Бюджетная система и бюджетное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:01, реферат

Краткое описание

Для любого человека понятие «бюджет» ассоциируется с его финансовым состоянием, накоплением денежных средств, соответствием денежных доходов его расходов, избыточностью или дефицитом личного кошелька.
Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, использования бюджетов в них обладают принципиальными различиями.

Файлы: 1 файл

Бюджетная система и бюджетное устройств1.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

Управление государственными расходами традиционно рассматривалась  как система контроля. С годами задачи управления государственными расходами  постепенно расширились и стали  более сложными. В результате бюджетного кризиса который пережил Кыргызстан в период перехода от плановой системы управления государством к рыночной, на управление расходами в государственном секторе стали обращать намного больше внимания.

Транспарентность, или открытость, является характерной чертой надлежащего управления. Она связана с доступностью для общественности информации об операциях государства и гласностью процессов принятия решений.

Прежде чем  принять решение об осуществлении  определенных государственных расходов необходимо подробно изучить программы и их компоненты. Этапы их изучения можно изложить в виде следующих общих принципов:

все расходы  должны быть определены как комплексные  программы;

каждая комплексная  программа должна основываться на смете  расходов;

сметы расходов должны строиться по принципу учета  статей расходов – зарплата, оборудование и т.д.

контроль за расходами должен осуществляться в  разрезе как программ, так и  целей;

программы должны оцениваться с точки зрения затрат и выгод до начала их осуществления;

цели программ должны указываться с точки зрения результатов и предполагаемых выгод.

доходы и расходы  нужно координировать постоянно, с  тем, чтобы можно было выявить  изменения доходов и их воздействие  на расходы;

планы расходов должны, как правило, содержать положения на случай непредвиденных обстоятельств;

перечисленные выше принципы необходимо также соблюдать  при перераспределении средств  на этапе использования ресурсов.  

Для выяснения  роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по следующим признакам.

В первую очередь  применяется экономическая классификация расходов бюджета, где выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Бюджет текущих  расходов представляет собой часть  расходов бюджета, обеспечивающих финансирование текущих потребностей соответствующих организаций, финансируемых из бюджета того или иного уровня. К таким расходам относят затраты заработную плату, отчисления в соцфонд, коммунальные услуги, связь, приобретение на текущие хозяйственные нужды и т.д.

Капитальные расходы  бюджета – это денежные затраты  государства, связанные с финансированием  инновационной и инвестиционной деятельности. В КР данный бюджет называют бюджетом развития. Они включают: расходы  предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, расходы на проведение капитального ремонта, расходы при осуществлении которых создается или увеличивается государственное или муниципальное имущество. 31  

Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:

1) государственные  услуги общего назначения;

2) оборона; 

3) общественный порядок и безопасности государства;

4) экономические  вопросы; 

5) охрана окружающей  среды; 

6) жилищно-комунальное  хозяйство;  

7) образование; 

8) культура, религия; 

9)здравоохранение; 

10) социальное  обеспечение 

Такая классификация  наглядно отражает роль государства в различных областях общественной жизни

Ведомственная классификация  позволяет выделить соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Такая классификация расходов бюджета показывает наиболее мобильные изменения в структуре расходов связанные с изменением системы управления.

Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

Территориальная классификация  расходов. В соответствии с уровнем государственного управления в Кыргызской Республике расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета и расходы местных бюджетов.

С целью увеличения объемов капитальных вложений утвержден  бюджет развития КР, которые осуществляются за счет внутренних и внешних источников финансирования. Расходование средств бюджета развития в денежной форме осуществляется через специальные счета, открываемые в Банке Кыргызстана по представлению Правительства КР.

Защищенные статьи. В бюджете текущих расходов выделяются защищенные статьи, по которым гарантируется  производство расходов в полном объеме, в условиях применения механизма секвестра. Секвестр – это специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Перечень защищенных статей устанавливается ежегодно при утверждении соответствующего бюджета. К ним относятся статьи предусматривающие выплату заработной платы, пенсии, стипендий, расходы на аренду помещений и др.  
 

Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство