Бюджетно-налоговая политика, её механизм, задачи и особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов –бюджетно-налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Задачей курсовой является раскрытие содержания и сущности бюджетно-налоговой политики государства, её видов, её содержания, проблематику.

Оглавление

Введение
Глава 1. Характеристика бюджетно-налоговой политики
1.1 Основные понятия
1.2 Типы фискальной политики
1.3 Цели фискальной политики
1.4. Инструменты фискальной политики
1.5. Достоинства и недостатки фискальной политики
Глава 2. Бюджетно-налоговая политика в России
2.1..Основная характеристика российской бюджетно-налоговой политики
2.2 Бюджетная стратегия на период до 2023 года
2.2.1. Совершенствование налоговой политики
2.2.2. Прогноз параметров бюджетной системы на период до 2023 года
2.2.3. Прогноз расходов и сбалансированность бюджетной системы на период до 2023 года
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

бюджетно-налоговая политика.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

К - =

Таким образом, ./1/

      Рассмотрим теперь влияние налогов  на национальное производство  и величину ВНП. Для упрощения  анализа предположим, что государство  вводит единовременно выплачиваемый  налог, сумма которого не меняется при любой величине ВНП. Введение этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков , следовательно, сократятся и их расходы. Это, в свою очередь, отразиться на всей сумме совокупных расходов: она уменьшится. 

     

    Рисунок 2- Влияние налогов на равновесный  объем ВНП

    При постоянных I и G график совокупных расходов ( C+ I+G) сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВНП. Точка макроэкономического равновесия переместиться вниз по линии в 45 градусов.(Рисунок 2)

           Противоположная картина будет складываться при сокращении налогов.

     Вместе  с тем, влияние налогов на объем  ВНП имеет специфику по сравнению  с воздействием инвестиций и государственных  расходов. Дело в том, что располагаемый  доход используется не только на потребление, но и сбережения. Следовательно, снижение располагаемого дохода уменьшает не только потребление, но сбережения.

     При этом уменьшение непосредственного  потребления будет зависеть от предельной склонности к потреблению (MPC). Для определения сокращения потребления в результате введения налога необходимо умножить сумму налогового приращения (Т) на MPC или С= Т- МРС.

     Действие  налогов, подобно инвестициям и  государственным расходам, обладает  мультипликативным эффектом. Но мультипликатор инвестиций меньше мультипликатора государственных расходов и инвестиций, поскольку, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично ( часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений) , тогда как каждая единица прироста государственных расходов или инвестиций оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

       Налоговый мультипликатор равен  мультипликатору государственных  доходов, умноженному на МРС:

       

       Таким образом, влияние государственных  расходов на национальную экономику осуществляется через совокупный спрос. При увеличении государственных расходов на закупку товаров и услуг соответственно возрастает величина совокупных расходов на рынке, стимулируя тем самым совокупный спрос и рост объема национального продукта. Сокращение государственных расходов влечет за собой следовательно, сокращение валового национального продукта. В свою очередь, введение дополнительных налогов или увеличение налоговых ставок уже существующих приводит к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков, что отражается на всей сумме совокупных расходов./13/

     Следовательно, можно использовать дискреционную  фискальную политику государства в  различные периоды экономического цикла.

       В период спада стимулирующая  фискальная политика складывается из:

      1)увеличения государственных расходов;

      2) снижения налогов;

      3) сочетания роста государственных  расходов со снижением налогов     

          (с учетом того, что мультипликационный  эффект  государственных  

          расходов больше, чем мультипликационный эффект снижения 

          налогов)./19/

           Другой тип фискальной политики- недискреционная фискальная политика. Недискреционная фискальная политика- автоматическое изменение названных  величин в результате циклических  колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику./14/

       При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

       "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий  снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

       Степень встроенной стабильности  экономики непосредственно зависит  от величин циклических бюджетных  дефицитов и излишков, которые  выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний  совокупного спроса.

    Итак, и дискреционная и недискреционная фискальные политики играют важную роль в стабилизационных мероприятиях  государства, однако ни та ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. /25/

 

1.3 Цели фискальной политики

 

     В настоящее время бюджетно-налоговая политика выполняет следующие цели:

  1. фискальную — мобилизация части создаваемого национального дохода в регионах в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-экономического развития;
  2. экономическую — целенаправленное воздействие на экономику через налоговый механизм с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионах РФ;
  3. социальную — относительная ликвидация пли сглаживание неравенства в уровнях доходов населения по группам и между регионами за счет прогрессивной системы налогообложения, предоставления многодетным и малоимущим слоям граждан, инвалидам и участникам военных событий налоговых льгот и привилегий;

    4)экологическую — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет усиления роли экологических налогов и штрафных санкций как к отдельным предприятиям, так и к регионам;

   5) контрольную — за счет проведения выездных и камеральных проверок, когда достигается не только увеличение поступления налогов в бюджеты разных уровней, но и соблюдение налоговой дисциплины.

  6) международную - укрепление экономических связей с другими странами за счет заключения двухсторонних и многосторонних соглашений но устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых систем.

     При проведении фискальной политики государство  должно преследовать эти цели./10/

1.4. Инструменты фискальной политики

 

     Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и налоговых  ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм./12/

     Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи (трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации); дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования./6/ Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств./16/ Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений. /3/

     Фискальная  политика как способ финансового  регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики./10/

1.5. Достоинства и недостатки фискальной политики

 

     К достоинствам фискальной политики следует отнести:

     -Эффект  мультипликатора. Все инструменты  фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект  воздействия на величину равновесного  совокупного выпуска.

     -Отсутствие  внешнего лага (задержки). Внешний  лаг – это период времени  между принятием решения об  изменении политики и появлением  первых результатов ее изменения.  Когда правительством принято  решение об изменении инструментов  фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

     -Наличие  автоматических стабилизаторов. Поскольку  эти стабилизаторы являются встроенными,  то правительству не нужно  предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически. /1/

     Недостатки фискальной политики:

     - Эффект вытеснения. Экономический  смысл этого эффекта состоит  в следующем: рост расходов  бюджета в период или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики./22/

     - Наличие внутреннего лага. Внутренний  лаг – это период времени  между возникновением необходимости  изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти, т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. /25/

     - Неопределенность. Этот недостаток  характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

     проблемы  идентификации экономической ситуации. Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;

     проблемы, на какую именно величину следует  изменить инструменты государственной  политики в каждой данной экономической  ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. /7/

     - Дефицит бюджета. Противники кейнсианских  методов регулирования экономики  – монетаристы, сторонники теории  экономики предложения  и теории  рациональных ожиданий – т.е.  представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. /23/

Глава 2. Бюджетно-налоговая  политика в России

2.1..Основная характеристика российской бюджетно-налоговой политики

 

    Создание  нового типа экономики и проведение структурных реформ,  обеспечивающих повышение качества жизни в условиях созданных за последние годы основ  рыночной экономики требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного результата. Долгосрочная бюджетная стратегия выступает одним из инструментов бюджетной политики.      

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика, её механизм, задачи и особенности в России