Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 11:47, курсовая работа
Цель моей работы – теоретически изучить структуру банковской системы; получить представление о функционировании банковской системы; проанализировать перспективы дальнейшего развития банковской системы Республики Беларусь, проанализировать зарубежный опыт развития банковской системы.
Введение 4
1. Понятие банковской системы Республики Беларусь 6
1.1 Сущность банковской системы 6
1.2 Национальный банк как основной элемент современной
банковской системы 11
1.3 Коммерческие банки 15
2. Состояние и перспективы развития банковской системы
Республики Беларусь 19
2.1 Финансовый анализ деятельности банков 19
2.2 Программа социально-экономического развития
Республики Беларусь 23
2.3 Переориентация банковской системы на модернизацию
экономики 26
3. Опыт становления банковских систем в переходных странах 30
Заключение 33
Список использованных источников 38
Следует отметить, что исходя из представленных данных, все банки сработали в плюс. Однако у многих прибыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась. Например, Белагропромбанк заработал на 18,61% меньше, Технобанк на 11,15%, БТА Банк на 19,37%.
По всем основным показателям деятельности банков наблюдается рост.
Твердо держит свои позиции шестерка системообразующих банков. Однако по объемам депозитов Белгазпромбанк вытеснил Банк БелВЭБ на 7-е место.
Стабильно высокие показатели демонстрируют дочерние структуры российских банков, такие как Белгазпромбанк, Банк ВТБ (Беларусь), Банк Москва-Минск, Альфа-Банк.
На долю двух крупнейших банков страны – Беларусбанка и Белагропромбанка – приходится 61,57 % собственного капитала и 57,65 % совокупных активов. При этом доля прибыли у этих банков отнюдь не так велика.
Так же можно проанализировать динамику развития банковского сектора в целом:
Таблица 4 - Динамика развития банковского сектора за 2012-2013 гг , млрд руб.
Показатели |
01.04.2012 |
01.01.2013 |
01.04.2013 |
Изменение ,% | |
за 3 месяца |
за 12 месяцев | ||||
Активы в процентах к ВВП |
269 511,4 59,58 |
317 779,7 54,06 |
331 865,1 55,24 |
4,4 1,18 |
23,1 -4,35 |
Капитал в процентах к ВВП |
40 447,0 7,00 |
45 612,8 8,04 |
48 795,8 8,19 |
7,0 0,16 |
20,6 1,20 |
Обязательства в процентах к ВВП |
229 064,5 52,59 |
272 166,9 46,02 |
283 069,3 47,05 |
4,0 1,02 |
23,6 -5,54 |
Прибыль (до выплаты налогов за 12 месяцев) |
4 732,6 |
6,293,5 |
6 653,4 |
5,7 |
40,6 |
Прибыль (после выплаты налогов за 12 месяцев) |
3 981,1 |
5 394,1 |
5 625,7 |
4,3 |
41,3 |
Налог га прибыль за 12 месяцев |
751,5 |
899,3 |
1 027,7 |
14,3 |
36,7 |
Обменный курс белорусского рубля |
8 070 |
8 570 |
8 680 |
1,3 |
7,6 |
Кредитная задолженность клиентов в иностранной валюте |
245,9 |
11 397,0 |
12 264,6 |
7,6 |
48,7 |
Активы банков за указанный период увеличились с 269 511 млрд руд. До 331 865 млрд руб, т.е на 23,1 %. Капитал банков так же вырос на 20,6 % к 2013 году.
2.2 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (далее — Программа 2011-2015гг.), принятая на четвертом Всебелорусском народном собрании, призвана стать периодом обновления и модернизации, качественно нового развития Беларуси. Она предусматривает три взаимоувязанных направления развития:
Стратегической целью является вхождение Беларуси в число 50 стран с наивысшим уровнем развития человеческого потенциала.
Программой 2011-2015 гг. предусматривается:
Важнейшим условием устойчивого экономического роста является снижение дефицита внешней торговли товарами и услугами и обеспечение к 2015 г. выхода на положительное сальдо, а также приток в страну иностранного капитала. Это позволит нарастить уровень международных резервных активов не менее чем в 2 раза и обеспечить стабильность национальной валюты.
