Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 11:47, курсовая работа
Цель моей работы – теоретически изучить структуру банковской системы; получить представление о функционировании банковской системы; проанализировать перспективы дальнейшего развития банковской системы Республики Беларусь, проанализировать зарубежный опыт развития банковской системы.
Введение 4
1. Понятие банковской системы Республики Беларусь 6
1.1 Сущность банковской системы 6
1.2 Национальный банк как основной элемент современной
банковской системы 11
1.3 Коммерческие банки 15
2. Состояние и перспективы развития банковской системы
Республики Беларусь 19
2.1 Финансовый анализ деятельности банков 19
2.2 Программа социально-экономического развития
Республики Беларусь 23
2.3 Переориентация банковской системы на модернизацию
экономики 26
3. Опыт становления банковских систем в переходных странах 30
Заключение 33
Список использованных источников 38
Не на должном уровне находятся также денежно – кредитная и финансовая системы страны, которые не позволяют привлекать и аккумулировать необходимые объемы денежных ресурсов для поддержания экономического роста.
Если сравнивать структуры и объемы экспорта, его долю в ВВП с ближайшими странами-соседями, то становится очевидным, что доля экспорта в ВВП этих стран больше, чем в Беларуси (Рисунка А1 и А2).
Открытый характер отечественной экономики требует поддержания белорусского экспорта не только внутренними мерами стимулирования, но также и финансовыми механизмами за рубежом. В этой связи актуальным становится вовлечение белорусских банков в систему поддержки белорусского экспорта путем открытия ими своих дочерних структур за рубежом или предоставления финансовой поддержки конечным потребителям белорусских товаров и услуг. Создание зарубежных структур белорусских финансовых институтов и специальных механизмов поддержки экспорта позволит белорусскому бизнесу более уверенно работать на внешних рынках.
С другой стороны, привлечение крупных международных финансовых институтов в Беларусь могло бы позволить аккумулировать капиталы, за счет которых можно будет поддерживать инвестиционную деятельность в стране. В этой связи Минск должен стать региональным международным финансовым центром (МФЦ). Международный финансовый центр - это сосредоточение банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами и золотом. Создание в Минске регионального МФЦ позволило бы финансовому сектору занять особую роль в структуре экономики Беларуси.
В ноябре 2011 года подписано межправительственное соглашение между Беларусью и Россией о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита в размере 10 млрд. долларов США на строительство атомной электростанции на территории Республики Беларусь. Выделение этого кредита осуществляется через белорусскую «дочку» российского Внешэкономбанка.
В то же время ни один белорусский банк не имеет дочерних структур за рубежом, хотя крупные белорусские предприятия и объединения предприятий уже создали заграничные сети своих торговых домов, дочерние структуры. Все они нуждаются в финансовой поддержке для продвижения товаров и услуг за рубежом.
Открытие дочернего банка (филиала) за пределами Беларуси позволит увеличить внешний товарооборот белорусских экспортеров, что будет способствовать получению дополнительных прибылей из-за рубежа.
Открытие дочерних структур белорусских банков за рубежом позволит существенно расширить потенциал отечественных товаропроводящих сетей посредством оказания им широкого спектра финансовых и инвестиционно-консалтинговых услуг, связанных с использованием ресурсов международного капитала.
Стратегической задачей развития денежно-кредитной системы Беларуси на следующем этапе развития (2013-2020 гг.) должно стать создание специальных условии для привлечения иностранного капитала в страну, стимулирования инвестиционной активности и белорусского экспорта. Принимая во внимание стратегическую цель белорусского государства по наращиванию объемов экспорта, следует ожидать уже в ближайшем будущем большой спрос на финансовые услуги по поддержанию его роста. Поэтому белорусские банки должны быть готовы к открытию за рубежом своих дочерних финансовых структур или созданию альянсов с иностранными партнерами для продвижения белорусских товаров и услуг. С учетом возможности открытия в Беларуси филиалов банков из стран ЕЭП к 2018-2020 гг. следует ожидать конкуренции со стороны более сильных игроков из России и Казахстана.
Беларусь имеет ряд дополнительных преимуществ но сравнению с другими странами региона в части достаточно независимой законодательной системы.
