Анализ и пути снижения себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:26, курсовая работа

Краткое описание

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции, работ и услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство. Изучение себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения себестоимости единицы продукции.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Себестоимость продукции как основной оценочный показатель результата производства 4
1.1 Виды издержек - экономическая классификация затрат на
производство 4
1.2. Альтернативные издержки 10
1.3 Методы учета издержек на производство и калькулирование себестоимости продукции 13
Глава 2. Анализ затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции 20
2.1 Анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения 20
2.2 Анализ затрат на рубль товарной продукции 27
Глава 3. Определение резервов снижения себестоимости 34
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

К Анализ и пути снижения себестоимости продукции.docx

— 132.45 Кб (Скачать)

 

Приложение: Qi – объем реализации i-го вида продукции; Сi – себестоимость i-й единицы продукции; Сср.i – усредненная себестоимость единицы i-го вида услуг при фактической структуре.

В вязи с тем, что отрасль связи наиболее трудоемкая отрасль, проведем анализ влияния  изменения прямых трудовых затрат на изменение общей (совокупной) себестоимости  услуг.

Общая сумма прямой заработной платы зависит  от объема производства товарной продукции, ее структуры и уровня затрат на отдельные изделия, которые в  свою очередь зависят от трудоемкости и уровня оплаты труда на 1 чел/час (рис. 3).

 

 

Рис. 3 Блок-схема факторной системы  заработной платы на оказание услуг  связи

Для расчета влияния этих факторов необходимо иметь следующие  исходные данные (табл. 2).

Сумма прямой заработной платы  на производство продукции, руб.:

- по плану: 

Σ(VВПплi * УТЕ плi * ОТ плi) 8088911,

- по плану, пересчитанному  на фактический выпуск продукции  при плановой ее структуре: 

Σ(VВПплi * УТЕ плi * ОТ плi) * Ктп 8113178,

Ктп = 1,003,

- по плановому уровню  затрат на фактический выпуск  продукции: 

Σ(VВПфi * УТЕ плi * ОТ плi) 8119145,

- фактически при плановом  уровне оплаты труда: 

Σ(VВПфi * УТЕ фi * ОТ плi) 7989330,

- фактически:

Σ(VВПфi * УТЕ фi * ОТ фi)  8098845.

 

 

Таблица  2  Исходные данные для факторного анализа заработной платы 

Показатели

Количество

Трудоемкость (УТЕ)

Оплата  труда (ОТ)

Сумма заработной платы 

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

МТС

290720

290921

2,53

2,54

1,0

1,1

735522

812830

Документальная электросвязь

38100

38095

5,8

5,9

5,1

5,2

1126998

1168908

ГТС

6950

6922

2,62

2,61

1,2

1,2

21851

21680

СТС

450

469

2,49

2,49

1,0

1,0

1121

1170

ТВР

520980

523496

4,1

4,0

2,9

2,9

6194452

6083680

Проводное вещание

3660

3660

3,5

3,4

0,7

0,85

8967

10577

Итого

860860

863563

Х

Х

Х

Х

8088911

8098845


 

В 2005 г. ОАО «Пурсвязь» перевыполнил план по оказанию услуг связи. Трудоемкость возросла по МТС,ДЭ, снижение данного показателя наблюдалось по ГТС, ТВР, ПВ. Оплата труда по услугам либо возросла (по МТС, ДЭ, ПВ), либо осталась на плановом уровне (ГТС, СТС, ТВР).

Общий перерасход по заработной плате составил 9934 руб., в том числе  за счет:

1. Увеличения оказания  услуг

ΔЗП vвп = 8113178 – 8088911 = 24276 руб.

2. Изменение структуры  оказанных услуг

ΔЗПстр = 8119145 – 8113178 = 5967 руб.

3. Снижение трудоемкости

ΔЗПуте = 7989330 – 8119145 = -129815 руб.

