Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей сельского хозяйства, выявление тенденций в его развитии и поддержке сельского хозяйства в РФ, а также поиск путей совершенствования данного процесса.
Поставленные в работе цели определяют необходимость решения следующих задач:
определение отраслевых особенностей сельского хозяйства и его роли в экономике страны;
характеристика отраслевой структуры сельского хозяйства;
определение инструментов государственного регулирования сельского хозяйства;

Файлы: 1 файл

работа 5,5!.docx

— 190.16 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

3.2 Особенности  современных методов и путей  совершенствования бюджетного финансирования сельского хозяйства

Очевидно, что сельское хозяйство в России, в т.ч. и в Нижегородской области находится в затянувшемся кризисном состоянии, за многие годы накопилось больше количество имущественных, материальных, организационных, технологических, кадровых и других проблем, среди которых особо следует выделить такую категорию, как системные проблемы. Они находят своё выражение в сложившихся рыночных отношениях, обуславливающих диспаритет цен, в неправильной структуре и организации деятельности рассматриваемой отрасли в целом, а также в неэффективном финансировании АПК из бюджета с целью не допустить полного краха сельхоз производства. Т.о., в сложившейся ситуации бюджетные ассигнования в отрасль имеют огромное значение, не только для её развития, но и вообще существования, т.к. привлекательность данного бизнеса падает, а после вступлении России в ВТО импортная конкуренция может просто задавить отечественного производителя, что приведёт к полной продовольственной зависимости страны от импортёров, нельзя забывать, что продукты питания – это жизненно важный ресурс для удовлетворения человеческих потребностей, т.е. это может стать идеальным манипулятором внешних сил нашей страной. Очевидно, что сельское хозяйство не в состоянии самостоятельно справиться с накопившимися проблемами и ущербом от них и тем более противостоять новым угрозам, поэтому государство должно поддерживать эту базовую отрасль, но делать это необходимо рационально и с упором на долгосрочную перспективу.

Прежде всего, при планировании бюджетных ассигнований по подразделу «сельское хозяйство» правительству необходимо учитывать следующие факторы:

1. Поддержка отрасли должна  осуществляться комплексно, при  этом принцип «кто эффективнее  работает тот и больше получает»  здесь не работает, потому что  в первую очередь в поддержке  нуждаются самые слабые предприятия, находящиеся на грани банкротства, но имеющие обширные площади земель, определённую материально-техническую базу и кадровые ресурсы. Во-первых, таких предприятий в настоящее время в Нижегородской области около половины. Во-вторых, если эти организации будут ликвидированы, то земли, принадлежащие им, за исключением самых привлекательных участков, будут брошены, и чем дольше они не будут обрабатываться, тем больше времени и ресурсов впоследствии понадобится, чтобы восстановить их оптимальное функциональное плодородное состояние.

2. К финансированию сельхоз  предприятий нельзя относиться также, как к финансированию государственных учреждений и предприятий, т.к. сельское хозяйство – это прежде всего бизнес, который имеет свои особенности, свой рынок. Поэтому ассигнования должны выделяться не с целью поддержать производство в конкретный период времени или решения отдельных проблем, а на стимулирование в среднесрочной перспективе, чтобы в долгосрочной данные государственные инвестиции при налаживании деятельности предприятий начали приносить реальный доход в виде налоговых поступлений. Т.е. с бюджетной поддержкой бизнес сам должен организоваться в слаженную систему и демонстрировать эффективную деятельность.

3. Т.к. сельское хозяйство – это бизнес, то у государства нет необходимости поддерживать крупные стабильные эффективные предприятия, которые в состоянии самостоятельно выжить в условиях рынка. Необходимо финансировать наиболее слабых игроков, чтобы они смогли выйти на рынок и укрепиться на нём. Создание «гигантов» отрасли в данной сфере нерационально, т.к. сельхоз продукты – это товар, который может производиться на большей части территории страны и необходим обществу каждый день, следовательно, оно может стать опорой не только для отдельных территорий и экономик регионов, а всей страны в целом.

4. Нет необходимости за  счёт бюджетной поддержки создать  массовую систему крестьянских, фермерских хозяйств по примеру  США и других стран, т.к. она  не сможет с такой же эффективностью  как там работать в нашей  стране в силу российских специфических  особенностей: экономики, менталитета, рынка, государственной власти, большой  территории. Такие небольшие организации  просто не смогут выжить в  нашей стране. Сельское хозяйство  – это такая отрасль, в которой вне зависимости обрабатывается 100 га. или несколько тысяч, необходима одна и та же техника, оборудования, здания и сооружения. Т.о. большое количество крестьянских хозяйств приводит к дополнительным затратам.

