Бюджетно-налоговая политика, её механизм, задачи и особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов –бюджетно-налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Задачей курсовой является раскрытие содержания и сущности бюджетно-налоговой политики государства, её видов, её содержания, проблематику.

Оглавление

Введение
Глава 1. Характеристика бюджетно-налоговой политики
1.1 Основные понятия
1.2 Типы фискальной политики
1.3 Цели фискальной политики
1.4. Инструменты фискальной политики
1.5. Достоинства и недостатки фискальной политики
Глава 2. Бюджетно-налоговая политика в России
2.1..Основная характеристика российской бюджетно-налоговой политики
2.2 Бюджетная стратегия на период до 2023 года
2.2.1. Совершенствование налоговой политики
2.2.2. Прогноз параметров бюджетной системы на период до 2023 года
2.2.3. Прогноз расходов и сбалансированность бюджетной системы на период до 2023 года
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

бюджетно-налоговая политика.doc

— 335.50 Кб (Скачать)
>    Основа  для решения перечисленных проблем  — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, увеличение доходов граждан и расширение финансовых возможностей государства. Это требует, прежде всего, поддержания макроэкономической стабильности, которая играет решающую роль в формировании инвестиционной привлекательности страны. Должно быть также обеспечено безусловное выполнение государством своих обязательств независимо от колебаний внешней конъюнктуры, поддержание стабильного уровня цен и стоимости национальной валюты и устранение других макроэкономических рисков.

    Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Обеспечение суверенитета страны и поддержание одной из самых сильных армий в мире, включающей ядерную составляющую, является особенностью российского бюджета. Обеспечение высокой боеготовности вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание мобильной армии, борьба с терроризмом, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

    Эффективность правового регулирования, способность государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения наряду с финансовым обеспечением являются столь же необходимым условием для  достижения целей бюджетной политики. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.

    Развитие  общества и изменение экономической  среды предъявляют все новые  требования к качеству бюджетной  политики. Граждане ждут от государства  повышения качества образования  и здравоохранения, решения проблем  бедности, бизнес рассчитывает на развитие производственной инфраструктуры. Для того чтобы соответствовать этим ожиданиям недостаточно провести определенные реформы в сфере бюджетной политики, потребуется решительное повышение качества всей бюджетной политики. /12/

2.2.1. Совершенствование налоговой политики

 

     К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено  формирование основ современной  налоговой системы. В ходе проведенной  в Российской Федерации налоговой  реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы  условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес. Изменение структуры налоговой системы, включая принятые подходы к налогообложению отдельных секторов экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для диверсификации экономики.

     В результате, налоговая нагрузка на экономику без учета нефтегазового  сектора снизилась до более низкого  уровня по сравнению с налоговой  нагрузкой в странах с сопоставимым уровнем бюджетных расходов. Невысоки по сравнению с большинством стран и налоговые ставки.

     Тем не менее, характер современного этапа  развития российской экономики характеризуется  наличием множества специфических  для этого этапа проблем, среди  которых можно выделить недостаточный  уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности. В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы.

     Учитывая, что ожидаемые структурные сдвиги в экономике приведут к значительному  снижению доходов бюджетной системы (в основном за счет сокращения удельного  веса нефтегазового сектора, снижения доли импорта в ВВП), а также учитывая ожидаемый в будущем рост социальных обязательств государства, не представляется возможным принятие мер налоговой политики, которые могут привести к дальнейшему существенному снижению бюджетных доходов.

     Таким образом, направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций./18/

     С учетом изложенного предстоит обеспечить реализацию следующих мер долгосрочной стратегии в области налоговой политики:

     1. Повышение эффективности налогового администрирования. Собираемость основных налогов может быть обеспечена за счет сокращения возможностей уклонения от уплаты налогов. При этом необходимо обеспечить снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства и создающих препятствия для развития инновационного сектора экономики, активизации инвестиционных процессов. Следует продолжить работу по внедрению административных регламентов деятельности налоговых органов. Эффективность работы налоговых органов должна оцениваться на основании открытых критериев, учитывающих в том числе качество обслуживания налогоплательщиков.

