Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:23, курсовая работа
Цель работы - раскрытие теоретических и практических аспектов изучаемой темы; изучение специфики и направлений социальной политики Республики Беларусь.
В процессе работы была рассмотрена экономическая категория бедность, её причины, последствия, а также пути преодоления на примере РБ.
На практике применяются два основных метода построения черты бедности на основе потребностей первой необходимости, которые можно назвать «метод пищевой энергии» и метод «метод удельного веса продуктов питания».
1. Метод пищевой энергии.
Черта бедности определяется как суммарные потребительские расходы, при которых можно ожидать, что тот или иной человек будет в достаточной степени обеспечен питанием в конкретном рассматриваемом обществе. Если учесть, что потребность в пищевой энергии неизменна (фиксирована), то данный подход даёт единственную в своём роде черту бедности.
Метод пищевой энергии, вообще говоря, не позволяет получить единообразные характеристики бедности в том смысле, что определяемые с его помощью границы бедности вряд ли будут одинаковыми (с точки зрения реального потребления) во всех подгруппах населения.
2. Метод удельного веса продуктов питания.
Согласно этому методу, вначале оценивается стоимость продовольственного набора для каждой однородной подгруппы населения, при котором достигается установленный уровень потребления пищевой энергии, а затем полученный результат соотносится (определяется его доля) с суммарными расходами некоторой группы семей, предположительно относимых к бедным – например, группы, образованной беднейшими 20% в каждой подгруппе.
При использовании метода удельного веса продуктов питания могут возникнуть те же проблемы единообразия.
Субъективный подход к определению черты бедности заключается в том, что аналитики делают упор на денежный доход. Они обосновывают положение, что представления людей о достаточном минимальном доходе являются функцией их действительного дохода, но изгиб кривой этого отношения меньше, чем равенство. Это позволяет определить черту бедности эмпирически. Линия с углом наклона 45 градусов проходит через все точки, где субъективно оценённый минимальный доход совпадает с фактическим доходом семьи [см. приложение 3]. Заслуга этого метода в том, что положение черты бедности между абсолютным и относительным определяется не исследователем и не политиком: это эмпирическое открытие, основанное на представлении о том, каким должен быть минимальный доход в обществе. Черта бедности, полученная при таком подходе, известна как Лейденское определение, так как именно там его употребили впервые.
Есть два подхода к объяснению причин возникновения и воспроизводства бедности как социального явления.
1. Культурные объяснения.
Одно из ключевых понятий в рамках этого подхода – культура бедности. Сторонники этого подхода доказывают, что для среды бедняков характерна особая культура, в основе которой лежат смирение, неумение строить свое будущее и фатализм. В процессе первичной социализации эти ценности передаются от одного поколения к другому, приводя к «наследованию» бедности.
Другое культурологическое объяснение бедности использует понятие культуры зависимости. Если в теориях культуры бедности сами бедняки рассматриваются в качестве источника своих бед, то в концепциях культуры зависимости таким источником выступает государство с его программами социального обеспечения. Как полагают многие либеральные ученые, именно эти программы приводят к тому, что бедные перестают полагаться на свои собственные силы и паразитируют за счет общества.
По мнению приверженцев культурного объяснения феномена бедности, один из вариантов решения проблемы бедности – ликвидация государственной помощи либо ее существенное видоизменение (например, переход от безвозмездных пособий к таким пособиям, которые человек должен был бы отработать на общественных работах).
2. Структурные объяснения.
Теории этого направления связывают наличие бедности со структурными особенностями общества, основанными на социальной стратификации, экономическом неравенстве и т.д.
Например, вероятность возникновения бедности очень высока, когда в обществе наблюдается общий спад экономики. Причем отдельные индивиды не несут ответственности за возникновение такой ситуации. При этом, бедность становится результатом неравенства людей в обществе и неравного распределения материальных благ между индивидами. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо создавать систему социального страхования.
В рамках другой концепции бедность рассматривается как последствие развития международной экономики и изменений в структуре мирового рынка рабочей силы. Международные корпорации ищут страны и регионы с дешевой рабочей силой, это приводит к тому, что в стремлении привлечь эти инвестиции многие страны искусственно сдерживают рост заработной платы, что приводит к общему обнищанию населения.
Также можно выделить следующие базовые причины бедности:
1)регионально-географические и климатические;
2) экономические;
3) социально-трудовые;
4) образовательные и кадровые;
5) одной из наиболее острых макроэкономических проблем, обусловливающих бедность, является сохраняющийся диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию [7, с.67].