5. Подавляющее преимущество в производстве сельхоз продукции должно принадлежать сельхоз организациям – профессиональным игрокам рынка, и государство, планируя бюджет должно создавать для этого все необходимые условия. При такой большой доле в совокупном продукте отрасли личных подсобных хозяйств, спрос на продукцию на рынке гораздо меньше своего потенциального значения, а без спроса развитие отрасли быть не может, и оптовые цены устанавливаются на слишком низком уровне. В настоящее время многие сельхоз организации Нижегородской области испытывают реальные проблемы со сбытом произведенной продукции, в результате часть её просто теряет свои товарные свойства на складах. Каждым видом деятельности должны заниматься профессионалы.

Для достижения наилучшего эффекта от вложенных в сельское хозяйство бюджетных средств необходимо в первую очередь их рациональное, экономное и сбалансированное распределение по конкретным статьям, направлениям деятельности предприятий отрасли. При этом необходимо также учитывать, что сами организации АПК не всегда способны объективно оценить свои возможности и потребности в государственном финансировании. Кроме этого большое значение при планировании бюджета и распределении ресурсов по подразделу «сельское хозяйство» необходимо учитывать следующие факторы:

  • специфику российского бизнеса, выражающуюся в существенной роли в экономике теневого сектора, а именно намеренному искажению бухгалтерской и финансовой отчётности сельхоз предприятий в целях получить бюджетное финансирование;
  • коррумпированность большинства государственных структур и распространение практики лоббирования интересов.

Данные обстоятельства обуславливают необходимость при планировании бюджета и выборе альтернативных вариантов исходить в первую очередь из объективных показателей потребности в бюджетном финансировании каждой конкретной программы, направления, отдельных предприятий и т.д., учитывать реальные возможности получения экономического эффекта от вложенных средств.

Можно выделить следующие приоритетные направления при планировании расходов областного бюджета на сельское хозяйство, которые позволят в долгосрочной перспективе значительно укрепиться данному сектору экономики:

1. Перераспределение средств из раздела «Социальная политика» в раздел «Национальная экономика», прежде всего, в подраздел «Сельское хозяйство», т.к. финансирование социальной сферы напрямую даёт результаты только в краткосрочной перспективе и не приводит ни к какому развитию, средства просто «проедаются», а обеспечение потребностей общества через реальный сектор экономики способно повысить уровень и качество жизни общества значительно в долгосрочной перспективе.

2. Бюджетные ассигнования необходимо направлять не только на финансирование реальной деятельности сельхоз предприятий и решение их конкретных проблем, а также на создание инфраструктуры области, включающей организации, предоставляющие сельхоз технику в аренду, а также по её ремонту, рынки сельхоз продукции и т.д. Всё это способно решить многие структурные проблемы АПК.

3. Средства бюджета должны  направляться не напрямую на  покрытие убытков сельхоз организаций  в случае чрезвычайных климатических  обстоятельств, а на формирование  в рамках страхового рынка  России самостоятельного института  сельхоз страхования, позволяющего  финансировать данные убытки.

4. Т.о. сельское хозяйство взаимосвязано с большим количеством отраслей, поэтому и решать его проблемы надо системно, учитывая данные взаимосвязи, а не напрямую и по отдельности. 

5. Приоритетными статьями  расходов областного бюджета должны стать не только финансирование капитальных вложений и обслуживание кредиторской задолженности сельхоз предприятий, а в первую очередь ассигнования на ГСМ и химические удобрения и средства защиты растений и животных.

Итак, очевидно, что достичь наилучших результатов при осуществлении бюджетного финансировании сельского хозяйства можно только в рамках реализации единой системной политики государства в данной области, как на федеральном, так и на региональном уровне.При планировании расходов бюджета на АПК необходимо учитывать все особенности отрасли, её взаимосвязи с другими отраслями, накопившиеся проблемы, решать которые нужно комплексно в долгосрочной перспективе, а не по отдельности в настоящее время. Кроме этого, важно учитывать, что сельское хозяйство – это бизнес структура, поэтому и подход должен быть особый, стимулирующий, а не содержательный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Сельское хозяйство – это одна из базовых, важнейших и даже государство образующих отраслей любой страны независимо от уровня её развития, площади и численности населения, т.к. только оно способно обеспечить государство и общество продуктами питания, необходимыми для удовлетворения жизненно важных потребностей человека. Как отрасль экономики, вид предпринимательской и производственной деятельности сельское хозяйство очень специфично, т.к. процесс экономического воспроизводства тесно переплетается с процессом естественного роста и развития живых организмов, а основным производственным фактором является земля. Организации в своей деятельности должны учитывать все особенности отрасли, стремиться искать баланс между ними для достижения максимальных экономических и производственных результатов. Однако в России на протяжении многих лет данная отрасль находится в кризисном состоянии и её роль в экономике минимальна, поэтому наша страна вынуждена импортировать продукты питания, что в свою очередь опять приводит к росту проблем национального производителя.