Для создания МФЦ не требуется больших материальных-инфраструктурных расходов. Самое главное - это создание благоприятной среды для деятельности финансовых институтов и инвестиционных компаний. И при переходе белорусской банковской системы на стандартный в ЕС формат банковского счета IBAN (International Bank Account Number) и технологию обработки транзакции в соответствии с требованиями SEPA позволит сделать её более понятной и привлекательной для международных финансовых институтов.
Целесообразно параллельно с работой по продвижению проекта создания МФЦ ускорить решение таких базовых и первоочередных проблем, как создание стабильной денежно-кредитной системы, стабильного курса белорусского рубля, формирование доверия иностранных инвесторов.
В 2011 году Министерство экономики Беларуси инициировало процесс создания МФЦ в Минске. К 2014 году в Минске будет построено большое количество первоклассных отелей и деловых центров, новый современный аэропорт, которые являются обязательными элементами инфраструктуры для активизации международного бизнеса.
Если говорить о странах с переходной экономикой, то стоит отметить, что за последние десять-двадцать лет развитие банковского сектора в этих странах происходило в необычайно сложных условиях. Проблемы, обусловленные собственно переходом экономики и ее банковского сектора от распределительных отношений и административных методов управления к рыночным моделям хозяйствования при существенной регулирующей роли государства, осложнялись негативными внешними воздействиями, связанными с финансовой глобализацией. Децентрализация и приватизация в экономике, в том числе в банковском секторе, не во всех странах сопровождались адекватным и своевременным созданием необходимой правовой базы и соответствующих институтов. Нередко коммерческие банки начинали свою деятельность за несколько лет до принятия основополагающих законов, например, о банках и банковской деятельности или о центральном банке.
На первоначальном этапе в странах с переходной экономикой наблюдался серьезный макроэкономический дисбаланс, вызванный кризисом государственных финансов, неэффективностью доминировавшего государственного сектора экономики , нестабильностью торгового и платежного балансов, а, следовательно, и курса национальных валют. Капитал новых коммерческих банков быстро обесценивался в результате инфляционных процессов в экономике. На начальном этапе становления двухуровневых банковских систем отсутствовали жесткие требования к величине и качеству капитала кредитных организаций. Управление рисками банковской деятельности было неэффективным. Ощущался острый дефицит профессиональных кадров, отработанных технологий совершенствования банковских операций и управления рисками, необходимых информационных систем. Серьезной проблемой были доступность и качество информации о макроэкономической ситуации, состоянии банковского сектора. Вклады в банках не подлежали страхованию, и вкладчики в любой момент могли потерять свои сбережения. Однако незащищенность прав кредиторов была губительна и для самих банков, поскольку недобросовестность заемщиков получила широкое распространение.
Рассмотрим становление банковской системы Китая и Монголии.
Банковская система Китая – один из наиболее подверженных государственному контролю секторов экономики. Государство является собственником четырех крупных коммерческих банков: Промышленно-торгового банка Китая, Банка Китая, Строительного и сельскохозяйственного банков Китая, а также и политических банков (Государственного банка развития, Импортно-экспортного банка и Банка развития сельского хозяйства).
В Китае создается своеобразная двухсекторная модель обращения финансовых ресурсов. Государственные предприятия получают кредиты от коммерческих банков, а частные и иностранные компании финансируются за счет собственных средства и ресурсов материнской компании. При этом, несмотря на более жесткие финансовые ограничения, второй сектор демонстрирует высокие темпы роста, превосходящие аналогичные показатели первого. Банковская система страны недостаточно эффективно выполняет свою макроэкономическую функцию.
Также существует проблема плохих долгов ,с которой в последнее время столкнулись китайские банки. Их доля в активах китайских коммерческих банков варьируется от 25 до 40-50% и выше. Объем накопленных плохих долгов приближается к 50% ВВП. Это позволяет говорить о серьезных финансовых трудностях в китайской банковской системе, во многом вызванных неадекватной кредитной политикой.
Решение проблем банковского сектора с использованием государственных средств является распространенной практикой в странах с переходной экономикой. Важным условием действенности предоставления государственной помощи является прекращение практики неэффективного кредитования.
Китайский банковский сектор пока остается относительно закрытым, о чем свидетельствуют показатели доли иностранных банков в совокупных активах коммерческих банков – 2,3% и в совокупных кредитах – 1,4% в 2001 году. Во многом это обусловлено трудностями открытия отделений иностранных банков в стране.