Причины бедности в странах с переходной экономикой:
1) глубокий экономический спад, имевший место во всех странах с переходной экономикой, включая Беларусь;
2) резкое снижение доходной части государственного бюджета и отказ государства от ряда социальных гарантий советского периода: обеспечения полной занятости трудоспособных, всеобщей доступности образования и здравоохранения и др.;
3) структурная безработица;
4) развитие платных услуг в образовании, здравоохранении, социальном обслуживании, жилищно-коммунальном хозяйстве и др. социальных отраслях;
5) Переход к рыночным отношениям в Беларуси сопровождается беспрецедентным ростом неравенства в распределении результатов экономической деятельности при ограничении доступа бедных к ресурсам развития;
6) «иждивенчество».
Следует отметить, что 4 и 5 причины вызваны ростом экономического развития. Отсюда вытекает вывод о необходимости более активного государственного регулирования распределительных процессов, проведения специальной политики по борьбе с бедностью.
Если можно говорить об искоренении абсолютной бедности в ряде развитых стран, то относительная бедность будет постоянной проблемой любой страны в обозримом будущем.
Одна группа ученых рассматривала бедность как фактор борьбы за существование, который подстегивает развитие общества и отдельно взятых индивидов. Это направление получило название социал-дарвинистского, в современном мире данная позиция защищается либералами. Другая группа ученых видит в бедности социальное зло и призывает к его устранению посредством более уравнительного распределения всех благ между людьми. Этот подход называют социал-уравнительным (или эгалитаристским), его придерживаются сторонники социалистической идеологии.
Бедность является фактором социальной напряженности. Борясь с несправедливым, по их мнению, распределением доходов, бедные склонны к совершению преступлений и к насильственным методам политической борьбы.
Даже если бедные не совершают актов насилия в отношении других людей, общество в котором они живут, все равно несет потери. Бедный человек не может полноценно участвовать в жизни общества, его творческий потенциал не раскрывается и пропадает бесплодно.
Живущие в странах «третьего мира» бедняки страдают от антисанитарии, в их среде распространены эпидемические заболевания, от которых затем могут страдать и богатые страны.
Сторонники обеих позиций – и социалисты, и либералы – сходятся в признании преимущественно негативных последствий абсолютной бедности, но расходятся во мнениях по поводу относительной бедности.
Аналитики международных организаций сходятся во мнении, что необходимы действия по двум направлениям – внутренняя политика и внешняя помощь. Это ставит на повестку дня два комплекта проблем:
1) как выявить действенные стратегии снижения бедности;
2) какие изменения необходимо внести в отношения с внешними партнёрами и во внешнюю помощь, чтобы более эффективно сокращать бедность.
Вывод: Независимо от того, каковы первичные причины бедности, раз возникнув, она начинает самовоспроизводиться. Чем больший процент населения страны находится за чертой или около черты бедности, тем больше у этой страны шансов попасть в «порочный круг нищеты». Ведь если значительная часть населения бедная, она не может приобретать товары, в результате не хватает производственных инвестиций, что ведет к невозможности развивать экономику и повышать заработную плату трудящихся. При этом стране, в которой значительная часть населения живет в бедности, труднее вырваться из нищеты.
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.
Социальная политика — система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Социальная защита —система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.
Важную роль в социальной политике играет политика государства в формировании доходов населения.
Как направление государственного регулирования – политика доходов – одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство.
Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.
Индексация доходов возможна со стороны, как государства, так и предприятия, которое для этого отдаёт часть прибыли.
Необходимо учитывать, что на выплаты в порядке индексации должна все же приходиться незначительная доля общих доходов трудящихся. В противоположной ситуации создаются условия для угасания стимулирующей роли оплаты по труду и по созданной стоимости, индексация же доходов переходит разумные границы своей основной функции - социальной защиты. В мировой практике индексация осуществляется через такой промежуток времени, как квартал или полгода. В некоторых сферах надбавки к зарплате производятся по скользящей шкале: в случае повышения индекса цен на заранее установленное число пунктов или процентов - на определенную, загодя оговоренную величину возрастает и заработная плата.
Немаловажной является и политика государства на рынке труда.
Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными средствами.
Эффективная занятость - это модель развития и использования квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей силы; ориентирована на переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль в реализации концепции эффективной занятости должны играть государственная служба трудоустройства, учрежденный государством фонд улучшения занятости (отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы независимо от формы собственности).
Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны.
Важным звеном социальной защиты на рынке труда являются программы трудоустройства и переквалификации. Во введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Программы трудоустройства осуществляются путем льготного налогообложения компаний, которые создают рабочие места.