Антимонопльная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 02:17, курсовая работа

Краткое описание

Монополия рассматривалась на разных уровнях, в общем плане и в частном. Становление рыночных отношений в Республике Беларусь столкнулось с монополизмом особого рода, возникшим в нерыночной среде и отличающимся от классических монопольных отношений. Экономические реалии сегодняшнего дня ставят проблемы монополизации, демонополизации, антимонопольного регулирования, формирования конкуренции и конкурентной среды в число ведущих, определяющих не только будущее белорусской экономики, но и сохранение ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Сущность и социально-экономические последствия
монополии
Сущность монополии и монопольная власть;
Условия возникновения монополии;
Социально-экономические последствия монополии (в Беларуси)

ГЛАВА 2. Антимонопольное регулирование в индустриальных странах
2.1 Сущность антимонопольного регулирования;
2.2 Особенности антимонопольного регулирования;
2.3 Влияние социального регулирования на экономику;
2.4 Антимонопольное регулирование в Беларуси

ГЛАВА 3. Антимонопольная политика в переходной экономике
3.1 Особенности переходной экономики РБ;
3.2 Основные принципы антимонопольной политики в переходной
экономике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КР МАКТОЭКОНОМИКА.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УО «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ П.О. СУХОГО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  гр. ЗМТ-51     Ковалева О.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2005г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

(Вариант –  13)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. Сущность и социально-экономические последствия 

                   монополии

    1. Сущность монополии и монопольная власть;
    2. Условия возникновения монополии;
    3. Социально-экономические последствия монополии (в Беларуси)

 

ГЛАВА 2. Антимонопольное регулирование в индустриальных странах

     2.1 Сущность  антимонопольного регулирования;

     2.2 Особенности  антимонопольного регулирования;

     2.3 Влияние  социального регулирования на  экономику;

               2.4 Антимонопольное регулирование в Беларуси

 

ГЛАВА 3. Антимонопольная  политика в переходной экономике

     3.1 Особенности  переходной экономики РБ;

     3.2 Основные принципы антимонопольной политики в переходной

                     экономике

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Монополия – явление рыночного  хозяйства, благодаря которому обеспечивается саморазвитие экономической системы. Вместе с тем, монопольное взаимодействие на разных исторических этапах и в условиях различных общественно-экономических систем имеет определенную специфику, обусловленную многими причинами.

До недавнего времени  в экономической литературе наличие  монополии связывалось исключительно с капиталистической системой. В исследованиях ученых подчеркивались негативные стороны и последствия монополии. Переходная экономика требует действенных инструментов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия играет ведущую роль.

Монополия рассматривалась  на разных уровнях, в общем плане  и в частном. Становление рыночных отношений в Республике Беларусь столкнулось с монополизмом особого рода, возникшим в нерыночной среде и отличающимся от классических монопольных отношений. Экономические реалии сегодняшнего дня ставят проблемы монополизации, демонополизации, антимонопольного регулирования, формирования конкуренции и конкурентной среды в число ведущих, определяющих не только будущее белорусской экономики, но и сохранение ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциала. 

    

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ

 

1.1 Сущность монополии и монопольная власть

Монополия как экономическое  явление представляет собой обусловленный собственностыо и властью тип экономических отношений между ее субъектами, которые реализуют собственный интерес и влияют на общественное производство или его отдельные сферы. Ее сущность состоит в обладании субъектом (группой) собственностью на факторы производства и исключительными правами, обеспечивающими господствующее положение в определенной сфере деятельности, контроль над рынком и диктат своих условии, регулирование цен и объемов производства, присвоение монопольной прибыли и ограничение конкуренции.

Монопольная власть обусловлена  экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается не только благодаря особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта, но и может быть искусственно предоставлена государством, местными органами власти.

В основе монополизма  лежит деформация так называемой общенародной собственности. Формальным собственником являлось общество в целом, а фактическим — административный аппарат. Национализация крупных и мелких промышленных предприятий, развитие крупных коллективных хозяйств в аграрном секторе привели к тому, что во всех сферах народного хозяйства установилась государственная монополия.

Политическая надстройка закрепляла юридическими и идеологическими  формами государственно-экономическую  монополию, охватившую основные производственные процессы. В ее рамках сформировались отношения, процессы, связи, взаимозависимости отраслей и предприятий, органов управления, возникли новые пропорции, иерархии. Материальное производство и непроизводственная сфера, экономика и политика, накопление и потребление, обмен и распределение, наука и практика, образ жизни и мышление - все это испытывало воздействие единой государственно-экономической монополии. 

Степень монополизации  общественного производства характеризуется  не только абсолютными размерами  крупнейших корпораций, но и относительной долей сосредоточения их в руках отраслевого и общего промышленного производства. Для контроля за соотношением сил конкурентов и возможностями монополизации на конкурентных рынках органы западной государственной статистики ведут постоянное наблюдение за процессами концентрации производства в промышленности как в разрезе отраслей и подотраслей, так и по основным товарным группам продукции. Выделение последних имеет важное значение при определении степени монополизации.

К концу 60-х гг. XX в. в мировой практике сложилась система показателей рыночной власти. Наиболее распространенным в оценке уровня монополизации является коэффициент концентрации CR, т.е. доля фиксированного числа ранжированных по размерам предприятий в отрасли или на рынке. Он показывает процентное соотношение продаж, которое рассчитывается для определенного числа фирм. Этот показатель характеризует не всю совокупность предприятий на рынке, а лишь позиции крупнейших, влияющих на рынок, регулирующий его в своих интересах. В США и во Франции - это доля 4, 8, 20, 50 и 100 крупнейших компаний. В Германии, Англии и Канаде для подобных расчетов используют данные о 3-х, 6-ти, 10-ти предприятиях в отрасли или на рынке.