Банковская система Монголии – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики страны. В начале 90-х гг. Правительство Монголии приняло ряд кардинальных мер по переводу экономики страны на рыночные условия, среди которых была и реорганизация банковской системы страны. Практически формирование двухуровневой банковской системы в Монголии началось в 1990 г. после принятия Закона «О кооперации». Тогда же начали создаваться на паевых началах первые кооперативные банки, составившие впоследствии основу банковской системы.
Все внешнеторговые операции страна осуществляет по мировым ценам, благодаря принятию в 1994 г. Закона «О валютном регулировании». Цены рассчитываются в конвертируемых валютах, без ограничений на использование иностранной валюты и контроля за ценами. Резиденты, нерезиденты и юридические лица могут свободно держать, покупать и продавать иностранную валюту.
С 2000 г. динамика валютного курса стала носить плавный и предсказуемый характер, что сыграло важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в стране. За последние годы наблюдается стабильность курса тугрика по отношению к доллару.
Создание в 2000 г. законодательной базы надзора за банковской деятельностью позволило существенно повысить объективность оценки финансового состояния банков, ограничить подверженность банков рискам.
Экономика Монголии десятый год подряд развивается относительно высокими темпами. За этот период (1998-2007) ВВП Монголии увеличился более чем на 40%, а среднегодовой темп прироста составил 5,5%. Главным фактором роста стало развитие сельского хозяйства и горнорудной промышленности.
В последние годы неуклонно повышается платежеспособность страны. Золотовалютные резервы покрывают шестимесячную потребность импорта. Из года в год увеличиваются иностранные инвестиции в экономику Монголии.
В настоящее время в Монголии функционирует 16 коммерческих банков. Развитие коммерческих банков страны в последние годы характеризовалось стремительным увеличением кредитного портфеля и ростом активов банков. Рост банковских активов сопровождается в целом позитивными изменениями. В частности, в структуре активов увеличивается доля рабочих активов и сокращается доля внешних.
Укрепление устойчивости финансового положения страны, улучшение финансового состояния многих предприятий реального сектора и постепенное увеличение доходов населения приводят к росту депозитов резидентов в банковской системе.
Немалую роль в развитии банковской системы играет развитие межбанковского денежного рынка, позволяющего банкам удовлетворять краткосрочные потребности в ликвидности или продавать временно свободные ресурсы. Значительное влияние на повышение качества услуг оказывает присутствие на финансовом рынке страны банков с иностранным капиталом.
Монгольская банковская система опережает в своем развитии другие секторы экономики, но при этом необходимо отметить и определенные проблемы, к числу которых можно отнести следующие:
Для повышения результативности реформирования банковской системы требуется принятие мер по дальнейшему повышению эффективности и конкурентоспособности банковского сектора, минимизации системных банковских рисков, укреплению доверия к банковской системе со стороны населения, юридических лиц, инвесторов, в том числе иностранных.
Высокий уровень присутствия иностранных банков на национальном рынке позволяет банковской системе развивать новые финансовые продукты, получать доступ к современным технологиям, повышать качество предоставляемых услуг. Однако в этих странах сохраняется национальная система регулирования банковской деятельности и надзора, тогда как основные игроки на рынке нередко контролируются из-за рубежа и возможности воздействия на них объективно ограничены. Иностранные банки склонны кредитовать развивающиеся рынки; если же в стране начинается рецессия или кризис, они могут посчитать оказание ей помощи невыгодным для себя либо вообще прекратить свой бизнес в ней. Об этом ярко свидетельствует, например, опыт Аргентины, а также Польши, где при наступлении рецессии в последние годы рост банковского кредитования практически прекратился.
Но в настоящее время в большинстве стран ЦВЕ и Балтии в национальном банковском секторе формируется иностранный капитал, что стало следствием приватизации крупных коммерческих банков иностранными инвесторами. Например, В Словакии доля иностранного капитала в акционерном капитале банковской системы страны составляла 85,6%, в Эстонии – 86,7%, в Литве – 88%. В Венгрии в 2002 году в собственности иностранного капитала находилось 60,5% общего зарегистрированного капитала банковского сектора страны. Словения – 31% банковского рынка страны контролирует иностранный капитал. Среди стран СНГ: Россия на 2003 год – 7,3%, Беларусь – 8,7% нерезидентов контролировали банковскую систему.