Анализ эффективности менеджмента туристического предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение анализа менеджмента в туристической фирме.
Объектом исследования является анализ менеджмента турфирмы. Для достижения поставленной цели я рассмотрела следующие вопросы:
1) теоретические основы формирования менеджмента на предприятии
2) менеджмент туристической фирмы
3) анализ менеджмента в туристическом предприятии

Оглавление

Введение……..…………………………………………………………………….31. Теоретические основы формирования эффективной системы менеджмента на предприятии……………..……………………………………………………4
Сущность эффективности управления……………………………..5
Эффективность менеджмента………………………………………9
2. Анализ эффективности менеджмента туристического предприятия……..16
2.1. Сущность менеджмента туристической фирмы…………………..16
2.2. Анализ менеджмента туристической фирмы………………………25
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 96.98 Кб (Скачать)
 

     Содержание 
 

Введение……..…………………………………………………………………….31. Теоретические основы формирования эффективной системы менеджмента на предприятии……………..……………………………………………………4

    1. Сущность эффективности управления……………………………..5
    2. Эффективность менеджмента………………………………………9

2. Анализ  эффективности менеджмента туристического  предприятия……..16

     2.1. Сущность менеджмента туристической  фирмы…………………..16

     2.2. Анализ менеджмента туристической  фирмы………………………25

Заключение……………………………………………………………………….35

Список  литературы…………………………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 

     Туристическая отрасль приобретает все большее  значение для развития экономики и социальной сферы в России, стремительно интегрируется в мировую туристическую индустрию. Приоритетное направление развития въездного и внутреннего туризма является важным фактором повышения качества жизни в России, образование дополнительных рабочих мест, пополнения валютных запасов государства и повышения ее авторитета на международной арене. Развитие туризма в РФ существенно влияет на такие секторы экономики, как транспорт, торговля, связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров широкого потребления, и является одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

     В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения  и интеллект людей с целью  превращения неорганизованных элементов  в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент это  все человеческие возможности, которые  используют лидеры достижения стратегических и тактических целей организации.

     Эффективное становление и развитие рыночных отношений во многом определяются формированием  современных управленческих отношений, повышением координируемости экономики. Именно менеджмент обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации, на территории, в стране.

     В современных экономических условиях туризм является динамично развивающейся  отраслью, характеризуемой высоким  качеством привлекаемых трудовых и  материальных ресурсов.

     Для эффективного использования рыночных возможностей отрасли туризма и  успешной конкуренции необходимо понимать сложность рынка туристических услуг, многоуровневость его организации и специфику функционирования.

     Таким образом выбранная тема имеет практическую значимость для предприятий туристической отрасли. Вопрос о создании эффективной, продуктивной и надежной команды управления становится все более актуальным.

     Целью данной курсовой работы является изучение анализа менеджмента в туристической  фирме.

     Объектом  исследования является анализ менеджмента  турфирмы. Для достижения поставленной цели я рассмотрела следующие  вопросы:

     1) теоретические основы формирования  менеджмента на предприятии

     2) менеджмент туристической фирмы

     3) анализ менеджмента в туристическом  предприятии

     Робота  состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе  рассматривается общая структура  менеджмента и его эффективность. Во второй главе рассмотрены менеджмент предприятия туристической отрасли  и анализ менеджмента данного  предприятия. В заключении подводятся итоги курсовой работы. В списке литературы приведены труды различных авторов, работы и выводы которых легли в основу написания данной курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы формирования  эффективной системы менеджмента  на предприятии 
 

     Менеджмент  – теория и практика управления производством и сбытом, ориентированные  на повышение их эффективности и  увеличение прибыли.

     Менеджмент  – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью  повышения его эффективности  и прибыльности.

