Антимонопльная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 02:17, курсовая работа

Краткое описание

Монополия рассматривалась на разных уровнях, в общем плане и в частном. Становление рыночных отношений в Республике Беларусь столкнулось с монополизмом особого рода, возникшим в нерыночной среде и отличающимся от классических монопольных отношений. Экономические реалии сегодняшнего дня ставят проблемы монополизации, демонополизации, антимонопольного регулирования, формирования конкуренции и конкурентной среды в число ведущих, определяющих не только будущее белорусской экономики, но и сохранение ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Сущность и социально-экономические последствия
монополии
Сущность монополии и монопольная власть;
Условия возникновения монополии;
Социально-экономические последствия монополии (в Беларуси)

ГЛАВА 2. Антимонопольное регулирование в индустриальных странах
2.1 Сущность антимонопольного регулирования;
2.2 Особенности антимонопольного регулирования;
2.3 Влияние социального регулирования на экономику;
2.4 Антимонопольное регулирование в Беларуси

ГЛАВА 3. Антимонопольная политика в переходной экономике
3.1 Особенности переходной экономики РБ;
3.2 Основные принципы антимонопольной политики в переходной
экономике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КР МАКТОЭКОНОМИКА.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Сохраняется сильная  зависимость многих предпринимателей (прежних директоров приватизированных  госпредприятий, новых менеджеров, возглавивших коммерческие структуры) от чиновников органов государственного управления, имеющих возможности неограниченного контроля за негосударственным бизнесом, его разрешения или запрещения.

Характерными для Беларуси являются разрешительный, а не уведомительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, сложный механизм лицензирования, регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей. В 1995 г. была изменена система лицензирования: на 25 единиц сокращено количество лицензируемых видов деятельности (оставалось 86), отменены 24 специальные решения правительства по данному вопросу. Однако и в настоящее время выдачу лицензий осуществляют более 40 государственных органов, а число лицензируемых видов деятельности составляет более 100.

По оценкам зарубежных специалистов, начинающему белорусскому бизнесмену для основания предприятия по производству, например, мебели необходимо получить визы не менее 70 должностных лиц, что может длиться до 7 месяцев. В республике, по данным 1999 г., ежемесячно обнародовалось около 150 указов и постановлений, причем некоторые из них имели обратную силу, законодательные акты иногда публиковались спустя шесть месяцев со дня их принятия, а нормативные — зачастую вводились в действие административными указами. Возможна ситуация, когда отдельные предприятия освобождаются от уплаты налогов и пошлин, получают льготное финансирование.

Государственный монополизм в республике проявляется в работе 27 министерств, 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых концернов), наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на продажу товаров и услуг (например, «Торгэкспо», «Белагроинторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов управления (например, «Белпром», «Белбуд», «Беллегпром», «Беллесбумпром», «Белсельхозпром», «Белнефтегаз» и др.). Многие из белорусских концернов образовались на базе ликвидированных министерств, руководивших деятельностью отраслевых предприятий, производивших главным образом однотипную продукцию. Фактически сохранились искусственно созданные барьеры для выхода на рынок новых производителей и нерациональная монополистическая структура, прежние стиль, принципы и методы управления.

В ряде случаев происходит усиление монополизма интегрированных  хозяйственных объединений, ограничение самостоятельности входящих в их состав предприятий, особенно в тех структурах, которые созданы на базе бывших министерств и ведомств и наделены достаточно широкими властно-распорядительными полномочиями.

Увеличилось количество носителей монопольной власти. Кроме  государства (правительства, министерств и ведомств), ряда организаций (особенно торговых - розничных и оптовых), предприятий-монополистов, монопольной властью обладают: управляющая (административная) элита, включающая и так называемую «вертикаль» - должностных лиц, руководителей районного и областного масштабов; промышленная элита (директорский корпус), посредники, отдельные предприятия - немонополисты, руководители теневого бизнеса. Объем «теневой экономики» в республике составляет 21-25% ВВП.

В Беларуси сложилась  уникальная сверхмонополизированная  экономика, для управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой.

 В промышленности республики сложился высокий уровень концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах: 15% крупнейших белорусских предприятий до распада СССР выпускали около 60% всей продукции. Политика гигантомании привела к тому, что средний размер предприятий по численности занятых неуклонно повышался. Так, к началу 90-х годов он в 10 раз превышал западноевропейский (табл.1):

 

Размер предприятий  Республики Беларусь по численности  занятых

Таблица 1.

Показатель

1970г.

1980г.

1985г.

1989г.

1990г.

1997г.

А

1

2

3

4

5

6

Средняя численность  работающих на одном предприятии (чел.)

560

980

998

1010

890

430


 

По нормативным документам антимонопольных органов в экономике  республики выделяются следующие «рыночные» модели: деконцентрированные отрасли (розничная торговля) и рынки (строительных материалов, товаров легкой промышленности, банковских, страховых, строительных услуг); олигополии, представленные несколькими крупными предприятиями, занимающими доминирующее положение в производстве и реализации (например, телевизоров, цемента, часов и др.); локальные монополии в масштабах региональных товарных рынков (например, монополизм предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, предприятий торговли и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах, естественных локальных монополий в системе водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.). При этом в народном хозяйстве Беларуси отмечается (схема 1) наличие трех видов монополий - естественных, государственных и искусственных, а также их разновидностей - административных (в форме концернов, министерств, ассоциаций) и технологических (в форме чистой монополии или олигополии)



 

Схема 1. Разновидности  государственного монополизма в экономике

 

Вместе с тем известно, что вес существующие в республике монополии являются государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять искусственные включающие административные, или организационные, монополии (в форме министерств, концернов, ассоциаций) и естественные -включающие производственные, или технологические (в форме чистой монополии и олигополии).

