Анализ прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 02:20, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной курсовой работы является анализ прибыли ОАО «Новосергиевский механический завод».

Предметом исследования являются анализируемые показатели прибыли.

Цель курсовой работы – проведение анализа прибыли предприятия.

Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- выявить теоретические аспекты анализа прибыли;

- охарактеризовать задачи анализа прибыли;

- определить значение анализа прибыли предприятия;

- выявить методы, используемые при анализе прибыли и пути её увеличения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретические основы анализа прибыли……………………………………...5

1.1 Значение и задачи анализа прибыли……………………...5

1.2 Характеристика основных видов прибыли и источники получения прибыли……………………………………………………………………………9

1.3 Методика анализа прибыли………………………………………………....16

2. Характеристика и анализ прибыли ОАО «Новосергиевский механический завод»……………………………………………………………………………..21

2.1 Организационно – экономическая характеристика ОАО «Новосергиевский механический завод»………………………………………21

2.2 Анализ прибыли ОАО «Новосергиевский механический завод»………...25

3. Пути увеличения прибыли предприятия………………………………….....27

Заключение…………………………………………………………………….…29

Список использованных источников…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Прибыль предприятия и пути её увеличения.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

     При проведении анализа прибыли на современном  этапе развития экономики перед экономическими службами стоят такие задачи:

      1. оценка реальности и напряженности бизнес-плана по прибыли с учетом плана относительно выпуска продукции и изменений остатков нереализованной товарной продукции на начало и конец периода (проверка обоснованности плана прибыли);

      2. проверка выполнения бизнес-плана по чистой прибыли в целом и в разрезе ее составных (оценка выполнения плана прибыли и выяснение зависящих и не зависящих от данного трудового коллектива причин, вызвавших отклонение от плана);

      3. оценка изменения прибыли в динамике за несколько лет с целью      выявление ее закономерности и тенденций (рассмотрение источников получения прибыли, отражают ли они положительные или отрицательные стороны хозяйственной деятельности);

      4. расчет влияния факторов на отклонение прибыли от реализации продукции как основной составной прибыли;

      5. выявление причин возникновения убытков от другой операционной деятельности;

      6. выявление резервов дальнейшего роста прибыли и на этой основе повышения уровня рентабельности (доходности) предприятия, разработка мероприятий по мобилизации выявленных резервов и контроль за их выполнением.

     Для проведения анализа прибыли следует  использовать такие источники информации финансовой отчетности: «Баланс»; «Отчет о финансовых результатах»; бизнес-план; «Отчет о собственном капитале».

     Для более глубокого (детальнейшего) анализа  прибыли целесообразно использовать данные бухгалтерского учета, информацию, которая помещается в первичных  документах о финансовых результатах деятельности предприятия.

     Для оценки результативности и экономической  целесообразности деятельности предприятия  недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину  можно получить с помощью показателей  рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

     Термин  рентабельность ведет свое происхождение  от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.

     Показатели  рентабельности используют для сравнительной  оценки эффективности работы отдельных  предприятий и отраслей, выпускающих  разные объемы и виды продукции. Эти  показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным  производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

     С помощью рентабельности продукции  оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом. 

     Повышению уровня рентабельности способствуют, увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.[9]

      Анализ  прибыли и рентабельности предприятия  позволяет выявить большое число  тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность. 

      1.2 Характеристика основных видов прибыли и источники получения прибыли 

      Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью – понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.

      В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.)

      Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

      В настоящее время выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).

      Валовая прибыль определяется как разница  между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле:

            Пвал = ВР – З       (1)

      где ВР выручка от реализации; ЗЗатраты.

      Прибыль (убыток) от продаж представляет собой  валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:   

      Ппр = Пвал - Ру - Рк        (2)

      где Ру – расходы на управление;Рк– коммерческие расходы.

      Прибыль (убыток) до налогообложения – это  прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

      Пдно = Ппр + Содр + Свдр       (3)

      где Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы.

      В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

      Операционные расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.[11]

      Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).

      К внереализационными расходами относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов). Далее рассмотрим источники получения прибыли.

      В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться если не к получению  максимальной прибыли, то, по крайней  мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

      Как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника  получения прибыли:

  1. первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.
  2. второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависти от знания конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.
  3. третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянной обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

На каждом предприятие формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся  по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель – валовая прибыль, а на ее основе – прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.

     Основными составными элементами балансовой прибыли  являются:

     1. прибыль  от реализации товарной продукции определяется путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат на производство и реализацию товарной продукции, включаемых в себестоимость продукции.

     2. прибыль (или убыток) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера определяется аналогично, раздельно по всем видам деятельности, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.

     3. прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент, соответствующий индексу инфляции.

     4. прибыль (или убытки) от внереализационных доходов и расходов определяется разными способами, в частности на основе опыта прошлых лет.

Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может  быть определена по формуле:

Пб = ±  Пр ± Пи ± Пв.о                                                                 (4)

где Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг

Пи - прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия

Пв.о – доходы (убытки) от реализации внереализационных операций.

     Как правило, основной элемент  балансовой прибыли составляет  прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг. Прибыль от реализации имущества – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Информация о работе Анализ прибыли предприятия