Бедность в России и перспективы ее ограничения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование проблемы бедности в России и ее влияния на экономическое развитие. Достижение этой цели требует выделения следующих задач:
– изучение понятий «бедность» и «доход»;
– анализ формирования доходов и расходов населения;
– рассмотрение различных видов дифференциации доходов населения;
– определение направления социальной политики в обеспечении сокращения бедности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Доходы населения…………………………………………………….5-12
1.1 Определение, виды и показатели доходов…………………………………..5-7
1.1.1 Показатели доходов домашних хозяйств в СНС……………………….5-6
1.1.2 Показатели доходов домашних хозяйств в России…………………….6-7
1.2 Сущность и причины бедности……………………………………………7-10
1.3 Показатели (измерители) уровня бедности……………………………..10-12
Глава 2. Иследования уровня бедности………………………………………13-30
2.1 Российский подход к измерению уровня бедности…………………….13-18
2.1.1 .Величина прожиточного минимума………………………………….13-14
2.1.2 Анализ структуры населения с доходами ниже величины прожиточного минимума………………………………………………………………………14-18
2.1.3 Анализ динамики реальных денежных доходов населения…………….18
2.2 Потребительские расходы как индикатор бедности……………………18-22
2.2.1 Структура потребительских расходов………………………………..18-19
2.2.2 Потребительские расходы по группам населения……………………19-22
2.3 Дифференциация населения по доходам………………………………..22-28
2.3.1 Анализ распределения денежных доходов населения……………….22-23
2.3.2.Межрегиональная дифференциация…………………………………..23-25
2.3.3 Межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация………………25-27
2.3.4 Анализ структуры денежных доходов населения……………………27-28
2.4 Субъективные оценки бедности в России……………………………….28-30
Глава 3. Пути сокращения бедности. Социальная политика государства…31-33
Заключение…………………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Курсовая (Восстановлен).docx

— 155.06 Кб (Скачать)

Нормативно-правовой базой для  определения бедности является в  России Федеральные законы “О прожиточном  минимуме в Российской Федерации”, «О государственной социальной помощи», «О порядке учета доходов и  расчета среднедушевого дохода семьи  и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими  и оказания им государственной социальной помощи».

Стоит подчеркнуть, что бедность неоднородна. Есть наиболее тяжелые ее состояния (крайняя бедность с доходами в 2 раза ниже прожиточного минимума), когда речь идет о прямом недоедании: таких среди всех бедных в начале 2003 года было примерно 8 млн. человек или 5,5% населения. С другой стороны, есть группы, балансирующие на верхней границе бедности, с которой начинается отсчет бюджета минимума материальной обеспеченности (БММО). Последний, по принятой методике примерно в 2,5 раза выше ПМ и свидетельствует уже не о крайней, физиологической, а о социальной бедности.

На сегодня  в России преобладает так называемая текучая бедность (временная невозможность обеспечения собственными силами) по сравнению с застойной, для которой характерна постоянная невозможность обеспечиваться без внешней социальной поддержки. Так, в 1996 году (другой информации не опубликовано) только 30% общего числа бедных оставались таковыми постоянно из месяца в месяц в течение всего года, тогда как у остальных 70% периодические поступления выводили их за черту выше прожиточного минимума.

Бедность  как социальное явление свойственна  для любой экономической системы. Однако ее острота в обществе значительно различается по отдельным странам в зависимости от темпов их экономического развития, накопленного богатства, размера производственного потенциала, уровня благосостояния народа, особенностей распределительной политики. В наиболее развитых странах мира, ориентирующихся на социальное благополучие своих граждан, имеются незначительные различия в уровнях дохода богатых и бедных, в то время как развивающиеся страны и страны с переходной экономикой имеют поляризованные общества, характеризуемые большим количеством бедных, небольшим кругом богатых и весьма незначительным средним классом.

Российская  Федерация относится к разряду  стран, в которых дифференциация доходов и имущественные различия осуществляются по последнему способу. Размеры дифференциации доходов 10% мало- и высокообеспеченных граждан составляют, по разным оценкам,1:25-30, а имущественные различия столь велики, что никто из специалистов не рискует их определить.

Признание проблемы бедности произошло в СССР в 1970-х  гг., когда были введены пособия  для малообеспеченных, однако к категории  бедных в то время относился узкий  круг людей, определенных по демографическим  признакам: возрасту, здоровью, утрате кормильца в семье, повышенной иждивенческой  нагрузке работающего. Некоторое значение имели квалифицированные и территориальные  различия из-за неравенства в доходах  низкоквалифицированных работников и  неравенства в экономическом  развитии регионов страны.