Поставленные задачи являются сложными. Их решение связано с качественным изменением белорусской экономики на основе развития конкурентной среды и создания наилучших условий ведения бизнеса (в соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 “О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь”, далее — Директива № 4), инновационного развития экономики и повышения ее конкурентоспособности.
Существенную роль в экономическом развитии страны предстоит сыграть банковскому сектору. Важно обеспечить его развитие темпами, опережающими темпы развития экономики.
Решение этой задачи требует системного видения целей, задач и перспектив развития банков. В этой связи был подготовлен проект Стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011—2015 гг. Данный документ определяет направления совершенствования регулирования деятельноети банков Национальным банком и развития банковского сектора на предстоящие 5 лет.
Совершенствование регулирования деятельности банков Национальным банком будет направлено на повышение устойчивости банковского сектора и обеспечение потребностей экономических агентов современными банковскими продуктами.
Национальный банк будет и в дальнейшем обеспечивать устойчивость национальной валюты как важнейшее условие эффективного функционирования банковской системы и стабильного роста экономики в целом. В 2011—2015 гг. сохранится режим привязки белорусского рубля к корзине иностранных валют в рамках горизонтального коридора.
В дальнейшем по мере создания условий в качестве цели денежно-кредитной политики может быть установлена “ценовая стабильность”.
Применение инструментов денежно-кредитной политики в первую очередь будет направлено на обеспечение устойчивости белорусского рубля. Основным принципом процентной политики останется поддержание процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте и доступность финансовых ресурсов для экономики.
Дальнейшее совершенствование системы регулирования банковских операций будет направлено на формирование условий для внедрения и развития передовых технологий и современных банковских продуктов на основе:
Особое внимание по-прежнему будет уделяться операциям банков по кредитованию физических лиц.
Решение задач по развитию банковской системы будет обеспечиваться с учетом широкого международного сотрудничества. Развитие отношений с группой организаций Всемирного банка и ЕБРР будет способствовать привлечению финансовых ресурсов для нужд микробизнеса, малого и среднего бизнеса, что является одним из приоритетов кредитования на предстоящие 5 лет. В рамках Единого экономического пространства следует ожидать снятия ограничений по трансграничному перемещению капитала, повышения доступа иностранных поставщиков банковских услуг на рынок страны и, как следствие, повышения конкуренции среди банков.
Ожидается дальнейшее привлечение иностранного капитала в уставные фонды банков. Имеются условия для увеличения его доли в банковском секторе как минимум до 50%, в том числе через создание новых банков. Соответственно, снизится участие государства в акционерном капитале банков. Значительное привлечение иностранных ресурсов в банковский сектор обеспечит трансферт современных банковских технологий на отечественный рынок, расширит инвестиционные возможности банков.
Важным направлением развития банковского сектора должно стать расширение финансового посредничества банков за счет операций с акциями, облигациями, закладными и другими финансовыми инструментами, а также развитие института доверительного управления имуществом.
В предстоящей пятилетке ожидается качественно новое развитие экономики на основе создания благоприятных условий ведения бизнеса и повышения ее инвестиционной привлекательности, что предусмотрено Директивой № 4 и Программой на 2011—2015 гг. Со своей стороны банки должны максимально содействовать привлечению иностранных инвестиций в экономику. Дальнейшая активизация роли банков в наращивании экономического потенциала страны путем расширения финансового посредничества предполагает в течение 5 лет привлечь до 30 млрд. долл. США от нерезидентов.
Ожидается, что за 2011—2015 гг. на фоне привлечения иностранных инвестиций банковский сектор значительно нарастит свой финансовый потенциал.
Объем активов банков может увеличиться в 2,3 раза и достичь 85% к ВВП (Рисунок А4). В случае интенсификации процессов качественных структурных изменений в экономике, развития эффективного финансового рынка рост активов банковской системы может быть значительно выше
Ожидается, что требования банков к экономике за 2011—2015 гг. увеличатся в 2,7 раза и на конец 2015 г. составят не менее 70% к ВВП (Рисунок А5). В случае интенсификации экономических и финансовых преобразований требования могут увеличиться в 3,7 раза (до 90% к ВВП).
