Анализ эффективности менеджмента туристического предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение анализа менеджмента в туристической фирме.
Объектом исследования является анализ менеджмента турфирмы. Для достижения поставленной цели я рассмотрела следующие вопросы:
1) теоретические основы формирования менеджмента на предприятии
2) менеджмент туристической фирмы
3) анализ менеджмента в туристическом предприятии

Оглавление

Введение……..…………………………………………………………………….31. Теоретические основы формирования эффективной системы менеджмента на предприятии……………..……………………………………………………4
Сущность эффективности управления……………………………..5
Эффективность менеджмента………………………………………9
2. Анализ эффективности менеджмента туристического предприятия……..16
2.1. Сущность менеджмента туристической фирмы…………………..16
2.2. Анализ менеджмента туристической фирмы………………………25
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 96.98 Кб (Скачать)

     Под планированием деятельности туристского  предприятия мы понимаем систематический, информационно обрабатываемый процесс  качественного, количественного и  временного определения будущих  целей, средств и методов формирования, управления и развития предприятия. По существу, в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что  должны делать ее члены, чтобы достичь  этих целей. Это подготовка сегодня  к завтрашнему дню, определение  того, что требуется и как этого  добиться.

     План  представляет собой сложную социально-экономическую  модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно  различаются. Обычно организация формирует  единый план для управления своей  общей деятельностью, но в ее рамках отдельные менеджеры для достижения конкретных целей и задач организации  применяют различные методы. Таким образом, составляется карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.

     Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Процесс  планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это  попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции  наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет  поведение конкурентов. Главная  задача планирования на этом уровне состоит  в том, чтобы определить, как организация  будет вести себя в своей рыночной нише.

     На  среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, то есть определяют промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и  задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации, например, есть три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать свою деятельность с остальными двумя. И это должно быть отражено в плане. В связи с этим их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, рожденные при стратегическом планировании.

     Планирование  осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным  планированием. Это основа основ  планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ  и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных  целей организации.

     На  примере организации работы туроператоров  можно более наглядно представить  себе организационную функцию управления туризмом. Так, туроператор решает производственную, торговую, информационную задачи, задачу освоения новых регионов и др. По каждой из них менеджер распределяет обязанности и устанавливает ответственность, то есть речь идет об установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных фирмой целей.

     Поскольку функция организации состоит  в сведении воедино всех специалистов фирмы, задача в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность  каждого из них. Процесс организации  структурирует работу и формирует  подразделения исходя из размера  предприятия, его целей, технологии и персонала. Существует ряд элементов, которые необходимо структурировать  для того, чтобы организация смогла выполнить свои планы и тем  самым достичь своей цели. Независимо от типа и масштабов своей деятельности каждая фирма должна быть некоторым  образом организована.

     При рассмотрении функции мотивации  менеджмент ориентируется на два  аспекта этой проблемы: мотивацию (мотивы) путешествий и мотивацию трудовых отношений.

     Мотивы  путешествий. Цель поездки (мотив, побуждающий  человека путешествовать) — это  причина, при отсутствии которой  данная поездка не состоялась бы. Информация о цели путешествия нужна, прежде всего, для того, чтобы правильно  разделить туристские рынки на сегменты и определить целевые рынки, положенные в основу разработки модели управления туристскими потоками и маршрутами.

     Следует иметь в виду, что путешествующая группа, то есть группа людей, совместно  совершающих поездку, имеет, как  правило, только одну основную цель посещения.

     Вместе  с тем у каждого члена группы может быть и своя, отличная от групповой, мотивация путешествия. В связи с этим для менеджмента очень важно получить ответ на вопрос о том, каким образом могут быть систематизированы причины (мотивы) путешествий. Чаще всего единственный мотив выделить нельзя.

     Ситуация  усложняется тем, что причины, сопутствующие  поездке, лежат чаще всего в подсознании, а на первый план выдвигается сразу  несколько причин. Именно поэтому  принято говорить о мотивации  путешествия. В связи с этим целесообразно  выделить пять основных групп мотивации  путешествий.

     Физическая  мотивация. Физическая мотивация подразделяется на отдых, лечение и спорт. Если основной причиной путешествия является восстановление физической силы, то на первом месте  стоит отдых. Если должно быть восстановлено  здоровье, решающим фактором будет  оздоровление, лечение. Если во время  отпуска в первую очередь ищут разгрузку и движение для тела, то в таком случае важнейшей физической мотивацией является спорт.

     Психологическая мотивация. Главная психологическая  мотивация путешествия — желание  уйти от повседневной рутины и увидеть  что-нибудь новое, необходимость смены  обстановки и расслабления. К психологической  мотивации относится также и  смена впечатлений.

     Культурная  мотивация. Знакомство с другими  странами, с их обычаями, традициями и языками стоит в данной группе на первом месте. Далее следуют интерес  к искусству, посещение спортивных мероприятий, а также религиозные  причины.

