В последние 20 лет в сельском
хозяйстве наблюдается устойчивая тенденция
к росту из года в год, так, например, в
1999г. общий объём продукции составлял
586 триллионов рублей, а в 2009г. уже 2516, т.е.
за 10 лет он вырос на 330%. Однако при этом
доля производства сельхоз продукции
в ВВП страны менялась в противоположную
сторону, т.е. ВВП в рассматриваемый период
времени год из года увеличивался, а доля
сельского хозяйства в нём также стремительно
сокращалась. В результате с 1995г. по 2010г.
доля сельского хозяйства в ВВП России
сократилась на 8,83% и составила по итогам
2010г. всего лишь 5,44%. С одной стороны данные
показатели свидетельствуют об улучшении
ситуации АПК страны и постепенном
выходе его из кризиса, однако с другой
стороны очевидно отставание развития
отрасли от темпов экономического роста
страны в целом.
Теперь рассмотрим структуру
объёма производимой в Российской Федерации
сельхоз продукции по федеральным округам
в 2010г. Наш Приволжский федеральный округ
производит 22,87% (544728,1 млн.руб.) продукции
сельского хозяйства из общего объёма
по стране, второе место занимает Центральный
ФО – 22,28% (559251,0 млн. руб.), третье место
– Южный ФО 16,62% (406330,6 млн. руб.).
В 2010г. в Приволжском федеральном
округе больше всего сельхоз продукции
произвела Республика Татарстан - 17,7% или
99006,9 млн. руб. от общего объёма сельхоз
продукции произведённой в округе (4,05%
в продукции всей страны). Меньше всего
в округе сельхоз продукции производит
Ульяновская область 2,89% или 16174,2 млн. руб.
(0,66% в продукции всей страны). Нижегородская
область производит 6,96% или 38940,6 млн. руб.
от общего объёма сельхоз продукции произведённой
в округе (1,6% в продукции всей страны).
Рассмотрим подробнее динамику
деятельности предприятий сельского хозяйства
Нижегородской области.
Для начала определим пригодность
региона для занятия данным видом деятельности.
Разнообразие растительного и животного
мира обусловлено тем, что регион расположен
в трех природных зонах: тайги, широколиственных
лесов и степей. Вегетационный период
длится от 110-120 дней на севере до 135-140 дней
на юге области. Леса занимают около 4 млн.
га. По территории области проходит северная,
наиболее сложная граница знаменитого
русского чернозема. Площадь сельскохозяйственных
угодий области составляет 2817,5 тыс. га,
в том числе 1964,7 тыс. га пашня, это 1,5 и 1,7
процента от соответствующих показателей
России. (приложение 3) По данным
статистики на 1 января 2011 года на территории
Нижегородской области проживает 3307,6
тыс. человек, из них в сельской местности
696,4 тыс. человек. [32]
Приложение 3.
Рис.14. Структура пашни в Нижегородской
области по составу почв.
В период с 1998 по 2010гг. стоимость
валовой продукции сельского хозяйства
Нижегородской области увеличилась почти
в 7 раз (на 33 млрд. руб.) или на 562,8 % и составила
в 2010г. 38,9 млрд. руб. (1998г. - 5,9 млрд. руб.),
что соответствует общей тенденции развития
отрасли в стране и безусловно свидетельствует
о позитивной тенденции и постепенном
выходе АПК из глубокого кризиса 90-х годов
ХХ века. Однако если сравнить темпы роста
рассматриваемой отрасли и ВРП Нижегородской
области в целом, то мы увидим совершенно
обратную ситуацию. В 1999г. производство
сельхоз продукции составляло почти 18%
ВРП, т.е. регион мог считаться аграрным,
и отрасль была одной из базовых и системообразующих
в его экономике. К 2010г. ситуация полностью
изменилась и данный показатель сократился
на 11,3% пункта и составил всего 6,5%, что
однако немного выше, чем в целом по стране,
но всё равно очень мало для России как
потенциально аграрной страны и Нижегородской
области как одного из крупнейших региона
с благоприятными климатическими условиями.