4. Увеличение уровня оплаты  труда

ΔЗПот = 8098845 – 7989330 = 109515.

Анализ выявил, что расходы  по заработной плате возросли за счет увеличения объема производства (это  нормально), а снижение трудоемкости позволило снизить затраты на 129815,0 руб. (это положительный момент в работе филиала). Изменение структуры  оказания услуг и увеличение уровня оплаты труда повысили себестоимость производства на 5967 руб. и на 109515 руб. соответственно.

 

2.2 Анализ затрат  на рубль товарной продукции

 

Исчисление себестоимости  единицы продукции по элементам (статьям) затрат называется калькуляцией. В основе калькуляции себестоимости  лежит учет эксплуатационных расходов предприятий по элементам и статьям  затрат и по видам продукции. Для калькуляции себестоимости продукции предприятию связи необходимо располагать данными об объеме продукции в принятых единицах измерения и эксплуатационных расходов в планируемом или отчетном периодах (по статьям затрат)[14].

Методика калькуляции  себестоимости требует выбора единиц калькуляции. Калькуляция себестоимости  по каждому виду продукции связи  затрудняется тем, что расходы предприятия  не распределяются по видам продукции. Операции по обработке обмена и обслуживания различных средств связи выполняют одни и те же работники. Потому на предприятиях связи применяется укрупненная единица калькуляции «100 рублей дохода».

При исчислении среднеотраслевой себестоимости отдельных видов  услуг связи (по пересылке писем, телеграмм, посылок и т. д.), что  необходимо для расчета тарифов  и анализа рентабельности отдельных  услуг связи, в качестве единицы  калькуляции применяются натуральные  измерители продукции. Такое исчисление себестоимости требует специальных  исследований и расчетов, на основе которых (допустимой точностью) распределяются затраты по заработной плате и  другие статьи затрат между отдельными видами услуг связи.

Себестоимость единицы продукции  по каждому виду затрат (статье) рассчитывается по формуле (2.1).

Сi = Эi : Qi     (2.1)

 

где Сi – себестоимость 100 руб. доходов предприятия по i-му виду расходов;

Эi – эксплуатационные расходы i-го вида;

Qi – сумма, руб.;

100 – единица калькуляции  себестоимости (100 руб.).

В зависимости от способа  отнесения на себестоимость продукции  затраты предприятия подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся затраты, которые непосредственно могут быть отнесены на себестоимость определенного вида продукции не прямым счетом непосредственно, а расчетным (косвенным) путем. Например, в радиоцентрах при раздельном исчислении себестоимости продукции радиосвязи и радиовещания основные эксплуатационные расходы (заработная плата производственного персонала, амортизационные отчисления и др.) могут учитываться по каждому виду продукции отдельно, и эти затраты относятся на себестоимость соответствующей единицы продукции непосредственно, прямым счетом, а такие расходы предприятия как заработная плата административно-управленческого персонала, оперативно-хозяйственные расходы и другие, общие для калькуляции себестоимости всей продукции предприятия, могут быть отнесены к определенному виду продукции косвенным способом, например, пропорционально заработной плате производственных работников.

Таким образом, категория  косвенных затрат возможно только в  том случае, если предприятие исчисляет  себестоимость двух и более показателей  продукции. Если на предприятии связи  установлена укрупненная единица  продукции для исчисления себестоимости, все затраты предприятия относятся  на себестоимость продукции, то есть они прямые.

Для предприятия связи  важное значение имеет разделение эксплуатационных расходов на постоянные и переменные. Необходимость такой группировки объясняется тем, что все виды затрат предприятия связи в одинаковой степени зависят от изменения объема продукции. Одни виды затрат изменяются пропорционально изменению объема продукции, то есть являются зависимыми, переменными, другие затраты при изменении объема продукции изменяются незначительно или совсем не изменяются и являются постоянными или условно-постоянными. К условно-постоянным до определенной степени можно отнести амортизационные отчисления, административно-управленческие расходы, расходы на перевозку почты и т. д.

