Анализ прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 02:20, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной курсовой работы является анализ прибыли ОАО «Новосергиевский механический завод».

Предметом исследования являются анализируемые показатели прибыли.

Цель курсовой работы – проведение анализа прибыли предприятия.

Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- выявить теоретические аспекты анализа прибыли;

- охарактеризовать задачи анализа прибыли;

- определить значение анализа прибыли предприятия;

- выявить методы, используемые при анализе прибыли и пути её увеличения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретические основы анализа прибыли……………………………………...5

1.1 Значение и задачи анализа прибыли……………………...5

1.2 Характеристика основных видов прибыли и источники получения прибыли……………………………………………………………………………9

1.3 Методика анализа прибыли………………………………………………....16

2. Характеристика и анализ прибыли ОАО «Новосергиевский механический завод»……………………………………………………………………………..21

2.1 Организационно – экономическая характеристика ОАО «Новосергиевский механический завод»………………………………………21

2.2 Анализ прибыли ОАО «Новосергиевский механический завод»………...25

3. Пути увеличения прибыли предприятия………………………………….....27

Заключение…………………………………………………………………….…29

Список использованных источников…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Прибыль предприятия и пути её увеличения.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

     Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден  и довольно обширен. Это доходы  от долгосрочных и краткосрочных  финансовых вложений, доходы от  сдачи имущества в аренду, сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, доходы от дооценки товаров, положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.

              Валовая прибыль предприятия может отличатся от балансовой прибыли в силу ряда причин:

     1. Валовая прибыль увеличивается  для предприятий, осуществляющих  прямой обмен или реализацию  продукции по ценам не выше себестоимости

     2. При осуществлении прямого обмена  по основным средствам и иному  имуществу или реализации этих  видов имущества по ценам ниже  их балансовой стоимости сумма  сделки определяется по рыночной  стоимости имущества за вычетом  балансовой стоимости реализованного или выбывшего имущества.

  3. Выручка в валюте пересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов для налогообложения прибыли по этим операциям

     4. Налогообложению подлежат денежные  средства, получаемые безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности.

     5. По имуществу, полученному безвозмездно, его стоимость оценивается не  ниже балансовой, по которой оно  числится у передающего предприятия.

     6. Валовая прибыль учитывает также  уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пеней, перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды).

Исчисленная в установленном выше порядке  валовая прибыль является базой  для определения налогооблагаемой прибыли, расчет которой производится в такой последовательности. Валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли):

     а) доход от долевого участия в деятельности других предприятий

     б) доход от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также от посреднических операций и сделок.

     в) доход юридических лиц по государственным  облигациям и другим государственным, ценным бумагам, а также доходы от оказания услуг по их размещению

     г) суммы прибыли, по которым установлены  налоговые льготы.

После всех перечисленных корректировок  валовой прибыли остается налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль.

В соответствии с законодательством валовая  прибыль за вычетом всех налогов  на прибыль, полученную от различных  форм хозяйственной деятельности, называется чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. 

Рисунок 1 – схема формирования прибыли:

Выручка Себестоимость (-)

Прибыль от реализации
Прибыль от прочей реализации
Внереализационные доходы (убытки)

Балансовая  прибыль Корректировка прибыли (-)

 

Налогооблагаемая  прибыль Не облагаемая налогом прибыль Налог на прибыль (-)

Чистая  прибыль

 

     Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия, финансовые результаты от внереализационных операций. Рассмотрим подробно все составные части балансовой прибыли. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратах на ее производство и реализацию. [13] Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок, поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. Предприятия, экспортирующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляемые в доход государства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки. Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия. Предприятие самостоятельно распоряжается своим имуществом. [17] Оно вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудования транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, полученные в процессе сноса и разборки зданий, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества, а также при прочем выбытие недоаммортизированных объектов в некоторых случаях. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между проданной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации. Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки и т.д.) валютные ценности (иностранная валюта, драгоценные металлы), ценные бумаги. [16] Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли. Финансовые результаты от внереализационных операций – это прибыль (убыток) по операциям различного характера не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям. Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду, (они учитываются в составе внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия). Объектом распределения прибыли является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия. Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

  1. прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом; [9]
  2. прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно. [9]
  3. величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. [9]
  4. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие и только в остальной части – на потребление. [9]

На предприятии  распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы. В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок представления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.[21] Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положение, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели. [10]

      Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат. [11]

Нераспределенная прибыль в широком смысле, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития. 

      1.3 Методика анализа прибыли 

      В процессе анализа необходимо изучить  состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

      Балансовая  прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования  балансовой прибыли представлена на рис. 1.1.

      Налогооблагаемая  прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.

      Чистая  прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

      При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы  изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.[5] 

Рисунок 2 - Схема формирования балансовой прибыли: 

 
 

     Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

     Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает и наоборот.

     Расчет  влияния этих факторов на сумму прибыли  можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной.

     Изменение суммы прибыли за счет:

- объема  реализации продукции определяется  по формуле:

                                               (5)

- структуры  товарной продукции определяется  по формуле:

                                            (6)

- средних  цен реализации определяется по формуле: 

                                                   (7)

- себестоимости  реализуемой продукции определяется  по формуле1:

                                                (8)

     Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

     Выполнение  плана по объему продаж исчисляют  сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция  однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.[3]

     Затем следует определить сумму прибыли  при фактическом объеме и структуре  реализованной продукции, но при  плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму  затрат:

      .                      (9)

     Нужно подсчитать также, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при  фактическом объеме продукции. Для  этого от фактической суммы выручки  следует вычесть условную сумму затрат:

      .                       (10)

Информация о работе Анализ прибыли предприятия