Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:36, курсовая работа
изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
•раскрыть сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
•рассмотреть специфику рынка труда в России
•выявить причины безработицы в России
•показать уровень и структуру безработицы в России
• выявить последствия безработицы
• найти способы снижения безработицы в России
Введение…………………………………………………………………………………….……3
Глава 1. Понятие безработицы, ее виды………………………………………………..……5
1.1 Сущность, понятие безработицы, подходы к определению……………………………5
1.2 Виды безработицы и их специфика………………………………………………….…..7
Глава 2. Особенности безработицы в России и ее последствия…………………………..11
2.1 Экономические реформы и рынок труда…………………………………………….…11
2.2 Причины безработицы в России………………………………………………..………12
2.3 Структура и уровень безработицы в России………………………………...…………14
2.4 Экономические последствия безработицы…………………………………….………16
2.5 Социальные последствия безработицы…………………………………………..…….17
Глава 3. Меры по снижению уровня безработицы……………………………….………..19
3.1 Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы…………………………………………………………………………………….19
3.2 Создание более гибкой модели рынка труда…………………………………………..21
3.3 Новая государственная программа снижения безработицы……………….…………23
Заключение……………………………………………………………………..…………….25
Список использованной литературы……………………………………………………….27
Среди субъектов Российской Федерации уровень безработицы по методологии МОТ колеблется от 1,6% в Москве до 46% в Республике Ингушетия. Высокий уровень безработицы по методологии МОТ отмечается в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Дагестан (26-27%), в Республике Тыва и Республике Калмыкия (20-22%), в Республике Бурятия, Карачаево-Черкесской Республике и Республике Адыгея (15-18%). До 5% уровень безработицы - в Санкт-Петербурге (2,7%), Эвенкийском и Чукотском автономных округах, Московской, Липецкой областях (3-4%), Ивановской, Тульской и Ярославской областях (около5%).
Таким образом, можно говорить об обострении дефицита трудовых ресурсов в некоторых основных промышленных регионах страны. В то же время почти в каждом третьем регионе страны уровень безработицы превышает 10% от численности экономически активного населения. Аналогичная проблема выявляется и при анализе внутри региональных рынков труда. В большинстве российских регионов можно выделить один или несколько экономически развитых центров с более или менее благоприятной ситуацией на рынке труда, вместе с тем проживающие за их пределами имеют минимальный выбор потенциальных работодателей (преимущественно бюджетных учреждений) или вынуждены вести натуральное хозяйство.
По данным Федеральной
службы по труду и занятости, в
конце ноября 2004г. на учете в органах
государственной службы занятости
состояло 1,8 млн. безработных, в том
числе в Чеченской Республике
- 364,5 тыс. человек. По сравнению с
ноябрем 2003г. численность зарегистрированных
безработных увеличилась на 274 тыс.
человек, или на 17,5%. В ноябре 2004г.
общая численность безработных
превышала численность
Среди безработных по-прежнему остается высокой доля женщин-работниц. В среднем по России в 2004 г., по данным обследований населения Госкомстата РФ эта доля составляла 49,8 % (несколько возросла по сравнению с 2003г., когда она равнялась 47,1 %). Женщины в большинстве случае более длительное время пребывают в состоянии открытой безработицы. Широко распространена неполная занятость женщин-работниц, особенно в отраслях легкой промышленности, в первую очередь текстильной и швейной.
Ухудшается положение молодежи на рынке труда. Поскольку молодежные контингента крайне неоднородны по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый из них нуждается в своем подходе к решению проблем занятости. В первую очередь речь идет о первичной занятости как тех, кто имеет образование и специальность, так и тех, кто не имеет ни того, ни другого.
2.4 Экономические последствия безработицы
Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.