Следовательно, увеличение объема продукции непосредственно  приводит к снижению себестоимости  продукции. Чем выше в структуре  затрат удельный вес условно-постоянных расходов, тем в большей степени  рост объема продукции влияет на снижение себестоимости продукции.

Анализ себестоимости  единицы продукции проведен в  таблице 3.

Анализ влияния объема, структуры  продукции на себестоимость единицы  продукции                                                                         Таблица 3

Наименование услуг связи

Количество 

Себестоимость единицы изделия

Себестоимость продукции

Отклонение от  плана

план

факт

план

акт

+,-

план

условно1

факт

т.р.

%

т.р.

%

МТС

290720

3,77

90921

3,69

1,5

2

0,5

343280

3345592

3491052

147772

Документальная электросвязь

38100

4,42

38095

4,41

0

65

5

286000

2285700

2476175

190175

ГТС

6950

0,81

6922

0,8

68

68

0,0

72600

470696

470696

-1904

СТС

450

0,05

469

0,05

185

185

0,0

3250

86765

86765

3515

ТВР

520980

60,52

523496

60,63

22

22

0,0

1461560

11516920

11516920

55360

Проводное вещание

3660

0,43

3660

0,42

21

22

1

76860

76860

80520

3660

Итого

860860

100

863563

100

20,588

20,99

0,392

17723550

17782533

18122128

398578


 

1 - при плановой себестоимости единицы изделия, фактическом количестве и фактической структуре продукции.

Проведенный анализ показал, что себестоимость единицы продукции  по сравнению с плановыми показателями выросла в 2010 г. по следующим услугам связи:

  1. Международная и междугородная телефонная связь на 0,5 руб.;
  2. Документальная связь на 1,0 руб.;
  3. Проводное вещание на 1,0 руб.

По остальным видам  связи изменений по уровню себестоимости  единицы продукции не произошло.

Себестоимость единицы продукции  в целом по ОАО «Пурсвязь» рассчитывается делением совокупной себестоимости на количество продукции. Как видно, по данным анализа себестоимость единицы продукции возросла на 0,392 руб. (20,99 – 20,588). На уровень себестоимости оказали влияние:

  1. Структурные сдвиги в выпуске продукции: возрос удельный вес МТС, ТВР, снизился удельный вес по документальной связи, ГТС, проводному вещанию;
  2. Увеличение себестоимости единицы продукции по МТС, документальной электросвязи, проводному вещанию соответственно на 0,5; 5,0; 1,0 руб.

Для оценки влияния структурных  сдвигов на себестоимость единицы  продукции проводится пересчет себестоимости единицы продукции по плану на фактический объем выпуска определяется плановая себестоимость единицы продукции при фактической структуре (2.2).

     (2.2)

где Сср(Д1) – усредненная себестоимость единицы изделия при фактической структуре.

Сср(Д1) = = 20,59 руб.

Тот же результат может  быть получен перерасчетом плановой себестоимости на фактические удельные веса каждой услуги:

Сср(Д1) = = 20,59 руб.

Таким образом, влияние структурных  сдвигов на себестоимость единицы  продукции составит:

ΔСср(Д) = Сср(Дср) – Сср0 = 20,59 – 20,588 = 0,002 руб.

Влияние изменений в себестоимости  единицы продукции по видам продукции  на усредненный показатель себестоимости  определяется вычитанием пересчитанного на фактическую структуру показателя себестоимости фактической себестоимости единицы продукции:

ΔСср(Сi) = Сср1 – Сср (Дср) = 20,99 – 20,59 = 0,4  руб.

Изменение в структурных  сдвигах оказываемых услуг и  роста себестоимости единицы  продукции по видам услуг увеличили  средний показатель себестоимости  на 0,002 и 0,4 рубля соответственно.

Информация о работе Анализ и пути снижения себестоимости продукции