Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:16, реферат
Финансовую систему можно представить в виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций. Она состоит из четырех основных звеньев - государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства.
План:
1. Государственный бюджет: пути формирования и использования
2. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики.
2.1. Доходы государственного сектора
2.2. Расходы государственного сектора
3. Анализ бюджетной политики Узбекистана
Список использованной литературы
Расходы государственного сектора на товары и услуги, производимые в текущий период времени, сами по себе являются одним из компонентов совокупных внутренних расходов и таким образом вносят непосредственный вклад во внутреннюю абсорбцию. Если госсектор закупает товары отечественного производства, не реализуемые на внешнем рынке, такие закупки служат дополнением к совокупному спросу на отечественные товары. Однако импорт государственного сектора и закупка им товаров, которые могли бы быть проданы за рубежом по мировым ценам, не оказывают прямого воздействия на реальный совокупный спрос на товары отечественного производства. Расходы госсектора на подобные конкурентоспособные товары приводит к ухудшению торгового баланса страны и при этом не оказывают непосредственного влияния на реальный совокупный спрос или на такие макроэкономические переменные, как реальный объем производства и темпы внутренней инфляции.
Косвенное воздействие закупок госсектора широко дискутируется. Эти дискуссии получили название "дебатов по вопросу о вытеснении". Существует немало каналов, через которые увеличение расходов госсектора косвенно оказывает влияние на расходы в частном секторе. Дискуссия ведется вокруг того, насколько увеличение государственных затрат снижает или увеличивает расходы частного сектора, приводя к общему росту расходов, отличному от того, который первоначально имел место в государственном секторе. В эффекте "вытеснения" (или, наоборот, "втискивания") можно выделить несколько уровней.
Уровень первый: госсектор покупает "общественные" товары и услуги, заменяющие или дополняющие закупки сектора, что влияет на суммарные частные расходы.
Уровень второй, в той степени, в какой увеличение государственных расходов влечет за собой соответствующую задолженность по налоговым платежам для частного сектора либо в настоящее время путем финансирования налогов, либо в будущем, когда возникает необходимость погашения государственного долга, текущий или будущий частный располагаемый доход (т. е. доход после уплаты налогов) сократится, что вызовет и некоторое сокращение частных расходов.
Уровень третий: если рост государственных затрат в результате приводит к чистому увеличению совокупного спроса при первоначальном уровне цен и процентных ставок, внутренняя экономическая деятельность может возрасти, но это способно привести к сокращению частных расходов. Так, например, если внутренняя процентная ставка прыгает вверх, чтобы сразу же поддержать равновесие портфеля ценных бумаг при увеличенном спросе на деньги, компоненты совокупного спроса, особо чувствительные к изменениям процентных ставок, будут иметь тенденцию к снижению. Напротив, если дисбаланс портфеля будет иметь тенденцию к сохранению, то чрезмерный спрос на деньги может побудить домохозяйства сократить текущие расходы, чтобы накопить наличность.
Даже при отсутствии этого последнего
эффекта финансирование дополнительных
расходов государственного сектора
может увеличить стоимость или
снизить доступность
Трансфертные платежи из госсектора в частный внутри страны не являются покупкой производимых в данный момент товаров и услуг и поэтому прямо не сказываются на внутренней абсорбции.
Однако они затрагивают
Наконец, так же, как и трансфертные выплаты, уплата процентов госсектором частному не сказывается непосредственно на внутренней абсорбции и совокупном спросе и речь идет лишь о косвенном влиянии, которое они оказывают на решение относительно частных расходов. Увеличение уплаты процентов госсектором по внешней задолженности при его неизменных затратах на товары и услуги "нефакторного" характера также не окажет непосредственного влияния на совокупный спрос на отечественные товары и услуги.