На протяжении 13 лет из года
в год наблюдался положительный темп прироста
объёма производимой сельхоз продукции,
однако он существенно отставал от темпа
прироста ВРП, но в 2008г. даже обогнал его.
В период кризиса, в 2009г. темп прироста
рассматриваемых показателей впервые
с 1998г. был отрицательным (-10,6 и 7%% соответственно),
и в 2010г. объёмы производства АПК даже
относительно предыдущего отрицательного
года продолжили снижаться (-3,5%), а ВРП
опять перешёл в фазу роста (+9,7%). Данный
факт объясняется крайне неблагоприятными
климатическими условиями для сельского
хозяйства в 2010г. (аномальной засухой и
лесными пожарами), которые привели к гибели
значительной части культур растениеводства
и падежу скота. Однако в 2011г. данного негативного
фактора не было и предприятиям удалось
увеличить объёмы производства и выйти
на докризисный уровень 2008г. Так за
январь-сентябрь производство сельхоз
продукции увеличилось на 23,6% по сравнению
с предыдущим годом.
В рассматриваемом периоде
доли продукции животноводства и растениеводства
в общем объёме продукции сельского хозяйства
колеблются с периодическом преобладанием
то одной то другой подотрасли, т.е. эти
направления в Нижегородской области
практически равнозначны. (приложение
12) Однако в 2010г. животноводство демонстрирует
положительный темп роста относительно
предыдущего года на 17%, а растениеводство
отрицательный (-23%). Т.о. существенное сокращение
общего объёма продукции АПК в Нижегородской
области произошло только за счёт неурожая
в растениеводстве.
В животноводстве основным
направлением является производство скота
и птицы (в живом весе), выручка от реализации
которого составляет 41,0% (-5,0 процентных
пунктов относительно 2009г.). Удельный вес
выручки от реализации молока – 37,1% (7,5
процентных пункта), от яйца – 20,8% (-1,9 процентных
пункта). [32]
В растениеводстве основным
является производство зерна, удельный
вес которого в выручке растениеводства
занимает 48,5% (-7,2 процентных пункта относительно
2009г.), картофель – 21,8% (+3,0), овощи защищенного
грунта занимают 12,6% (+2,6), сахарная свекла
– 3,8% (+0,5 процентных пункта). [32]
В 2010г. наибольший объем производства
сельскохозяйственной продукции сосредоточен
в сельскохозяйственных организациях
– 51,5%, что на 3,5% больше 2005 года. В 2,1 раза
увеличился удельный вес производства
продукции в крестьянских (фермерских)
хозяйствах и составил 2,7% (против 1,3%). Значительная
доля сельхоз продукции в Нижегородской
области производится личными подсобными
хозяйствами – 45,8%, однако при сопоставлении
с 2005г. видно, что тенденция отрицательная:
произошло уменьшение на 4,9%.
По состоянию на 2010г. в Нижегородской
области зарегистрировано 3365 крестьянских
(фермерских) хозяйств и индивидуальных
предпринимателей с общей земельной площадью
99,3 тыс. га. Средний размер земельного
участка составляет 29,5 га на одно хозяйство.
Насчитывается 543 тысячи личных подсобных
хозяйств граждан, которыми производится
72,0% картофеля (в 2009 году 54,9%), 91,8% овощей
(89,4%). В области зарегистрировано 642 сельхоз
организации, из них: открытые акционерные
общества – 58 (9%); закрытые акционерные
общества – 28 (4,36%); общества с ограниченной
ответственностью – 307 (47,8%); сельскохозяйственные
производственные кооперативы – 217 (33,5);
государственные унитарные предприятия
– 4 (0,6%); прочие организации – 28 единиц
(4,4%). [32]
На основании анализа сельскохозяйственных
организаций по видам деятельности следует,
что производство молока осуществляется
в 379 хозяйствах, выращивание крупного
рогатого скота на мясо – в 400, свиноводством
– в 53, птицеводством – в 11 организациях.