     2. Реформирование единого социального налога и введение страховых взносов для работодателя. Наиболее масштабным изменениям в плановом периоде будет подвергнут единый социальный налог (включая взносы на обязательное пенсионное страхование). Реформа этого налога будет направлена на предотвращение дальнейшего снижения эффективной налоговой ставки, которое наблюдается в силу особенностей конструкции единого социального налога.

     В настоящее время единый социальный налог взимается по регрессивной шкале ставок, причем действующие  пороги регрессии не индексировались с момента их введения. В связи с этим эффективная ставка единого социального налога (отношение фактических совокупных поступлений ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет расширенного правительства к налоговой базе, которой является начисленная зарплата и прочие виды выплат), начиная с 2006 года снижается темпами, составляющими около 1 процентного пункта в год. По оценкам Минфина России, в отсутствие индексации порогов регрессии величина эффективной ставки налога по итогам 2009 года может снизиться на 4 процентных пункта по сравнению с величиной, зафиксированной в 2005 году.

     При принятии решения о переходе к  регрессивной шкале ставок ЕСН не предполагалось, что эффективная  налоговая ставка будет снижаться, поэтому для предотвращения дальнейшего ее падения необходимо принять решение о восстановлении эффективной ставки ЕСН на уровне 2005 года уже начиная с 1 января 2010 года, недопущении ее снижения в будущем, а также принять иные меры, направленные на обеспечение полной уплаты ЕСН всеми налогоплательщиками, выплачивающими доходы по трудовым и гражданско-правовым договорам.

     При этом предлагается, начиная с 2010 года ЕСН заменить страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями, в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и фонд социального страхования.

     Следует отметить, что индексация порогов  регрессии, начиная с 2010 года, таким  образом, чтобы обеспечить установление страховых взносов на уровне эффективной  ставки ЕСН, зафиксированной в 2005 году, не означает повышения уровня налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Скорее, период постоянного снижения эффективной ставки налогообложения фонда оплаты труда в течение 4 лет с 2006 по 2009 годы следует рассматривать как период предоставления временной налоговой льготы налогоплательщикам.

            3. Переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа, которые будут направлены на выравнивание налоговой нагрузки при добыче природного газа и налоговой нагрузки при добыче нефти с одновременной дифференциацией налоговых ставок в зависимости от условий добычи. Планируется поэтапная отмена нулевой ставки НДПИ в части технологических потерь и попутного газа

        4. Введение налога на недвижимость. В долгосрочной перспективе планируется создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных местных бюджетов. Для этого необходимо создание кадастра объектов недвижимости в сжатые сроки, а также разработка и принятие методики массовой оценки недвижимости на основе данных кадастра. /20/

           Среди прочих мер, менее значимых, которые будут направлены на  повышение эффективности налоговой  системы в долгосрочной перспективе,  можно отметить:

     1. Создание эффективной системы  контроля за трансфертным ценообразованием с целью недопущения использования этого инструмента для минимизации налоговых обязательств, а также внедрение системы консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций.

     2. Повышение нейтральности налога  на добавленную стоимость: совершенствование процедур исчисления и возмещения налога.

     3. Повышение эффективности налога  на прибыль организаций, для  чего следует построить систему  налогового администрирования таким  образом, чтобы все необходимые  для ведения бизнеса и документально  подтвержденные расходы должны приниматься к вычету за исключением тех видов расходов, в отношении которых установлен прямой запрет.

     4. Постепенное повышение ставок  акцизов с целью придания большей  значимости этому виду налоговых  доходов в составе доходов  бюджетов. Одновременно необходимо внедрять дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса и унификацию ставок на бензины с различным октановым числом. При проведении акцизной политики также необходимо добиться гармонизации ставок акцизов на табачные изделия с сопредельными странами.

     5. Совершенствование налогообложения  операций с ценными бумагами.

