Безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ рынка труда, а также проблем безработицы и путей их решения.
Объектом исследования является рынок труда
Предметом особенности современного рынка труда, его направления, основные механизмы реализации на практике
Задачи:
· Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
· Выделить факторы, влияющие на рост безработицы среди определенных групп населения;
· Оценить состояние рынка на сегодняшний день.

Оглавление

Введение
1. Рынок труда: занятость и безработица
1.1 Сущность, структура и функции рынка труда.
1.2 Сущность, виды и формы занятости.
1.3 Сущность, формы и виды безработицы.
2. Основные направления и реализации действии по обеспечению стабильности на рынке труда.
2.1 Структура рынка труда.
2.2 Анализ деятельности правительства Москвы по сокращению и стабилизированию нынешней ситуации на рынке труда.
2.3 Практические рекомендации по совершенствованию программных мероприятий в сфере рынка труда.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Безработица.docx

— 117.07 Кб (Скачать)

6.  Организация стажировки для выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.

Уровень регистрируемой безработицы по данным Московской службы занятости населения в городе Москве на конец 2008 года составил 0,35% экономически активного населения. По данным Мосгорстата на конец декабря 2008 года 65,0 тыс. человек, или 1,0% экономически активного населения, классифицировались как безработные (по методологии Международной организации труда), что на 20,4% больше сентября 2008 года.В условиях развивающегося экономического кризиса значительно усугубляется ситуация на рынке труда города Москвы, что сопровождается значительным высвобождением работников.

В IV квартале 2008 года на рынке труда города Москвы наметились следующие негативные тенденции, свидетельствующие  об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов  экономической деятельности:

1.  рост численности сокращенных из организаций работников;

2.  увеличилось количество организаций, планирующих и проводящих массовое высвобождение работников (ГОУ ВПО Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова, ОАО МГТС Замоскворецкий центр услуг связи, ЗАО "Динамо-Плюс", ОАО "ММП им. В.В. Чернышева", ОАО "Квант", Федеральная таможенная служба Центральное таможенное управление, Московская северная таможня, Федеральная служба охраны РФ, войсковая часть N 1473);

3.  введение режимов неполной занятости в организациях (ЗАО "Москабельмет", ООО "Московское учебно-производственное предприятие N 13 ВОС", МОАО "Большевичка", ООО УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ").

По состоянию на 31.12.2008 в службу занятости представили  сведения о массовом высвобождении 1136 организаций.

Общая численность  граждан, предполагаемых к высвобождению, составляет 26,4 тыс. человек.

Профессионально-должностной  состав предполагаемых к высвобождению  работников и высвобожденных работников, уже обратившихся в службу занятости, по наиболее представительным категориям характеризуется следующими данными (в скобках - высвобожденные работники, обратившиеся в службу занятости), %:

1.  доля руководителей, специалистов и технических исполнителей в общей численности высвобождаемых работников - 60,4 (57,5);

2.  доля руководителей (различного рода начальников, заместителей, менеджеров, мастеров и др.) в общей численности руководителей, специалистов и технических исполнителей - 41,8 (38,5);

3.  доля инженеров в общей численности специалистов - 29,3 (26,5);

4.  доля дежурных, кассиров, секретарей, охранников в общей численности технических исполнителей - 65,5 (64,7);

5.  в общей численности рабочих доля водителей - 8,6 (9,4); дворников, уборщиков - 10,0 (8,7); кладовщиков - 2,9 (3,5); рабочих слесарных и слесарно-сборочных работ - 9,0 (8,0).

Высокий образовательный  уровень - также одна из характерных  особенностей структуры предполагаемых к высвобождению москвичей. Показатели спроса и предложения на рынке  труда города Москвы на конец 2008 года свидетельствовали о значительном превышении количества вакантных рабочих мест, находящихся в банке данных службы занятости, над численностью безработных граждан (22,9 тыс. человек). Однако в IV квартале сформировались негативные тенденции, которые уже привели к сокращению в этот период количества вакансий и увеличению численности безработных граждан, и они сохранятся на протяжении 2009 года. Сохранится и значительный дисбаланс спроса и предложения, который на конец года характеризовался следующими данными: 39% - вакансии для служащих, 61% - свободные рабочие места по рабочим профессиям.

В связи с изменением ситуации на рынке труда и предполагаемым увеличением числа обращений  граждан в органы службы занятости  Правительством Российской Федерации  принято решение о снижении объемов  привлечения иностранной рабочей  силы. Так, приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2008 г. N 777н городу Москве квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу установлена в размере 392157 ед., что на 21,5% меньше, чем планировалось.

С целью уменьшения объемов привлечения в город  иностранной рабочей силы московской службой занятости осуществлялась работа по:

1.  взаимодействию с работодателями по уточнению реальных потребностей города в привлечении иностранной рабочей силы ввиду сокращения объемов производства, возникшего вследствие финансового кризиса;

2.  активному направлению москвичей, граждан, находящихся под риском увольнения, на переобучение по наиболее востребованным профессиям, по которым планируется привлечение иностранных работников;

3.  информированию государственных служб занятости населения субъектов РФ о свободных рабочих местах, на которые планируется привлечение иностранных работников.