В белорусской экономике  господствует монополия государственной собственности по содержанию, по форме же она является чистой монополией или олигополией (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.

В зависимости от критериев  монополизм можно классифицировать следующим образом: по происхождению — искусственный и естественный; по степени влияния — всеобщий, абсолютный и так называемая олигополия; по сфере влияния — отраслевой и межотраслевой; по территориальному признаку — тотальный и локальный; по функциональной роли — ведомственный, должностной и производственный.

В практике были распространены и в настоящее время проявляются производные формы монополизма: так называемый функциональный монополизм отдельных должностных лиц; групповой монополизм отдельных групп людей, ведомств. Общей чертой различных видов монополизма является гарантированность существования субъекта независимо от реальных результатов его деятельности.

Децентрализация государственной  системы распределения и отказ  от прямого контроля над ценами стимулировали возникновение региональных и даже районных монополий в сфере торговли и сбыта. Бывшие государственные сбытовые конторы и торговые отделы трансформировались в акционерные объединения и при отсутствии конкуренции диктуют потребителям монопольно высокие цены. В результате возведения региональных барьеров произошла монополизация региональных рынков, возник массовый сговор продавцов па потребительском рынке. На смену ведомственно-отраслевому пришел республиканско-региональный монополизм.

Высокий уровень монополизации  экономики характерен для тех  ее секторов (более 20 отраслей и подотраслей), производственный потенциал которых сосредоточен на небольшом количестве субъектов хозяйствования, концентрирующих основную массу производимой продукции (табл. 2).

В промышленности республики функционирует более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная), Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский «Беларуськалий» (калийные удобрения), Минский тракторный завод (пропашные тракторы), Минский «Атлант» (холодильники и морозильники).

Доля продукции  предприятий-монополистов по отраслям

промышленности  Республики Беларусь в 2000 г.

 

Отрасль промышленности

 

Число

предприятий-

монополистов

Удельный вес  предприятий-монополистов

в общем числе

предприятии (%)

в общем объеме

производства (%)

А

1

2

3

Вся промышленность

в том числе:

   - топливная

    - черная металлургия

    - цветная металлургия

    - химическая и нефтехи-

      мическая

     - машиностроение и ме-

       таллообработка

     - лесная, деревообраба-

       тывающая и целлюлоз-

       но-бумажная

     - строительных мате-

      риалов

     - стекольная и фарфоро-

       фаянсовая

     - легкая

     - пищевая

343

 

1

4

7

33

 

136

 

 

35

 

21

 

9

 

56

29

14,3

 

2,5

21,1

50,0

41,8

 

21,4

 

 

11,5

 

13,4

 

60,0

 

12,1

59,8

52,2

 

28,5

87,1

65,8

94.9

 

68,7

 

 

35,6

 

56,8

 

88,7

 

67,3

24,7


 

Белорусским монополиям свойственны  негибкость, инерционность, низкая экономическая  эффективность, однообразие принципов  и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, незагруженность производственных мощностей (например, в легкой промышленности - от 17-25 до 50%, при необходимых для рентабельного производства 60%), отсутствие оборотных средств, низкая рентабельность  - таковы некоторые характеристики отечественных монополистов.

В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм денежного капитала и банковских структур, а также информационный монополизм.

В республике отсутствует рыночная конкуренция в сфере материального производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями.

Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость  демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем.

                                                                                                                 

ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ В ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАНАХ

 

2.1 Сущность  антимонопольного регулирования 

В странах  с развитыми рыночными системами  ответственность за судьбу рынка и создание условий для его эффективного функционирования взяло на себя государство, встав на защиту рыночной конкуренции, найдя действенные средства антимонопольной профилактики.

В целях предотвращения чрезмерной монополизации рынка, антиконкурентных слияний, сговора о ценах и их дискриминации, других ограничений торговли и конкуренции осуществляется антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование (АМР) — комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством, и направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, недопустимость чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью.

В развитых странах  оно стало регулярной функцией государства с конца XIX в. и базируется на сложившейся системе рыночных отношений, антитрестовском законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на нормах, закрепленных крупными международными соглашениями. В ряде стран приняты также законы против недобросовестной конкуренции в производстве и торговле. На общегосударственном уровне существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики. В США это — Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел Министерства юстиции. В Германии действует Федеральное ведомство государственного надзора за деятельностью картелей и монопольная комиссия, в Англии — Комиссия по вопросам слияний и монополизации и Судебная палата по вопросам свободной торговли, во Франции и Испании — Совет по делам конкуренции, генеральный директорат по конкуренции, в Японии — Комитет по справедливым сделкам.

Информация о работе Антимонопльная политика государства