Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:23, курсовая работа
Цель работы - раскрытие теоретических и практических аспектов изучаемой темы; изучение специфики и направлений социальной политики Республики Беларусь.
В процессе работы была рассмотрена экономическая категория бедность, её причины, последствия, а также пути преодоления на примере РБ.
Парадокс действующей системы льгот состоит в том, что состоятельные семьи пользуются ими в большей степени, чем те, чей достаток невелик.
На третьем Всебелорусском народном собрании Президент РБ А.Г. Лукашенко подчеркнул, что «социальная поддержка со стороны государства должна иметь конкретный и исключительно адресный характер». [6, с.7]
Адресность социальной защиты предполагает её направленность на самые незащищённые слои населения, на конкретного человека. Нуждаемость конкретного человека в социальной помощи должна определяться только уровнем его дохода.
На оказание адресной социальной помощи малообеспеченным жителям Беларуси за первый квартал 2010 года направлено 19,2 млрд. рублей. Планируется, что по итогам года получателями государственной адресной соцпомощи станут около 308 тысяч человек, а ее материальное выражение достигнет 97 млрд. рублей. С 2001 года более миллиона белорусов стали получателями такой помощи. Между тем эффективность системы у многих специалистов вызывает вопросы.
По данным Министерства труда и социальной защиты, в первом квартале текущего года государственная адресная социальная помощь (ГАСП) назначена 65,2 тысячи человек. Назвать госпомощь значительной нельзя — средний размер ежемесячного социального пособия на 1 апреля 2010 года составлял 48,3 тысячи рублей, его получателями стали 55,1 тыс. человек. Размер единовременного социального пособия равнялся 214,9 тысячи рублей, его получили 4,1 тысячи человек. Ежемесячное пособие составляет ровно столько, сколько не хватает у каждого члена семьи до бюджета прожиточного минимума, то есть до 266 230 рублей (в таком размере БПМ утвержден с 1 мая по 31 июля 2010 года).
С 1 января 2010 года вступил в силу указ президента от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи», направленный на усиление социальной поддержки малообеспеченных граждан. Указом повышен критерий нуждаемости со 120% до 150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения при предоставлении малообеспеченным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, единовременного социального пособия.
Увеличен период назначения ГАСП в виде ежемесячного социального пособия до 6 месяцев, при этом совокупный доход семьи (гражданина) исчисляется за 12 месяцев, предшествующих обращению за помощью. Введен новый вид государственной адресной социальной помощи — пособие на оплату технических средств социальной реабилитации. Оно предоставляется безотносительно дохода семьи (гражданина) детям в возрасте до 18 лет, не признанным инвалидами, но нуждающимся по медицинским показаниям в таких средствах реабилитации, и инвалидам третьей группы. Объединены в единую систему адресной социальной помощи два вида господдержки: ГАСП и безналичные жилищные субсидии.
Основными получателями ГАСП из года в год являются многодетные и неполные семьи (61,2% от общего числа получателей соцпомощи). Кроме того, в числе получателей этого вида господдержки — 401 семья с детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, 2,5 тысячи одиноких пенсионеров, почти тысяча одиноких инвалидов первой и второй групп.
Насколько эффективна ГАСП как вид соцподдержки? В докладе «Социальные последствия экономического кризиса в Беларуси и направления изменений социальной политики» экономисты Исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента Александр Чубрик и Глеб Шиманович отмечают, что при значительных выплатах из бюджета, «многие уязвимые социальные группы остаются без достаточного внимания со стороны системы социальной защиты. Это относится, в первую очередь, к безработным и бездомным, проблемы которых осознанно игнорируются».
Исследователи отмечают, что социальная политика в Беларуси ориентируется только на абсолютную бедность, то есть на тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума: «Это оставляет за рамками адресной социальной помощи некоторые уязвимые группы (прежде всего одиноких пенсионеров), а также сужает другие уязвимые группы (работников производственных кооперативов, безработных, домохозяек и др.), значительная часть которых располагают доходами, лишь незначительно превышающими черту абсолютной бедности».
В связи с этим эксперты полагают, что можно было бы рекомендовать Национальному статистическому комитету начать оценку относительной бедности, а правительству — скорректировать критерии отнесения граждан к малообеспеченным с учетом их относительного материального положения. [10]
Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:
-гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;
-гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;
-гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;
-гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;
-гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;
- гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам. [8]
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту.
Основой социального реформирования в республике является устойчивый рост реальных доходов населения, а стратегической линией – создание условий для максимального использования трудового, интеллектуального, предпринимательского потенциала всех трудоспособных граждан страны.
Свой вклад в борьбу с бедностью вносят и профсоюзы. Основными направлениями работы профсоюзов по искоренению бедности следует считать заботу о росте производства, повышении его эффективности, усиление социальной защиты малообеспеченных слоёв населения, особенно пенсионеров, матерей-одиночек, молодых и многодетных семей, искоренение безработицы, переобучение высвобождаемых работников, стимулирование малого и среднего бизнеса.
Из средств государственного социального страхования выплачиваются пособия:
по временной нетрудоспособности;
по беременности и родам;
в связи с рождением ребенка;
женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности;
по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
на погребение. [см. приложение 5]
27 октября 2010 г. в рамках реализации совместного проекта ПРООН и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Разработка модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь» в Министерстве состоялся круглый стол «Подходы к формированию концепции региональной социальной политики», посвященный методологическим вопросам диагностики социальных проблем и практическим предложениям по их решению в ходе реализации проекта. [8]
Проведение круглого стола было приурочено к скорому завершению первого, исследовательского, этапа проекта.
