Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:47, курсовая работа
Аттестация рабочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах для выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 209 ТК РФ).
Аттестация рабочих мест сама по себе является одной из основных обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда. Но кроме этого, она позволяет оценить качество выполнения работодателем и других обязанностей (ст. 212 ТК РФ), а именно:
• обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
Введение
Раздел I
Аттестация рабочих мест
Новый порядок аттестации рабочих мест
Подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда
Нормативная основа проведения аттестации рабочих мест
Цели и задачи аттестации рабочих мест
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
Гигиеническая оценка
Оценка травмоопасности рабочих мест
Оценка обеспеченности работников СИЗ
Общая оценка
Раздел II
Аттестационная комиссия
Создание аттестационной комиссии и ее функции
Алгоритм деятельности аттестационной комиссии
Применение результатов аттестации
Раздел III
Качество рабочей силы
Понятие категории «качество рабочей силы»
Современные требования производства к качеству рабочей силы
Изменения в профессионально-квалификационной структуре кадров
Требования, предъявляемые к рабочим
Требования к специалистам
Заключение
IV. Содержательный анализ документов и материалов
1. Анализ выводов,
2. Оценка коммуникативной культуры работника.
3. Оценка уровня сформированности профессиональной деятельности работника.
4. Оценка результативности
его педагогического
5. По каждому параметру
формулирование выводу при
6. Оформление заключения по каждое параметру.
7. Определение необходимости квалификационных испытаний.
8. При необходимости испытаний согласование формы, места и времени с аттестуемым.
V. Проведение квалификационных испытаний
1. Выбор экспертов, определение содержания и методов оценки уровня сформированности профессиональной деятельности работника.
2. Организация квалификационного испытания я фиксация его хода.
3. Осуществление общей экспертной оценки, оформление аттестационной карты.
VI. Обобщение всей информации
(проводится на заседании
1. Обмен информацией и принятие решения.
2. При разночтениях организация дополнительной экспертизы до достижения консенсуса.
3. При отсутствии консенсуса голосование в соответствии с Положением об аттестации.
4. Формирование коллегиального решения.
VII. Оформление решения о присвоении категории
1. Уточнение и формулировка
выводов для аттестационной
2. Оформление общего протокола,
состоящего из перечисления
3 Внесение вывода в аттестационную карту.
4. В аттестационной карте
фиксируются также формы и
метода получения информации
дата и подписи
5. Оформление аттестационного листа в двух экземплярах.
VIII. Сообщение решения аттестационной комиссии
1. Приглашение работника на заседание комиссии.
2. При положительном решении выдача аттестационного листа.
3. При отрицательном решении
сообщаются причины,
4. Второй экземпляр
Применение результатов аттестации
Использование результатов аттестации рабочих мест |
Внедрение итогов аттестации рабочих мест сопряжено, в частности, с внесением изменений в условия труда работников, а точнее их улучшением. Для эффективности осуществление таких действий необходимо чётко спланировать порядок проведения тех или иных операций, направленных на устранение несоответствий, выявленных в ходе аттестации рабочих мест. Такое планирование проводится комиссией, проводившей аттестацию рабочих мест. Список необходимых мероприятий заверяется председателем комиссии по аттестации рабочих мест и, после согласования с профсоюзом, передаётся на утверждение руководителю. Список состоит из предложений
по улучшению технологического процесса
и его технической Таким образом, обнаруженные аттестацией
рабочих мест недоработки приводятся
в соответствие действующим нормативам.(
http://nii-ot.ru/
Раздел III Качество рабочей силы Новые экономические условия
требуют серьезных изменений
в структуре и характеристиках
рабочей силы. Традиционное администрирование
весьма сузило роль рабочего, упростив
и удешевив его наем, обучение, содержание,
контроль и замену. Чрезмерный контроль
и узкая специализация
Понятие категории «качество рабочей силы»
Анализ деятельности зарубежных компаний показывает, что многие из них имеют от 50 до 100 раздробленных профессиональных классификаций, функционально и территориально разделяющих операции работника. Внедрение же передовых производственных систем обуславливает значительное расширение полномочий, ответственности, инициатив работников. Расширение применения новых средств автоматизации требует соответствующего кадрового обеспечения, наращивания профессионализма, знаний и умений персонала, полного раскрытия его трудового потенциала.
Можно выделить следующие основные признаки современного работника, имеющие важное значение для организации: - готовность развивать сотрудничество; - умение убедительно
представлять свои идеи в - проявление инициативности, технической компетентности; - предприимчивость, активность, другие интеллектуальные способности.