За реформирование отечественной экономики самую  высокую цену заплатили именно беднейшие  слои населения, поскольку такие  наиболее употребляемые продукты питания, как хлеб и молоко, за 1993-2000гг. подорожали в 40-49 тыс. раз, а пенсионные выплаты  увеличились лишь в 7 тыс. раз, минимальная  заработная плата- в 2 тыс. раз.

Бедность  стала устойчивой реальностью не только для безработных, беженцев, одиноких малообеспеченных людей, инвалидов, пенсионеров, но и для значительной части интеллигенции  в трудоспособном возрасте, занятых  на предприятиях машиностроения, легкой промышленности, в бюджетных организациях, лиц, занятых в сельском хозяйстве, пополнивших ряды малообеспеченных из-за заниженной цены рабочей силы, не обеспечивающей даже минимума средств  для ее простого воспроизводства.

Основные  причины бедности.

Бедность  является следствием многих взаимосвязанных  факторов, в том числе:

  • экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица);
  • социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность);
  • демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);
  • политических (разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция);
  • регионально-географических (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).

В России три важных экономических  фактора, влияющих на бедность:

  1. Снижение среднего уровня денежных доходов населения
  2. Низкий уровень минимальных социальных гарантий
  3. Возросшее неравенство в распределении доходов

 

1.3 Показатели (измерители) уровня бедности2

В мировой науке и практике выделяются три основных подхода  к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц).

Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума (при абсолютной концепции) или душевых доходов и относительной линии бедности (40-60% от медианы или средней доходного распределения населения).

Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.

Субъективная  бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.

Показатели  уровня и границ бедности.

I. Пороговые  показатели:

1. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5 лет (ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” от 31.03.2006 г). Включает:

  • Продукты питания: хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца; масло растительное, маргарин; прочие продукты (соль, чай, специи).
  • Непродовольственные товары: верхняя пальтовая группа; верхняя костюмно-платьевая группа; белье; чулочно-носочные изделия; головные уборы и галантерейные изделия; обувь; школьно-письменные товары; постельное белье; товары культурно-бытового и хозяйственного назначения; предметы первой необходимости, санитарии и лекарства. Нормативы устанавливаются с учетом сроков износа.
  • Услуги: жилье; центральное отопление; холодное и горячее водоснабжение и водоотведение; газоснабжение; электроэнергия; транспортные услуги; другие виды услуг.

2. Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (Федеральный закон от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”). Определяется ежеквартально на душу населения и по основным социально-демографическим группам. В целом по РФ устанавливается Правительством, в регионах – органами исполнительной власти субъектов РФ.

Для количественной оценки бедности (и социальной дифференциации в целом) используется также более  широкое по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.

В России минимальный  потребительский бюджет составлен  на основе более 200 товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание-46,1%, непродовольственные  товары-39%, услуги-43,2%, налоги и сборы-2,7%. Отличие минимального потребительского бюджета от прожиточного минимума состоит в более высокой доле расходов на непродовольственные товары и услуги и соответственно более низкой доле расходов на питание.

Рациональный  потребительский бюджет был разработан в начале 90-х гг. в качестве идеальной модели и отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Структура рационального потребительского бюджета в России: продукты питания- 30%, непродовольственные товары-47%(из них ткани, одежда, обувь-29%, мебель, предметы культуры и быта-18%, прочие товары-9%) и все услуги-23%.

II. Показатели  масштабов бедности:

1. Коэффициент бедности – доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума.

2. Коэффициент крайней бедности – доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже половины величины прожиточного минимума.

3. Дефицит денежных доходов населения – суммарный доход населения, недостающий до величины прожиточного минимума:

 

 

где n – число  домашних хозяйств с доходами ниже прожиточного минимума;

mi – число  членов i-го домохозяйства;

cmin i – среднедушевая  величина прожиточного минимума  для i-го домохозяйства, рассчитанная  с учетом его половозрастной  структуры;

di – среднедушевой  доход i-го домохозяйства, имеющего  доходы ниже прожиточного минимума.

4. Индекс глубины бедности:

 

 

где S - общая  численность обследованного населения;

(cmin i – di): cmin i – относительный уровень дефицита дохода в расчете на 1 члена i-го домохозяйства, имеющего доход ниже прожиточного минимума.