Производством продукции растениеводства
занимается 561 хозяйство, из них зерном
– 497, картофелем – 101, овощами открытого
грунта – 21 организация. [32]
2.2 Государственное
регулирование сельского хозяйства.
Осознавая важность сельского
хозяйства для экономики страны, её социального
благополучия, внутренней и внешней безопасности
и независимости, государство старается
по возможности поддержать отстающую
отрасль, чтобы не только сохранить её,
но и создать определённую базу для будущего
роста. Во многом благодаря этому АПК России
смог преодолеть тяжелейший внутренний
кризис 90-х гг. ХХв., и в настоящее время
не просто прекратился спад, но и появилась
небольшая позитивная тенденция к росту.
Поэтому важность государственной поддержки
для сельского хозяйства страны, в т.ч.
и Нижегородской области, очень высока,
т.к. решить многочисленные проблемы в
экономике страны, особенно проблему с
огромным диспаритетом цен относительно
промышленности и значительной импортной
конкуренцией, сельхоз предприятия самостоятельно
в настоящее время решить не могут, у них
просто нет достаточного запаса финансовой
прочности из-за низкой эффективности
деятельности. Следует отметить, что бюджетная
классификация РФ, а следовательно, и бюджет
РФ и субъектов, в разделе «Национальная
экономика» (код 04) содержит подраздел
«Сельское хозяйство и рыболовство» (код
05).
Государственная поддержка
организаций агропромышленного комплекса
в Нижегородской области осуществляется
посредством предоставления субсидий
из областного и федерального бюджетов,
сумма которых определяется при планировании
и принятии бюджетов соответствующих
уровней, исходя из политики государства
по данному направлению.
Для анализа состава и структуры
расходов бюджета Нижегородской области
по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство»
воспользуемся Законами Нижегородской
области об областном бюджете на 2005-2012г.,
принятыми Законодательным Собранием
области.
В период с 2005 по 2011г. совокупная
сумма расходов бюджета области увеличивается
на 62942617,7 тыс. руб. или на 247% (с 25 479,7 до 88 422,3
млн. руб. соответственно). При этом доля
затрат по разделу «Национальная экономика»
в 2011г. составила около 13% (сокращение с
2005г. на 3%). Расходы на подраздел «Сельское
хозяйство» увеличились на 200% (1865 млн.
руб.) и составили 2 797 183,3 тыс. руб. (2005г.
– 932 млн. руб.), что равно 24,5% от раздела
и 3,16% от совокупных расходов бюджета.
Относительно 2005г. первый показатель сократился
на 0,5%, а второй увеличился на 1,6%. Т.о.
абсолютные значения рассматриваемых
показателей в период с 2005 по 2011г. существенно
возросли на фоне общего роста экономики
страны, увеличения ВВП, ВРП, а следовательно
и сумм собираемых налогов, т.е. роста доходов
бюджета, однако структура расходов по
данным статьям бюджетной классификации
изменилась незначительна, что обусловлено
преемственностью бюджетной политики
государства и стабильному вниманию со
стороны правительства к АПК.
