Бюджетно-налоговая политика, её механизм, задачи и особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов –бюджетно-налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Задачей курсовой является раскрытие содержания и сущности бюджетно-налоговой политики государства, её видов, её содержания, проблематику.

Оглавление

Введение
Глава 1. Характеристика бюджетно-налоговой политики
1.1 Основные понятия
1.2 Типы фискальной политики
1.3 Цели фискальной политики
1.4. Инструменты фискальной политики
1.5. Достоинства и недостатки фискальной политики
Глава 2. Бюджетно-налоговая политика в России
2.1..Основная характеристика российской бюджетно-налоговой политики
2.2 Бюджетная стратегия на период до 2023 года
2.2.1. Совершенствование налоговой политики
2.2.2. Прогноз параметров бюджетной системы на период до 2023 года
2.2.3. Прогноз расходов и сбалансированность бюджетной системы на период до 2023 года
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

бюджетно-налоговая политика.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

      Расходы на межбюджетные  трансферты: охраняется ведущая роль федерального центра в выравнивании бюджетной обеспеченности. Вместе с тем, по мере роста доходов субъектов в реальном выражении эта помощь будет больше концентрироваться на депрессионных регионах. Отраслевые, в том числе инвестиционные субсидии, будут сокращаться.

        Данный сценарий предполагает  рост трансфертов во внебюджетные  фонды в начале периода, и  их сохранение на высоком уровне  в дальнейшем. Стоит отметить, что  с 2010 года предполагается, что  часть страховых взносов, поступающая  в федеральный бюджет, полностью передается во внебюджетные фонды и, соответственно, не учитывается ни в доходах, ни в расходах (по статье межбюджетных трансфертов) федерального и консолидированного бюджета.

      Трансферты  регионам из федерального бюджета постепенно сокращаются до 1% ВВП в год .

      Таким образом, главная цель финансовой системы  России на ближайшую перспективу  – рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовой сектор в основном удовлетворяет  лишь финансовые потребности крупнейших предприятий./30/

      Бюджетно-налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:

      1. требуется уменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным, поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера» /Приложение Б/ , показывают, что тот уровень, с которого начинается массовое бегство от налогов, обусловливает низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства; /17/

      2. необходимо изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;

      3. назрела необходимость сокращения налоговых льгот. В сегодняшний период, когда происходит глобальный пересмотр налоговой системы, индивидуализация налоговых льгот оборачивается неразберихой и коррупцией. /4/

Заключение

     Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой  политики, я пришла к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

     Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни  страны, государственные расходы  играют центральную роль при определении  структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике. Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости. На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

     В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств. Также надо отметить, что через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса. Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой.

     Меры  фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.

     Изучение  источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов. Также надо отметить, что рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения. Необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения. Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.

     Подводя итоги, следует отметить, что проблема госбюджета, независимо от места и  времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно  проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства. 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников:

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб.// Т.А .Агапова - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, Изд.: «ДИС», 1997 - 416-417с.

     2. Алексеенко Н.Ю., Дмитриева Л.П., Зенькова Т.С. и др. Макроэкономика:

            Учеб.пособие //Н.Ю. Алексеенко– Изд.: Новое знание, 2002 – 202-205с.

     3.   Алиев А. А. Налоги и налогообложение – Москва, 2005 – 11с.     

      4.   Булатов А.Е. Экономика.  Издание 3-е; изд.: «Юритъ», Москва,2002г-601-603с.

      5.   Бункина М.К., Семенов В.А.  Макроэкономика: Учеб //М.К. Бункина - М.: Изд.:

            «ДИС»,1997 -320с.

      6.   Бюджетный кодекс Российской  Федерации, глава 16,статья 129.

      7.   Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учеб.для вузов //П.И.Вахрин ; ИВЦ

            «Маркетинг»,  Москва,2000-502с.

  1. Видяпин В.И. Экономическая теория(политэкономия),  Изд. «Инфра-м». Москва, 2004-545 с.
  2. Гайгер Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика; Изд.:«ИНФРА-М», Москва, 2001-264-267с.
  3. Городничев П.Н., Городничева Ж.П. Экономика. Курс лекций.,// П.Н. Городничев Изд.: «Экзамен», Москва,2006- 25-26с.
  4. Губарев В.Г. Основы экономики и предпринимательства. Изд.: Феникс»,        Ростов-на-Дону, 2003-36-37с.
  5. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в РФ:Учеб. для вузов.//Н.Г.  Дмитриева Изд.: «Феникс», г. Ростов-на-Дону,2004- 512с.
  6. Добрынина А.И. Экономическая теория. Изд.: «Москва», Москва. 2003г-544с.
  7. Живалов В.И., «Финансовая система России»,журнал Экономист №12, 2004. 45 с.
  8. Золотарчук В.В. Микроэкономика, часть1. Изд.: ТОГУ, Хабаровск, 2005-27с.
  9. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб.-2-е изд., Изд.: Дело, Москва,   2002 - 472с
  10. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учеб. – Изд..: Юристъ, 2000 – 861с.
  11. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: «ВЛАДОС», 2003 – 378-385с.
  12. КонсультантПлюс, выпуск 10, 2008
  13. Луссе А. Макроэкономика: Краткий курс/Учеб.пособие. , Изд-во «Питер»,          Санкт-Петербург,1999 – 240с.
  14. Макеева  Т.В.  Макроэкономика : ответы на экзаменационные вопросы, Изд.: «Экзамен»,  Москва,2004 – 45с.
  15. Матвеева Т.Ю., Макроэкономика: курс лекций. 2007- 67с.
  16. Налоговый кодекс Российской Федерации 2008 - глава 1, статья 1.
  17. Николаева И.П.  Экономическая теория : Учеб, Изд.: «КноРус», 1998-136с.
  18. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П., Финансы и кредит. учебное пособие// Л.В. Перекрестова. Москва,2003-214с.
  19. Российская экономика, журнал №12, 2008 -10-12с.
  20. Сидорова Н. Экономические последствия налоговой политики «Экономист» №1,2003
  21. Трунин И. «Нужна ли отмена НДС в Росси?», , журнал - Вопросы экономики №12,2008-34с
  22. «Финансы» №12, 2005
  23.   http://minfin.ru/ - Министерство Финансов Российской Федерации

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение А

(справочное)

Применение  стимулирующей политики при  спаде  и сдерживающей при буме

 
 

 

Рисунок 1- Виды фискальной политики 

    Где AD-совокупный спрос;

            AS- совокупное предложение;

            SRAS- предложение в краткосрочном периоде;

            LRAS - предложение в долгосрочном периоде;

       P-уровень цен;

       Y-уровень деловой активности.

Приложение  Б

(справочное)

Кривая  Лаффера

            
 

 

Рисунок 2- Кривая Лаффера 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  В

(справочное)

Структура доходов консолидированного бюджета России.

                                                                  

Рисунок 3-Структура  доходов  консолидированного бюджета  России, январь –февраль 2008г.    

                                                                

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика, её механизм, задачи и особенности в России