка лесовосстановления  и содействие реформированию  лесной промышленности России;

3) осуществление инвестиций  в рамках федеральной программы   реконструкций исторического центра  г. Санкт-Петербурга;

4) реконструкция систем  водоснабжения и канализации  в различных городах РФ, финансовое  укрепление местных водоканалов;

5) реконструкция систем  водоснабжения, канализации и  теплоснабжения г. Калининграда;

6) содействие субъектам  РФ в осуществлении реформы  жилищно-коммунального хозяйства  и другие.

Возврат бюджетных кредитов, полученных за счет средств международных  финансовых организаций, по предварительной  оценке составит: в 2009 г. – 2088,8 млн руб., в 2010 г. – 1845,9 млн руб., а в 2011 г. – 1425,9 млн руб. Данный показатель во многом зависит от результативности мероприятий  по взысканию и урегулированию имеющейся  просроченной задолженности, в том  числе с помощью реструктуризации кредитных отношений.22

Прогнозируемый объект поступлений  в счет возврата прочих бюджетных  кредитов (ссуд), предоставленных внутри страны, составит: в 2009г. – 6767,6 млн руб., в  2010 г. – 7130,8 млн руб., в 2011 г. – 7478,3 млн руб. Указанный объем возвратов  рассчитан исходя из условий оригинальных долговых денежных обязательств заемщиков, не допускающих образование просроченной задолженности, а также исходя из графиков погашения должниками задолженности, установленных соглашениями о реструктуризации задолженности. Заключенными в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на 2001-2007 гг.

В проекте федерального бюджета  на 2010 г. предусмотрено предоставление бюджетных кредитов на покрытие временных  кассовых разрывов, возникающих при  исполнении бюджетов субъектов Федерации, и расходов, связанных с ликвидацией  последствий стихийных бедствий. Впервые предусмотрено предоставление бюджетных кредитов на срок до трех лет.

В 2009 г. на выплату компенсации  по дореформенным сбережениям граждан  предлагалось направить 56 000,0 млн руб., что на 16,7% больше сумм , предусмотренных в федеральном бюджете на 2008 г. В дальнейшем государственная политика в отношении дореформенных сбережений граждан будет направлена а увеличение объема выплачиваемых компенсаций. В 2010-2011 гг. на указанные цели планируется направить 70 000,0 и 85 000,0 млн руб. соответственно. Это позволит обеспечить выплату двукратной компенсации большинству владельцев гарантированных сбережений и их наследникам.

В федеральном бюджете  на 2010 г. предусмотрены государственные  гарантии в иностранной валюте на 2 млрд долл. Кроме того, на 1,3 млрд долл. – по проектам, реализуемым с  участием Международных финансовых организаций. В валюте РФ гарантии предусмотрены  на 396 млрд руб.

Привлечение финансовых несвязанных  кредитов от правительств иностранных  государств и международных финансовых организаций в 2009-2011 гг. не  предусматривается. Использование целевых связанных  кредитов, предоставляемых международными финансовыми организациями, планируется  в объеме проектировок на 2008 г. и  в 2009 г. составил 718,0 млн долл., в 2010-2011 гг. использование указанных кредитов составит 510,7 млн долл. И 413,6 млн долл. соответственно.23

Объемы предполагаемого  использования средств займов сформированы на основе планов закупок товаров, работ  и услуг по проектам международных  финансовых организаций в соответствии с условиями соглашений о займе  между РФ и международными финансовыми  организациями.

В 2008 г. завершена реализация Программы государственных внешних  заимствований РФ в части кредитов, предоставляемых правительствами  иностранных государств. Привлечение  в 2009-2011 гг. и, соответственно, использование  кредитов (займов) правительств иностранных  государств, банков и фирм в указанный  период не предусматривается.

Погашение государственного внешнего долга РФ уменьшится по сравнению  с бюджетными проектировками  на 2008 г. на 303,0 млн долл. (10 722,0 млн руб.) и составит: в 2009г. – 6547,3 млн долл. (170 948,6 млн руб.), в 2010 г. – 3981,3 млн долл. (104 987,9 млн руб.) и в 2011 г. – 3926,3 млн долл. (106 127,8 млн руб.). При этом порядка 60% погашаемого государственного долга РФ приходится на государственные ценные бумаги РФ, указаны в иностранной валюте. В 2009 г. ожидается погашение облигаций в объеме 2837,0 млн. долл. (74 074,1 млн. руб.). Кроме того, согласно условиям выпуска в 2009-2011 гг. планируется увеличение объемов погашения по еврооблигациям с окончательными сроками погашения в 2011 и 2030 гг. Таким образом, погашение еврооблигаций с окончательными сроками погашения в 2011 и 2030 гг. составит: в 2009 г. – 868,3 млн долл. (22 671,8 млн руб.), в 2010 г. – 1504,9 млн долл. (39 683,7 млн руб.) и в 2011 г. – 779,8 млн долл. (21 619,5 млн руб.).

Кроме того, в бюджетных  проектировках на 2012-2014 гг. предусматривается  возможное исполнение гарантий за счет источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в объеме 553,8 млн долл. (14 460,7 млн руб.), 813,5 (21 451,2 млн руб.) и 1173,8 млн долл. (31 727,1 млн руб.).