В последние годы возникли споры по поводу того, не имеет ли та часть уплаты процентов, которая соответствует темпам инфляции, влияния на совокупный спрос, аналогичного тому, которое оказывает часть, соответствующая реальному проценту. Можно полагать, что инфляционный компонент уплаты процентов эквивалентен амортизации (погашению) государственного долга. Такая амортизация обычно не считается государственными расходами, поскольку полагают, что при нормальных обстоятельствах граждане реинвестируют в этот долг на прежних условиях, так что совокупный спрос не меняется. И все же сомнительно, особенно при высоких темпах инфляции, что инфляционный компонент уплаты процента абсолютно нейтрален по отношению к совокупному спросу из-за изменения условий и "денежное (tm)" (наличия денежных свойств) государственного долга, которые могут произойти в такого рода ситуации, особенно если приобретение иностранных активов является реальной альтернативой сохранению государственного долга.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
социально-экономического развития Республики Узбекистан
за январь-декабрь 2011 года *)
Показатели |
Единица |
Январь-декабрь |
В % к |
1. Валовой внутренний продукт |
млрд. сум |
77750,6 |
108,3 |
Промышленность |
млрд. сум |
18632,0 |
103,4 |
Сельское хозяйство |
млрд. сум |
13685,2 |
106,6 |
Строительство |
млрд. сум |
4714,2 |
108,5 |
Транспорт и связь |
млрд. сум |
9129,9 |
111,3 |
Торговля |
млрд. сум |
6863,4 |
115,3 |
Прочие |
млрд. сум |
18623,0 |
111,0 |
Чистые налоги на продукты и |
млрд. сум |
6103,0 |
107,2 |
2. Уровень инфляции |
|||
в среднем за месяц |
% |
0,6 |
х |
к декабрю предыдущего года |
% |
7,6 |
х |
3. Промышленная продукция |
млрд. сум |
41655,9 |
106,3 |
электроэнергетика |
млрд. сум |
3349,3 |
101,0 |
топливная |
млрд. сум |
7298,0 |
100,3 |
черная металлургия |
млрд. сум |
1084,0 |
106,3 |
цветная металлургия |
млрд. сум |
4324,7 |
102,4 |
химическая и нефтехимическая |
млрд. сум |
2283,9 |
107,9 |
машиностроение и металлообрабо |
млрд. сум |
6714,0 |
112,2 |
деревообрабатывающая |
|
447,1 |
107,1 |
строительных материалов |
млрд. сум |
2188,6 |
111,9 |
легкая |
млрд. сум |
5629,6 |
104,7 |
пищевая |
млрд. сум |
5814,1 |
113,1 |
другие |
млрд. сум |
2522,6 |
115,7 |
4. Потребительские товары |
млрд. сум |
14926,3 |
111,0 |
продовольственные |
млрд. сум |
6608,9 |
113,8 |
непродовольственные |
млрд. сум |
8317,4 |
108,8 |
5. Продукция сельского хозяйства |
млрд. сум |
19633,6 |
106,6 |
продукция растениеводства |
млрд. сум |
11347,4 |
106,0 |
продукция животноводства |
млрд. сум |
8286,2 |
107,6 |
6. Инвестиции в основной капитал |
млрд. сум |
18291,3 |
107,9 |
Централизованные инвестиции |
млрд. сум |
3198,7 |
113,3 |
бюджетные средства |
млрд. сум |
1101,7 |
122,8 |
средства фонда мелиоративного улучшения |
млрд. сум |
80,7 |
110,9 |
средства внебюджетных фондов |
млрд. сум |
573,0 |
100,8 |
средства фонда реконструкции и развития |
млрд. сум |
738,3 |
111,3 |
иностранные инвестиции и кредиты |
|
705,0 |
113,5 |
Нецентрализованные инвестиции |
млрд. сум |
15092,6 |
106,9 |
средства предприятий |
млрд. сум |
5832,8 |
105,1 |
средства населения |
млрд. сум |
3357,5 |
129,2 |
прямые иностранные инвестиции |
|
3881,3 |
88,0 |
кредиты коммерческих банков |
|
2021,0 |
126,7 |
Строительные работы |
млрд. сум |
9438,1 |
108,5 |
Ввод жилья |
тыс.кв. м |
9236,7 |
104,5 |
7. Транспорт |
|||
Перевозка грузов |
млн. тн |
1269,0 |
108,7 |
Перевозка пассажиров |
млн. чел |
6341,8 |
105,9 |
8. Социальная сфера |
|||
Численность занятого населения, |
|
11919,1 |
102,5 |
Средняя номинальная начисленная |
тыс.сум |
921,3 |
119,2 |
Средний размер пенсии за последний |
тыс.сум |
216,9 |
126,2 |
9. Розничный товарооборот |
млрд. сум |
28357,0 |
116,4 |
10. Платные услуги |
млрд. сум |
10557,3 |
116,1 |
11. Услуги, всего |
млрд. сум |
41083,3 |
113,2 |
В % к ВВП |
% |
50,5 |
Х |
в том числе по видам: |
|||
услуги торговли и питания |
млрд. сум |
8607,5 |
118,6 |
транспортные |
млрд. сум |
12350,3 |
104,1 |
услуги связи и информатизации |
млрд. сум |
