Аудит бухгалтерской отчётности на примере ОАО «Сибэлектротерм»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчетности, определение достоверности отраженных в ней данных.
В соответствии с целью при написании работы решались следующие основные задачи:
• изучение теоретической и методической основы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
• проанализировать показатели деятельности предприятия и эффективность производства, финансовое состояние предприятия;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 83.08 Кб (Скачать)

Существенность в аудите имеет не только количественную, но и качественную сторону. С этой точки зрения, аудитору нужно определить, имеют ли выявленные нарушения нормативных актов (работа по лицензии с истекшим сроком, отсутствие договоров, неправильно оформленные первичные документы и т. п.) существенный характер. Принимая во внимание, что при качественной оценке существенности имеет место некоторый субъективизм, аудитор должен использовать свое профессиональное суждение. Исходя из требований п. 4.1 Стандарта «Существенность и аудиторский риск» аудитор обязан принимать во внимание уровень существенности на всех этапах аудита (при планировании, в ходе выполнения аудиторских процедур и завершении аудита). Таким образом, существенность в аудите выступает количественным и качественным критерием, используемым для определения областей проверки, интенсивности ее проведения, оценки выявленных отклонений и связанных с  ними рисков.

Под риском, связанным с проведением аудиторской проверки, понимается вероятность того, что аудитор представит положительное аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности, хотя в ней содержатся существенные ошибки. Риск, связанный с проведением аудиторской проверки, возникает в результате влияния различных видов риска: внутрихозяйственного риска; риска средств контроля; риска необнаружения. Внутрихозяйственный    риск (неотъемлемый риск, чистый риск) включает в себя общие риски и риски, связанные с условиями проведения контроля. Общие риски, связанные с организацией (заказчиком), обусловлены характером обрабатываемой информации.

Такие статьи баланса, которые охватывают большое количество хозяйственных операций или для определения размера которых проводились сложные расчеты, применялись сложные методы бухгалтерского учета, содержат более высокий риск наличия ошибок по сравнению с позициями, охватывающими небольшое количество хозяйственных операций или определяемыми при помощи простых расчетов.

Высоким рискам характеризуются статьи, отражающие запасы сырья, основных и вспомогательных материалов (много хозяйственных операций с относительно небольшой стоимостью); расчеты с дебиторами для организаций с большим количеством покупателей и заказчиков и большим товарооборотом. Напротив, небольшим рискам обладают статьи, на которых отражаются счета по учету уставного капитала; банковские кредиты с небольшими изменениями (погашение кредита и оплата процентов); основные средства при незначительном движении.

Риски, связанные с условиями  проведения контроля, зависят от общего отношения, понимания проблем и  мероприятий руководства организации по проведению проверок в организации. Эффективный контроль уменьшает вероятность появления существенных ошибок, так как, во-первых, необоснованные и неточные хозяйственные операции, а также операции по их обработке в значительной степени предупреждаются руководством организации; во-вторых, разработанные мероприятия контроля и надзора способствуют предупреждению и своевременному обнаружению существенных ошибок в учете и бухгалтерской отчетности; наконец, существующая система планирования позволяет руководству организации контролировать ход хозяйственной деятельности. Под риском средств контроля понимается субъективно определяемая аудитором вероятность того, что применяемые средства внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять существенные ошибки  в учете  и  отчетности. Если аудитор предполагает, что система внутреннего контроля не может обеспечить своевременное обнаружение либо предотвращение ошибок, объем аудиторской проверки должен быть расширен для того, чтобы исключить риск необнаружения ошибок. Наиболее распространенным на практике методом изучения и оценки надежности средств контроля является тестирование.

Риск необнаружения означает вероятность того, что применяемые аудитором процедуры по проверке   годовой  бухгалтерской отчетности не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер. При риске необнаружения следует учитывать:

-вероятность того, что не проведена проверка всех хозяйственных операций (при выборочном   методе   проверки   и получения достаточных доказательств);

-вероятность  того,   что  кажущаяся целесообразной в данном случае процедура окажется   неэффективной   или   же что на основании результатов 
проверки   сделаны   ошибочные выводы, неправильно выполнены аудиторские процедуры.

