Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 11:47, курсовая работа
Цель моей работы – теоретически изучить структуру банковской системы; получить представление о функционировании банковской системы; проанализировать перспективы дальнейшего развития банковской системы Республики Беларусь, проанализировать зарубежный опыт развития банковской системы.
Введение 4
1. Понятие банковской системы Республики Беларусь 6
1.1 Сущность банковской системы 6
1.2 Национальный банк как основной элемент современной
банковской системы 11
1.3 Коммерческие банки 15
2. Состояние и перспективы развития банковской системы
Республики Беларусь 19
2.1 Финансовый анализ деятельности банков 19
2.2 Программа социально-экономического развития
Республики Беларусь 23
2.3 Переориентация банковской системы на модернизацию
экономики 26
3. Опыт становления банковских систем в переходных странах 30
Заключение 33
Список использованных источников 38
Двухуровневая банковская система включает в себя верхний и нижний уровень. Верхний уровень — это централь банк, непосредственно кредитованием не занимающийся, а выполняющий функции «банка банков» и являющийся центром денежно-кредитного регулирования. Нижний уровень банковской системы — это коммерческие банки, работающие на принципах рыночной экономики, самостоятельно мобилизирующие и использующие кредитные ресурсы.
В отличие от одноуровневой двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками по вертикали и по горизонтали. Взаимоотношения по вертикали — это отношения подчинения между центральным банком как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями (коммерческими и специализированными банками). Взаимоотношения по горизонтали - это отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями. При таких отношениях происходит разделение административных и оперативных функций, связанных с обслуживанием хозяйства.
В Республике Беларусь сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень - центральный банк страны (Национальный банк Республики Беларусь), II уровень - коммерческие банки и другие не банковские финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. Существование двух уровней позволяет центральному банку посредством экономических методов регулировать деятельность банков второго уровня и воздействовать на процесс общественного воспроизводства.
Организация деятельности банковской системы Республики Беларусь строится на обязательных принципах:
банковская деятельность (или выполнение отдельных операций) возможна исключительно на основании лицензии;
коммерческие банки независимы в своей деятельности, недопустимо вмешательство в их работу со стороны государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
разграничивается ответственность между коммерческими банками и государством. Банки не отвечают по обязательствам государства, а государство - по обязательствам банков, если между банком и соответствующим государственным органом не заключено соглашение об обратном или государство не приняло на себя такую ответственность;
центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков и осуществляет банковский надзор; для поддержания стабильности и устойчивости кредитной системы обязательно соблюдение установленных Национальным банком Республики Беларусь экономических нормативов;
вкладчики (физические лица) пользуются свободой выбора банка;
вкладчикам обеспечивается возврат денежных средств;
клиентам гарантируется банковская тайна по операциям, счетам и вкладам (депозитам). Законом определен перечень юридических лиц, которым могут быть выданы сведения в случаях, оговоренных законодательными актами;
банк работает в пределах реально имеющихся ресурсов, обеспечивая не только количественное соответствие между ресурсами и кредитными вложениями, но и в целом между пассивными и активными операциями, добиваясь соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов (прежде всего по срокам тех и других);
взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся на договорных началах как обычные рыночные отношения, исходя из критериев прибыльности, риска и ликвидности.
1.2 Национальный банк как основной элемент современной
банковской системы
Национальный банк Республики Беларусь (далее Национальный банк) — является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь, действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, Уставом Национального банка Республики Беларусь и независим в своей деятельности.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Национальный банк состоит из центрального аппарата и структурных подразделений.
Национальный банк выполняет следующие основные функции:
Национальный банк организует свою деятельность исходя из Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемых Президентом Республики Беларусь.
Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.
Национальный банк ежеквартально информирует:
Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Органом управления Национального банка является Правление Национального банка – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.
Количество членов Правления Национального банка устанавливается Президентом Республики Беларусь.
Компетенция Правления Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка.
Члены Правления Национального банка не могут занимать другие государственные должности, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь, а также состоять в политических партиях.
На членов Правления Национального банка распространяются ограничения, установленные частью третьей статьи 68 Банковского кодекса.
Работники Национального банка вправе получать кредит в других банках. |
1.3 Коммерческие банки
Второй уровень банковской системы составляют коммерческие банки.
Коммерческие банки — особые кредитные институты, осуществляющие операции в различных сферах коммерческой деятельности.