Источником финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии городу Москве на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок  переданных полномочий Российской Федерации  в области содействия занятости  населения, средства города Москвы, средства работодателей.

Общий объем финансирования Программы в 2009 году составит 416,2 млн. руб., в том числе:

1.  субсидия федерального бюджета - 386,1 млн. руб. (92,8% от общего объема финансирования);

2.  средства бюджета города Москвы - 28,1 млн. руб. (6,7% от общего объема финансирования);

3.  средства работодателей - 2,0 млн. руб. (0,5% от общего объема финансирования).

В результате реализации Программы будет обеспечена занятость:

1.  после прохождения опережающего профессионального обучения - не менее 1,5 тыс. человек;

2.  на временных рабочих местах в рамках организации общественных работ не менее 13,1 тыс. человек;

3.  на рабочих местах в рамках стажировки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования - не менее 9,8 тыс. человек.

Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности  на рынке труда в рамках Программы  позволит сдержать рост безработицы  в городе Москве. Численность безработных  граждан к концу 2009 года не превысит 40,0 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы составит 0,7% от численности экономически активного населения.  

2.3 Практические рекомендации по совершенствованию программных мероприятий в сфере рынка труда  

Учитывая сложность  ситуации на рынке труда, большие  масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих  мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать  на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором  подготовка специалистов и рабочих  кадров высокой квалификации мало увязана  с ситуацией на рынке труда, и  выпускники учебных заведений сразу  оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче  просматривались масштабы возможного замещения и потребности в  нем в целом.

Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует  значительных финансовых затрат. Такие  проекты необходимо определить и  на региональном (областном), и местном  уровнях.

На основании указанных  проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных  рабочих и выданы соответствующие  задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной  значимости, должны и финансироваться  в первую очередь. Целесообразно  сократить масштабы подготовки по тем  профессиям, по которым трудоустройство  обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

Несмотря на всю  сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области  включительно должны быть, составлены программы высвобождения мало - и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, не престижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.

Необходимо закончить  создание полной системы сбора, обработки  и выдачи информации Государственной  службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий  и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.

Следует в корне  изменить философию отношения к  Государственной службе занятости, сложившуюся сейчас. Необходимо четко  понять, что служба занятости –  это в первую очередь орган по оказанию услуг на рынке труда, и ее работа чаще всего сводится к организации перераспределения рабочей силы на имеющиеся вакантные рабочие места. Требовать, чтобы служба занятости создавала новые рабочие места (или даже ставить задачу), неразумно.

В части переобучения или первичного обучения безработных  служба занятости со стороны работодателей  должна иметь социальный ориентир –  заказ, и под него из числа безработных  подбирать контингент обучающихся.

Необходимо создать  максимально благоприятные условия  со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской  деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих  мест и снизить напряженность  на рынке труда.

Следует упростить  процедуру выезда за рубеж на временное  трудоустройство. Это позволило  бы уменьшить численность безработных  на рынке труда, улучшить материальное положение как самих безработных  и членов их семей, так и увеличить  возможные поступления в республику валютных средств.

Целесообразно проработать, а возможно, и в законодательном  плане решить вопрос об экономическом  стимулировании (обязательном с одновременной  выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления  пенсионного возраста (при наличии  трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало  бы существенные предпосылки для  приведения численности работающих в соответствие с фактической  потребностью и одновременно для  трудоустройства молодежи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лица предпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодежь в силу их непрестижности идти не хочет.

Нужно последовательно  проводить курс на разукрупнение  предприятий, что позволит более  оперативно решать вопросы ускорения  освоения новой продукции и увеличения занятости, а также уменьшения влияния  узкой специализации отдельных  рабочих мест, требующей постоянной переподготовки кадров при изменении  технологического процесса. В настоящее  время именно безработные с узкой  специализацией (к тому же нередко  с продолжительным стажем работы по ней) испытывают наибольшие затруднения  при трудоустройстве.

В сложившихся экономических  условиях целесообразно ввести положение (возможно, даже законодательно), при  котором преимущественное право  на переподготовку как внутри предприятия (оперативное или опережающее  переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через  систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного  трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы  семьи; молодежь, окончившая учебные  заведения (право первого места  работы).

Необходим поиск  решений процесса «выхода» молодежи на рынок труда, развитие у нее  «предпринимательского чувства». Иными  словами, необходимо существенное улучшение  профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии, осознание ею того, что на протяжении трудового пути профессию, возможно, придется менять неоднократно.

Необходимо ускорить создание отраслевых, территориальных  и республиканских объединений  нанимателей, которые должны взять  на себя функции отраслевых министерств, Госплана и Минэкономики по вопросам определения реальной потребности  в кадрах специалистов и рабочих  по отдельным профессиям и организации  их последующего трудоустройства.

Поскольку структурная  перестройка в практически не начиналась, хотя она неизбежна, важным является разработка программ обеспечения занятости по конверсионным предприятиям.

Информация о работе Безработица