Как отмечается в Стандарте риск необнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора. Он зависит от порядка проведения конкретной аудиторской проверки, а также от таких факторов, как квалификация аудиторов и повторность проверки. Если проверка проводится в первый раз, то риск необнаружения более высок.

Степень риска можно значительно уменьшить в результате проведения точно и правильно запланированной проверки годовой бухгалтерской отчетности с учётом общепризнанных принципов. Аудитору необходимо определить допустимый в своей работе риск необнаружения на основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля и спланировать соответствующие аудиторские процедуры. Если аудитор определяет, что внутрихозяйственный риск и риск средств контроля являются высокими, его задачей является снизить риск необнаружения до приемлемого значения за счет проведения в большем объеме проверок по существу. Если внутрихозяйственный риск и риск средств контроля оцениваются аудитором как низкие, то аудитор может уменьшить объем аудиторских процедур, так как риск необнаружения является приемлемым. Для аудиторской фирмы очень важно своевременно и правильно оценить риски (при планировании до заключения договора), так как от них зависит объем аудиторской работы, ее фактическая себестоимость, стоимость аудиторских услуг и рентабельность деятельности аудиторской фирмы.

 

 

2 Этапы аудиторской проверки  годовой  бухгалтерской отчётности.

2.1 Предплановая деятельность.

 

Аудиторская проверка годовой бухгалтерской  отчетности состоит из следующих  взаимосвязанных этапов:

1 Предплановая  (преддоговорная) деятельность;

2 Планирование аудита;

3 Проверка годовой бухгалтерской  отчетности и  оформление   результатов аудита.

Предплановая (преддоговорная) деятельность. Деятельность до момента получения  заказа на проведение аудита. Аудит как вид предпринимательской деятельности связан с необходимостью формирования определенного портфеля заказов, т. е. с поиском и выбором клиентов. При формировании портфеля заказов следует учитывать условия, обеспечивающие доходность аудиторской фирмы, и соблюдать такие основные принципы аудита, как независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, добросовестность, конфиденциальность и профессиональное поведение. Если незнакомый аудитору заказчик предлагает провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности за год и при этом сам определяет сроки проведения проверки и дату представления аудиторского отчета и заключения, то аудитор, прежде чем принять заказ, обязан тщательно проанализировать, может ли он в установленные сроки предоставить данную аудиторскую услугу. Только в этом случае гарантируется соблюдение принципа добросовестности при проведении проверки.

Аудиторская этика не допускает  связей аудитора с заказчиком, который не обладает безупречной репутацией. В том случае, когда аудитор не знаком с заказчиком и владельцем организации и не уверен в том, что они обладают безупречной репутацией, ему следует выяснить, обладает ли руководство фирмы информацией о заказчике, его учредителях, руководящих органах, ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью, а по возможности и налоговыми декларациями потенциального заказчика за последние три года.

При смене аудитора рекомендуется  поинтересоваться у заказчика о причинах (например, разные точки зрения по ключевым проблемам, не выплачен гонорар, по корпоративным причинам и т. д.). При смене аудитора руководство организации обязано предоставить новому аудитору копии отчетов по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года. подготовленных прежним аудитором (п. 4.12 Правила (стандарта) аудиторской деятельности "Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита").

Необходимой предпосылкой предоставления аудиторских услуг является независимая  и безупречная деятельность сотрудников аудиторской фирмы. Гарантии и обеспечение действительной независимости сотрудников аудиторской фирмы - предпосылка предоставления независимого аудиторского  заключения. Рекомендуется избегать всех, которые могут повредить действительной или предполагаемой  независимости.

Принимая заказ, аудитор обязан проверить, сможет ли он предоставить свои услуги в заранее определенном заказчиком периоде времени, т. е. проверить  следующее:

-имеется ли необходимое количество  квалифицированных сотрудников для выполнения заказа в заранее установленные с заказчиком сроки:

-может   ли   фирма   в   случае   необходимости привлечь  к проведению проверки других  специалистов (внутренние и  внешние возможности).

Аудитор обязан отказаться от предложенного  ему заказа, если он не может гарантировать  выполнение всех указанных условий.

О проведенных процедурах аудитор  составляет рабочий документ (докладную записку), подтверждающий выполнение данных действий.