Со стороны Минтруда и соцзащиты было отмечено, что совместный проект ПРООН и Министерства имеет целью подготовить для республиканских и местных органов государственного управления актуальные, практические и качественные рекомендации по формированию и реализации региональной социальной политики. В этом отношении апробация полученных в ходе исследований данных и последующая подготовка экспертных предложений имеют ключевое значение. Эти задачи будут решаться в ходе второго этапа проекта.
Направления государственной социальной поддержки населения:
1. Социальная поддержка ветеранов и пожилых людей
По состоянию на 1 января 2010 г. В Республике Беларусь проживало 44,1 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны (из них участников Великой Отечественной войны - 32,0 тыс. человек, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны 1 и 2 групп – 9,3 тыс. человек), членов семей погибших в годы войны – 3,9 тыс. человек, одиноких пожилых людей – 156,5 тыс. человек. [8]
В связи с празднованием 65-летия освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 224 произведены единовременные денежные выплаты 53810 ветеранам войны на общую сумму более 9,8 млрд. рублей. [8]
В апреле 2010 года к 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне ветеранам и гражданам, пострадавшим от последствий войны, также планируется произвести единовременные выплаты. Соответствующий проект Указа Президента Республики Беларусь внесен в Правительство. [8]
В 2010 году в соответствии с Планом подготовки и проведения мероприятий по празднованию 65-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. №110 будут продолжены обследования ветеранов Великой Отечественной войны, состоятся поездки ветеранов в Москву, Санкт-Петербург, другие города-герои. [8]
2. Социальная поддержка инвалидов
Социальная защита инвалидов – одно из приоритетных направлений государственной социальной политики. По состоянию на 1 августа 2010 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состоит 505,1 тыс. инвалидов, в том числе: инвалидов I группы – 72,9 тыс. человек; II группы – 270,3 тыс. человек; III группы – 136,2 тыс. человек; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет – 25,7 тыс. человек. В течение отчетного периода численность инвалидов сократилась на 1625 человек или на 0,3 процента. [8]
Реализация мероприятий Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006 – 2010 годы позволила стабилизировать показатели первичной инвалидности среди населения Республики Беларусь, снизить показатель первичной инвалидности среди лиц трудоспособного возраста, увеличить показатель полной реабилитации инвалидов. Уровень первичной инвалидности населения трудоспособного возраста снизился с 33,36 на 10 тыс. населения в 2008 году до 32,77 в 2009 году, или на 1,8 процента[8].
В республике развивается и совершенствуется сеть реабилитационных учреждений, внедряются новые реабилитационные технологии, разрабатываются современные технические средства социальной реабилитации.
За 9 месяцев 2010 года прошли реабилитацию в «Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов Министерства труда и социальной защиты» (далее – Центр) 874 ребенка-инвалида[8].
Специалистами Центра внедрены новые формы групповых занятий: мультимедийные занятия с одновременным проведением ароматерапии и звукотерапии. Это позволило увеличить процент охвата детей групповыми занятиями на 4,5 процента. Активизировалась профориентационная работа, что повлекло увеличение психологической диагностики на 4,5 процента.
3. Социальное обслуживание
В каждом административном районе созданы и динамично развиваются территориальные центры социального обслуживания населения - государственный социальный стандарт в области социального обслуживания. Благодаря этому, нуждающиеся нетрудоспособные граждане, включая жителей села, обеспечены своевременными доступными и качественными социальными услугами, в т.ч. на дому, с учетом их индивидуальных потребностей. Причем, социальное обслуживание одиноких пожилых граждан и ветеранов организовано не по заявительному, а по выявительному принципу.
На 1 октября 2010 г. на учете в центрах состоит более 1,6 млн. человек (в т.ч. одиноких граждан пожилого возраста – 155,4 тыс. человек, одиноко проживающих – около 560 тыс. человек, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – около 9,5 тыс. человек, многодетных и неполных семей – 188,1тыс., семей, воспитывающих детей-инвалидов – около 22,2 тыс., граждан, освободившихся из мест лишения свободы – более 6,8 тыс. человек)[8].
На 1 октября 2010 г. на дому обслуживается 83,6 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2010 г. – 82,3 тыс. человек). Нельзя не отметить, что организация социального обслуживания на дому позволила несколько снизить очередность на поселение в дома-интернаты общего типа[8].
Для обеспечения принципа доступности социального обслуживания для нетрудоспособных граждан, особенно жителей села, открываются отделения круглосуточного пребывания.
Организована работа 47 бригад социального обслуживания на мобильной основе, оказывающих платные разовые социально-бытовые услуги.
Минимальная заработная плата является одним из важнейших рычагов воспроизводства рабочей силы и её стимулирования, кроме того, на основе минимальной зарплаты устанавливаются различные пособия (в том числе по безработице), пенсии и т.д.
Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» установлена правовая основа определения минимальной заработной платы и её применения. Минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда.
Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются ежегодно исходя из потребностей работника в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей, соотношения между её размерами и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, а в дальнейшем - минимальным потребительским бюджетом), обеспечивая при этом ежегодное поэтапное сближение их размеров.