Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 13:05, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной курсовой работы является исследование особенностей сельского хозяйства, выявление тенденций в его развитии и поддержке сельского хозяйства в РФ, а также поиск путей совершенствования данного процесса. Поставленные в работе цели определяют необходимость решения следующих задач: определение отраслевых особенностей сельского хозяйства и его роли в экономике страны; характеристика отраслевой структуры сельского хозяйства; определение инструментов государственного регулирования сельского хозяйства;
3.2 Особенности
современных методов и путей
совершенствования бюджетного финансирования
сельского хозяйства
Очевидно, что сельское хозяйство
в России, в т.ч. и в Нижегородской области
находится в затянувшемся кризисном состоянии,
за многие годы накопилось больше количество
имущественных, материальных, организационных,
технологических, кадровых и других проблем,
среди которых особо следует выделить
такую категорию, как системные проблемы.
Они находят своё выражение в сложившихся
рыночных отношениях, обуславливающих
диспаритет цен, в неправильной структуре
и организации деятельности рассматриваемой
отрасли в целом, а также в неэффективном
финансировании АПК из бюджета с целью
не допустить полного краха сельхоз производства.
Т.о., в сложившейся ситуации бюджетные
ассигнования в отрасль имеют огромное
значение, не только для её развития, но
и вообще существования, т.к. привлекательность
данного бизнеса падает, а после вступлении
России в ВТО импортная конкуренция может
просто задавить отечественного производителя,
что приведёт к полной продовольственной
зависимости страны от импортёров, нельзя
забывать, что продукты питания – это
жизненно важный ресурс для удовлетворения
человеческих потребностей, т.е. это может
стать идеальным манипулятором внешних
сил нашей страной. Очевидно, что сельское
хозяйство не в состоянии самостоятельно
справиться с накопившимися проблемами
и ущербом от них и тем более противостоять
новым угрозам, поэтому государство должно
поддерживать эту базовую отрасль, но
делать это необходимо рационально и с
упором на долгосрочную перспективу.
Прежде всего, при планировании
бюджетных ассигнований по подразделу
«сельское хозяйство» правительству необходимо
учитывать следующие факторы:
1. Поддержка отрасли должна
осуществляться комплексно, при
этом принцип «кто эффективнее
работает тот и больше получает»
здесь не работает, потому что
в первую очередь в поддержке
нуждаются самые слабые предприятия,
находящиеся на грани банкротства,
но имеющие обширные площади земель,
определённую материально-техническую
базу и кадровые ресурсы. Во-первых, таких
предприятий в настоящее время в Нижегородской
области около половины. Во-вторых, если
эти организации будут ликвидированы,
то земли, принадлежащие им, за исключением
самых привлекательных участков, будут
брошены, и чем дольше они не будут обрабатываться,
тем больше времени и ресурсов впоследствии
понадобится, чтобы восстановить их оптимальное
функциональное плодородное состояние.
2. К финансированию сельхоз
предприятий нельзя относиться также,
как к финансированию государственных
учреждений и предприятий, т.к. сельское
хозяйство – это прежде всего бизнес,
который имеет свои особенности, свой
рынок. Поэтому ассигнования должны выделяться
не с целью поддержать производство в
конкретный период времени или решения
отдельных проблем, а на стимулирование
в среднесрочной перспективе, чтобы в
долгосрочной данные государственные
инвестиции при налаживании деятельности
предприятий начали приносить реальный
доход в виде налоговых поступлений. Т.е.
с бюджетной поддержкой бизнес сам должен
организоваться в слаженную систему и
демонстрировать эффективную деятельность.
3. Т.к. сельское хозяйство
– это бизнес, то у государства нет необходимости
поддерживать крупные стабильные эффективные
предприятия, которые в состоянии самостоятельно
выжить в условиях рынка. Необходимо финансировать
наиболее слабых игроков, чтобы они смогли
выйти на рынок и укрепиться на нём. Создание
«гигантов» отрасли в данной сфере нерационально,
т.к. сельхоз продукты – это товар, который
может производиться на большей части
территории страны и необходим обществу
каждый день, следовательно, оно может
стать опорой не только для отдельных
территорий и экономик регионов, а всей
страны в целом.
4. Нет необходимости за
счёт бюджетной поддержки создать
массовую систему крестьянских,
фермерских хозяйств по примеру
США и других стран, т.к. она
не сможет с такой же эффективностью
как там работать в нашей
стране в силу российских специфических
особенностей: экономики, менталитета,
рынка, государственной власти, большой
территории. Такие небольшие организации
просто не смогут выжить в
нашей стране. Сельское хозяйство
– это такая отрасль, в которой вне
зависимости обрабатывается 100 га. или
несколько тысяч, необходима одна и та
же техника, оборудования, здания и сооружения.
Т.о. большое количество крестьянских
хозяйств приводит к дополнительным затратам.
