Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 11:47, курсовая работа
Цель моей работы – теоретически изучить структуру банковской системы; получить представление о функционировании банковской системы; проанализировать перспективы дальнейшего развития банковской системы Республики Беларусь, проанализировать зарубежный опыт развития банковской системы.
Введение 4
1. Понятие банковской системы Республики Беларусь 6
1.1 Сущность банковской системы 6
1.2 Национальный банк как основной элемент современной
банковской системы 11
1.3 Коммерческие банки 15
2. Состояние и перспективы развития банковской системы
Республики Беларусь 19
2.1 Финансовый анализ деятельности банков 19
2.2 Программа социально-экономического развития
Республики Беларусь 23
2.3 Переориентация банковской системы на модернизацию
экономики 26
3. Опыт становления банковских систем в переходных странах 30
Заключение 33
Список использованных источников 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс глобализации мировой экономики привел к усилению роли международного движения капитала и международного банковского бизнеса, а также соответствию национальных денежно-кредитных систем требованиям и вызовам времени. В настоящее время сложно представить продвижение практически любых товаров и услуг как на национальных, так и на международных рынках без финансовой поддержки банков или других финансовых институтов. В этой связи денежно-кредитная система Беларуси должна учитывать сложившиеся реалии в сфере международной торговли, международного движения капитала, налогообложения трансграничных платежей и другие особенности международных финансов
В первые 20 лет независимости (1991 -2011 гг.) белорусская денежно-кредитная система характеризовалась практически постоянной нестабильностью, а ее международная деятельность была главным образом ориентирована на организацию международных расчетов и привлечение кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов с участием иностранных подрядчиков. Главной задачей на следующее десятилетие должны стать стабилизация денежно-кредитной системы, ориентация ее на международные стандарты с целью привлечения международного капитала в страну для поддержки инвестиционного процесса, а также стимулирования экспорта белорусских товаров и услуг как главной составляющей экономического благосостояния страны.
Современное развитие банковского бизнеса связано с экспансией банков на зарубежные рынки, развитием сети филиалов и подразделений за рубежом с целью поддержания интересов своих клиентов. Изменение предпочтений и потребностей клиентов, необходимость оказания им поддержки в продвижении товаров и услуг на зарубежных рынках требует от банков поиска новых механизмов и инструментов для поддержки бизнеса.
Приоритетом внешней экономической политики Беларуси является расширение торговых отношений со странами Западной Европы, Азии, Африки и другими регионами мира. Доля экспорта в ВВП составляет более 50%, в силу чего экспорт является одним из основных источников обеспечения устойчивого экономического роста. В 2012 году стоимостной объем экспорта Беларуси составил 46 млрд. долларов США; это хотя и превышает экспорт ближайших стран-соседей, например, Литвы и Латвии, однако с учетом масштабов белорусской экономики и численности населения объем экспорта мог бы быть значительно больше.
Экспорт является важной составляющей экономики Беларуси, поэтому необходимо предпринимать определенные меры для его стимулирования как внутри страны, так и за ее пределами. Показатели внешней торговли Беларуси свидетельствуют, что ее экспорт явно недостаточен для устойчивого роста экономики, а следовательно благосостояния страны. В этой связи государство должно инициировать определенные меры для стимулирования производства и продвижения белорусских товаров и услуг за рубежом.
Если проанализировать товарную структуру белорусского экспорта, то можно заметить, что его главными составляющими являются продукция химической промышленности, машины, оборудование и транспортные средства, минеральные продукты (калий, нефть). Иными словами, основные экспортные товары производятся относительно небольшой группой предприятий, которые занимаются переработкой нефти, природного газа, добычей природных ископаемых и финишной сборкой машин и оборудования. В то же время продукция относительно большого сельскохозяйственного комплекса, деревообрабатывающей промышленности, использующих местные возобновляемые природные ресурсы занимает незначительную долю в экспорте.
Не на должном уровне находятся также денежно – кредитная и финансовая системы страны, которые не позволяют привлекать и аккумулировать необходимые объемы денежных ресурсов для поддержания экономического роста.
Если сравнивать структуры и объемы экспорта, его долю в ВВП с ближайшими странами-соседями, то становится очевидным, что доля экспорта в ВВП этих стран больше, чем в Беларуси.
Открытый характер отечественной экономики требует поддержания белорусского экспорта не только внутренними мерами стимулирования, но также и финансовыми механизмами за рубежом. В этой связи актуальным становится вовлечение белорусских банков в систему поддержки белорусского экспорта путем открытия ими своих дочерних структур за рубежом или предоставления финансовой поддержки конечным потребителям белорусских товаров и услуг. Создание зарубежных структур белорусских финансовых институтов и специальных механизмов поддержки экспорта позволит белорусскому бизнесу более уверенно работать на внешних рынках.
