Безработица в России: проблемы и пути разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
•раскрыть сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
•рассмотреть специфику рынка труда в России
•выявить причины безработицы в России
•показать уровень и структуру безработицы в России
• выявить последствия безработицы
• найти способы снижения безработицы в России

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….……3
Глава 1. Понятие безработицы, ее виды………………………………………………..……5
1.1 Сущность, понятие безработицы, подходы к определению……………………………5
1.2 Виды безработицы и их специфика………………………………………………….…..7
Глава 2. Особенности безработицы в России и ее последствия…………………………..11
2.1 Экономические реформы и рынок труда…………………………………………….…11
2.2 Причины безработицы в России………………………………………………..………12
2.3 Структура и уровень безработицы в России………………………………...…………14
2.4 Экономические последствия безработицы…………………………………….………16
2.5 Социальные последствия безработицы…………………………………………..…….17
Глава 3. Меры по снижению уровня безработицы……………………………….………..19
3.1 Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы…………………………………………………………………………………….19
3.2 Создание более гибкой модели рынка труда…………………………………………..21
3.3 Новая государственная программа снижения безработицы……………….…………23
Заключение……………………………………………………………………..…………….25
Список использованной литературы……………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

макроэкон курсовая.docx

— 58.13 Кб (Скачать)

Среди субъектов Российской Федерации уровень безработицы  по методологии МОТ колеблется от 1,6% в Москве до 46% в Республике Ингушетия. Высокий уровень безработицы  по методологии МОТ отмечается в  Кабардино-Балкарской Республике и  Республике Дагестан (26-27%), в Республике Тыва и Республике Калмыкия (20-22%), в  Республике Бурятия, Карачаево-Черкесской Республике и Республике Адыгея (15-18%). До 5% уровень безработицы - в Санкт-Петербурге (2,7%), Эвенкийском и Чукотском  автономных округах, Московской, Липецкой областях (3-4%), Ивановской, Тульской и  Ярославской областях (около5%).

Таким образом, можно говорить об обострении дефицита трудовых ресурсов в некоторых основных промышленных регионах страны. В то же время почти  в каждом третьем регионе страны уровень безработицы превышает 10% от численности экономически активного  населения. Аналогичная проблема выявляется и при анализе внутри региональных рынков труда. В большинстве российских регионов можно выделить один или несколько экономически развитых центров с более или менее благоприятной ситуацией на рынке труда, вместе с тем проживающие за их пределами имеют минимальный выбор потенциальных работодателей (преимущественно бюджетных учреждений) или вынуждены вести натуральное хозяйство.

По данным Федеральной  службы по труду и занятости, в  конце ноября 2004г. на учете в органах  государственной службы занятости  состояло 1,8 млн. безработных, в том  числе в Чеченской Республике - 364,5 тыс. человек. По сравнению с  ноябрем 2003г. численность зарегистрированных безработных увеличилась на 274 тыс. человек, или на 17,5%. В ноябре 2004г. общая численность безработных  превышала численность зарегистрированных безработных по сопоставимому кругу  лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров, отнесенных к безработным) в 2,7 раза. Средний возраст безработных  составил 34,9 года, занятого населения - 39,5 года. Молодежь до 25 лет составляет 28% среди безработных и 11% - среди  занятого населения, лица в возрасте 55 лет и старше, соответственно, 6 % и 9%. Почти 11% безработных имели высшее образование и 21% - среднее профессиональное. Среди занятых это соотношение составило, соответственно, 25% и 26%.

Среди безработных по-прежнему остается высокой доля женщин-работниц. В среднем по России в 2004 г., по данным обследований населения Госкомстата  РФ эта доля составляла 49,8 % (несколько  возросла по сравнению с 2003г., когда  она равнялась 47,1 %). Женщины в  большинстве случае более длительное время пребывают в состоянии  открытой безработицы. Широко распространена неполная занятость женщин-работниц, особенно в отраслях легкой промышленности, в первую очередь текстильной  и швейной.

Ухудшается положение  молодежи на рынке труда. Поскольку  молодежные контингента крайне неоднородны  по возрасту, образовательному и профессиональному  уровню, каждый из них нуждается  в своем подходе к решению  проблем занятости. В первую очередь  речь идет о первичной занятости  как тех, кто имеет образование  и специальность, так и тех, кто  не имеет ни того, ни другого.

 

2.4 Экономические  последствия безработицы

 

Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует  о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.

Первое, к чему приводит безработица, - это недостижение потенциального уровня ВВП, т.е. недосоздание продукции (ситуация когда фактическая безработица больше естественной, возникает избыточная безработица). В 1960-е годы американский экономист А. Оукен провел исследование этого феномена. Проанализировав большой статистический материал, он пришел к выводу, что существует устойчивая взаимозависимость между величиной циклической безработицы и отставанием фактического ВВП от потенциального ВВП. На основе своих вычислений он сформулировал правило, получившее название закона Оукена.