Категория «качество рабочей силы» широко используется современной мировой экономической наукой. При этом следует учитывать, что рабочая сила — это не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, это такое использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности, которое приводит к росту заработка работника. И в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить. Соответственно, качество рабочей силы — это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе труда и включающих в себя квалификационный комплекс и трудовую активность работника.
В более обобщенном виде
качество рабочей силы — это сформированный
в результате инвестиций и накопленный
человеком определенный запас здоровья,
знаний, навыков, способностей, мотиваций,
которые активно используются в
той или иной сфере производства,
содействуют росту
При характеристике понятия «качество» необходимо учитывать следующие особенности: - в современных условиях качество рабочей силы является главным фактором экономического роста; - формирование
рабочей силы высокого - рабочая сила в виде навыков и способностей является определенным запасом, то есть может накапливаться; - инвестиции в
квалификационный комплекс - качественные
характеристики рабочей силы
не только подвержены - характер и
виды вложений в человека
Для совершенствования механизма повышения качества рабочей силы важно учитывать зарубежный опыт, что обусловлено следующими обстоятельствами: - современным этапом
развития рыночных отношений
в России и процессами - объективной необходимостью формирования в России реальной социально ориентированной экономики; - требованиями эффективного использования трудового потенциала; - важностью дальнейшего
совершенствования мотивации - поворотом от
монетаристских схем экономики
к учету социальных - наметившимся
переходом от деструктивного, церемониально- - постепенным выходом
на первый план в обществе
отношений здоровой
Анализ тенденций 1) обучение должно быть
ориентировано на 2) приобретение той или
иной квалификации должно 3) подготовка кадров
Часто такие понятия, как «трудовые ресурсы», «рабочая сила» и «трудовой потенциал», отождествляют, однако это в корне неверно. Между понятиями существует логическая взаимосвязь, которая отражает эти понятия, факторы и условия их оптимизации и повышение уровня их развития (рисунок 1).
Современные требования производства к качеству рабочей силы
Значимость и соотношение
вышеназванных характеристик
Рассмотрим наиболее характерные социально- - изменение содержания и характера труда; - повышение культуры
труда обслуживающего - улучшение санитарно- - ускоренное обновление
и совершенствование социально- - стабилизация (снижение) текучести кадров; - повышение уровня
технической вооруженности
Однако здесь необходимо отметить противоречивый характер процессов внедрения новых технологий и соответственно их социальных результатов. Как правило, первоначально эти процессы приводят к повышенной степени физической и нервно-психической напряженности (интенсификации труда), ускоренной утомляемости работников в связи с ужесточением производственного режима, иногда ухудшаются и условия труда (повышаются вибрация, загазованность, шумы, тепловыделения, увлажненность производственных помещений), возрастает степень его опасности; усиливается социальная изоляция работников; появляется технологическая и структурная безработица. Данные негативные последствия НТР вступают в противоречие с получающей все более широкое распространение в индустриально развитых странах концепцией гуманизации труда и становятся главным объектом разрабатываемых программ по совершенствованию организации труда и производства.
Из всех социальных последствий
НТР наиболее существенное влияние
на качество рабочей силы оказывают
изменения в содержании и характере
труда, а также сдвиги в профессионально-
Изменение содержания и характера труда выражается в следующих процессах:
1) меняются функции
труда. Простые, узкие,
2) проявляется тенденция уникализации труда. Увеличивается число наименований профессий, не имеющих аналогов, которые требуют от работников высокой квалификации, способствуют процессу углубления их специализации. Уникализация труда создает особую форму мобильности, или профессионализацию, которая не выходит за пределы избранной однажды профессии и связана с достижением все более высоких уровней профессионального мастерства;
3) происходят изменения
в структуре квалификационного
комплекса: если ранее его
4) меняется уровень
и структура напряженности
Изменения в профессионально-
В профессионально-
Основной закономерностью в развитии структуры кадров современного высокотехнологичного производства является: - изменение соотношения
так называемых «белых и синих
воротничков». В совокупной рабочей
силе неуклонно снижается - резкое усиление
процесса ротации профессий.
Не менее важна перестройка
структуры инженерно-
Рассмотренные выше социально-экономические последствия НТР предъявляют новые — повышенные — требования к качеству рабочей силы.
