Бюджетная политика Узбекистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:16, реферат

Краткое описание

Финансовую систему можно представить в виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций. Она состоит из четырех основных звеньев - государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства.

Оглавление

План:
1. Государственный бюджет: пути формирования и использования
2. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики.
2.1. Доходы государственного сектора
2.2. Расходы государственного сектора
3. Анализ бюджетной политики Узбекистана
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Бюджетная политика Узбекистана.docx

— 52.42 Кб (Скачать)

9) налог с владельцев транспортных  средств - введен в 1993 г. по  ставкам, установленным в зависимости  от мощности двигателя и вида  транспорта. В 1994 г. ставки налога  повышены для юридических лиц  в 50 раз, для физических лиц  - в 25 раз относительно ставок 1993 г. В 1995 г. ставки повышены  в 15 раз к уровню 1994 г.;

10) плата за воду - введена в  1993 г. дифференцированно по поверхностным  источникам - 15 коп./куб. м. (по подземным источникам - 20 коп./куб. м.). В 1994 г. плата за воду повышена в 9 раз, в 1995 г. - в 50 раз относительно уровня 1994 г.

В 1995 г. в республике введен налог  на недра.

В этом же году отменен ряд налогов:

- на сырьевые ресурсы, вывозимые  за пределы республики; взимался  с 1992 г. по дифференцированным  ставкам, средняя ставка налога - 5%, в 1993-1994 гг. - 10%;

- на лесной доход;

- изъятие в бюджет 20% от начисленной  амортизации.

В 1994 г. отменены ресурсные платежи - взимание в размере 6% от стоимости  материальных затрат, вложенных в  себестоимость продукции; взимались  с 1993 г.

С марта 1996 г. в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан для  стимулирования экспортного производства вводится дифференцированное снижение ставок налога на прибыль предприятия, увеличивающее долю экспортной продукции  в общем объеме производства. За годы независимости претерпели изменения  и расходы, существляемые из госбюджета республики. В расходах госбюджета была и остается особой статьей социальная защита_ населения. С 1991 г. вводится выплата пособий матерям с дифференциацией этих пособий в зависимости от возраста детей в связи с ростом уровня цен. Из госбюджета республики возмещается разница в ценах на важнейшие виды продуктов и непродовольственные товары; производителям возмещалась разница в цене за питание студентов и школьников.

Но социальная защита не коснулась  наиболее уязвимых слоев населения  и с 1994 г. все потребительские субсидии отклоняются с одновременным увеличением пособий для малообеспеченных слоев населения.

До 1991 г. из госбюджета республики оказывалась  поддержка предприятиям промышленности, строительного комплекса, жилищно-коммунального  хозяйства и других отраслей народного  хозяйства в основном на пополнение собственных оборотных средств  и на поддержку убыточных предприятий.

Из госбюджета покрывались расходы, связанные с эксплуатацией сооружений Минводхоза, так как опасались  повышения цен на сельскохозяйственную продукцию ввиду перевода хозяйств на платное водопользование, но с 1994 г. полностью отменены эти и другие виды дотаций всем хозрасчетным предприятиям.

Как и в большинстве стран, в  Узбекистане существует дефицит  государственного бюджета, который  финансируется из разных источников. С 1995 г. к основному источнику  финансирования дефицита госбюджета - к кредитам Центробанка - добавились внешние займы и выпуск среднесрочных  ценных бумаг.

Таким образом, по мере осуществления  национальной модели рыночных реформ в Узбекистане формировалась  современная государственная бюджетная  политика, основанная как на изучении мирового опыта, так и на особенностях развития страны.

 

Доходы госбюджета Узбекистана  по итогам 1 квартала 2012 года превысили 4,50 трлн. сумов


 

Министерство финансов Узбекистана подвело итоги первого  квартала 2012 года. За этот период доходы Государственного бюджета превысили 4,50 трлн. сумов. При снижении налоговой нагрузки на 1,7% к ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы бюджета за указанный период увеличились на 26,2%.

