Бедность и социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - раскрытие теоретических и практических аспектов изучаемой темы; изучение специфики и направлений социальной политики Республики Беларусь.
В процессе работы была рассмотрена экономическая категория бедность, её причины, последствия, а также пути преодоления на примере РБ.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

Указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. № 490 «Об установлении на ноябрь-декабрь 2010 г. размеров заработной платы» на ноябрь-декабрь 2010 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 400000 руб., часовая – 2360 руб [8].

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике в январе-сентябре 2010 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2009 г. на 18,6 процента, и составила - 1167,1 тыс. руб., в том числе в сентябре - 1305,1 тыс. руб [8]. [см. приложение 6]

В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 16,7 процента и составила 896,2 тыс. руб., в том числе в сентябре - 1003,9 тыс. руб [8].

Реальная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе-сентябре 2010 г. на 10,8 процентов[8].

Заработная плата в условиях экономической трансформации перестала выполнять воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую функции, стала играть роль социального вспомоществования и значительно оторвалась от сферы непосредственно трудовых отношений. В контексте же социальной политики заработная плата должна стимулировать опору на собственные силы и способствовать сокращению бедности. Ни одну из этих функций она в республике полностью не выполняет.

Схема  показывает снижение доли заработной платы и трансфертов в денежных доходах населения и незначительность доходов от собственности, что иллюстрирует замороженный процесс приватизации собственности в республике. Минимальная заработная плата не выполняет роли социальных гарантий. [приложение 8]

Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики, с учётом подотраслей, за 9 месяцев 2010 года составила 3,1 раза и снизилась по сравнению с 2000 годом в 2,2 раза[8].

С 1 сентября 2010 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 1267 «О повышении заработной платы отдельным категориям работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций». Оно содержит комплекс мер, направленных на повышение уровня оплаты труда низкооплачиваемых работников, молодых специалистов, а также отдельных категорий работников социально-культурной сферы.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 13 сентября 2010 г. № 124 с 1 сентября 2010 г. изменены размеры корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетной сферы.

В сфере международной экономической деятельности стоит отметить подписание Рамочной программы ООН по оказанию помощи Республике Беларусь в целях развития на 2011-2015 годы.

21 октября 2010 года представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь принимал участие в официальной церемонии подписания Рамочной программы ООН по оказанию помощи Республике Беларусь в целях развития на 2011-2015 годы, которая проходила в Национальном пресс-центре [8].

В церемонии подписания и пресс–конференции принимали участие Представитель ООН в Республике Беларусь Антониус Брук, Министр экономики Республики Беларусь Н.Г.Снопков, главы агентств системы ООН в Беларуси, представители дипломатического корпуса и органов госуправления.

Программа руководствуется целями и задачами, поставленными в Декларации тысячелетия, иными международными обязательствами Республики Беларусь и является основой для разработки страновых программ на 2011-2015 годы работающих в Беларуси агентств системы ООН.

Рамочная программа на 2011–2015 годы состоит из пяти тематических областей сотрудничества:

                   содействие устойчивому социально-экономическому развитию;

                   укрепление национальной системы здравоохранения;

                   обеспечение экологической устойчивости;

                   развитие национальной системы управления миграцией в соответствии с международными стандартами;

                   совершенствование государственного управления.

Выполнение Рамочной программы будет происходить через разработку программ и проектов международной технической помощи.

Для реализации Рамочной программы планируется привлечь более 490 млн. долларов США.

Борьба с бедностью – это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики любого государства. И здесь отсутствуют готовые рецепты и простые решения, возможность копирования опыта других стран, обеспечивающих высокие жизненные стандарты для абсолютного большинства своего населения.

Применительно к Беларуси борьба с бедностью означает формирование на деле социального государства, провозглашенного в Конституции Республики Беларусь, обеспечение гарантированного уровня доходов для трудоспособного населения на основе собственного труда, доступности для всех слоев населения качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Что касается специальных мер по борьбе с бедностью, то представляется, что важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной Беларуси  являются:

первое, - это создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;

второе, - формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам.

надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе.

В институциональной сфере большие резервы борьбы с бедностью сосредоточены в сфере развития партнерских отношений между работодателями, профсоюзами и государством. Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.

В сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников.

Одновременно должна быть решена задача легализации заработков и сокращения масштабов “серой” и “теневой” экономики, скрытой оплаты труда в сфере здравоохранения и образования и ее легализация.

Еще одно направление содействия сокращению бедности – это увеличение занятости населения. Эта задача может решаться за счет создания более дешевых рабочих мест в малом бизнесе и трудоемких отраслях легкой и пищевой промышленности, ориентированных на внутренний рынок и массового потребителя. Необходимо совершенствование кредитования отечественного производителя, совершенствование системы пособий по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных и др. меры.

Обеспечивая условия для выхода из бедности трудоспособного населения на трудовой основе, одновременно следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие человеческого потенциала представляет собой производное темпов экономического роста, а также способов его обеспечения и распределения среди населения. Нищета возникает тогда, когда уровень основных доходов или уровень обеспечиваемого обществом потребления падает ниже той черты необходимого, которая определяется в соответствии с объективными минимальными стандартами или общественными нормами.