5. Подавляющее преимущество
в производстве сельхоз продукции должно
принадлежать сельхоз организациям –
профессиональным игрокам рынка, и государство,
планируя бюджет должно создавать для
этого все необходимые условия. При такой
большой доле в совокупном продукте отрасли
личных подсобных хозяйств, спрос на продукцию
на рынке гораздо меньше своего потенциального
значения, а без спроса развитие отрасли
быть не может, и оптовые цены устанавливаются
на слишком низком уровне. В настоящее
время многие сельхоз организации Нижегородской
области испытывают реальные проблемы
со сбытом произведенной продукции, в
результате часть её просто теряет свои
товарные свойства на складах. Каждым
видом деятельности должны заниматься
профессионалы.
Для достижения наилучшего
эффекта от вложенных в сельское хозяйство
бюджетных средств необходимо в первую
очередь их рациональное, экономное и
сбалансированное распределение по конкретным
статьям, направлениям деятельности предприятий
отрасли. При этом необходимо также учитывать,
что сами организации АПК не всегда способны
объективно оценить свои возможности
и потребности в государственном финансировании.
Кроме этого большое значение при планировании
бюджета и распределении ресурсов по подразделу
«сельское хозяйство» необходимо учитывать
следующие факторы:
специфику российского бизнеса,
выражающуюся в существенной роли в экономике
теневого сектора, а именно намеренному
искажению бухгалтерской и финансовой
отчётности сельхоз предприятий в целях
получить бюджетное финансирование;
коррумпированность большинства
государственных структур и распространение
практики лоббирования интересов.
Данные обстоятельства обуславливают
необходимость при планировании бюджета
и выборе альтернативных вариантов исходить
в первую очередь из объективных показателей
потребности в бюджетном финансировании
каждой конкретной программы, направления,
отдельных предприятий и т.д., учитывать
реальные возможности получения экономического
эффекта от вложенных средств.
Можно выделить следующие приоритетные
направления при планировании расходов
областного бюджета на сельское хозяйство,
которые позволят в долгосрочной перспективе
значительно укрепиться данному сектору
экономики:
1. Перераспределение средств
из раздела «Социальная политика» в раздел
«Национальная экономика», прежде всего,
в подраздел «Сельское хозяйство», т.к.
финансирование социальной сферы напрямую
даёт результаты только в краткосрочной
перспективе и не приводит ни к какому
развитию, средства просто «проедаются»,
а обеспечение потребностей общества
через реальный сектор экономики способно
повысить уровень и качество жизни общества
значительно в долгосрочной перспективе.
2. Бюджетные ассигнования
необходимо направлять не только на финансирование
реальной деятельности сельхоз предприятий
и решение их конкретных проблем, а также
на создание инфраструктуры области, включающей
организации, предоставляющие сельхоз
технику в аренду, а также по её ремонту,
рынки сельхоз продукции и т.д. Всё это
способно решить многие структурные проблемы
АПК.
3. Средства бюджета должны
направляться не напрямую на
покрытие убытков сельхоз организаций
в случае чрезвычайных климатических
обстоятельств, а на формирование
в рамках страхового рынка
России самостоятельного института
сельхоз страхования, позволяющего
финансировать данные убытки.
4. Т.о. сельское хозяйство взаимосвязано
с большим количеством отраслей, поэтому
и решать его проблемы надо системно, учитывая
данные взаимосвязи, а не напрямую и по
отдельности.
5. Приоритетными статьями
расходов областного бюджета должны
стать не только финансирование капитальных
вложений и обслуживание кредиторской
задолженности сельхоз предприятий, а
в первую очередь ассигнования на ГСМ
и химические удобрения и средства защиты
растений и животных.
Итак, очевидно, что достичь
наилучших результатов при осуществлении
бюджетного финансировании сельского
хозяйства можно только в рамках реализации
единой системной политики государства
в данной области, как на федеральном,
так и на региональном уровне.При планировании
расходов бюджета на АПК необходимо учитывать
все особенности отрасли, её взаимосвязи
с другими отраслями, накопившиеся проблемы,
решать которые нужно комплексно в долгосрочной
перспективе, а не по отдельности в настоящее
время. Кроме этого, важно учитывать, что
сельское хозяйство – это бизнес структура,
поэтому и подход должен быть особый, стимулирующий,
а не содержательный.
Заключение.
Сельское хозяйство – это одна
из базовых, важнейших и даже государство
образующих отраслей любой страны независимо
от уровня её развития, площади и численности
населения, т.к. только оно способно обеспечить
государство и общество продуктами питания,
необходимыми для удовлетворения жизненно
важных потребностей человека. Как отрасль
экономики, вид предпринимательской и
производственной деятельности сельское
хозяйство очень специфично, т.к. процесс
экономического воспроизводства тесно
переплетается с процессом естественного
роста и развития живых организмов, а основным
производственным фактором является земля.
Организации в своей деятельности должны
учитывать все особенности отрасли, стремиться
искать баланс между ними для достижения
максимальных экономических и производственных
результатов. Однако в России на протяжении
многих лет данная отрасль находится в
кризисном состоянии и её роль в экономике
минимальна, поэтому наша страна вынуждена
импортировать продукты питания, что в
свою очередь опять приводит к росту проблем
национального производителя.
