Антимонопльная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 02:17, курсовая работа

Краткое описание

Монополия рассматривалась на разных уровнях, в общем плане и в частном. Становление рыночных отношений в Республике Беларусь столкнулось с монополизмом особого рода, возникшим в нерыночной среде и отличающимся от классических монопольных отношений. Экономические реалии сегодняшнего дня ставят проблемы монополизации, демонополизации, антимонопольного регулирования, формирования конкуренции и конкурентной среды в число ведущих, определяющих не только будущее белорусской экономики, но и сохранение ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Сущность и социально-экономические последствия
монополии
Сущность монополии и монопольная власть;
Условия возникновения монополии;
Социально-экономические последствия монополии (в Беларуси)

ГЛАВА 2. Антимонопольное регулирование в индустриальных странах
2.1 Сущность антимонопольного регулирования;
2.2 Особенности антимонопольного регулирования;
2.3 Влияние социального регулирования на экономику;
2.4 Антимонопольное регулирование в Беларуси

ГЛАВА 3. Антимонопольная политика в переходной экономике
3.1 Особенности переходной экономики РБ;
3.2 Основные принципы антимонопольной политики в переходной
экономике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КР МАКТОЭКОНОМИКА.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Под контролем Министерства находятся примерно 400 видов товаров, поставляемых на республиканский и местные рынки. В основном это товары из потребительской корзины, а также важнейшие виды продукции производственно-технического назначения. В целом Государственным реестром охвачены предприятия более чем 20 отраслей, подотраслей и видов деятельности.

К числу секторов экономики, подлежащих приоритетной демонополизации, относились строительство, транспорт, переработка сельскохозяйственной продукции и торговля, в 1999—2000 гг. - агропромышленный комплекс и жилищное строительство.

Противоречивость современной ситуации заключается в том, что, с одной стороны, антимонопольная политика и проводимая демонополизация направлены на ограничение монополизма, с другой стороны, попытки решения этой проблемы вызывают его оживление. Традиционные меры демонополизации экономики не работают в условиях отечественного сверхмонополизма. Демонополизация государственного сектора экономики происходит не путем осмысленного реформирования (государственного регулирования монополии), а за счет постепенной ликвидации крупных государственных предприятий.

Примером этого процесса является Гомельское ПО «Коралл». Это  государственное предприятие до 1994 г. производило кинескопы для телевизоров, осуществляя полный цикл производства - от литья экранного стекла до сборки. В 1997 г. оно было акционировано, 67% акций передано американской фирме «West Ray Inc.» под обещанные 24 млн долл. В настоящее время договор с указанной фирмой расторгнут, так как она оказалась не в состоянии осуществить модернизацию производства. Произошло разукрупнение объединения: в самостоятельные субъекты выделены завод «Модуль», инструментальное производство и транспортное хозяйство. В итоге некогда мощное и передовое предприятие столкнулось с рядом серьезных проблем.

Особенность белорусского антимонопольного закона состоит в том, что он направлен на устранение монополизма на всех уровнях, и прежде всего в сфере управления. Демонополизация в этой сфере предполагает качественно новую роль государства и его органов, сокращение прямого государственного вмешательства в экономику. Подробный перечень запрещенных антимонопольным законом актов и действий органов управления, ограничивающих права хозяйствующих субъектов, дискриминирующих отдельных из них, создающих необоснованные препятствия для появления новых предприятий, на практике повсеместно игнорируется. Вместе с тем большая часть производственной деятельности в стране контролируется государством.

Антимонопольное регулирование  в рыночной экономике сопровождается уменьшением злоупотреблений со стороны монополий, в национальной экономике - появлением новых видов монополий и форм их проявления.

Анализ белорусских  программ демонополизации экономики  и антимонопольного закона, а также итогов пятилетнего периода их реализации показал, что в республике произошла трансформация общественно-экономической системы, выразившаяся в усилении монополизма и криминализации бизнеса, приведших к неэффективной экономике и отсутствию рыночной конкуренции.