Глубина бедности характеризует среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума.

5. Индекс остроты бедности:

 

 

- средний  промежуток низкого дохода, возведенный  в квадрат и отнесенный к  общему количеству семей в  выборке по данному региону.  Придает больший вес дефициту  доходов более бедных семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Иследование уровня бедности

2.1 Российский подход к измерению уровня бедности

Бедность в России выступает  в двух основных формах. Первая –  традиционная, когда дети уже рождаются  в бедных семьях, где у родителей, как правило, очень низкий уровень  образования. Вторая, исторически относительно новая, это – бедные с высшим образованием. Это своего рода «новые русские бедные».

Бедность первого типа – большая  социальная и демографическая опасность. Продолжительность жизни бедных людей невысока. Два миллиона бездомных  детей не имеют ни образования, ни медицинского обслуживания, ни крыши  над головой. Иначе обстоит дело со второй категорией бедных – людьми с университетским и институтским образованием. Методических рекомендаций по ее решению не существует. В развитых странах люди с университетским  дипломом редко бывают бедными. И  уж, конечно, они не являют собой  массового социального явления.

У наших образованных людей не хватает  двух граней в «восьмиграннике» их знаний: они не знают правовых основ  ведения бизнеса и не владеют  основами бизнес-планирования. Без  этих знаний многим образованным людям  трудно актуализировать свой потенциал, невозможно стать бенефициарами  реформ, невозможно повысить производительность собственного труда и на этой основе увеличить долю получаемого за свой труд вознаграждения. Эти грани нужны  для того, чтобы возможности мелкого  и среднего бизнеса, как амортизатора структурных шоков, стали востребованными  образованными людьми. Необходимо создать  центры такого рода образования во всех федеральных округах, которые  должны тесно взаимодействовать  с органами поддержки и развития мелкого бизнеса и с институтами, кредитующими малый бизнес.

 

2.1.1 Величина прожиточного минимума

В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ величина прожиточного минимума в целом по РФ устанавливается Правительством РФ на основании потребительской корзины.

Таблица 1.Величина прожиточного минимума в 2008-2012 гг. (в среднем на душу населения; рублей в месяц)

 

на душу населения

для трудоспособного 
населения

 

для пенсионеров

 

для детей

за IV квартал 2012 г.

6705 рублей

7263 рубля

5281 рубль

6432 рубль

за III квартал 2012 г.

6643 рубля

7191 рубль

5229 рублей

6387 рублей

за II квартал 2012 г.

6385 рублей

6913 рублей

5020 рублей

6146 рублей

за I квартал 2012 г.

6307 рублей

6827 рублей

4963 рубля

6070 рублей

за IV квартал 2011 г.

6209 рублей

6710 рублей

4902 рубля

5993 рубля

за III квартал 2011 г.

6287 рублей

6792 рубля

4961 рубль

6076 рублей

за II квартал 2011 г.

6505 рублей

7023 рубля

5141 рубль

6294 рубля

за I квартал 2011 г.

6473 рубля

6986 рублей

5122 рубля

6265 рублей

за IV квартал 2010 г.

5902 рубля

6367 рублей

4683 рубля

5709 рублей

за III квартал 2010 г.

5707 рублей

6159 рублей

4532 рубля

5510 рублей

за II квартал 2010 г.

5625 рублей

6070 рублей

4475 рублей

5423 рубля

за I квартал 2010 г.

5518 рублей

5956 рублей

4395 рублей

5312 рублей

за IV квартал 2009 г.

5144 рубля

5562 рубля

4091 рубль

4922 рубля

за III квартал 2009 г.

5198 рублей

5620 рублей

4134 рубля

4978 рублей

за II квартал 2009 г.

5187 рублей

5607 рублей

4129 рублей

4963 рубля

за I квартал 2009 г.

5083 рубля

5497 рублей

4044 рубля

4857 рублей

за IV квартал 2008 г.

4693 рубля

5086 рублей

3712 рублей

4472 рубля

за III квартал 2008 г.

4630 рублей

5017 рублей

3660 рублей

4418 рублей

за II квартал 2008 г.

4646 рублей

5024 рубля

3694 рубля

4448 рублей

за I квартал 2008 г.

4402 рубля

4755 рублей

3508 рублей

4218 рублей

Информация о работе Бедность в России и перспективы ее ограничения