Необходимо отметить, что субсидирование
сельхоз предприятий области из областного
бюджета осуществляется через главных
распорядителей бюджетных средств, которыми
являются: Комитет государственного ветеринарного
надзора, Государственная инспекция по
надзору за техническим состоянием самоходных
машин и других видов техники, Министерство
сельского хозяйства и продовольственных
ресурсов
В 2011г. Комитету государственного
ветеринарного надзора Нижегородской
обл. было выделено 349,9 млн. руб., что на
172% (221,4 млн.руб.) больше, чем в 2005г., при
этом вся выделяемая ему сумма полностью
направляется на поддержание сельского
хозяйства. Аналогичным образом расходуются
и средства, выделенные Государственной
инспекции по надзору за техническим состоянием
самоходных машин и других видов техники,
49898 тыс. руб., что на 102% (25256,5 тыс. руб.) больше,
чем в 2005г. Минсельхозу было выделено средств
на 191% (1707,8 млн.руб.), чем в 2005г. (2601,4 и 893,6
млн. руб. соответственно). При этом данная
сумма в 2011г. составила 95% расходов по разделу
«Национальная экономика» и 91% в общих
затратах министерства (прирост относительно
2005г. 5,11 и 4,29 %% соответственно). Совокупные
расходы данных министерств в 2011г. составили
99,34% общих расходов бюджета по подразделу
«Сельское хозяйство», а в 2005г. – 100%.
Прошедший мировой финансовый
кризис 2008-2010гг. нанёс серьёзный удар по
экономикам всех стран мира, не стала исключением
и Россия. В т.ч. особенно пострадала одна
из наиболее нестабильных и слабых отраслей
– сельское хозяйство. Кроме этого в 2010г.
на большей части территории страны стояло
необычайно жаркое и засушливое лето,
и было множество лесных пожаров, что привело
к порче и гибели многих посаженных сельхоз
культур и падежу скота. Т.е. в данный период
времени роль государственной поддержки
для предприятий сельского хозяйство
многократно возросла. В 2009г. по сравнению
с 2008г. расходы бюджета на поддержку АПК
увеличились на 59% (с 1 799 до 2 866 млн. руб.),
и соответственно их доля в разделе «Национальная
экономика» также выросла на 3%. Однако
в 2010г., не смотря на антикризисные программы
правительства РФ, негативные явления
в экономике страны только усилились,
а большая часть резервных фондов уже
была потрачена. Спад продолжился, что
в свою очередь привело к ещё большему
уменьшению доходов бюджетов различных
уровней, следствием чего стало вынужденное
сокращение расходов бюджетов по разделу
«Национальная экономика» и перераспределение
данных средств в приоритетный раздел
«Социальная политика», т.е. социальная
ориентированность бюджета ещё больше
возросла.
В 2010г. расходы областного бюджета
сократились по сравнению с предыдущим
годом на 30,7% (31698,6 млн. руб.), но, осознавая
всю тяжесть ситуации, в которой оказались
сельхоз производители, структура раздела
«Национальная экономика» (при сокращении
средств по нему на 61%) существенно изменилась
в пользу ассигнований на сельское хозяйство,
которые, хотя и сократились на 21%, стали
составлять в нём 32% (прирост около 16%).
При этом ведомственная структура расходов
изменилась следующим образом: Комитет
ветеринарного надзора получил средств
бюджета по сравнению с 2009г. на 86766 тыс.
руб. (298144 тыс. руб.) меньше (22,5%), Инспекции
по надзору за техническим состоянием
самоходных машин было выделено средств
на 11399 тыс. руб. (42825 тыс. руб.) меньше (21%),
Минсельхоз также получил в своё распоряжение
средств меньше на 21% - 2224309 тыс. руб.,
однако доля его ассигнований в структуре
совокупных расходов на сельское хозяйство
возросла на 3,3%.
В 2011г. экономика страны практически
полностью восстановилась после кризиса,
доходы бюджета стали возрастать. Ситуация
в АПК тоже улучшилась, стала проявляться
явная положительная динамика, однако
убытки из-за неурожая в 2010г. сельхоз предприятиям
необходимо было покрывать, а собственных
ресурсов у большинства организаций не
было. Поэтому, чтобы отрасль опять не
перешла к резкому падению и сокращению
сельхоз производителей, в бюджетах всех
уровней было предусмотрено существенное
увеличение ассигнований для АПК. Кроме
этого, поддержка оказывалась также путём
предоставления льготных кредитов с государственным
участием через «Россельхозбанк», а также
в форме компенсационных выплат сельхоз
организациям за падёж скота и гибель
посаженных культур. Поэтому в 2011г. по
сравнению с 2010г. объём ассигнований по
подразделу «сельское хозяйство» увеличился
на 27% и составил 2 797 млн. руб., однако их
доля в разделе «Национальная экономика»
сократилась на 8%, но продолжает оставаться
на 11% выше докризисного уровня, что свидетельствует
о сохранении государством повышенного
внимания к АПК.