Закон Оукена гласит: если фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы на 1%, то отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2,5%.

Число 2,5 называется числом Оукена, параметром Оукена, или коэффициентом Оукена. Статистика показывает, что этот коэффициент в разных странах и в различные периоды времени может колебаться в пределах от 2 до 3. Его величина зависит от значимости фактора труда в создании продукта.

Несмотря, что в России в последнее время наблюдается  стабильный экономический рост, этого  не достаточно, чтобы достичь уровня развитых государств Запада.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с  развитой рыночной экономикой. Экономические  потери периода массовой безработицы  значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.

По величине создаваемого ВВП Россия входит в десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП  на душу населения мы опережаем Индию  и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится на 5 месте в  мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку.

Циклическая безработица  порождает помимо не достижений потенциального уровня ВВП и ряд других негативных последствий. В результате высокой  безработицы падают доходы населения, то есть падает платежеспособный спрос. Падение платежеспособного спроса - это дальнейшее углубление спада, если государство не предпримет необходимые  меры. А также снижается жизненный  уровень населения.

Падение доходов населения  вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбережения - это источник инвестиций, такой  процесс вызывает и сокращение инвестиционных возможностей.

Государство же по причине  сокращения инвестиций, а, следовательно, снижения объемов производства, получает меньше налоговых поступлений в бюджет. И как следствие недопроизводство национального дохода.

 

2.5 Социальные  последствия безработицы

 

Помимо чисто экономических  последствий нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные  последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и  жизненные интересы граждан. Вынужденная  бездеятельность значительной массы  трудоспособного населения и  каждого человека в отдельности  ведет к появлению жизненной  депрессии, потери квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая  характеризуется также повышением числа самоубийств, психических  и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается и физическое здоровье общества.

В связи с потерей работы многие семьи оказались за чертой бедности.

Бедность - это такое экономическое  состояние людей, которые не имеют  минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количество бедного населения в нашей стране резко увеличилось после 1991 года и в течение 15 лет неумолимо продолжает расти.

Число бедных изменяется с  изменением экономической фактуры  в стране. В России, по некоторым  данным, число бедных семей превышает 25% их общей численности, и в это  число не входят семьи алкоголиков  и наркоманов, дети которых практически  живут на улицах городов.

В связи с низким уровнем  доходов в России прослеживается отрицательная ситуация - смертность превышает над рождаемостью. Естественная убыль населения сопровождается падением производства.

Неустойчивая ситуация на рынке труда, экономические реформы, безработица, социальная незащищенность особенно молодежи влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашей страны, в связи с этим увеличивается  число самоубийств среди молодежи.

Многие семьи, оказавшиеся  на грани бедности, в связи с  потерей работы, а, следовательно, единственного  источника дохода, искали средства к существованию в теневом  бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических  средств, а также их распространение, среди молодежи, что негативно  складывается на умственном и физическом развитии детей.

Таким образом, социальные последствия  безработицы поражают как своими масштабами, так и своей жестокостью, как на молодежь, так и на людей  предпенсионного возраста. Борьба с наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом должна быть выдвинута на первый план, если мы хотим вырастить здоровую нацию.

 

 

Глава 3. Меры по снижению уровня безработицы

3.1 Особенности  государственной политики занятости  и пути решения проблем безработицы

 

Политика занятости - органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:

  • содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;
  • разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к одному - двум предприятиям;
  • стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку;
  • ориентация на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;
  • становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;
  • целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест, в частности увеличение практики общественных работ.

 

Есть два пути решения  проблем безработицы: прямой и косвенный.

  • Прямой путь - это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.
  • Косвенный - это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:
  • Обеспечение правовой защищенности наемных работников.
  • Использование альтернативных форм занятости.

 

Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих  возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа  рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра - я; ты - там, а я - здесь.

 

 

Развитие системы страхования  от безработицы:

  • повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную перестройку предприятий;
  • использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;
  • финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда - попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;
  • адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;
  • упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

 

Создание действенной  системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства  на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению  минимальной заработной платы, а  в ряде случаев - выработку критериев  для повышения заработной платы  на уровне отрасли или предприятия  в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

Важнейшей задачей социального  партнерства является устранение конфликтных  ситуаций. К сожалению, партнеры наемных  работников - государство и предприниматели - нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению  трудовых конфликтов в различных  формах.

В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное - равноправие  сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного  мира. Новая рыночная модель труда  предполагает ликвидацию всех форм принуждения  людей к труду, свободный выбор  сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными  группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных  гарантий, социальной защищенности граждан  от безработицы.

Социальное партнерство  реализуется через систему переговоров  и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях там, где непосредственно  происходит соединение владельцев рабочей  силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.

Информация о работе Безработица в России: проблемы и пути разрешения