Рассмотрим, как изменяются
элементы модели качества рабочей силы
под воздействием изменений в
содержании труда, увеличения уровня его
технической вооруженности, совершенствования
профессионально-
В связи с изменением функций труда претерпевают значительную трансформацию требования к профессиональным знаниям работников. В частности, происходит их многократное расширение, углубление, периодическое обновление. Например, техники в условиях новых прогрессивных технологий должны выполнять следующие функции: а) в сфере подготовки производства — анализ и организация производственных процессов и подпроцессов в промышленности для технической подготовки мероприятий по автоматизации; участие во внедрении и испытании новых интегрированных и автоматизированных производственных систем; участие в определении технических средств, необходимых для автоматизации, и установление требований к этим средствам; участие в разработке, приспособлении и испытании необходимого программно-математического обеспечения; б) в сфере производственного планирования и управления производством — ввод в эксплуатацию новой техники и прогрессивной технологии; обслуживание их и управление небольшими производственными участками; участие в разработке методов отладки (стратегий контроля); диагностика дефектов и профилактика; устранение нарушений в случае аварий (обнаружение места, причины и последствий нарушения и т.п.).
Высокотехнологичное производство
требует такой подготовки техника,
которая приближается к уровню, обеспечиваемому
высшим образованием. Как указывалось
выше, происходит переоценка значимости накопленного
ранее опыта (умения и навыков) в связи
со сдвигами, происходящими в структуре
профессионально-
В свою очередь усложнение
технологических процессов и
оборудования существенно повышает
значение такого качества работника, как
его ответственность за порученное
дело и за безопасность других людей,
поскольку многократно
Появляются также новые критери
Профессиональная пригодность работника тесно связана с его мотивируемостью. Научно-технический прогресс, как известно, является важнейшим фактором роста производительности общественного труда, а соответственно, и уровня жизни работников. Практика показывает, что с ростом величины доходов существенно изменяется структура потребления, а вместе с ней и структура мотивов и стимулов к труду. Все большую ценность приобретают свободное время, содержание и условия труда, морально-психологический климат в коллективе и другие не денежные факторы.
Рассмотрим особенности этих и других изменений в требованиях к работнику применительно к кадрам рабочих, специалистов и менеджеров.
Требования, предъявляемые к рабочим
Высокотехнологичное автоматизированное производство создает благоприятные возможности для творческого, интеллектуального труда, порождая таким образом новый тип квалифицированного рабочего, приближающегося по своему развитию, общему и профессиональному образованию к техническому специалисту.
Изменяется социальный и профессиональный облик рабочего. Существенно раздвигаются границы его компетентности. Человек перестает быть придатком машины, а фактически поднимается на более высокую ступень, управляя системой высокоэффективных машин. Новые профессии раздвигают жесткие рамки узкой специализации и требуют от рабочего разносторонних знаний и способностей для решения быстро изменяющихся сложных производственных задач. Современный рабочий должен быть специалистом широкого профиля, быстро овладевающим новой техникой или новой профессией, новым видом деятельности. Кроме того, в условиях внедрения новых прогрессивных форм организации труда, в частности коллективных, от рабочего требуется способность овладевать и смежными специальностями. Таким образом, компетентность
в ее нынешнем понимании подразумевает
специалиста широкого профиля. Например,
от рабочего такой профессии, как
наладчик основного оборудования при
гибких автоматизированных системах,
требуется не только сноровка, но и
глубокие технические специальные
знания (в области механики, гидравлики,
электротехники). На стадии, предшествующей
безлюдной технологии, функции наладчика
будут заключаться в таких
операциях, как наладка
Таким образом, рабочие кадры в условиях технологических нововведений должны обладать разносторонними техническими и научными знаниями, умением инициативно действовать; иметь развитое чувство ответственности за функционирование доверенной им подсистемы; должны быть готовыми к освоению новых видов продукции, технологии, оборудования, профессии и места работы.
Требования к специалистам
Среди требований, предъявляемых современным производством к специалистам, на первый план можно поставить фундаментализацию их знаний, которая позволит эффективно решать задачи развития стратегических направлений НТП. К сожалению, господствовавшие в прошлом технократическое и узкопрофильное массовое «образование ради документа об образовании» и приоритет показателей привели к насыщению народного хозяйства специалистами, не подготовленными к практической реализации достижений НТП и ориентированными на решение в основном сиюминутных задач. В результате этой и ряда других причин разрыв в техническом развитии экономики России и промышленно развитых стран из года в год увеличивался. Поэтому проблема фундаментализации знаний специалистов стоит для России особенно остро.
Следующим важнейшим требованием, предъявляемым к кадрам специалистов, является постоянная готовность к самообучению и пополнению знаний, поскольку в условиях внедрения прогрессивных технологий полученные ранее знания быстро устаревают, снижая уровень профессиональной компетентности работника. Специалист современного производства должен обладать способностью к инновациям, которая включает техническое творчество, поиск оригинальных решений, умение определять время и условия замены техники и технологии на более совершенные.
Для реализации технологических
нововведений также требуются специалисты
широкого профиля, способные одновременно
выполнять функции
|
Заключение
Аттестация персонала
Информация о работе Аттестация рабочих мест и качество рабочей силы