2630,0 |
139,9 |
финансовые |
млрд. сум |
3507,2 |
118,6 |
туристско-экскурсионные |
млрд. сум |
64,1 |
127,3 |
услуги гостиниц |
млрд. сум |
112,4 |
106,5 |
коммунальные |
млрд. сум |
4781,0 |
99,9 |
бытовые |
млрд. сум |
534,5 |
120,9 |
ремонт автомобилей и иной техники |
млрд. сум |
367,7 |
118,9 |
другие, включая услуги детских |
|
8128,6 |
118,5 |
12. Внешнеторговый оборот |
млн. долл |
25537,1 |
115,0 |
страны СНГ |
млн. долл |
11110,1 |
118,6 |
другие страны |
млн. долл |
14427,0 |
112,4 |
Экспорт |
млн. долл |
15027,2 |
115,4 |
страны СНГ |
млн. долл |
6720,1 |
119,0 |
другие страны |
млн. долл |
8307,1 |
112,6 |
Импорт |
млн. долл |
10509,9 |
114,5 |
страны СНГ |
млн. долл |
4390,0 |
118,0 |
другие страны |
млн. долл |
6119,9 |
112,2 |
Сальдо |
млн. долл |
4517,3 |
х |
страны СНГ |
млн. долл |
2330,1 |
х |
другие страны |
млн. долл |
2187,2 |
х |
Структура внешнеторгового оборота: |
|||
страны СНГ |
% |
43,5 |
х |
другие страны |
% |
56,5 |
х |
*) Предварительные данные |
|||
**) С учетом досчетов, без малого предпринимательства и сельского хозяйства |
|||
***) Оценка, с учетом данных Внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов |
3. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ УЗБЕКИСТАНА
Обретение Узбекистаном независимости
сопровождается формированием самостоятельной
политики в области формирования
и использования доходов
Такая система налогообложения не отвечала задачам экономической стабилизации, увеличению объемов производства и стимулированию предпринимательской деятельности в республике (изъятие выручки в виде налогов и обязательных платежей у предприятий составило 37,2% и более).
Действующие высокие ставки налогообложения доходов сочетались с огромным числом налоговых льгот. Тем не менее эти льготы не только не повлияли конкретным образом на расширение производства и развитие предпринимательской деятельности, но и способствовали уклонению от уплаты налогов.
Основная тяжесть налогового бремени легла на доходы предприятий при относительно низком уровне налогообложения природно-сырьевых ресурсов и имущества.
Необходимость дальнейшего развития и реформирования налоговой системы в определенной степени реализована в Указе Президента Республики Узбекистан "Об основных направлениях увеличения стимулирующей роли налогов в Республике Узбекистан". Решения, принятые на основании Указа, нашли отражение в изменениях налоговых ставок и видов собираемых налогов с 1 января 1995 г.
На сегодняшний день доходы госбюджета формируются за счет поступлений по следующим видам:
1) индивидуальный подоходный
2)налог на доход предприятий - до 1992 г. взимался налог на прибыль совместно с платой за фонды и трудовые ресурсы, с 1992 г. этот налог заменен на налог на доходы (в среднем ставка налога 12%; в 1993-1994 гг. - 18%), с 1 января 1995 г. он заменен налогом на прибыль предпринимателей (ставка налога - 38% прибыли). Законом предусматривается возможность корректировки утвержденной ставки налога на прибыль в сторону уменьшения посредством стимулирующих коэффициентов. (Она может снижаться до 10% при направлении более 50% балансовой прибыли на развитие производства.)
Применяется понижающий коэффициент к установленной ставке налога в размере 0,3 процентных пункта на каждый 1 % прироста объемов производства продукции.
Шесть групп предприятий частично
или полностью освобождаются
от уплаты налога или имеют налоговые
льготы: вновь созданные предприятия,
предприятия, патентующие инновационную
продукцию, совместные предприятия (с
более чем 30% иностранного капитала),
совместные предприятия с иностранным
капиталом республиканских
3) налог на социальное
35% - в фонд социального
0,7 % - в фонд Совета Федерации профсоюзов;
1,5 % - в фонд занятости;
1,2 % налога выплачивается за
счет работающего в фонд
4) налог на собственность (
5) налог на землю с 1 января
1994 г. введен на земли
6) акцизы - этим видом налога
облагаются алкогольные
7) налог на добавленную
8) таможенные пошлины - введены
с 1994 г. по дифференцированным
ставкам в зависимости от вида
продукции. Импортные