 

Правительство Узбекистана  проводит последовательную работу по снижению налоговой нагрузки на хозяйствующие  субъекты. Так если в 2000 году налоговая  нагрузка на хозяйствующие субъекты составляла 27,9% к ВВП, то к 2012 году она  снижена на 6,5% и составит 21,4% к  ВВП, что является одним из низких показателей в международном  сообществе.

 

Основными факторами  увеличения доходной части Государственного бюджета при снижении налоговой  нагрузки являются расширение налогооблагаемой базы и увеличение собираемости налогов.

 

Так, за первый квартал  текущего года собираемость налогов  против соответствующего периода прошлого года увеличилась на 3,1%.

 

При снижении с 1 января 2012 года ставки единого налогового платежа для малых предприятий  в сфере промышленности с 6 до 5%, поступления  по данному налогу за первый квартал  текущего года возросли на 28,1% по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года.

 

Снижение ставки фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей в сфере услуг  в 2 раза позволило не только увеличить  число занятого населения, но и обеспечить рост поступлений по данному источнику  доходов на 36,2 % по сравнению с  аналогичным периодом 2011 года.

 

Кроме того, снижение ставки налога на доходы физических лиц  на один процентный пункт, положительно повлияло на рост реальных доходов  населения.

 

Принимаемые ежегодно меры по снижению налоговой нагрузки позволили создать эффективную  систему налоговых стимулов для  постоянной модернизации, технического и технологического перевооружения, а также для предприятий, участвующих  в программах локализации.

 

Только за первый квартал текущего года сумма средств, остающихся в распоряжении предприятий  за счет вновь предоставленных налоговых  льгот, составила более 600 млрд. сумов или 3,4% к ВВП.

 

Расходы Государственного бюджета в I квартале 2012 года осуществлены в полном объеме в размере 4,46 трлн. сумов или с увеличением против аналогичного периода прошлого года на 26,6%. В общих расходах Государственного бюджета доля расходов на социальную сферу составила 58,7% против 57,8% в аналогичном периоде 2011 года.

 

По итогам I квартала 2012 года Государственный бюджет Республики Узбекистан исполнен с профицитом в размере 0,2% к ВВП.

 

В результате благоприятной  макроэкономической ситуации, устойчивого  исполнения Государственного бюджета  с профицитом, обеспечения положительного сальдо торгового и платежного баланса в течении последних лет, сформирован уставный капитал Фонда реконструкции и развития Узбекистана в размере $10 млрд., который в предстоящие годы предусматривается увеличить до $15 млрд. 

 

Средства Фонда  реконструкции и развития Республики Узбекистан являются одним из важных источников финансирования программ модернизации и технологического перевооружения стратегических отраслей экономики  и инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Узбекистане принят государственный  бюджет на 2013 год

Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан провела пленарное заседание, главным вопросом которого было обсуждение прогноза ключевых макроэкономических показателей, основных направлений налоговой и бюджетной политики, а также проектирование Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2013 год.

 Как отмечалось на  заседании, рассматриваемые документы  предусматривают сохранение в  следующем году высоких и устойчивых  темпов роста экономики, макроэкономической  стабильности, последовательное развитие  отраслей социальной сферы и  улучшение уровня жизни населения,  сообщает Узинформ.

 Так, в 2013 году прогнозируется  прирост ВВП на 8,0%, промышленного  производства – на 8,4%, сельского  хозяйства – на 6,0%, капитальных  вложений – на 9,3%. В результате  реализации предлагаемых мероприятий  по налогово-бюджетной политике  доходы Государственного бюджета  планируются в размере 21,3% к  ВВП, расходы – 22,3%, и соответственно  дефицит – 1,0%.

 Фискальная политика  государства в 2013 году будет  направлена на дальнейшее снижение  налоговой нагрузки, улучшение инвестиционного  и делового климата, стимулирование  модернизации экономики, поддержку  хозяйствующих субъектов, в особенности  малого бизнеса и частного  предпринимательства, совершенствование  налогового администрирования, а  также обеспечение макроэкономической  сбалансированности и роста благосостояния  населения.