Коммерческие банки осуществляют на договорных условиях кредитно-расчетное и иное обслуживание юридических лиц, предпринимателей, граждан путем совершения операций и оказания услуг. Они самостоятельно определяют порядок привлечения и использования денежных средств, проведение других банковских операций, уровень процентных ставок и размер комиссионного вознаграждения.
Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы, поэтому и банки стали называться коммерческими.
В настоящее время термин «коммерческий» утратил первоначальный смысл в названии банка. Он обозначает «деловой» характер банка и обслуживает все субъекты хозяйствования, независимо от рода их деятельности. Для устойчивости деятельности коммерческого банка необходимо, чтобы он имел ликвидный баланс, т. е. обладал достаточным капиталом, был платежеспособным, удовлетворял требованиям, предъявляемым к его капиталу.
При организации деятельности банковской системы используются определенные принципы, которые обязательно соблюдаются:
обязательность получения лицензии на банковскую деятельность; на отдельные операции;
независимость деятельности коммерческих банков;
обеспечение свободы выбора банка вкладчиками (физическими лицами);
разграничение ответственности между коммерческими банками и государством. Банки не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банков, если между банком и соответствующим государственным органом не заключено соглашение о противном или государство не приняло на себя такую ответственность;
обеспечение возврата денежных средств вкладчикам;
обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов. Законом определен перечень юридических лиц, которым могут быть выданы сведения в случаях, оговоренных законодательными актами;
работа в пределах реально имеющихся ресурсов.
Коммерческие банки аккумулируют и мобилизуют денежный капитал, временно высвобождающийся в процессе кругооборота фондов, и предоставляют во временное пользование тем, кто нуждается в дополнительном капитале. Перераспределение фондов осуществляется от кредитора к заемщику при посредничестве банков. Денежные средства могут перемещаться и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и увеличиваются общие издержки по перемещению средств.
Непосредственное предоставление свободных денежных капиталов их владельцами в ссуду промышленным, торговым и иным предприятиям наталкивается на ряд препятствий (несоответствие размеров свободного денежного капитала размерам спроса, несовпадение по срокам, неосведомленность о состоянии заемщика). Банки же наиболее осведомлены о платежеспособности клиентов, о размерах и сроках предложения денежных ресурсов, обладают новейшими технологиями банковских операций. Для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои долговые обязательства (депозиты, сертификаты, векселя) при мобилизации денежных средств, а мобилизованные средства размешают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Принимая вклады клиентов, банк создает новое обязательство — "депозит", а выдавая ссуду — новое требование к заемщику. Новые требования и обязательства становятся товаром на денежном рынке. Банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами (средства на счетах, депозиты, вклады). Это увеличивает риск банковской деятельности. Фиксированные по сумме долга обязательства должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры.
Посредническая функция банков проявляется и в посредничестве в платежах для своих клиентов как наличными, так и безналичными денежными средствами. Концентрация денежных ресурсов на счетах в банках позволяет осуществлять бесперебойные платежи, сокращать расходы на их проведение. Стандартные формы расчетов, платежных документов используются для совершения расчетов через банки. Банки берут на себя ответственность за своевременное и полное выполнение поручений клиентов по совершению платежей за их счет, а в определенных условиях и за счет кредита.
Банки выступают посредниками в операциях с ценными бумагами (купля-продажа ценных бумаг, их хранение, консультации, другие агентские функции), тем самым, способствуя развитию, формированию фондового рынка.
Функцией банка является также стимулирование накоплений в хозяйстве. Это достигается путем мобилизации денежных доходов и сбережений и превращения их в капитал. В первую очередь используются внутренние накопления хозяйствующих субъектов и населения. Различные субъекты получают денежные доходы (прибыль), часть из которых аккумулируется для будущих расходов. Банки мобилизуют эти денежные доходы и сбережения в виде вкладов (депозитов) с выплатой депозитного процента. Стимулирование к накоплению и сбережению денежных средств формируется на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков, страхованием депозитов, гарантией их возврата.
Выполняя перечисленные функции, банки играют важную роль в экономике. Они обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сферы использования.
Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производств, строительства жилья и др.
Банки способствуют экономии общественных издержек обращения, содействуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам, переводу денег, выпуском кредитных орудий обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек, сертификатов и др.).
Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки. Денежно-кредитная политика осуществляется непосредственно через центральный банк и воздействует на его отношения с коммерческими банками и остальными звеньями кредитной системы. Банки опосредствуют воздействие этой политики на другие сферы национальной экономики.