Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:23, курсовая работа
Цель работы - раскрытие теоретических и практических аспектов изучаемой темы; изучение специфики и направлений социальной политики Республики Беларусь.
В процессе работы была рассмотрена экономическая категория бедность, её причины, последствия, а также пути преодоления на примере РБ.
В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже, чем рост продуктивности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д.
Наиболее перспективной и эффективной, представляется система экономических льгот предприятиям, которые сами создают у себя дополнительные рабочие места и трудоустраивают высвобождающих работников, переобучают их. Если же предприятие (любой формы собственности) выталкивает излишнюю рабочую силу, то сумма ее шести - двенадцатимесячного содержания должна вноситься в муниципальные органы, которые перераспределяют и переподготавливают высвобожденных людей.
Минимальная заработная плата является одним из важнейших рычагов воспроизводства рабочей силы и её стимулирования, кроме того, на основе минимальной зарплаты устанавливаются различные пособия (в том числе по безработице), пенсии и т.д. За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей.
Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. Потребительская корзина составляется из 149 позиций по продовольственным товарам (или 23-27% общего количества позиций трех типов семей) с таким расчетом, чтобы структура еды обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве 2822 кал, для пенсионеров – 2026 кал, и для детей – 2123 кал. В Беларуси и республиках Прибалтики для расчета прожиточного минимума берется показатель социального прожиточного минимума.
Большое значение на рынке труда имеют коллективные и тарифные соглашения. Зарплата для наемных работников регулируется с помощью тарифных соглашений. Более широкий круг вопросов регулируется коллективными договорами. В них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируются продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по отношению к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, за предоставление дополнительного питания и т.д. В тарифном соглашении устанавливаются минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации. Тарифное соглашение при участии представителей предприятия и работников составляется при посредничестве государства. Оно выступает гарантом его выполнения.
Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.
Система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности.
Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь.
Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Страхование снижает последствия социального риска. Социальный риск-это риск внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно.
Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета.
Социальная политика в переходной экономике - это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, роста цен и т.д. В то же время проведение этих мер затруднено ограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными ситуациями и т.п.
Правительства стран с переходной экономикой выделяют более высокую часть доходов на социальное обеспечение, чем это делают государства с рыночной экономикой. В то время как доля расходов на социальное обеспечение по отношению к доходам в этих странах оставалась более или менее на прежнем уровне, реальная стоимость этих расходов упала из-за сокращения имеющихся средств во многих государствах. Поэтому решение задачи по проведению реформы социального обеспечения для этих стран заключается в том, чтобы направить использование имеющихся ограниченных средств на благо самых бедных слоёв населения рассматриваемых государств. [3, с.226]
Первая задача социальной ориентации экономики — достижение благосостояния человека.
Вторая важнейшая задача социальной ориентации экономики - охрана труда и создание достойных человека условий трудовой деятельности.
Важным направлением могло бы стать так же развитие договорных отношений между работниками, собственниками и менеджментом, построение на основе контрактной модели организации труда и занятости. Эта модель предполагает наличие типовых договоров, фиксированных на определенную перспективу (год, возможно, 5 лет) предполагающих определение прав и взаимной ответственности сторон при единых «правилах поведения» для определенного сектора экономики, региона или страны в целом.
Актуальной проблемой стран с переходной экономикой является сохранение и защита человеческого капитала. В наиболее пострадавших странах всеобщее начальное образование и службы здравоохранения оказались под угрозой. Большинство правительств в государствах пытались сохранить долю расходов, выделяемых на образование и здравоохранение. Однако в условиях сокращения имеющихся средств им не удалось предотвратить дезинтеграцию и закрытие некоторых учреждений дошкольного и начального образования, а также учреждений по охране здоровья. [3, с.227]
Третьей важнейшей задачей становится развитие эффективной системы занятости, предполагающей не только пособие по безработице или страхование от безработицы, но политику переподготовки, переквалификации и перемещения рабочей силы.
Эффективная система занятости может и должна развиваться под эгидой профессиональных союзов как организаций, объединяющих именно тех лиц, кто в наибольшей степени заинтересован в эффективной занятости, а именно организаций, объединяющих наемных рабочих. Источником финансирования этой системы должны стать средства, выделяемые как предприятиями, на которых проводится сокращение рабочей силы, так и профессиональными союзами и государственным бюджетом.
Социально-экономическим императивом современной экономики, базирующейся на труде квалифицированного работника, является создание эффективной системы социальной защиты. Для этого уже существуют предпосылки, поскольку в предшествующем развитии в рамках в целом неэффективной экономики, тем не менее был создан определенный "задел" социальной защищенности. Она обеспечивала каждому человеку гарантии занятости, получения образования, некоторого более или менее нормального медицинского обслуживания, гарантии отдыха и возможность некоторой переквалификации.