Подытоживая сказанное ранее можно обозначить задачи государственной политики:

1) Поддерживать темпы экономического роста на уровне около 5% в год.

2) Сохранять долю ВНП на цели социального, заботясь при этом о направлении необходимых средств на нужды самых бедных групп населения.

3) Сохранять объёмы государственных расходов на цели образования и охраны здоровья.

4) Использовать инвестиционные проекты и меры по охране здоровья населения для целевых действий в отношении таких ситуаций, которые чреваты неграмотностью и ростом смертности.

В данной работе  были исследованы теоретический основы бедности как экономического явления.

Что касается стран с переходной экономикой, то основной проблемой явилось то, что трансформация экономики на постсоветском пространстве сопровождалась значительным спадом производства и потребления. Институциональная затратность перехода проявилась, прежде всего, в социальной сфере: уровень жизни населения и его социальная защищенность резко снизились.

В социальной политике РБ за последние десятилетия с начала трансформации экономики произошли следующие изменения:

- распределение социальной составляющей между основными

экономическими субъектами: государством, нанимателями и населением;

- поддержание минимальной дифференциации доходов между работниками

различных отраслей экономики;

- введение института негосударственных платных услуг в социальной сфере;

- отказ от социальных льгот и переход к адресному назначению социальной

помощи на основе единых критериев и ужесточения критерия оценки нуждаемости (проведение обследования материально-бытовых условий жизни заявителя с целью оценки нуждаемости);

- поддержание минимума социальных гарантий для населения через систему государственных минимальных социальных стандартов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1        Антропов, В.В., Эк.модели социальной защиты населения в государствах ЕС. – М., 2007. – 44 с.

2        Бедность: взгляд учёных на проблему \ Отв. Ред. Можина М.А. – М.: ЖЭПН, 1994. – 286 с.

3        Демографическая ситуация, человеческий и социальный капитал РБ. Системный анализ и оценка. \\ С.Ю.Солодовников и др. – Мн., Бел.наука, 2008. – 453 с.

4        Морова, А.П. Безопасность РБ в социальной сфере. «Проблемы управления», 2009, январь-март 2009 г. - №1 (30). – с.25.

5        Нищета переходного периода? \\ Региональное бюро по странам Европы и СНГ. ПРООН: Нью-Йорк, 1998.

6        Совершенствование системы льгот, прав и гарантий – закономерный путь к социальной справедливости и процветанию государства. – Минск, 2007.

7        Профсоюзы и социальное партнёрство в системе факторов динамичного развития общества. Материалы межд. Научно-практ. Конфер. – Мн., 24-25.11.2006 г.

8        Румянцева, Е.Е. Стратегия преодоления бедности. – Мн.: ЗАО «Армита», 2001. – 287 с.

9        Совершенствование системы льгот, прав и гарантий – закономерный путь к социальной справедливости и процветанию государства. – Минск, 2007.

10    Сельская бедность: причины и пути преодоления. Материалы межд.научно-практ.конфер., 2004. – 452 с.

11    www.mintrud.gov.by

12    www.naviny.by

13    www.ssf.gov.by

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Товары

роскоши

 

              p’

             

                      r

                     q   

                     

                                       m           n            p

                                                                                   Товары первой необходимости

 

 

Примечание. Источник: 2.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

индекс

лишений

 

 

 

 

 

                                                     y’                                      доход

 

 

Примечание. Источник: 2.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

                      Y

минимальный

доход

 

 

 

 

 

              45

                                                                                 y’             реальный

                                                                                                 доход Y

 

Примечание. Источник: 2.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Cоотношение предельно-критических и реальных показателей социальной безопасности белорусского общества

Индикатор

Предельно-критическое значение в мировой практике

Реальное значение в РБ в 2008 г.

Вероятные социальные последствия

 

Суммарный коэффициент рождаемости

2,14-2,15

1,424

Отсутствие простого замещения поколений

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Более 75

70,5 года, в том числе мужчины – 64,7, женщины – 76,5

Ухудшение здоровья населения

Среднегодовой рост (убыль) населения на 1 тыс. чел.

0,5 – 1%

- 2,7

Превышение смертности над рождением

Коэффициент старения населения (доля лиц старше 65 лет в общей численности населения)

7%

14,1%

Значительное старение населения

Численность занятых в экономике, приходящихся на 1 пенсионера

2,5 чел.

1,77

В условиях распределительной пенсионной системы снижение уровня пенсий

Отношение среднего размера пенсий по возрасту и средней заработной платы

65-70%

38,9%

Низкий уровень пенсий

Дифференциация доходов населения (20% самых богатых к 20% бедных)

5,8

4

Увеличение неравенства людей по доходам

Доля населения, живущего за порогом бедности (малообеспеченности)

10-15%

6,1%

Сокращение доли населения, живущего за порогом бедности, формирование среднего класса

Средняя обеспеченность населения общей площадью жилых домов

40-70 м2/чел.

23,2 м2/чел.

Недостаточная обеспеченность жильём

Смертность населения на тысячу человек

8 чел.

13,8 чел.

Сокращение населения

Информация о работе Бедность и социальная защита населения