Учитывая накопленный экономический
ущерб и все проблемы, десятилетиями существующие
в сельском хозяйстве страны, становится
очевидным тот факт, что собственными
силами решить свои проблемы сельхозпроизводители
не в состоянии. Собственных источников
финансирования не хватает, т.к. для повышения
существующего низкого уровня экономической
эффективности деятельности предприятий
необходимы большие вливания в производство
финансовых ресурсов, в результате образуется
порочный круг, который только усугубляет
стагнацию в отрасли. Поэтому очевидно,
что АПК нуждается в существенной поддержке
государства и значительных объёмах внешнего
финансирования. Однако производителям
не следует рассчитывать только на помощь
со стороны, т.к. в первую очередь достичь
результатов можно лишь за счёт эффективного
использования ресурсов, а не за счёт их
количества.
Роль государства в поддержании
АПК заключается, прежде всего, в выполнении
им перераспределительной функции в экономике,
т.е. перераспределения финансовых потоков
из эффективных, растущих отраслей в слабые
и отстающие. Данный процесс осуществляется
за счёт расходов бюджетов всех уровней,
поэтому особое значение приобретает
их планирование и экономное и эффективное
использования.
Нижегородская область является
одним из лидеров по объёму произведённой
сельхоз продукции в Приволжском Федеральном
округе, во многом это обусловлено наличием
благоприятных климатических и территориальных
условий, а также государственной поддержкой
отрасли. На протяжении 13 лет из года в
год наблюдался положительный темп прироста
объёма производимой сельхоз продукции
в Нижегородской области, при этом доли
животноводства и растениеводства год
из года колеблются, а почти половина продукции
производится, не организациями, а личными
подсобными хозяйствами. Однако темп увеличения
производства существенно отстаёт от
темпов роста ВРП, т.е. экономики региона
в целом.
Правительство Нижегородской
области, осознавая, что отстающая отрасль
тормозит регион в целом, стремится поддержать
АПК и помочь ему в решении накопившихся
проблем за счёт средств областного бюджета,
это отражает общую политику государства
и структуру Федерального бюджета, которая
в значительной степени находит отражение
в региональном. При этом размер ассигнований
в рассматриваемом периоде, за исключением
кризисного и неурожайного 2010г., растёт
ежегодно быстрыми темпами, что обусловлено
общим ростом экономики и ВВП страны, т.е.
необходимостью ускорить темп роста отстающей
отрасли, чтобы разрыв между ней и лидирующими
не становился критическим, что может
усугубить диспаритет цен.
Правительство, используя перераспределение
ассигнований из областного бюджета по
различным статьям финансирования АПК,
старается удовлетворить потребности
сельхоз производителей, меняющиеся в
зависимости от общей экономической ситуации
в стране и климатических условий. Однако
при этом возникают проблемы: во-первых,
доходы бюджета также меняются в зависимости
от экономической конъюнктуры, во-вторых,
при планировании бюджета сложно учесть
все факторы, влияющие на сельское хозяйство
в течении целого года, особенно климатические
условия, что приводит к нерациональному
распределению бюджетных средств в случае
изменения какого-либо одного существенного
обстоятельства. Следует отметить, что
у правительства Нижегородской области
нет единой устойчивой политики в области
сельского хозяйства, поэтому доли отдельных
статей год из года меняются, однако очевиден
общий тренд к увеличению ассигнований
по основным статьям.
Необходимо также отметить,
что часто выделенные средства расходуются
предприятиями либо совсем не по назначению,
либо нерационально, либо возникают перекосы,
когда одна статья бюджета профинансирована
излишне, а другая недостаточно. Данные
диспропорции не способствуют развитию
АПК в области. Для этого правительству
необходимо законодательно установить
принципы финансирования сельского хозяйства
из бюджета и единую политику в данной
области хотя бы на средне срочную перспективу.
Т.к. достижение высоких экономических
и производственных результатов при поддержке
сельхоз предприятий просто выделяя средства
из областного бюджета невозможно.
Очевидно, что достичь наилучших
результатов при осуществлении бюджетного
финансировании сельского хозяйства можно
только в рамках реализации единой системной
политики государства в данной области,
как на федеральном, так и на региональном
уровне. При планировании расходов бюджета
на АПК необходимо учитывать все особенности
отрасли, её взаимосвязи с другими отраслями,
накопившиеся проблемы, решать которые
нужно комплексно в долгосрочной перспективе,
а не по отдельности в настоящее время.
Кроме этого, важно учитывать, что сельское
хозяйство – это бизнес структура, поэтому
и подход должен быть особый, стимулирующий,
а не содержательный. Кроме этого важное
значение при определении ассигнований
на поддержание сельского хозяйства имеет
понимание всей специфики отрасли, процесса
производства изнутри, т.е. обязательно
нужно обращаться к экспертам-практикам
и учёным в данной сфере.