Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:23, курсовая работа
Цель работы - раскрытие теоретических и практических аспектов изучаемой темы; изучение специфики и направлений социальной политики Республики Беларусь.
В процессе работы была рассмотрена экономическая категория бедность, её причины, последствия, а также пути преодоления на примере РБ.
Указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. № 490 «Об установлении на ноябрь-декабрь 2010 г. размеров заработной платы» на ноябрь-декабрь 2010 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 400000 руб., часовая – 2360 руб [8].
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике в январе-сентябре 2010 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2009 г. на 18,6 процента, и составила - 1167,1 тыс. руб., в том числе в сентябре - 1305,1 тыс. руб [8]. [см. приложение 6]
В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 16,7 процента и составила 896,2 тыс. руб., в том числе в сентябре - 1003,9 тыс. руб [8].
Реальная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе-сентябре 2010 г. на 10,8 процентов[8].
Заработная плата в условиях экономической трансформации перестала выполнять воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую функции, стала играть роль социального вспомоществования и значительно оторвалась от сферы непосредственно трудовых отношений. В контексте же социальной политики заработная плата должна стимулировать опору на собственные силы и способствовать сокращению бедности. Ни одну из этих функций она в республике полностью не выполняет.
Схема показывает снижение доли заработной платы и трансфертов в денежных доходах населения и незначительность доходов от собственности, что иллюстрирует замороженный процесс приватизации собственности в республике. Минимальная заработная плата не выполняет роли социальных гарантий. [приложение 8]
Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики, с учётом подотраслей, за 9 месяцев 2010 года составила 3,1 раза и снизилась по сравнению с 2000 годом в 2,2 раза[8].
С 1 сентября 2010 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 1267 «О повышении заработной платы отдельным категориям работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций». Оно содержит комплекс мер, направленных на повышение уровня оплаты труда низкооплачиваемых работников, молодых специалистов, а также отдельных категорий работников социально-культурной сферы.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 13 сентября 2010 г. № 124 с 1 сентября 2010 г. изменены размеры корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетной сферы.
В сфере международной экономической деятельности стоит отметить подписание Рамочной программы ООН по оказанию помощи Республике Беларусь в целях развития на 2011-2015 годы. |
21 октября 2010 года представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь принимал участие в официальной церемонии подписания Рамочной программы ООН по оказанию помощи Республике Беларусь в целях развития на 2011-2015 годы, которая проходила в Национальном пресс-центре [8]. В церемонии подписания и пресс–конференции принимали участие Представитель ООН в Республике Беларусь Антониус Брук, Министр экономики Республики Беларусь Н.Г.Снопков, главы агентств системы ООН в Беларуси, представители дипломатического корпуса и органов госуправления. Программа руководствуется целями и задачами, поставленными в Декларации тысячелетия, иными международными обязательствами Республики Беларусь и является основой для разработки страновых программ на 2011-2015 годы работающих в Беларуси агентств системы ООН. Рамочная программа на 2011–2015 годы состоит из пяти тематических областей сотрудничества: содействие устойчивому социально-экономическому развитию; укрепление национальной системы здравоохранения; обеспечение экологической устойчивости; развитие национальной системы управления миграцией в соответствии с международными стандартами; совершенствование государственного управления. Выполнение Рамочной программы будет происходить через разработку программ и проектов международной технической помощи. Для реализации Рамочной программы планируется привлечь более 490 млн. долларов США. |
Борьба с бедностью – это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики любого государства. И здесь отсутствуют готовые рецепты и простые решения, возможность копирования опыта других стран, обеспечивающих высокие жизненные стандарты для абсолютного большинства своего населения.
Применительно к Беларуси борьба с бедностью означает формирование на деле социального государства, провозглашенного в Конституции Республики Беларусь, обеспечение гарантированного уровня доходов для трудоспособного населения на основе собственного труда, доступности для всех слоев населения качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.
Что касается специальных мер по борьбе с бедностью, то представляется, что важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной Беларуси являются:
первое, - это создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;
второе, - формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам.
надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе.
В институциональной сфере большие резервы борьбы с бедностью сосредоточены в сфере развития партнерских отношений между работодателями, профсоюзами и государством. Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.
В сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников.
Одновременно должна быть решена задача легализации заработков и сокращения масштабов “серой” и “теневой” экономики, скрытой оплаты труда в сфере здравоохранения и образования и ее легализация.
Еще одно направление содействия сокращению бедности – это увеличение занятости населения. Эта задача может решаться за счет создания более дешевых рабочих мест в малом бизнесе и трудоемких отраслях легкой и пищевой промышленности, ориентированных на внутренний рынок и массового потребителя. Необходимо совершенствование кредитования отечественного производителя, совершенствование системы пособий по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных и др. меры.
Обеспечивая условия для выхода из бедности трудоспособного населения на трудовой основе, одновременно следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие человеческого потенциала представляет собой производное темпов экономического роста, а также способов его обеспечения и распределения среди населения. Нищета возникает тогда, когда уровень основных доходов или уровень обеспечиваемого обществом потребления падает ниже той черты необходимого, которая определяется в соответствии с объективными минимальными стандартами или общественными нормами.