Сам антимонопольный  закон, принятый в 1992 г., некорректен  по содержанию и был заранее обречен на неудачу при реализации, ибо его статьи сформулированы таким образом, что делают акцент не на становление конкуренции, как указано, в целевой функции, а на антимонопольное регулирование; рассматривают конкуренцию в Республике Беларусь как реально существующее явление. Это объясняется тем, что статьи закона заимствованы из антимонопольных законов развитых стран без учета того факта, что в белорусской экономике отсутствовала реальная конкуренция в ее классических видах и формах. Он недостаточно отражает стимулирующие нормы, направленные на появление конкурентных отношений, которые в большинстве своем носят недобросовестный, в том числе криминальный характер.

Эффективность антимонопольного регулирования в Республике Беларусь снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, наличие диффузии институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования, бюрократизм и коррупция в государственном аппарате. Антимонопольное регулирование не позволило создать правила поведения субъектов на рынках, защитить права малых и вновь создаваемых предприятий, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Государственное антимонопольное  регулирование нуждается в детальном анализе ситуации на товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется состоянием государственной статистики как с точки зрения методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики.

Отечественная статистика не содержит многих необходимых сведений, позволяющих провести достаточно полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Информационный голод не уменьшается, а по ряду позиций растет. Монополия на информацию развивается вследствие коммерциализации информационной области.

Конкурентная политика - это совокупность государственных мер, направленных на создание и поддержку конкуренции. Ее проводят не только развитые и развивающиеся страны, но и государства с трансформируемой экономикой. Принципами такой политики в рыночной экономике являются: эффективность, справедливость, правовая защита производителя (продавца) и потребителя. Она направлена на стимулирование эффективности и контроля в экономике, предотвращение эксплуатации более слабых участников рынка. Основными направлениями конкурентной политики являются: разработка и совершенствование законодательства о конкуренции, контроль над структурой рынка, предотвращение злоупотреблений рыночной власти, стимулирование предпринимательской деятельности. В переходный период важно создать необходимые условия для ее появления. Во-первых, следует принять законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, важно открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры.

Антимонопольному регулированию  в республике должны были предшествовать принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего важную роль в формировании конкурентной среды. Оно, как правило, включает возведенные в закон «правила игры», нормы поведения, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов в сфере бизнеса. При этом в условиях переходной экономики должны преобладать меры не столько ограничительного, сколько стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции. Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции.

Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживают соблюдение принципа равных возможностей

ГЛАВА 3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА В ПЕРЕХОДНОЙ

ЭКОНОМИКЕ

 

3.1 Особенности  переходной экономики РБ

Переходная экономика Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

Наличие монополий в  отрасли свидетельствует, что доступ в нее конкурентов затруднен или невозможен. Нередко барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, порождены объективными причинами, иногда создаются искусственно.

Во-первых, барьером может  стать технология. Примерами служат энергетика, металлургия, железнодорожный транспорт, городское коммунальное хозяйство, в которых сама технология допускает весьма ограниченное количество предприятий или даже одно. Трудно представить образование конкурентного рынка с участием десятков тысяч предприятий черной металлургии или гидроэлектростанции, строительство рядом с действующей железной дорогой нескольких других, конкурирующих с ней.

Расчеты по отраслям –  автомобильной, черной и цветной  металлургии, производству алюминия показывают, что для возмещения средних издержек необходим массовый выпуск продукции, обеспечивающий экономию на масштабе производства. Существующий на рынке спрос на данную продукцию в состоянии полностью удовлетворить всего несколько крупных предприятий.

Таким образом, технология в ряде отраслей естественным образом порождает технологические олигополии.

Во-вторых, естественным барьером, запрещающим или ограничивающим проникновением в отрасль являются патенты и лицензии. Изобретатели, имеющие патент, в течение некоторого времени являются монопольными производителями. Государство с помощью лицензий ограничивает доступ в отрасль или занятие какой-либо деятельностью. Следовательно, на основе патентов и лицензий возникает естественная научно-техническая монополия. Она носит временный характер, исчезая по мере распространения и коммерческого освоения результатов научных исследований и технологических разработок.

В-третьих, естественным барьером служит монополия государства  в ряде областей. Естественной является монополия государства на организацию и регулирование предложения центральных денег. Она придает своеобразие денежному рынку, где государству–монополисту противостоят остальные субъекты экономической системы, предъявляющие спрос на деньги.

Государство устанавливает  монополию на рынках товаров неэластичного спроса, которые составляют неотъемлемые и незаменимые элементы любого потребительского набора.

Вполне оправдано, когда  государство, заменяя рынок, берет  на себя всю полноту ответственности  за снабжение населения общественными товарами. Поступая так, государство часто оказывается в роли монопольного потребителя некоторых товаров и услуг, например военной техники и иных услуг стратегического назначения.

В-четвертых, искусственным  барьером может стать значительное расширение производства корпорацией или слияние нескольких корпораций в одну, что позволяет им завладеть преобладающей долей рынка продукта и потеснить конкурентов. Монополия, основанная на концентрации и централизации производства и экономики и постоянно находится под контролем государства.

В-пятых, искусственным  барьером, препятствующим производству продукта, может стать монопольное владение месторождениями исходного сырья, например бокситами для производства алюминия, алмазными рудниками.    

Отмеченные выше барьеры и порождаемые ими монополии характерны для рыночной экономики. Однако существует монополия, превосходящая по силе и мощи все перечисленные. Это тотальная монополия государства в экономике, характерная для бывших социалистических стран, и является непреодолимым препятствием развития рынка в стране.

Государственному монополизму  свойственна особая внутренняя структура. Если обратится к истории нашего народного хозяйства, то можно разглядеть контуры трехступенчатого монолита. В его основании находится государственный сектор, далее располагались ведомственные гиганта, контролировавшие отдельные сферы воспроизводства, затем предприятия и организации, монополизировавшие выпуск определенных товаров и услуг.

Такое наблюдалось в  производстве, распределении, обмене. О масштабах монополизма в потреблении можно судить по доле госзаказа. Устанавливая ее, государство гарантировало сбыт и присваивало себе функцию монопольного представителя тысяч потребителей. Чем больше бы была доля госзаказа в производственной программе предприятия, тем явственнее проступали черты государственной монополии.

Таким образом, можно выделить по функциональному назначению зону естественной монополии, включающую технологические олигополии, научно-техническую и государственную монополии. Границы зоны подвижны. Временный характер имеет научно-техническая  монополия, не жестко фиксированы рамки технологических олигополий, поскольку технологические нововведения способны вызывать качественные изменения в экономической деятельности. Если на каком-то естественном олигопольном рынке появились высокоэффективные технологии или принципиально новые материалы, существенно уменьшающие затраты, но снижающие барьеры и возрастает доступность этого рынка для потенциальных конкурентов.

 

3.2 Основные  принципы антимонопольной политики в переходной экономике

Демонополизация относится  к постоянной функции государства в рыночной экономики, является одним из основных направлений его деятельности. Приступая к демонополизации экономики, полезно иметь в виду некоторые принципы антимонопольной политики.

1. Изучение  рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Для выяснения степени монополизации рынка можно использовать, показатель, характеризующий долю четырех крупнейших корпораций в общем объеме предложения продукции. Если показатель превышает 60%, то рынок считается монополизированным; если меньше 20%, то рынок не монополизированым.

2. Дифференцированный  подход к монопольным рынкам.

Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще. Конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии. 

  1. Выведение зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации. 

 Везде, где действует монополия, рыночные механизмы функционируют слабо или не работают вообще. Не составляет исключения и зона естественного монополизма, требующая особых форм государственного регулирования.

В частности, для эффективного управления технологическими олигополиями нужды преимущественно административные методы, включая текущее и перспективное планирование производства и инвестиций, контроль над ценами, качеством продукции. В нашей экономике министерствам транспорта, металлургии и энергетики пригодится многолетний опыт административного регулирования, чтобы обеспечить к зоне естественного монополизма.

Информация о работе Антимонопльная политика государства