Количественные оценки степени концентрации производства в отрасли характеризуют позиции  крупного бизнеса, но они недостаточны для вывода о том, что фирма обладает монопольной властью. Главные признаки монополизма определяются прежде всего реальным финансовым положением товаропроизводителей в отрасли, на рынке, возможностями контроля деловой активности вследствие своего превосходства. Кроме доминирующего размера производства конкретного товара фирма-монополист должна наиболее полно удовлетворять запросы производителей – производить лучшую продукцию, сокращать издержки, внедрять более совершенную систему сбыта.

Монопольное положение  предприятий и объединений формируется в производстве и реализуется в обращении через рынок. Оно характеризуется концентрацией такой доли отраслевого производства, которая делает положение производителя господствующим в данной отрасли. Для определения его емкости и границ используется понятие релевантного рынка, т.е. сферы действий продавцов и покупателей конкретного вида продукции или услуг, в рамках которой складываются реальные отношения конкуренции и монополии. От того, насколько широким будет признан релевантный рынок, зависит величина общего оборота, принимаемая во внимание при расчете долей конкретных производителей. Соответственно будет определятся доминирующее положение данного предприятия. Это понятие характеризует такую структуру рынка, которая позволяет крупнейшему производителю осуществлять монополистическую деятельность, принимать решения без учета влияния со стороны конкурентов, потребителей, поставщиков.

В Республике Беларусь доминирующее положение на рынке означает исключительное положение хозяйствующего субъекта, которое дает ему возможность самостоятельно диктовать условия потребителям или конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать конкуренцию (ст. 1 Закона РБ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»)

Монополизация отечественной  экономики – уникальное явление, возникшее без рынка и развитых товарно-денежных отношений. К числу причин, обусловивших ее становление, относят: деформацию рыночных условий хозяйствования, свертывание товарно-денежных отношений, ликвидацию конкуренции, искусственную концентрацию и узкую специализацию производства.

Факторами усиления монополизации явились: закрытость экономики, наличие внешнеторговых барьеров, специфика существовавшего разделения труда, фондированное распределение средств производства, острый товарный дефицит, отсутствие достоверной информации, абсолютизация преимуществ крупного производства, игнорирования роли мелкого производства.

 

1.2 Условия возникновения монополий

Условиями, определяющими возникновения монопольной власти и поддерживающими ее, являются:

  1. производство «фирменных» товаров, т.е товаров высшего качества, что позволяет монополии контролировать значительную часть продукции своей отрасли на рынке, зачастую даже не представляя собой крупную фирму;
  2. собственность на важнейшие и редкие виды сырья, выгодное местоположение;
  3. укрупнение предприятия до определенной величины, обеспечивающей экономию на масштабах производства и контроль на рынке;
  4. создание объединений;
  5. обладание патентами, авторскими правами, лицензиями.

Активизация государственного регулирования рынка, усиление кон-

троля за процессами концентрации экономической власти обусловили необходимость количественной оценки уровня монополизации, конкретных показателей рыночного могущества фирмы. Вместе с тем, единые количественные критерии монополизации в хозяйственной и правовой практике развитых стран до сих пор не разработаны, но существует ряд принципов и методов, которые для этого используются.

 

1.3. Социально-экономические последствия монополии (в Беларуси)

Монопольная роль государства  реализовывалась через рассредоточение по определенным ступеням иерархической лестницы властно-распорядительных функций.

Государственный сверхмопополизм характеризовался тем, что в центре принимались решения, связанные с функционированием общественной системы в целом. Государство распоряжалось ресурсами, внутренней и внешней торговлей, определяло плановые задании - «контрольные цифры», устанавливало «государственные заказы», каждой хозяйственной единице диктовало характер и объемы производства, посредством лимитов и материально-технического снабжения определяло адресаты, объемы и источники ресурсов, направления и количество реализуемой продукции.

Монополия государственной  собственности, которая определяла и определяет характер распоряжения ее объектами, присвоения созданною на госпредприятиях продукта и монопольной прибыли, явилась главной причиной отсутствия конкуренции.

Государственный монополизм в трансформируемой экономике Республики Беларусь представляет coбой монополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение и усиление которого сказывается на развитии предпринимательства. Складывающаяся в конце 90-х годов белорусская модель переходной экономики имеет мощный государственный сектор, незначительную долю мелкого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.

В республике и в настоящее  время доминирует монополия государственной собственности и власти. Более 80% государственной собственности распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения. На долю государственных предприятий приходится подавляющая часть производственных активов, 62% общего объема промышленного производства. Почти 90% земли принадлежит государству, 3,1% находится в частной собственности и 4,2% - в постоянном пользовании частных лиц. Иностранцам разрешено покупать или арендовать землю.

Высока доля государства и в собственности частично приватизированных предприятии. Доля государства в акционерном капитале негосударственных промышленных предприятий колеблется от 4 до 95%. В среднем государству  принадлежит 40-50% акций. Следовательно, называть многие из них негосударственными было бы некорректно.

Сохраняются наследие административно  командной системы - ведущее положение государства как крупнейшего монопольного субъекта экономических отношений: неразрывная связь собственности и власти, разнообразие форм реализации им прав собственника, госконтроль над экономикой, не тождественный госрегулированию. Абсолютная монополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополии.

Государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. Государство одновременно выступает и как монопольный собственник, и как монопольно управляющее начало. Практически все существующие в республике монополии, как естественные, так и искусственные, являются государственными.

Свобода экономических субъектов в переходной экономике в значительной мере условна, так как их поведение предопределяется номенклатурными корпоративными интересами. Характерным для Беларуси является государственное регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей путем объявления все больших сфер бизнеса зонами ограниченного доступа.

Информация о работе Антимонопльная политика государства