     Поскольку деятельность организации складывается из взаимодействия огромного количества элементов, колеблющихся от воздействия  внутренней и внешней среды, а  главным элементом системы выступают  люди, то управление организацией можно  считать не только наукой, но и искусством. Дело в том, что полностью просчитанный научный подход в некоторых ситуациях  может дать непрогнозируемый результат  из-за неискусного его применения. Существует мнение, что действительно  эффективно может управлять организацией только человек, обладающий управленческим талантом, разумеется, использующий управленческим талантом, разумеется, использующий научные  методы и действующий на основе опыта.

     Основные  функции менеджмента:

     Еще в начале XX века Анри Файоль сформулировал пять основных задач менеджмента. К ним относятся: планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Эти функции исполняются в организации любого уровня, ни взаимосвязаны, проникают друг в друга. Реализация каждой функции используется с применением остальных.

     Реализация  функции планирования напрямую влияет на функцию организации и координации, опосредованно – на мотивацию  и контроль, причем сам процесс  планирования подлежит обязательному  контролю. Функция координации находится  в прямой связи со всеми остальными функциями, только с ее помощью возможна реализация каждой. В свою очередь процесс координации требует планирования, четкой организации, мотивации персонала и своевременного контроля.

     Функция мотивации влияет на коллектив в  целом и отдельных сотрудников  в частности, в форме общественного  воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Контроль реализуется  на основе данных оперативного статистического, бухгалтерского учета, выявления нарушений  и анализа причин этих нарушений  и отклонений. 
 

    1.1 Сущность эффективности управления 
     

     Возрастание роли управления в условиях рыночной экономики в результате получения  организацией экономической свободы  и полной ответственности за свои результаты ведет к влечению в  сферу управления дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Для собственника предприятия важно  не только расходование ресурсов для  управления, но и то, насколько управление дает стратегические преимущества предприятию  на рынке, усиливает его конкурентоспособность, поддерживает общественную значимость предприятия. В условиях конкуренции  руководители должны заботиться о производительности и эффективности.

     Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности  производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет  свои специфические экономические  характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности  управляемого объекта. Проблема эффективности  управления – составная часть  экономики управления, которая включает рассмотрение:

    1) управленческого потенциала, т.е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;

    2) затрат и расходов, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;

    3) характера управленческого труда;

    4) эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.

    Эффективность – это результативность функционирования системы и процесса управления как  взаимодействия управляемой и управляющей  систем, т.е. интегрированный результат  взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает,  в  какой мере управляющий орган  реализует цели, достигает запланированных  результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности  производства, составляет часть эффективности  производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, - это и  есть содержание эффективности как  управленческой категории.

     На  эффективность деятельности менеджера  влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала  и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют  совместно, в интеграционном единстве.

     Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей  совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление.

     Критерии  и показатели эффективности управления

     Анализ  категории эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов  управленческого труда позволяет  сделать вывод, что адекватными  содержанию и формам проявления эффективности  являются группы показателей, которые  могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности в зависимости  от назначения организации и условий  ее функционирования. Каждому варианту системы управления соответствует  определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в  том, чтобы найти такой вариант  управления, при котором соответствующий  критерий принимает наивыгоднейшее значение.

     В качестве критерия эффективности производства и управления используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и  частные показатели использования  отдельных видов ресурсов – труда, основных фондов, инвестиций.

     Показатели  прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность  управления. При этом следует исключить  влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного  хозяйственного звена. Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной  деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют  эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными  фондами, материальными ресурсами. Для этого используются частные  показатели. Так, для оценки повышения  эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа  роста производительности труда, повышение  эффективности использования материальных ресурсов характеризуется показателями материалоемкости продукции, а эффективность  использования основных фондов –  показателем фондоотдачи.

     При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы  обобщающих и частных показателей.

     Эффективность управленческой деятельности применительно  к субъекту управления может характеризоваться  количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).

     Количественные  показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей  – экономия живого труда в сфере  управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и  т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

     Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.

     Если  в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации  системы управления и достигается  экономический эффект.

Информация о работе Анализ эффективности менеджмента туристического предприятия