С другой стороны, привлечение крупных международных финансовых институтов в Беларусь могло бы позволить аккумулировать капиталы, за счет которых можно будет поддерживать инвестиционную деятельность в стране. В этой связи Минск должен стать региональным международным финансовым центром (МФЦ). Международный финансовый центр - это сосредоточение банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами и золотом. Создание в Минске регионального МФЦ позволило бы финансовому сектору занять особую роль в структуре экономики Беларуси.
В ноябре 2011 года подписано межправительственное соглашение между Беларусью и Россией о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита в размере 10 млрд. долларов США на строительство атомной электростанции на территории Республики Беларусь. Выделение этого кредита осуществляется через белорусскую «дочку» российского Внешэкономбанка.
В то же время ни один белорусский банк не имеет дочерних структур за рубежом, хотя крупные белорусские предприятия и объединения предприятий уже создали заграничные сети своих торговых домов, дочерние структуры. Все они нуждаются в финансовой поддержке для продвижения товаров и услуг за рубежом.
Открытие дочернего банка (филиала) за пределами Беларуси позволит увеличить внешний товарооборот белорусских экспортеров, что будет способствовать получению дополнительных прибылей из-за рубежа.
Открытие дочерних структур белорусских банков за рубежом позволит существенно расширить потенциал отечественных товаропроводящих сетей посредством оказания им широкого спектра финансовых и инвестиционно-консалтинговых услуг, связанных с использованием ресурсов международного капитала.
Стратегической задачей развития денежно-кредитной системы Беларуси на следующем этапе развития (2013-2020 гг.) должно стать создание специальных условии для привлечения иностранного капитала в страну, стимулирования инвестиционной активности и белорусского экспорта. Принимая во внимание стратегическую цель белорусского государства по наращиванию объемов экспорта, следует ожидать уже в ближайшем будущем большой спрос на финансовые услуги по поддержанию его роста. Поэтому белорусские банки должны быть готовы к открытию за рубежом своих дочерних финансовых структур или созданию альянсов с иностранными партнерами для продвижения белорусских товаров и услуг. С учетом возможности открытия в Беларуси филиалов банков из стран ЕЭП к 2018-2020 гг. следует ожидать конкуренции со стороны более сильных игроков из России и Казахстана.
Беларусь имеет ряд дополнительных преимуществ но сравнению с другими странами региона в части достаточно независимой законодательной системы.
Для создания МФЦ не требуется больших материальных-инфраструктурных расходов. Самое главное - это создание благоприятной среды для деятельности финансовых институтов и инвестиционных компаний. И при переходе белорусской банковской системы на стандартный в ЕС формат банковского счета IBAN (International Bank Account Number) и технологию обработки транзакции в соответствии с требованиями SEPA позволит сделать её более понятной и привлекательной для международных финансовых институтов.
Целесообразно параллельно с работой по продвижению проекта создания МФЦ ускорить решение таких базовых и первоочередных проблем, как создание стабильной денежно-кредитной системы, стабильного курса белорусского рубля, формирование доверия иностранных инвесторов, повышение суверенного рейтинга, а также ряд других.
В 2011 году Министерство экономики Беларуси инициировало процесс создания МФЦ в Минске. К 2014 году в Минске будет построено большое количество первоклассных отелей и деловых центров, новый современный аэропорт, которые являются обязательными элементами инфраструктуры для активизации международного бизнеса. Важным моментом также является формирование высококвалифицированного правительства, владеющего современными знаниями и методами государственного управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок А1 – Экспорт по странам, млрд. долл. США
Примечание – Источник [10, с.10]
Рисунок А2 – Доля экспорта в ВВП, %
Примечание – Источник [10, с.10]
Рисунок А3 – Динамика валового внутреннего продукта Республики Беларусь, млрд. долл. США.
Примечание – Источник [10, c. 8]
Рисунок А4 - Активы банков к ВВП к 2015 г., в %
Примечание – Источник [1, с.10]
Рисунок А5 – Требования банков к экономике к ВВП к 2015г., в %
Примечание – Источник [1, с.10]
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Рисунок В1 - Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь, млрд. долл. США
Примечание – Источник [10, с.8]
Рисунок В2 – Доля экспорта в ВВП Республики Беларусь, 2008-2012гг.
Примечание – Источник [10, с. 8]