Бюджетная политика Узбекистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:16, реферат

Краткое описание

Финансовую систему можно представить в виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций. Она состоит из четырех основных звеньев - государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства.

Оглавление

План:
1. Государственный бюджет: пути формирования и использования
2. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики.
2.1. Доходы государственного сектора
2.2. Расходы государственного сектора
3. Анализ бюджетной политики Узбекистана
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Бюджетная политика Узбекистана.docx

— 52.42 Кб (Скачать)

 

План:

1. Государственный  бюджет: пути формирования и использования

2. Государственный  бюджет как инструмент финансового  регулирования экономики.

2.1. Доходы  государственного сектора

2.2. Расходы  государственного сектора

3. Анализ  бюджетной политики Узбекистана 

Список использованной литературы

 

1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПУТИ  ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Финансовую систему можно представить  в виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству  выполнение его политических и экономических  функций. Она состоит из четырех  основных звеньев - государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных  предприятий и специальных правительственных  фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между  собой и направленных на осуществление  финансовой политики государства.

Главным звеном этой системы является государственный бюджет- крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства (подробнее о госбюджете смотри ниже).

Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных, финансов. Под влиянием развития производительных сил, НТО происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного кредита, специальных фондов. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, тауншипов. На долю местных финансов в федеративных государствах (США, ФРГ, Канада) приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах - около 30%.

Самостоятельное финансовое звено  образуют финансы государственных предприятий. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете, осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с госбюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения. Первоначальной задачей этих фондов было финансирование отдельных целевых мероприятий, но затем функции специальных фондов расширились, они приобретают значение резервов, к которым правительство прибегает в случаях финансовых затруднений, т. е. они используются для повышения маневренности финансовой системы в целом.

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия  на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития НТП в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%.

Государство не только стимулирует  процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через  государственные закупки товаров  и услуг. Гарантированный государственный  рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного  спроса позволяет частично разрешать  противоречие между производством  и потреблением.

В условиях современной НТР резко возросла роль человеческого фактора, что требует нового подхода к главному элементу производительных сил - человеку. Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы - просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

Структура государственного бюджета  в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера  административной системы, структурных  особенностей экономики и ряда других факторов. В США, например, федеральный  бюджет построен по принципу "полного" бюджета и состоит из двух элементов: собственно правительственный бюджет и доверительные (траст) фонды.

Собственно правительственный  бюджет охватывает и финансирует  общенациональные программы, связанные  с политическими, экономическими и  социальными функциями государства. В составе его расходов - военные, экономические, внешнеэкономические  и внешнеполитические, выплата процентов  по федеральному долгу, социальные, на аппарат управления. Доходы формируются  в основном за счет налогов (личный подоходный налог, налог на прибыли  корпораций, акцизы, таможенные пошлины). Федеральные фонды составляют 70% всего федерального бюджета, на них  приходится вся сумма бюджетного дефицита.

Доверительные фонды носят целевой  характер. Большинство из них связано  с деятельностью отдельных видов  государственной производственной инфраструктуры (содержание федеральных  автострад, аэропортов, гидроэлектростанций). Крупнейшими фондами являются фонды  социального страхования (различные  виды пенсионного обеспечения, пособия  по болезни, безработице). Доходы доверительных  фондов образуются от эксплуатации государственной  собственности. Фонды социального  страхования в частном секторе  создаются за счет взносов работающих и предпринимателей, а для государственных  служащих - из взносов самих служащих и федерального правительства.

 

2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и  использования централизованного  фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения.

В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим  орудием распределения и перераспределения  национального дохода.

Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. В современных условиях перехода к рыночным отношениям государственный  бюджет Республики Узбекистан превращается в могучее средство перестройки  народного хозяйства, социальной защиты населения и повышения материального  и культурного уровня жизни граждан, укрепления обороны и независимости  и развития экономических отношений  с другими странами.

Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

1. Бюджет - это основной финансовый  план государства.

2. Бюджет - самый крупный централизованный  денежный фонд страны.

3. Бюджет является выражением  экономических денежных распределительных  отношений, т. е. он является  частью системы финансов, представляет  собой централизованные финансы.

В системе финансовых отношений  бюджет играет ведущую роль. При  помощи бюджета государство активно  воздействует на формирование и использование  других финансовых планов, обеспечивается их взаимная увязка. Достигается соответствие и движение материальных и денежных ресурсов в масштабе всей страны, в  ходе проверки финансовых планов появляются дополнительные резервы для роста  доходов бюджета и экономии расходов, для наиболее эффективного ведения  хозяйства.