В бюджете Нижегородской области
на 2012г. правительство запланировало увеличение
расходов бюджета на 17% (15 048,8 млн. руб.),
ассигнования по разделу «Национальная
экономика» увеличиваются почти на 11%
(1 254,9 млн. руб.), при этом доля сельского
хозяйства в них уменьшается на 1,7% и возрастает
на 3,6% соответственно. В целом средства
на поддержку сельхоз производителей
увеличены на 15% (420 млн. руб.) и составят
3 217,3 млн. руб. На рассматриваемых нами
трёх основных распорядителей бюджетных
средств приходится, как и в 2011г., 99,34% суммарных
ассигнований на АПК. Комитету ветеринарного
надзора выделяется средств на 6% больше
– 372,3 млн. руб. и это составляет 11,7% общих
расходов бюджета на сельское хозяйство,
а Инспекции по надзору за техническим
состоянием самоходных машин меньше на
0,5% - 49,7 млн. руб. и это всего 1,55% расходов,
при этом 100% выделенных обоим ведомствам
средств предназначены на подраздел «Сельское
хозяйство». Ассигнования Минсельхозу
Нижегородской области в 2012г. увеличены
по сравнению с предыдущим годом на 15,5%
(402,3 млн. руб.) и равны 3003,7 млн. руб., что
составляет почти 94% средств, выделяемых
на поддержку АПК, т.е. основная роль в
финансировании принадлежит именно этому
ведомству. Следует также отметить, что
только 92% ассигнований Минсельхозу из
бюджета направляются на финансирование
сельского хозяйства, а остальные 8% составляют
общегосударственные расходы, т.е. административные
издержки.
Итак, очевидно, что правительство
Нижегородской области стремится поддержать
АПК и помочь ему в решении накопившихся
проблем, это отражает общую политику
государства и структуру Федерального
бюджета, которая в значительной степени
находит отражение в региональном. При
этом размер ассигнований в рассматриваемом
периоде, за исключением кризисного и
неурожайного 2010г., растёт ежегодно быстрыми
темпами, что обусловлено общим ростом
экономики и ВВП страны, т.е. необходимостью
ускорить темп роста отстающей отрасли,
чтобы разрыв между ней и лидирующими
не становился критическим, что может
усугубить диспаритет цен. В период мирового
финансового кризиса в бюджете области
наряду с увеличением приоритетного социального
направления расходования бюджетных средств,
в то время как ассигнования на национальную
экономику сокращались, доля расходов
на сельское хозяйство в них значительно
возросла, т.е. данный раздел в период спада
в экономике, также был приоритетным. Однако
необходимо отметить тот факт, что доля
средств на финансирования АПК в общих
расходах бюджета в рассматриваемом периоде
сократилась и составляет чуть больше
3%, в то время как ассигнования на социальную
сферу составляют более 21%. Это свидетельствует
о том, что бюджет Нижегородской области,
как и бюджет РФ, является социально ориентированным,
поддержке реального сектора экономике,
способного в будущем приносить государству
дополнительный доход уделяется недостаточное
внимание, т.е. деньги расходуются на решение
проблем в кратко и средне срочной перспективе,
тогда как в долгосрочной они только год
из года усугубляются, в т.ч. и в сельском
хозяйстве, являющимся самым ярким примером
нерациональной бюджетной политики государства.