Первое, к чему приводит безработица, - это недостижение потенциального уровня ВВП, т.е. недосоздание продукции (ситуация когда фактическая безработица больше естественной, возникает избыточная безработица). В 1960-е годы американский экономист А. Оукен провел исследование этого феномена. Проанализировав большой статистический материал, он пришел к выводу, что существует устойчивая взаимозависимость между величиной циклической безработицы и отставанием фактического ВВП от потенциального ВВП. На основе своих вычислений он сформулировал правило, получившее название закона Оукена.
Закон Оукена гласит: если фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы на 1%, то отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2,5%.
Число 2,5 называется числом Оукена, параметром Оукена, или коэффициентом Оукена. Статистика показывает, что этот коэффициент в разных странах и в различные периоды времени может колебаться в пределах от 2 до 3. Его величина зависит от значимости фактора труда в создании продукта.
Несмотря, что в России в последнее время наблюдается стабильный экономический рост, этого не достаточно, чтобы достичь уровня развитых государств Запада.
По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.
По величине создаваемого ВВП Россия входит в десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения мы опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится на 5 месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку.
Циклическая безработица
порождает помимо не достижений потенциального
уровня ВВП и ряд других негативных
последствий. В результате высокой
безработицы падают доходы населения,
то есть падает платежеспособный спрос.
Падение платежеспособного
Падение доходов населения вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбережения - это источник инвестиций, такой процесс вызывает и сокращение инвестиционных возможностей.
Государство же по причине сокращения инвестиций, а, следовательно, снижения объемов производства, получает меньше налоговых поступлений в бюджет. И как следствие недопроизводство национального дохода.
2.5 Социальные последствия безработицы
Помимо чисто экономических
последствий нельзя сбрасывать со счетов
и значительные социальные и моральные
последствия безработицы, ее негативное
влияние на общественные ценности и
жизненные интересы граждан. Вынужденная
бездеятельность значительной массы
трудоспособного населения и
каждого человека в отдельности
ведет к появлению жизненной
депрессии, потери квалификации и практических
навыков; снижаются моральные устои,
растет преступность, теряется самоуважение,
распадаются семьи, растет социальная
напряженность в обществе, которая
характеризуется также
В связи с потерей работы многие семьи оказались за чертой бедности.
Бедность - это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количество бедного населения в нашей стране резко увеличилось после 1991 года и в течение 15 лет неумолимо продолжает расти.
Число бедных изменяется с изменением экономической фактуры в стране. В России, по некоторым данным, число бедных семей превышает 25% их общей численности, и в это число не входят семьи алкоголиков и наркоманов, дети которых практически живут на улицах городов.
В связи с низким уровнем доходов в России прослеживается отрицательная ситуация - смертность превышает над рождаемостью. Естественная убыль населения сопровождается падением производства.
Неустойчивая ситуация на рынке труда, экономические реформы, безработица, социальная незащищенность особенно молодежи влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашей страны, в связи с этим увеличивается число самоубийств среди молодежи.
Многие семьи, оказавшиеся на грани бедности, в связи с потерей работы, а, следовательно, единственного источника дохода, искали средства к существованию в теневом бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических средств, а также их распространение, среди молодежи, что негативно складывается на умственном и физическом развитии детей.
Таким образом, социальные последствия безработицы поражают как своими масштабами, так и своей жестокостью, как на молодежь, так и на людей предпенсионного возраста. Борьба с наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом должна быть выдвинута на первый план, если мы хотим вырастить здоровую нацию.
Глава 3. Меры по снижению уровня безработицы
3.1 Особенности
государственной политики
Политика занятости - органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:
Есть два пути решения проблем безработицы: прямой и косвенный.
Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра - я; ты - там, а я - здесь.
Развитие системы страхования от безработицы:
Создание действенной
системы защиты наемных работников
через механизм социального партнерства.
Система социального
Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников - государство и предприниматели - нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.
В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное - равноправие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.
Социальное партнерство
реализуется через систему
Информация о работе Безработица в России: проблемы и пути разрешения