Учитывая накопленный экономический ущерб и все проблемы, десятилетиями существующие в сельском хозяйстве страны, становится очевидным тот факт, что собственными силами решить свои проблемы сельхозпроизводители не в состоянии. Собственных источников финансирования не хватает, т.к. для повышения существующего низкого уровня экономической эффективности деятельности предприятий необходимы большие вливания в производство финансовых ресурсов, в результате образуется порочный круг, который только усугубляет стагнацию в отрасли. Поэтому очевидно, что АПК нуждается в существенной поддержке государства и значительных объёмах внешнего финансирования. Однако производителям не следует рассчитывать только на помощь со стороны, т.к. в первую очередь достичь результатов можно лишь за счёт эффективного использования ресурсов, а не за счёт их количества.

Роль государства в поддержании АПК заключается, прежде всего, в выполнении им перераспределительной функции в экономике, т.е. перераспределения финансовых потоков из эффективных, растущих отраслей в слабые и отстающие. Данный процесс осуществляется за счёт расходов бюджетов всех уровней, поэтому особое значение приобретает их планирование и экономное и эффективное использования.

Нижегородская область является одним из лидеров по объёму произведённой сельхоз продукции в Приволжском Федеральном округе, во многом это обусловлено наличием благоприятных климатических и территориальных условий, а также государственной поддержкой отрасли. На протяжении 13 лет из года в год наблюдался положительный темп прироста объёма производимой сельхоз продукции в Нижегородской области, при этом доли животноводства и растениеводства год из года колеблются, а почти половина продукции производится, не организациями, а личными подсобными хозяйствами. Однако темп увеличения производства существенно отстаёт от темпов роста ВРП, т.е. экономики региона в целом.

Правительство Нижегородской области, осознавая, что отстающая отрасль тормозит регион в целом, стремится поддержать АПК и помочь ему в решении накопившихся проблем за счёт средств областного бюджета, это отражает общую политику государства и структуру Федерального бюджета, которая в значительной степени находит отражение в региональном. При этом размер ассигнований в рассматриваемом периоде, за исключением кризисного и неурожайного 2010г., растёт ежегодно быстрыми темпами, что обусловлено общим ростом экономики и ВВП страны, т.е. необходимостью ускорить темп роста отстающей отрасли, чтобы разрыв между ней и лидирующими не становился критическим, что может усугубить диспаритет цен.

Правительство, используя перераспределение ассигнований из областного бюджета по различным статьям финансирования АПК, старается удовлетворить потребности сельхоз производителей, меняющиеся в зависимости от общей экономической ситуации в стране и климатических условий. Однако при этом возникают проблемы: во-первых, доходы бюджета также меняются в зависимости от экономической конъюнктуры, во-вторых, при планировании бюджета сложно учесть все факторы, влияющие на сельское хозяйство в течении целого года, особенно климатические условия, что приводит к нерациональному распределению бюджетных средств в случае изменения какого-либо одного существенного обстоятельства. Следует отметить, что у правительства Нижегородской области нет единой устойчивой политики в области сельского хозяйства, поэтому доли отдельных статей год из года меняются, однако очевиден общий тренд к увеличению ассигнований по основным статьям.

Необходимо также отметить, что часто выделенные средства расходуются предприятиями либо совсем не по назначению, либо нерационально, либо возникают перекосы, когда одна статья бюджета профинансирована излишне, а другая недостаточно. Данные диспропорции не способствуют развитию АПК в области. Для этого правительству необходимо законодательно установить принципы финансирования сельского хозяйства из бюджета и единую политику в данной области хотя бы на средне срочную перспективу. Т.к. достижение высоких экономических и производственных результатов при поддержке сельхоз предприятий просто выделяя средства из областного бюджета невозможно.

Очевидно, что достичь наилучших результатов при осуществлении бюджетного финансировании сельского хозяйства можно только в рамках реализации единой системной политики государства в данной области, как на федеральном, так и на региональном уровне. При планировании расходов бюджета на АПК необходимо учитывать все особенности отрасли, её взаимосвязи с другими отраслями, накопившиеся проблемы, решать которые нужно комплексно в долгосрочной перспективе, а не по отдельности в настоящее время. Кроме этого, важно учитывать, что сельское хозяйство – это бизнес структура, поэтому и подход должен быть особый, стимулирующий, а не содержательный. Кроме этого важное значение при определении ассигнований на поддержание сельского хозяйства имеет понимание всей специфики отрасли, процесса производства изнутри, т.е. обязательно нужно обращаться к экспертам-практикам и учёным в данной сфере.

Информация о работе Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития