Антимонопльная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 02:17, курсовая работа

Краткое описание

Монополия рассматривалась на разных уровнях, в общем плане и в частном. Становление рыночных отношений в Республике Беларусь столкнулось с монополизмом особого рода, возникшим в нерыночной среде и отличающимся от классических монопольных отношений. Экономические реалии сегодняшнего дня ставят проблемы монополизации, демонополизации, антимонопольного регулирования, формирования конкуренции и конкурентной среды в число ведущих, определяющих не только будущее белорусской экономики, но и сохранение ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Сущность и социально-экономические последствия
монополии
Сущность монополии и монопольная власть;
Условия возникновения монополии;
Социально-экономические последствия монополии (в Беларуси)

ГЛАВА 2. Антимонопольное регулирование в индустриальных странах
2.1 Сущность антимонопольного регулирования;
2.2 Особенности антимонопольного регулирования;
2.3 Влияние социального регулирования на экономику;
2.4 Антимонопольное регулирование в Беларуси

ГЛАВА 3. Антимонопольная политика в переходной экономике
3.1 Особенности переходной экономики РБ;
3.2 Основные принципы антимонопольной политики в переходной
экономике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КР МАКТОЭКОНОМИКА.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Исторически сложились две системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Критерием их различий выступает отношение к монополии. Первая — объявляет все монополии противоправными. Вторая — запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной властью. Правительства учитывают плюсы и минусы больших компаний в осуществлении антимонопольной политики, препятствуя проявлению антиконкурентного поведения, но не сдерживая эффективное крупномасштабное производство.

США явились пионером создания антитрестовского законодательства, приняв в 1890 г. Закон Шермана (полное название "Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополии"), являвшегося своеобразной конституцией, управлявшей экономической жизнью страны. Наиболее важными после Закона Шермана считаются Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона (1914 г. ).

Федеральная торговая комиссия (ФТК) контролирует соблюдение условий конкуренции и предотвращает ее недобросовестные приемы и методы. Бюджет ФТК в 1991 г. составлял 74 млн долларов США. Ответчики ежегодно тратят в 10-20 раз больше при удовлетворении судами частных антимонопольных исков.

В Законе Клейтона подробно перечислены  приемы, приводящие к монополии. Закон запрещал пользоваться этими приемами, а также накладывал "вето" на определенные виды деловой практики, такие как установление специальных тарифов для ряда потребителей; освобождал рабочие организации, сельскохозяйственные и садоводческие ассоциации от ограничений, предусмотренных против трестов; Закон ввел ограничение в отношении способов концентрации промышленности; запрещал переплетающиеся директораты, которые способствовали концентрации и определенные виды деятельности, существенно ограничивающие конкуренцию с учетом конкретных условий на рассматриваемом рынке.

В основе американского законодательства начала XX в. лежали постановления Общего закона, которому были присущи решительное запрещение любых ограничений свободной конкуренции. Кроме антитрестовского законодательства большинство штатов имели собственные законы против трестов. Следует отметить, что со временем обнаружился ряд отрицательных моментов абсолютизации запрета монополий как таковых. Зачастую под формальный запрет монополии попадали договоры, имеющие положительный эффект для экономики и потребителей. Позднее судебная практика нашла инструмент, посредством которого жесткое правило запрета всякой монополии было заменено более справедливым подходом к ней.

В 20-е гг. был провозглашен принцип "разумности" — только ограничения торговли и промышленности (соглашения, слияния, разрушение ценностей) стали подпадать под действие закона Шермана и рассматриваться как незаконные.

Во время великой депрессии  были приняты законы, называвшиеся антитрестовскими, но фактически сделавшие конкуренцию еще более несовершенной. Так, Закон о восстановлении национальной промышленности открыто стимулировал создание объединений и картелей на основе тайных сговоров о поддержании высоких цен (объявлен позднее несоответствующим конституции). Целью закона Робинсона-Пэтмэна (1936 г. ) было удержание предпринимателей от значительного снижения цен путем продажи одного и того же товара под различными названиями, что способствовало ограничению конкуренции.

Отношение правительства  к монополизации в условиях рыночной экономики двойственно: с одной стороны — защита монопольного и олигопольного производства, с другой — ограничение или запрещение определенных форм поведения монопольных фирм. Это объясняется двойственностью последствий монополизации. В условиях монополии объективно существует тенденция к ограничению объемов выпускаемой продукции, росту цен и различным видам неконкурентного поведения. Вместе с тем, монополизация всегда связана с масштабами производства, что приводит к снижению издержек производства и экономии ресурсов. Крупные фирмы, как известно, являются носителями научно-технических исследований и разработок.

Правительства учитывают  плюсы и минусы больших компаний в осуществлении антимонопольной политики, препятствуя проявлению антиконкурентного поведения, но не сдерживая эффективное крупномасштабное производство. Поэтому предметом антимонопольного законодательства является как поведение фирм на рынке, так и структура рынка, т. е. определение доли фирмы на рынке. Несмотря на существующие различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют ряд общих черт: поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими доминирующее положение на рынке, и над процессом слияния и поглощения компаний, защита интересов потребителей, содействие развитию малого и среднего бизнеса.

 

2.2 Особенности антимонопольного регулирования

Понятие «демонополизация»  в западной экономической литературе почти не используется, применяют  «антимонопольное, или антитрестовское, регулирование», а в постсоветской - оно вошло в оборот после 1990 г. и трактуется как политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на ограничение степени его монополизации, создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Эта политика носит многоплановый характер и рассматривается как путь к экономической свободе путем устранения монополии государства на производство продукции и услуг (разгосударствления и приватизации) с целью формирования конкурентного рынка.

Особенности антимонопольного регулирования состоят  в том, что:

1) его становление  происходит в нерыночной экономике,  находящейся в кризисном состоянии;

2) оно осуществляется  при высоком удельном весе  государственной собственности  и незначительных размерах частного  капитала;

3) ставит задачей не развитие, а становление конкурентных отношений; 4) формально заимствует основные подходы американского и западно-

европейского антимонопольных законодательств.

На Западе антимонопольное  регулирование было направлено на ослабление господства монополий, в постсоветской экономике на ограничение государственного влияния на рынки, ослабление государственной монополии - монополии государственной собственности и власти, и прежде всего в сфере управления. Но решение этой проблемы сопровождается усилением монополизма.

Антитрестовское законодательство основано на предложении, что общество будет получать пользу, препятствуя развитию монополии или прекращая деятельность монополии там, где она уже существует. В качестве возможных средств обеспечения общественного приемлемого поведения со стороны естественной монополии представляются две альтернативы. Одной является государственная собственность, а другой – государственное регулирование. Государственное регулирование – вариант, которого придерживаются в Соединенных Штатах. Цель законодательства о естественной монополии воплощена в теории регулирования в интересах общества. Эта теория предусматривает возможность обеспечить потребителей качественным обслуживанием по приемлемым расценкам посредством регулирования таких отраслей на благо общества. Регулирование должно гарантировать, что потребители получат выгоду от экономии, обусловленной масштабом производства, то есть от снижения издержек на единицу продукции. На практике те, кто осуществляет регулирование, стремятся установить тарифы, которые будут возмещать издержки производства и приносить справедливый доход предприятию.

Теория регулирования  кажется верной, но существует значительное расхождение во мнениях относительно эффективности регулирования на практике. Существуют главные критические замечания в адрес регулирования на практике.

Издержки  и эффективность

Опыт регулирования  говорит о том, что существует ряд взаимопереплетающихся проблем, связанных со сдерживанием роста издержек и эффективностью использования ресурсов. Главной целью регулирования является установление цены, позволяющей регулируемым фирмам получать прибыль сверх своих издержек производства. Это порождает особую проблему. Для увеличения прибыли регулируемая фирма будет стремится к экономически неоправданному замещению труда капиталом, способствуя тем самым неэффективному распределению ресурсов внутри фирмы.

Недостатки  комиссий

  Действие регулирующих комиссий не соответствует предъявленным к ним требованиям, потому что они часто контролируются отраслями, которые обязаны регулировать. Члены комиссии зачастую являлись руководящими работниками в этих самых отраслях. Следовательно, регулирование осуществляется не в интересах общества, а скорее защищает и поддерживает удобное положение естественного монополиста. Регулирование становится средством гарантирования прибылей и защиты регулируемой отрасли от потенциальной новой конкуренции, которую могли бы создать технологические изменения.

Регулирование конкурентных отраслей

Замечание в адрес  отраслевого регулирования состоит в том, что оно иногда применялось в отраслях, которые не являются естественными  монополиями и которые в отсутствии регулирования были бы полностью конкурентными. Регулирование в особой мере использовалось в таких отраслях, как  грузовые и авиаперевозки, где эффект масштаба невелик и естественные барьеры для внедрения в отрасль новых конкурентов относительно слаб. В таких случаях само регулирование, ограничивая вступление в отрасль, создает скорее монополию.

Теория легального картеля

Регулирование потенциально конкурентных отраслей породило теорию регулирования с помощью легального картеля. На место чиновников, руководствующихся интересами общества и навязывающих  регулирование естественным монополиям, чтобы защитить потребителей. Регулирование является желанным, потому что оно фактически учреждает вид легального картеля, который может быть высокоприбыльным для регулируемых фирм. В то время как частные картели подвержены нестабильности и могут распадаться, особая привлекательность картеля, под видом регулирования поддерживаемого государством, состоит в том, что его положение довольно прочно.

 

2.3 Влияние социального регулирования на экономику

С начала 1960-х годов  в значительной степени развернулось и стало быстро развиваться государственное  регулирование нового типа. Это новое социальное регулирование затрагивает условия, при которых производятся товары и услуги, влияние производства на общество и физические характеристики  самих товаров. Социальное регулирование отличается от экономического регулирования несколькими чертами. Во-первых социальное регулирование применяется фактически во всех отраслях. Прежде всего, социальное регулирование увеличивает цены на продукты. Это прямое следствие регулирования, так как существует тенденция к перекладыванию издержек на потребителей. Более того, социальное регулирование способствует повышению цен на продукты и косвенным образом – в той мере, в какой оно снижает производительность труда. Социальное регулирование может оказывать антиконкурентное влияние в том смысле, что оно ложится относительно большим экономическим бременем на небольшие фирмы, чем на крупные компании. Издержки подчинения новому регулированию являются постоянными издержками. Более мелкие фирмы производят меньше продукции, на которую должны распределятся эти издержки, и их издержки подчинения в расчете на единицу продукции ставят их в невыгодное с точки зрения конкуренции положение по сравнению с их более крупными соперниками. Таким образом социальное регулирование устраняет небольшие фирмы из бизнеса и таким образом способствует усилению концентрации в отрасли.    

 

2.4. Антимонопольное регулирование в Беларуси

На Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование. В нашей экономике с самого начала акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.

Беларусь впервые приступила к реализации этих мер после принятия в 1992 г. первого в истории республики антимонопольного Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Специализированным органом, обеспечивающим координацию и контроль за мерами по ограничению и устранению злоупотреблений монополистов, развитию конкуренции и предпринимательства, является Министерство предпринимательства и инвестиций, созданное в 1996 г. на базе Министерства по антимонопольной политике (ранее - Госкомитета по АМН).

Цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации  нашли отражение в Комплексной программе демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь на 1993 г., программах демонополизации экономики Беларуси на 1996-1997 гг. и 1998-1999 гг. Так, целями объявлены: изменение монопольной структуры рынков и создание правовых и экономических условий для прихода на них новых товаропроизводителей (поставщиков), снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции, повышение эффективности экономических процессов путем включения конкуренции хозяйствующих субъектов в систему стимулов и экономических рычагов развития производства, общества в целом.

Основными направлениями  демонополизации выступают:

1) формирование новых  экономических структур, особенно  малых и средних предприятий; 

2) разукрупнение ассоциаций, концернов, других объединений,  препятствующих развитию конкуренции;

3) государственное регулирование  деятельности монополий; 

4) контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акции.

Основным критерием  определения доминирующего положения  является доля хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара, превышающая предельную величину, устанавливаемую Министерством предпринимательства и инвестиций. Для хозяйствующих субъектов - производителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения ) она составляет: для одного - 30%, для двух - 54, для трех - 72, для четырех - 95%; для хозяйствующих субъектов - производителей продукции производственно-технического назначения - соответственно 45, 67, 86 и 100% . На 1 января 2000г. в Государственный реестр было включено 1739 хозяйствующих субъектов. Их количество - величина переменная, зависящая от поведения субъектов на определенных товарных рынках.

Информация о работе Антимонопльная политика государства