Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:26, курсовая работа
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции, работ и услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство. Изучение себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения себестоимости единицы продукции.
Введение 3
Глава 1. Себестоимость продукции как основной оценочный показатель результата производства 4
1.1 Виды издержек - экономическая классификация затрат на
производство 4
1.2. Альтернативные издержки 10
1.3 Методы учета издержек на производство и калькулирование себестоимости продукции 13
Глава 2. Анализ затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции 20
2.1 Анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения 20
2.2 Анализ затрат на рубль товарной продукции 27
Глава 3. Определение резервов снижения себестоимости 34
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости применяется в массовых производствах обрабатывающей промышленности, где технологический процесс состоит из нескольких последовательных переделов (стадий), перерабатывающих исходных материалов от начала его обработки до получения из него готового изделия (предприятия металлургической, химической, текстильной, бумажной, стекольной и других отраслей).
Применение попередельного учета в каждой отрасли может иметь свои особенности, которые устанавливаются в отраслевых рекомендациях по учету затрат на производство и калькулированию. Он наиболее полно соответствует особенностям предприятий, у которых технологический процесс разделяется на взаимосвязанные части (переделы). Вместе с тем и техника организации учета затрат по переделам не представляет большой сложности. Наиболее эффективным является применение попередельного метода с полуфабрикатным вариантом калькулирования, позволяющим исчислять себестоимость выработанной продукции по каждому переделу.
Объектом учета
Себестоимость каждого заказа определяется путем суммирования всех затрат, учтенных по каждому заказу. Если в выполнении заказа участвовали несколько цехов, суммируются затраты всех цехов по соответствующему заказу. Если в заказ входит несколько единиц изделий, себестоимость одного изделия определяется делением всех затрат по заказу на количество входящих в него изделий.
После выполнения всего заказа,
приемки его отделом
Как видно из сказанного,
техника применения
Другим недостатком этого метода является то, что при определении себестоимости заказа только после окончания затраты одного отчетного периода переходят на другой отчетный период. Для частичного устранения этого недостатка заказ делят на несколько частей с выделением затрат по каждой части.
Нормативный метод учета производственных затрат и калькулирования себестоимости пригоден для применения в любом производстве. Наибольшее применение он получил на предприятиях массового и крупносерийного производства с большой номенклатурой изделий. Применение нормативного метода в полном виде включает:
1. Составление
нормативных калькуляций по
2. Учет
фактических затрат с
3. Учет
изменений действующих норм
4. Определение
фактической себестоимости
Учет затрат на производство
при нормативном методе ведется
следующим образом. На основании
нормативных калькуляций до начала
производства продукции выписываются
расходные документы на отпуск материалов
в производство, на оплату труда
по технологической обработке
Аналитический учет затрат
на производство к счету 20 «Основное
производство» ведется в
Основным достоинством нормативного метода является то, что он позволяет выявить отклонения от норм в затратах на производство в оперативном порядке, до совершения расходов и устанавливать их причины.
Но наравне с достоинствами
нормативный метод учета
Глава 2. Анализ затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
2.1 Анализ динамики
обобщающих показателей
Себестоимость – это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому анализ себестоимости позволит, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижение цены единицы продукции[7].
Задачами анализа
Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования трудовых, материальных и денежных ресурсов в процессе производства продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии.
Под себестоимостью
продукции (работ, услуг)
Схема анализа факторов и
показателей себестоимости
Себестоимость – текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.
Анализ себестоимости проводится по следующим основным направлениям:
Рис. 1 Схема формирования
и анализа показателей
Анализ себестоимости
может проводиться как
Рис. 2 Схема формирования и анализа факторов себестоимости
Оперативный анализ себестоимости,
проводимый ежедневно или по данным
учета за 1, 5, 10 дней, направлен на
своевременное выявление
Предварительный анализ себестоимости
конкретного продукта проводится на
первой стадии жизненного цикла товара
– на этапе проведения научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
Перспективный (прогнозный) анализ призван оценить возможное увеличение или снижение себестоимости продукции в целом и отдельных видов товаров в связи с прогнозируемыми изменениями на рынке ресурсов. Для определения изменений в общих затратах на перспективу используется метод анализа соотношения «издержки – объем – прибыль».
Основными источниками информации для проведения анализа служат данные статистической отчетности, данные бухгалтерского учета, синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы.
Алгоритм расчета влияния
объема, структуры продукции и
себестоимости единицы
Влияние структурных сдвигов
на изменение совокупной
1.Умножением
влияния структурных сдвигов
на усредненный показатель
2.Вычитанием
из размера влияния объема
и структурных сдвигов
Влияние изменения
Совокупное влияние факторов
на совокупную себестоимость определяется
суммированием объема выручки на
совокупную себестоимость и влиянием
изменения себестоимости
Анализ влияния факторов на совокупную себестоимость продукции ОАО «Пурсвязь» выявил, что совокупная себестоимость услуг возросла на 398578 рублей за счет:
1.Увеличения объема
2.Изменения себестоимости единицы продукции по группам услуг на 342929 руб.
Показатель |
Алгоритм расчета |
Расчет |
Размер влияния |
1. Плановая себестоимость |
С0 = * |
Х |
17728550 |
Себестоимость продукции при фактическом объеме, структуре и плановой себестоимости единицы продукции |
С1 = * |
Х |
17782533 |
Влияние объема и структуры продукции на себестоимость |
ΔС (Q, D) = С1- С0 |
17782533 – 17728550 |
58983 |
Влияние объема выручки продукции на совокупную себестоимость |
ΔС (Q) = ΔQ * Сср0 |
(863563 – 860860) * 20,588 |
55649 |
Влияние структуры выпуска продукции на совокупную себестоимость |
ΔС (D) = ΔD * Q1 или ΔС (D) = Δ(QD1) - ΔС (Q) |
58983 – 55649 |
3334 |
Влияние изменения себестоимости продукции по группам товаров на совокупную себестоимость |
ΔС (Сср) = ΔСср.и * Q1 |
(20,99 – 20,588) * 863563 |
342929 |
Совокупное влияние факторов |
Стр. 4 + стр. 6 |
95649 + 342929 |
985578 |
Информация о работе Анализ и пути снижения себестоимости продукции