     6. Сокращение масштабов использования  специальных налоговых режимов  в налоговой системе, являющихся  исключением из общих правил налогообложения. /9/

2.2.2. Прогноз параметров бюджетной системы на период до 2023 года

 

     Базовый сценарий:

     1. Начиная с 2010 года приведение  эффективной ставки ЕСН к уровню 2005 года и формирование взносов  на обязательное страхование  со шкалой: для заработных плат до 1100 тыс.рублей в год – 26%, в диапазоне  от 1100 тыс.рублей до 2300 тыс.рублей – 10%, свыше 2300 тыс.рублей – 2%.   В 2020 году ставка взносов на обязательное страхование (пенсионное), уплачиваемая работодателями, увеличивается на 3%.

     2. Введение взносов на накопительную  часть трудовой пенсии, уплачиваемых  работниками (после 1968 года рождения  включительно) по ставке 3% от налогооблагаемой  зарплаты в размере до 1100 тыс.  рублей в год. 

     3. Часть ЕСН, направляемая в настоящее  время в федеральный бюджет и предназначенная для выплаты базовых пенсий, будет направляться в Пенсионный фонд. Половина взносов (3%), уплачиваемых работодателями и направляемых на накопительные счета, передается на финансирование текущих пенсий.

     4.Индексацию  ставки НДПИ на газ с 2011 года на индекс потребительских цен.

     5. Индексацию ставок акцизов на  индекс потребительских цен с  2011 года.

     6. Реформирование нефтегазовых фондов. Начиная с 2010 года снижается  целевой (нормативный) объем Резервного  фонда с 10% ВВП до 6% ВВП. Средства Фонда национального благосостояния используются начиная с 2010 года для дополнительного финансирования пенсионной системы. Для этого ежегодно выделяется целевой трансферт в размере 0,6% ВВП.

               7.Увеличение трансфертов в Пенсионный фонд из федерального бюджета. Выделение трансфертов из общих доходов федерального бюджета в ПФР призвано довести коэффициент замещения до целевого уровня 30%. Существенная часть таких трансфертов будет обеспечивать финансирование дополнительных выплат, связанных с ревалоризацией пенсионных прав./27/

2.2.3. Прогноз расходов и сбалансированность бюджетной системы на период до 2023 года

        

          Суммарные расходы бюджетной системы в данном сценарии сокращаются с 34.3% ВВП в 2010 году до 31.9% ВВП в 2023 году из-за сокращения доходов бюджетной системы. При этом происходит перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы в пользу региональных бюджетов и внебюджетных фондов, так как доля федерального бюджета в доходах в течение анализируемого периода сокращается. Так, доля федерального бюджета в общих расходах сокращается с 51% в 2007 году до 47% в 2023 году (с учетом трансфертов из федерального бюджета).

             Динамика общих и непроцентных расходов по уровням бюджетной системы представлена в таблице 1.

Таблица1 - Прогнозные расходы бюджетной системы (%ВВП)

Расходы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Расширенный 34,3 33,8 33,6 33,5 33,4 33,3 33,1 32,8 32,6 32,4 32,2 32,2 32,0 31,9
Консолидированный 28,8 28,2 28,0 27,9 27,8 27,5 27,3 27,0 26,9 26,6 25,9 26,1 25,8 25,7
Федеральный 17,7 17,0 16,9 16,9 16,8 16,7 16,4 16,3 16,0 15,8 15,4 15,4 15,3 15,1
Непроцентные  расходы                            
Расширенный 33,8 33,3 33,0 32,9 32,7 32,6 32,3 32,0 31,8 31,5 31,3 31,3 31,1 30,9
Консолидированный 28,3 27,6 27,4 27,3 27,1 26,8 26,6 26,2 26,0 25,7 25,1 25,2 24,8 24,7
Федеральный 17,2 16,6 16,4 16,4 16,3 16,2 15,9 15,7 15,5 15,2 14,8 14,9 14,7 14,5

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика, её механизм, задачи и особенности в России