Под эффективной социальной защищенностью подразумевается система экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающая его при утрате (отсутствии) тех или иных способностей (старики, больные, инвалиды, дети и т. д.).
Средством в решении задачи формирования эффективной социальной защиты в условиях переходной экономики является развитие отношений самозащиты населения при помощи государства в различных общественных и экономических формах. В качестве конкретных моделей социальной защиты можно выделить следующие:
1. народно-демократический тип организации социальной защиты. Его реализация предполагает политическую демократию и власть трудящихся в экономике. Государство и его структуры в данной модели должны гарантировать решение следующих задач: 1) права на труд, включая гарантии получения рабочего места или необходимых ресурсов и оплаты труда; 2) законодательной и иной социальной защиты режима рабочего дня, рабочей недели, года, благоприятных условий для сохранения длительной трудоспособности при высокой эффективности труда; 3) развития социально-культурной сферы с приоритетным учетом требований социальной защищенности населения.
2. вариант номенклатурного капитализма. Типичными чертами этой модели являются: слабость общественно-экономических и политических организаций, обеспечивающих социальную самозащиту населения; доминирование централизованно-
Таким образом, в целом данный вариант развития социальной защиты является неэффективным.
Одной из наиболее актуальных проблем в переходной экономике является проблема безработицы. Для переходной экономики характерен рост естественной нормы безработицы. Отмена системы принудительного закрепления молодых специалистов на определенных рабочих местах, формирование рынка жилья, возможность получить работу на новом месте жительства без специального административного разрешения расширяют возможности выбора места работы и увеличивают уровень фрикционной безработицы. Система пособий по безработице, формирующаяся на переходном этапе, материально поддерживает лиц, ищущих работу, и позволяет им не торопиться, тщательно выбрать новое место трудовой деятельности, что также способствует росту фрикционной безработицы. Экономический спад, характерный для первых этапов перехода к рынку, сокращает потребность в рабочей силе, является одним из важнейших факторов, способствующих росту безработицы.
В настоящее время социальная помощь безработным сфокусирована в основном на материальной поддержке тех, кто за ней обращается. Достоинство такого рода социальной помощи заключается в сравнительной простоте её оказания, поэтому выплата пособия как неотложная мера для оказавшихся экстремальных условиях весьма эффективна. [1, с.184-185]
В целом безработным необходима более широкая общественная поддержка. Общество нуждается в проведении политики занятости и помощи безработным, координирующей деятельность государства, профсоюзов, предприятий, организаций профессиональной подготовки. Эту политику целесообразно осуществлять на основе программных методов, учитывающих специфику различных социальных групп безработных.
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РБ: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Бедность для населения Республики Беларусь остаётся актуальной проблемой на протяжении последнего десятилетия.
По оценкам Всемирного банка, сегодня в Беларуси бедными являются около 20% населения. В состоянии крайней бедности находится 7% населения. 6,5% населения находятся на грани выживания (существуют за счёт подаяний, посещения помоек). К бедным можно отнести 21,8% жителей (испытывают нехватку средств при покупке одежды, мяса, фруктов). Ещё 33,2% являются малообеспеченными (не могут купить себе бытовую технику, никогда не употребляют деликатесов, испытывают серьёзные ограничения при покупке одежды, посещении учреждений культуры). [4, с.47]
В условиях разразившегося мирового финансово-экономического кризиса особое значение приобретает изучение влияния кризиса и либерализации на социальную составляющую национальной безопасности.
Социальная безопасность представляет собой состояние защищённости личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав и свобод. В социальной сфере – это права на жизнь, труд, его оплату; на бесплатное лечение и образование; доступный отдых; гарантированную социальную защиту со стороны государства и т.д.
Преодоление бедности и повышение уровня жизни населения является первоочередной целью политики государства.
Основная проблема в настоящее время заключается в том, чтобы найти средства для оказания социальной помощи тем группам населения, которые в этом нуждаются.
В РБ сложилась собственная модель социально-экономического развития. В решении социальных задач страна добилась значительных результатов: она занимает лидирующие позиции в СНГ вместе с Россией и Казахстаном по уровню заработной платы и пенсионного обеспечения; имеет самые высокие показатели по индексу развития человеческого потенциала (68 место среди 182 стран), семейного благополучия (15 место), гендерного равенства (57 место), занятости населения. В Беларуси низкие показатели безработицы, бедности и нищеты (16 место по индексу нищеты), самая разветвлённая система семейных пособий, низкий диапазон неравенства [см. приложение 4]. [2, с.39]
В РБ действует разветвлённая система социальной защиты населения. Она включает в себя несколько направлений: социальное страхование, пенсионное обеспечение, государственная социальная поддержка населения (в том числе социальные льготы), государственные минимальные социальные гарантии. Социальные льготы, права и гарантии для отдельных категорий населения являются одной из составляющих системы социальной защиты.