Подытоживая сказанное ранее можно обозначить задачи государственной политики:
1) Поддерживать темпы экономического роста на уровне около 5% в год.
2) Сохранять долю ВНП на цели социального, заботясь при этом о направлении необходимых средств на нужды самых бедных групп населения.
3) Сохранять объёмы государственных расходов на цели образования и охраны здоровья.
4) Использовать инвестиционные проекты и меры по охране здоровья населения для целевых действий в отношении таких ситуаций, которые чреваты неграмотностью и ростом смертности.
В данной работе были исследованы теоретический основы бедности как экономического явления.
Что касается стран с переходной экономикой, то основной проблемой явилось то, что трансформация экономики на постсоветском пространстве сопровождалась значительным спадом производства и потребления. Институциональная затратность перехода проявилась, прежде всего, в социальной сфере: уровень жизни населения и его социальная защищенность резко снизились.
В социальной политике РБ за последние десятилетия с начала трансформации экономики произошли следующие изменения:
- распределение социальной составляющей между основными
экономическими субъектами: государством, нанимателями и населением;
- поддержание минимальной дифференциации доходов между работниками
различных отраслей экономики;
- введение института негосударственных платных услуг в социальной сфере;
- отказ от социальных льгот и переход к адресному назначению социальной
помощи на основе единых критериев и ужесточения критерия оценки нуждаемости (проведение обследования материально-бытовых условий жизни заявителя с целью оценки нуждаемости);
- поддержание минимума социальных гарантий для населения через систему государственных минимальных социальных стандартов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Антропов, В.В., Эк.модели социальной защиты населения в государствах ЕС. – М., 2007. – 44 с.
2 Бедность: взгляд учёных на проблему \ Отв. Ред. Можина М.А. – М.: ЖЭПН, 1994. – 286 с.
3 Демографическая ситуация, человеческий и социальный капитал РБ. Системный анализ и оценка. \\ С.Ю.Солодовников и др. – Мн., Бел.наука, 2008. – 453 с.
4 Морова, А.П. Безопасность РБ в социальной сфере. «Проблемы управления», 2009, январь-март 2009 г. - №1 (30). – с.25.
5 Нищета переходного периода? \\ Региональное бюро по странам Европы и СНГ. ПРООН: Нью-Йорк, 1998.
6 Совершенствование системы льгот, прав и гарантий – закономерный путь к социальной справедливости и процветанию государства. – Минск, 2007.
7 Профсоюзы и социальное партнёрство в системе факторов динамичного развития общества. Материалы межд. Научно-практ. Конфер. – Мн., 24-25.11.2006 г.
8 Румянцева, Е.Е. Стратегия преодоления бедности. – Мн.: ЗАО «Армита», 2001. – 287 с.
9 Совершенствование системы льгот, прав и гарантий – закономерный путь к социальной справедливости и процветанию государства. – Минск, 2007.
10 Сельская бедность: причины и пути преодоления. Материалы межд.научно-практ.конфер., 2004. – 452 с.
11 www.mintrud.gov.by
12 www.naviny.by
13 www.ssf.gov.by
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Товары
роскоши
p’
r
q
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
индекс
лишений
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Y
минимальный
доход
45
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Cоотношение предельно-критических и реальных показателей социальной безопасности белорусского общества
Индикатор | Предельно-критическое значение в мировой практике | Реальное значение в РБ в 2008 г. | Вероятные социальные последствия
|
Суммарный коэффициент рождаемости | 2,14-2,15 | 1,424 | Отсутствие простого замещения поколений |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | Более 75 | 70,5 года, в том числе мужчины – 64,7, женщины – 76,5 | Ухудшение здоровья населения |
Среднегодовой рост (убыль) населения на 1 тыс. чел. | 0,5 – 1% | - 2,7 | Превышение смертности над рождением |
Коэффициент старения населения (доля лиц старше 65 лет в общей численности населения) | 7% | 14,1% | Значительное старение населения |
Численность занятых в экономике, приходящихся на 1 пенсионера | 2,5 чел. | 1,77 | В условиях распределительной пенсионной системы снижение уровня пенсий |
Отношение среднего размера пенсий по возрасту и средней заработной платы | 65-70% | 38,9% | Низкий уровень пенсий |
Дифференциация доходов населения (20% самых богатых к 20% бедных) | 5,8 | 4 | Увеличение неравенства людей по доходам |
Доля населения, живущего за порогом бедности (малообеспеченности) | 10-15% | 6,1% | Сокращение доли населения, живущего за порогом бедности, формирование среднего класса |
Средняя обеспеченность населения общей площадью жилых домов | 40-70 м2/чел. | 23,2 м2/чел. | Недостаточная обеспеченность жильём |
Смертность населения на тысячу человек | 8 чел. | 13,8 чел. | Сокращение населения |