 В предстоящем году  предусмотрено сокращение налоговой  нагрузки на экономику страны  на 0,3% к ВВП. Одной из мер  в этом контексте станет снижение  минимальной ставки налога на  доходы физических лиц по первой  шкале с 9 до 8%, что позволит  оставить в распоряжении физических  лиц порядка 186 млрд. сумов.

 Кроме того, исключение  нематериальных активов (патенты,  лицензии, программное обеспечение,  авторские права и прочие) из  объекта обложения налогом на  имущество юридических лиц послужит  еще одним стимулирующим фактором  для широкого внедрения инноваций  в деятельность предприятий.

 Более 59% расходов Государственного  бюджета будут направлены на  финансирование социальной сферы.  В частности, предусмотрены строительство  и реконструкция 3 инфекционных  больниц на 130 мест, 5 туберкулезных  санаториев на 400 мест, а также  54 районных медицинских учреждений, способных принять 5800 посетителей  и 7600 больных. В рамках реализации  проекта «Здоровье – 3», финансируемого  за счет льготных кредитов  международных финансовых институтов, предусмотрено оснащение 150 районных  центральных больниц 96 видами  современного оборудования.

За счет средств внебюджетного  Фонда реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных  и медицинских учреждений будут  капитально отремонтированы и реконструированы 313 общеобразовательных школ, 228 академических  лицеев и профессиональных колледжей. Более 1500 общеобразовательных учреждений и 700 академических лицеев и профессиональных колледжей будут оснащены современным  учебным инвентарем, компьютерами и  учебными лабораториями. Запланировано  строительство, капремонт и оснащение 54 детских школ музыки и искусства, а также 137 спортивных залов и 25 объектов детского спорта.

 На финансовую поддержку  экономики будет выделено 2,8 трлн. сумов, что на 22% больше, чем в параметрах 2012 года. В частности, более 1,4 трлн. сумов предусмотрено на своевременное и полное обеспечение сельхозпроизводителей водными ресурсами. Кроме того, в рамках программы по реконструкции, ремонту и очистке мелиоративных сетей будут проведены мелиоративные работы, обеспечивающие улучшение состояния более 300 тысяч га посевных земель на сумму свыше 227 млрд. сумов.

 На 23% увеличен объем  централизованных инвестиций в  реконструкцию ирригационных сооружений, улучшение обеспечения питьевой  водой сельской местности и  архитектурного облика населенных  пунктов Республики.

 Расходы на ремонт  автомобильных дорог общего пользования  и межхозяйственных сельских  автодорог увеличены в 1,69 раза. Предусмотрено выделение более  661 млрд. сумов за счет средств Республиканского дорожного фонда на повышение качества автомобильных дорог международного и республиканского значения. Запланировано строительство ряда мостов и путепроводов, 526 км автомобильных дорог, отвечающих современным стандартам.

 Свыше 1,0 трлн. сумов будут направлены на строительство 8510 современных сельских домов по типовым проектам в 326 сельских массивах. Удвоены бюджетные расходы на улучшение системы доставки питьевой воды населению, особенно в сельской местности, предусмотрена прокладка 654 км водопроводных сетей.

 С учетом высказанных  в ходе заседания мнений Законодательная  палата Олий Мажлиса приняла постановление, которым одобрила и утвердила Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2013 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Ковалев В. В., "Финансовый анализ", М: Финансы и статистика, 2-ое издание, 1998г.
  2. Ковалев В. В., "Финансовый анализ. Методы и процедуры", М: Финансы и статистика, 2001г.
  3. Колчина К. В., "Финансы предприятия", М: Юнити, 2-ое издание, 2001г.
  4. Стоянова Е. С., "Финансовый менеджмент", М: Перспектива, 5-ое издание, 2000г.

5. http://www.tfi.uz


Информация о работе Бюджетная политика Узбекистана