Кроме того, аудитор должен учесть дополнительные аспекты для оценки степени риска, связанного с выполнением данного заказа:

- отрасль хозяйственной деятельности  заказчика;

- текучесть сотрудником за последний  год;

- финансовое положение заказчика  и возможности преодоления вероятных финансовых проблем;

- уровень квалификации сотрудников  бухгалтерии, финансового отдела и отдела электронной обработки информации, а также соответствие систем бухгалтерского учета;

- темпы роста производства и  их перспективы.

Иногда для того, чтобы получить необходимую информацию о заказчике, в частности, определить возможный риск для аудитора при выполнении предложенного заказа, необходимо провести предварительную проверку. Во время предварительной  проверки следует выяснить:

-правовые основы организации,  ее учредительные документы и их соответствие действующему законодательству:

-в каком состоянии находится  система бухгалтерского учета и отчетность, можно ли ее проверить.

Как правило, новая оценка постоянных заказчиков  необходима, если: произошли существенные изменения в составе высшего руководства организации, которые могут повлиять на развитие и политику предприятия;

- аудитор и заказчик имеют  разные точки зрения  и не могут найти  компромиссного решения;

- имеется уверенность в том,  что заказчик умышленно, для  того, чтобы ввести в заблуждение  аудитора, не предоставляет необходимую  для проверки годовой бухгалтерской отчетности информацию;

- имеется судебное решение по  отношению к заказчику, по руководящим  или другим сотрудникам в результате нарушений действующего законодательства;

- обнаружено, что руководящие или  другие сотрудники заказчика могут совершать действия, ведущие к нарушению действующего законодательства;

-  участие в деятельности  заказчика сотрудников аудиторской компании или иные деловые связи могут повредить объективности и независимости.

При подтверждении заказа на проведение аудита формируется перечень предложений  аудитора. Согласие на проведение аудита аудиторская фирма документально подтверждает, направляя клиенту письмо-обязательство, требования к которому регламентированы Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита», одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 25.12.96, протокол № 6.

Письмом-обязательством аудиторская  фирма подтверждает свое согласие в  отношении целей и масштабов  аудита, формы представления отчета, степени ее ответственности перед  клиентом. Письмо-обязательство посылается клиенту до заключения договора во избежание неправильного понимания взятых обязательств.

В соответствии с требованиями указанного стандарта в письме-обязательстве  дается перечень предложений аудитора, который должен содержать обязательные указания:

а) по условиям аудиторской проверки:

- объект и  цели аудиторской   проверки;

- включение в аудиторское заключение  мнения

- о достоверности отчетности  филиалов и подразделений;

- законодательные акты и нормативные  документы;

- дополнительные вопросы, решаемые  в ходе аудита:

б) по обязательствам аудиторской  организации:

- форма отчетности о результатах  проведенной работы;

- ответственность аудиторской  организации за оказываемые услуги;

- соблюдение коммерческой тайны; 

- риск необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля клиента:

в) по обязательствам экономического субъекта:

-  ответственность экономического  субъекта за полноту и достоверность  представленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

- обеспечение свободного доступа  к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и другой информации;

- получение подтверждений о  состоянии дебиторской и  кредиторской задолженности;

-  неоказание давления на  аудиторскую организацию в целях изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта;

г)   дополнительные данные:

- общие   сведения   об   оказываемых   услугах, квалификации  персонала, крупных клиентах, членстве   в   российских   и   международных  аудиторских организациях и союзах;

- примерный   календарный   план   проведения аудит и  состав аудиторской группы;

- общая характеристика применяемых  методов проверки: условия оплаты;

- предложение об использовании  услуг других аудиторов, независимых  экспертов;

-  использование результатов  работы предшествующей аудиторской организации;

- важнейшие    ограничения   ответственности аудиторской организации;

- рекомендации   по  использованию   аудиторского заключения по назначению;

- предложения о дальнейшем развитии  договорных отношений.

При сотрудничестве на основе долгосрочного  договора письмо-обязательство направляется клиенту для представления дополнительной информации. Составлением письма-обязательства завершается предплановый этап аудита.

Информация о работе Аудит бухгалтерской отчётности на примере ОАО «Сибэлектротерм»