Ожидается, что объем банковских услуг возрастет как минимум в 3,5 раза. Развитие рынка розничных банковских услуг, а так же повышение спроса на различные их виды будут осуществляться по мере экономического роста страны и благосостояния населения. Банки с учетом сложившейся клиентской базы и инфраструктуры самостоятельно определят стратегические направления совершенствования данного сегмента банковского рынка.
По итогам 2011—2015 гг. банковский сектор Беларуси по своему развитию вплотную приблизится к показателям банковских секторов стран Центральной и Восточной Европы. Будет обеспечена его стабильность. Банки будут эффективно, качественно и в полном объеме удовлетворять быстро растущий спрос экономики на инвестиционные ресурсы. Наряду с нарастающим привлечением иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций это создаст необходимые условия для поддержания в стране устойчивых темпов экономического роста.
2.3 Переориентация
банковской системы на
Процесс глобализации мировой экономики привел к усилению роли международного движения капитала и международного банковского бизнеса, а также соответствию национальных денежно-кредитных систем требованиям и вызовам времени. В настоящее время сложно представить продвижение практически любых товаров и услуг как на национальных, так и на международных рынках без финансовой поддержки банков или других финансовых институтов. В этой связи денежно-кредитная система Беларуси должна учитывать сложившиеся реалии в сфере международной торговли, международного движения капитала, налогообложения трансграничных платежей и другие особенности международных финансов.
В первые 20 лет независимости (1991 -2011 гг.) белорусская денежно-кредитная система характеризовалась практически постоянной нестабильностью, а ее международная деятельность была главным образом ориентирована на организацию международных расчетов и привлечение кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов с участием иностранных подрядчиков. Главной задачей на следующее десятилетие должны стать стабилизация денежно-кредитной системы, ориентация ее на международные стандарты с целью привлечения международного капитала в страну для поддержки инвестиционного процесса, а также стимулирования экспорта белорусских товаров и услуг как главной составляющей экономического благосостояния страны.
Современное развитие банковского бизнеса связано с экспансией банков на зарубежные рынки, развитием сети филиалов и подразделений за рубежом с целью поддержания интересов своих клиентов. Изменение предпочтений и потребностей клиентов, необходимость оказания им поддержки в продвижении товаров и услуг на зарубежных рынках требует от банков поиска новых механизмов и инструментов для поддержки бизнеса.
Приоритетом внешней экономической политики Беларуси является расширение торговых отношений со странами Западной Европы, Азии, Африки и другими регионами мира. Доля экспорта в ВВП составляет более 50% (Рисунок А2), в силу чего экспорт является одним из основных источников обеспечения устойчивого экономического роста. В 2012 году стоимостной объем экспорта Беларуси составил 46 млрд. долларов США; это хотя и превышает экспорт ближайших стран-соседей, например, Литвы и Латвии, однако с учетом масштабов белорусской экономики и численности населения объем экспорта мог бы быть значительно больше.
Экспорт является важной составляющей экономики Беларуси, поэтому необходимо предпринимать определенные меры для его стимулирования как внутри страны, так и за ее пределами. Показатели внешней торговли Беларуси свидетельствуют, что ее экспорт явно недостаточен для устойчивого роста экономики, а следовательно благосостояния страны. В этой связи государство должно инициировать определенные меры для стимулирования производства и продвижения белорусских товаров и услуг за рубежом.
Если проанализировать товарную структуру белорусского экспорта, то можно заметить, что его главными составляющими являются продукция химической промышленности, машины, оборудование и транспортные средства, минеральные продукты (калий, нефть). Иными словами, основные экспортные товары производятся относительно небольшой группой предприятий, которые занимаются переработкой нефти, природного газа, добычей природных ископаемых и финишной сборкой машин и оборудования. В то же время продукция относительно большого сельскохозяйственного комплекса, деревообрабатывающей промышленности, использующих местные возобновляемые природные ресурсы занимает незначительную долю в экспорте.