В 2009-2011 гг. отрицательное  сальдо между средствами, полученными  от возврата кредитов, предоставленных  правительствам иностранных государств и их юридическим лицам, и суммой предоставленных кредитов правительствам иностранных государств и их юридическим  лицам, составит  соответственно 136,6 млн долл. (3565,8 млн руб.), 308,9 млн  долл. (8145,4 млн руб.) и 490,5 млн долл. (13 258,7 млн руб.).

Предоставление кредитов правительствам иностранных государств и их юридическим лицам сохранится на уровне бюджетных проектировок и  составит: 2009 г. – 853,2 млн долл. (22 278,2 млн руб.), в 2010 г. – 1137,8 млн долл. (30 755,3 млн руб.).24

Указанные объемы средств  необходимы для завершения действующих  проектов и выполнения РФ принятых обязательств в рамках действующих  межправительственных договоренностей (Индия, Китай), а также в целях  оказания государственной финансовой поддержке экспорта промышленной продукции  в отраслях, где сохраняется высокий  уровень конкурентоспособности  отечественной продукции.

Основными направлениями  экономического сотрудничества, в рамках которых планируется предоставление кредитов, являются:

1) атомная энергетика (Китай, Индия, Болгария);

2) теплоэнергетика (Бангладеш,  Вьетнам);

3) прочие объекты, товары, услуги (Куба, Тунис);

4) военно-техническое сотрудничество  с иностранными государствами.

Возврат по кредитам, предоставленным  правительствам иностранных государств и их юридическим лицам в счет погашения задолженности перед  РФ, уменьшится по сравнению с 2008 г. на 192,0 млн долл. (5384,52 млн руб.) и составит: в 2009 г. – 716,7 млн долл. (18 712,5 млн руб.), в 2010 г. – 557,8 млн долл. (14 708,9 млн руб.) и в 2011 г. – 647,3 млн долл. (17 496,5 млн руб.). Указанный объем возвратов определен исходя из графиков платежей действующих межправительственных соглашений.25

 

 

2.3. Проблемы управления  бюджетным дефицитом и методы  их устранения на примере зарубежной  практики

 

В западной экономической  литературе существует несколько точек  зрения по проблеме бюджетного дефицита. Некоторые экономисты полагают, что  растущий дефицит бюджета вытесняет  частные накопления, идущие обычно на производственное инвестирование, расширение и обновление основных фондов. Поглощение бюджетными дефицитами инвестиционного  капитала ухудшает условия получения  средств предпринимателями, ведет  к снижению темпов экономического роста, препятствует созданию новых рабочих  мест. Последствием этого является замедление рассасывания безработицы.

Другие придерживаются противоположных  взглядов, считая, что рост дефицита бюджета смягчает инфляционные процессы. Более того, в начале 80-х гг. существовала и третья точка зрения: ряд экономистов  утверждал, что стремительный рост бюджетного дефицита поддерживает высокий  уровень номинальных норм процента даже при уменьшении темпов инфляции. В США, например, в начале 90-х гг. он поднялся до ростовщического уровня — 20%; а в конце этого десятилетия  составлял 11%, в Великобритании — 13%. Высокий ссудный процент в  свою очередь искусственно завышает обменный курс национальной валюты на внешних валютных рынках.26

Государственные бюджеты  западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики  с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные  дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные  финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо  было бы отметить наметившуюся в последнее  время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран.

Очень часто дефицит рассматривается  как важный инструмент экономической  политики государства, прежде всего  макроэкономического регулирования. Умелое обращение с этим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономических и  социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного  спроса и доходы, уровень цен, состояние  платежного баланса. Поэтому стратегическистремясь воспрепятствовать оттоку капитала, западноевропейские страны также вынуждены повышать процентные ставки, что приводит к уменьшению финансовых возможностей национальной промышленности в отношении расширения производства. Так, по данным Конференции Британской промышленности, увеличение процентных ставок на 1% обходится промышленности в 250 млн. фунтов стерлингов в год.

Высокие процентные ставки вызывают отрицательный эффект в  валютной области, приводят к удорожанию товаров за рубежом, следовательно, ведут к сокращению производства на экспорт, увеличивают пассивность  торгового баланса, вызывают негативные последствия на рынке труда. Экономический урон в экспортных отраслях тяжело отражается на банковской системе, приводя к банкротству некоторых банков.

Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые страны успешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов  и расходов. В первую очередь это  страны с развитыми рыночными  отношениями. Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет мощная законодательная база, защищающая национального  производителя. Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых  мер в государстве.

Также необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита в странах с  развитыми рыночными отношениями. Выявление скрытого дефицита, анализ причин его возникновения, а так  же рассмотрение зависимостей связанных  с проявлениями дефицита бюджета  по структуре (структурный дефицит) и в цикличности (циклический  дефицит), позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета  как явление. Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти  все, намного легче.

Информация о работе Бюджетный дефицит: теоретические и практические аспекты проблемы