Госбюджет тесно связан с планом экономического и социального развития страны, финансовыми планами отраслей, государственным страхованием, фондами  социального обеспечения и страхования, балансом денежных доходов и расходов населения, кредитным и кассовым планами Центрального банка.

Доходы и расходы бюджета  планируются в зависимости от показателей экономического и социального  развития как всей республики, так и ее отдельных регионов.

В последние годы в Узбекистане  удельный вес бюджета в источниках финансирования капитальных вложений постепенно сокращается, так как  возрастают собственные источники  финансирования самих отраслей и  предприятий. Или возьмем расходы  бюджета на социально-культурные мероприятия: по народнохозяйственному плану  определяются такие показатели, как  сеть социально-культурных учреждений, а также контингенты учащихся, количество коек в больницах, причем определяются среднегодовые контингенты  и среднегодовое количество коек. При этом надо знать нормы расходов на эти цели, в том числе бюджетные  нормы.

На основе финансов отрасли уточняются данные по налогам с предприятий, объединений, организаций по финансированию отраслей.

Выполнение народнохозяйственных задач невозможно без выполнения бюджета, но и выполнение бюджета  также зависит от выполнения народнохозяйственных задач по объему реализуемой продукции, по полученным накоплениям и т. д.

В процессе бюджетного прогнозирования  и накопления бюджета ведется  систематический финансовый контроль за деятельностью предприятий, учреждений и за соблюдением ими режима экономии, выявляются резервы роста производительности труда, повышения эффективности производства.

Значительная часть доходов  населения - зарплата работников непроизводственной сферы, пенсии, пособия, стипендии - выплачивается  за счет бюджета наличными деньгами. Отсюда связь с кассовым планом Центрального банка, балансом денежных доходов и  расходов населения.

Государственный фонд по выплатам пенсий тесно связан с госбюджетом, а  также с фондом социального страхования. Основная масса доходов этих фондов образуется за счет отчислений из госбюджета республики.

Национальная политика тоже проявляется  через госбюджет. Это систематическая  помощь бюджету Республики Каракалпакстан в развитии ее экономики за счет процентных отчислений от доходов республиканского бюджета, а также другие пути дотации.

По мере развития общества возрастает роль госбюджета в распределении  общественного продукта и национального  дохода.

Бюджетное финансирование имеет целевой  характер. При помощи бюджета обеспечиваются потребности производства и непроизводственных сфер, устанавливаются правильные пропорции  в развитии экономики, отдельных  экономических районов и регионов, отдельных отраслей хозяйства.

 

2.1.Доходы государственного сектора

 

В целях проведения макроэкономического  анализа в странах с переходной экономикой полезно подразделить статьи дохода на две крупные аналитические  категории: налоги, взимаемые с частного сектора, и получаемые из-за рубежа трансферты.

Что касается взимаемых налогов, то их макроэкономическое влияние противоположно трансфертам. Хотя внутренняя абсорбция  при этом непосредственно и не затрагивается, увеличение налогов  косвенно снижает частичную абсорбцию, уменьшая частичный располагаемый  доход. Вместе с тем попытки поднять  налоги выше традиционного уровня могут  привести к широкому распространению  таких явлений, как уклонение  от уплаты налогов и перенос центра тяжести некоторых видов экономической  деятельности на черный рынок.

Зарубежные трансферты в госсекторе также не оказывают непосредственного  влияния на уровень внутренней абсорбции, если иметь в виду расходы этого  сектора. В той мере, в какой  ожидаемое в будущем увеличение таких трансфертов побуждает  частный сектор пересматривать свою оценку будущих задолженностей по налоговым  платежам в сторону понижения, предполагаемый "постоянный" располагаемый доход частного сектора может расти, что имело бы косвенное позитивное влияние на внутреннюю абсорбцию.

Воздействие изменений доходной части  бюджета государственного сектора  на реальный совокупный спрос может  быть достаточно четко определено.

Так, рост чистого дохода государственных  предприятий за счет увеличения цен  на их продукцию - это своего рода налог  на частный сектор в той степени, в какой вышеупомянутая продукция  реализуется на внутреннем рынке (коммунальные услуги, общественный транспорт), а  также своего рода трансферт из-за рубежа, если эта продукция поступает  на экспорт.

 

2.2.Расходы государственного сектора

 

В целом расходы государственного сектора могут быть подразделены на затраты на товары и услуги, трансфертные платежи и уплату процентов. Необходимо рассмотреть влияние каждого  из этих компонентов в отдельности  на совокупные расходы.

Информация о работе Бюджетная политика Узбекистана