     Мотивация трудовых отношений. В этом смысле мотивация  рассматривается нами как совокупность стимулов, побуждающих работников к  активной трудовой деятельности, то есть после проведения организационных  мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы

     Некоторые организации создали целые системы  контроля. Их функции состоят в  посредничестве между планами и  деятельностью, то есть система контроля обеспечивает обратную связь между  ожиданиями — определенными первоначальными планами менеджмента и реальными показателями деятельности организации. Следовательно, тот, кто имеет современные и точные системы контроля, имеет больше шансов выжить.

     Для менеджмента характерно не только большое  количество различных видов планов, но и видов, и систем контроля. Все  системы контроля всегда базировались на идее обратной связи: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными  данными. В результате этого устанавливаются  определенные отклонения от заданных показателей с тем, чтобы либо исправить негативные влияния (результаты), либо усилить воздействие, если результаты позитивные.

     Принципы  управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации  этого процесса. Управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.

     Невозможно  с высокой степенью вероятности  прогнозировать туристскую будущность, поскольку каждая личность, на которую  направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение  в пространстве и времени зависит  как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать в туризме такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью  и на высоком профессиональном уровне.

     Поле  деятельности бизнесмена в туризме  всегда сравнивалось с шахматной  доской. Сравнение интригует, но в  действительности неуместно. Если акционерная  стратегия ограничивается комбинацией  ряда твердо установленных правил, то стратегия управления может быть весьма легко освоена.

     В действительности, конкурирующая экономика  туризма в России практически заставляет каждое гостиничное или туристское предприятие или учреждение находить свои новые собственные решения, в то время как пределы деловой шахматной доски ограничены только воображением и наступательностью игроков.

     Процесс роста любой экономики зависит  от ряда взаимодействующих усилий. Одним из основных звеньев является государственная политика туризма.

     Стадия  развития туристской экономики - будь то развитие частного предпринимательства  в туризме или развитие социального  туризма - второй фактор.

     Третьим фактором, пока еще непризнанным, является влияние управленческих действий на туристские компании, чьи ежегодные  показатели в большой мере затрагивают  продвижение туристского продукта. В совокупности такая политика управления не только важна: эти усилия могут  явиться решающими в процессе роста экономики страны в целом  и туризма в частности.

     Известно, что эффективная направленность управления может обеспечить развитие туристской компании быстрее, нежели рост общей экономики, или туристского  сектора, или даже производства товаров  и услуг, связанных с обеспечением туризма. Более того, управление, в  основу которого положено увеличение роста, может вызвать развитие целых  новых отраслей, например производство транспортных средств доставки.

     Анализ  показывает, что компании, успешно  конкурирующие в сфере туризма, руководствуются тремя стратегическими  методами, применяемыми как отдельно, так и в сочетании:

     1) развитие действующего продукта по сложившимся направлениям туризма;

     2) расширение географии поездок и продаж за счет новых районов туристского назначения;

     3) введение встречных сфер туристской деятельности, в том числе через создание новых компаний.

     Опыт  подсказывает, что управление успешно  при условии постоянного соблюдения следующих пяти практических действий:

     1) Установление цели развития.

     2) Приспособление своей стратегии к изменениям в экономике и условиям бизнеса.

     3) Сохранение приоритетных направлений и развитие новых форм деятельности, опережающих конкуренцию.

     4) Оценка альтернативы новой деятельности, основанная более на фактах, нежели на личном мнении.

     5) Быстрый отказ от теряющего рынок продукта или бизнеса и направление усилий и капиталов в лучшее употребление.

     Формирование  целей развития. Руководство туристической  компании должно продемонстрировать с  самого начала, что развитие - это  не просто дань уважения к надеждам, которые подлежат обсуждению на ежегодных  встречах, но и ведущая задача объединения. Это означает формирование целей  развития по каждому разделу деятельности компании, требуемых результатов  и отказ от разрешения заурядных  проблем. Почти без исключения управленческие звенья могущественных туристских объединений  мира придерживаются данной тактики. Это  отражается в их решениях, компенсационных  усилиях, определениях по нахождению финансовых ресурсов, а также в их оценке пригодности дочерних компаний и  структурных звеньев управления.

     Осознание необходимости изменения стратегии. Для любой отрасли, а для туризма  в особенности, экономическая конкуренция, технологические изменения, политика государства имеют тенденцию  к постоянной изменчивости. Туристская продукция невидимо проходит по своему жизненному циклу, начиная с периода  возникновения до полной реализации, а иногда знает и периоды упадка. Базовое туристское предложение  в виде туров, маршрутов и программ имеет свои собственные характеристики и стадии цикла. Различные типы циклов очевидны в сфере туристского потребления (завтрак - кровать, пансион, полупансион, услуга) и т. д.

     Деловая стратегия должна изменяться и, если надо, изменяться быстро с учетом возникающих  экономических обстоятельств и  изменений в туристском обращении. На ранней стадии разработки продукта (на стадии концепции и введения новшества) может быть важным момент решения. На второй стадии умелый маркетинг  и эффективный контроль за сетью сбыта становятся более важными элементами. На заключительной стадии контроль за текущими издержками становится жизненно необходимым. Компания должна быть уверенной, что на каждой стадии развития ничто не выходит за ее конкретные рамки. Однако своевременное осознание необходимости перемен в предпринятой стратегии является существенным в поддержании туристского обращения.

Информация о работе Анализ эффективности менеджмента туристического предприятия