Антимонопльная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 02:17, курсовая работа

Краткое описание

Монополия рассматривалась на разных уровнях, в общем плане и в частном. Становление рыночных отношений в Республике Беларусь столкнулось с монополизмом особого рода, возникшим в нерыночной среде и отличающимся от классических монопольных отношений. Экономические реалии сегодняшнего дня ставят проблемы монополизации, демонополизации, антимонопольного регулирования, формирования конкуренции и конкурентной среды в число ведущих, определяющих не только будущее белорусской экономики, но и сохранение ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Сущность и социально-экономические последствия
монополии
Сущность монополии и монопольная власть;
Условия возникновения монополии;
Социально-экономические последствия монополии (в Беларуси)

ГЛАВА 2. Антимонопольное регулирование в индустриальных странах
2.1 Сущность антимонопольного регулирования;
2.2 Особенности антимонопольного регулирования;
2.3 Влияние социального регулирования на экономику;
2.4 Антимонопольное регулирование в Беларуси

ГЛАВА 3. Антимонопольная политика в переходной экономике
3.1 Особенности переходной экономики РБ;
3.2 Основные принципы антимонопольной политики в переходной
экономике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КР МАКТОЭКОНОМИКА.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Вмешательство государства  в научно-техническую монополию  должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм, благоприятствующих свободному объему научно-технической информацией как внутри отдельных стран, так и между ними.

Что касается государственной  монополии в отношении товаров  неэластичного спроса, то государство национализирует их производство, устанавливает административный контроль над ценами, фиксированные ставки акцизного налогообложения.

  1. Выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику.

Государство стремится  не допустить превращение крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий в первую очередь направлено антимонопольное законодательство.

Пока существуют монопольные  рынки, их нельзя оставлять без государственного, преимущественно административного контроля. Экономические регуляторы малоэффективны. Ибо на их применение монополия отреагирует дальнейшим повышением цен и свертыванием производства, решая свои проблемы за счет потребителей. Имея дело с монополией, необходимо одновременно регулировать цену, количество и качество продукции. Контроль какого-то одного из этих параметров при свободном формировании других не даст желаемого результата. Монополия все равно реализует свой экономический интерес, отыгравшись на потребителях. Государство, защищая интересы граждан, вправе снимать административный контроль лишь по мере демонополизации рынков.

5. Сочетание антимонопольной  политики, правовых норм и организационного механизма, обеспечивающего их реализацию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев монополию, как явление экономической системы, проанализировав ее сущность, условия возникновения, социально-экономические последствия, антимонопольное регулирование, можно увидеть состояние различных стран с экономической точки зрения. В более сильных, развитых странах почти не существует отраслей, в которых господствовала бы одна монополия. Типичной отраслевой структурой современной рыночной экономики является сочетание в одной отрасли крупнейших корпораций и массы мелких предпринимателей. Таким образом 100 процентный контроль над всем производством определенного товара ушел в прошлое.

В отечественной монополии  все выглядит все абсолютно по-другому. Отечественные монополии обладают специфическими признаками, противоречащими экономической природе рыночной монополии: представляют собой не отдельные фирмы, а целые звенья экономики; имеют сильную протекцию со стороны государства; не владеют средствами производства и результатами деятельности; имеют высокие издержки производства; не обеспечивают расширенное воспроизводство, т.к. весь доход от монопольно высоких цен и создания искусственного дефицита поступает не предприятию, а государству. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Макроэкономика. Учебное пособие // И.Р. Бугуян – Ростов-н/Д: Феникс, 2000. – 532с.
  2. Микро- и макроэкономика: Энциклопедический словарь. // Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб: Лань, 2001. – 352с.
  3. Макроэкономическая теория и переходная экономика // Гайгер П.Т. - М.: ИНФА-М, 1996. – 560с.
  4. Макроэкономика. Учебник // В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Пеусский, Л.С. Тарасевич – 2-ое изд. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. – 720с.
  5. Современная экономика. Многоуровневое учебное пособие // О.Ю. Момедов. – 2-ое изд. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998. – 608с.
  6. Монополия и конкуренция // Санько Г.Г. М.: БГЭУ, 1999. – 302с.
  7. Экономика: (микро-, макро- и прикладная экономика). Учебный курс по основам теории и предпринимательства. – М.: ЦИППК АП, 1996. – 392с.
  8. Экономика. Фишер С. // М.: Дело, 1993. – 820с.
  9. Экономика предпринимательства: курс лекций. Учебное пособие // М.: ВЛАДОС, 2001. – 240с.
  10. Макроэкономика // А.С. Селищев. – М.: БГЭУ, 2000. – 412с.
  11. Макроэкономика. Учебное пособие. // Бугуян И.Р. – М.: Ростов-н/Д: Феникс, 2000. – 352с.  
  12. Экономиск: принципы, проблемы и политика. // Макконнел К.Р., Брю С.Л. – М.: «Реферто», 1993. – 400с.
  13. Белорусский экономический журнал №2, №6 2000г.
  14. Журнал «Финансы, учет, аудит» №2, №4 1999г.
  15. Белорусская экономика: Итоги 2000-го года// национальная экономическая газета, -2001-№11

 




Информация о работе Антимонопльная политика государства