Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей сельского хозяйства, выявление тенденций в его развитии и поддержке сельского хозяйства в РФ, а также поиск путей совершенствования данного процесса.
Поставленные в работе цели определяют необходимость решения следующих задач:
определение отраслевых особенностей сельского хозяйства и его роли в экономике страны;
характеристика отраслевой структуры сельского хозяйства;
определение инструментов государственного регулирования сельского хозяйства;

Файлы: 1 файл

работа 5,5!.docx

— 190.16 Кб (Скачать)

В последние 20 лет в сельском хозяйстве наблюдается устойчивая тенденция к росту из года в год, так, например, в 1999г. общий объём продукции составлял 586 триллионов рублей, а в 2009г. уже 2516, т.е. за 10 лет он вырос на 330%. Однако при этом доля производства сельхоз продукции в ВВП страны менялась в противоположную сторону, т.е. ВВП в рассматриваемый период времени год из года увеличивался, а доля сельского хозяйства в нём также стремительно сокращалась. В результате с 1995г. по 2010г. доля сельского хозяйства в ВВП России сократилась на 8,83% и составила по итогам 2010г. всего лишь 5,44%. С одной стороны данные показатели свидетельствуют об улучшении ситуации  АПК страны и постепенном выходе его из кризиса, однако с другой стороны очевидно отставание развития отрасли от темпов экономического роста страны в целом.

Теперь рассмотрим структуру объёма производимой в Российской Федерации сельхоз продукции по федеральным округам в 2010г. Наш Приволжский федеральный округ производит 22,87% (544728,1 млн.руб.) продукции сельского хозяйства из общего объёма по стране, второе место занимает Центральный ФО – 22,28% (559251,0 млн. руб.), третье место – Южный ФО 16,62% (406330,6 млн. руб.).

В 2010г. в Приволжском федеральном округе больше всего сельхоз продукции произвела Республика Татарстан - 17,7% или 99006,9 млн. руб. от общего объёма сельхоз продукции произведённой в округе (4,05% в продукции всей страны). Меньше всего в округе сельхоз продукции производит Ульяновская область 2,89% или 16174,2 млн. руб. (0,66% в продукции всей страны). Нижегородская область производит 6,96% или 38940,6 млн. руб. от общего объёма сельхоз продукции произведённой в округе (1,6% в продукции всей страны).

Рассмотрим подробнее динамику деятельности предприятий сельского хозяйства Нижегородской области.

Для начала определим пригодность региона для занятия данным видом деятельности. Разнообразие растительного и животного мира обусловлено тем, что регион расположен в трех природных зонах: тайги, широколиственных лесов и степей. Вегетационный период длится от 110-120 дней на севере до 135-140 дней на юге области. Леса занимают около 4 млн. га. По территории области проходит северная, наиболее сложная граница знаменитого русского чернозема. Площадь сельскохозяйственных угодий области составляет 2817,5 тыс. га, в том числе 1964,7 тыс. га пашня, это 1,5 и 1,7 процента от соответствующих показателей России. (приложение 3) По данным статистики на 1 января 2011 года на территории Нижегородской области проживает 3307,6 тыс. человек, из них в сельской местности 696,4 тыс. человек. [32]

Приложение 3.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.14. Структура пашни в Нижегородской области по составу почв.

В период с 1998 по 2010гг. стоимость валовой продукции сельского хозяйства Нижегородской области увеличилась почти в 7 раз (на 33 млрд. руб.) или на 562,8 % и составила в 2010г. 38,9 млрд. руб. (1998г. - 5,9 млрд. руб.), что соответствует общей тенденции развития отрасли в стране и безусловно свидетельствует о позитивной тенденции и постепенном выходе АПК из глубокого кризиса 90-х годов ХХ века. Однако если сравнить темпы роста рассматриваемой отрасли и ВРП Нижегородской области в целом, то мы увидим совершенно обратную ситуацию. В 1999г. производство сельхоз продукции составляло почти 18% ВРП, т.е. регион мог считаться аграрным, и отрасль была одной из базовых и системообразующих в его экономике. К 2010г. ситуация полностью изменилась и данный показатель сократился на 11,3% пункта и составил всего 6,5%, что однако немного выше, чем в целом по стране, но всё равно очень мало для России как потенциально аграрной страны и Нижегородской области как одного из крупнейших региона с благоприятными климатическими условиями. 

На протяжении 13 лет из года в год наблюдался положительный темп прироста объёма производимой сельхоз продукции, однако он существенно отставал от темпа прироста ВРП, но в 2008г. даже обогнал его. В период кризиса, в 2009г. темп прироста рассматриваемых показателей впервые с 1998г. был отрицательным (-10,6 и 7%% соответственно), и в 2010г. объёмы производства АПК даже относительно предыдущего отрицательного года продолжили снижаться (-3,5%), а ВРП опять перешёл в фазу роста (+9,7%). Данный факт объясняется крайне неблагоприятными климатическими условиями для сельского хозяйства в 2010г. (аномальной засухой и лесными пожарами), которые привели к гибели значительной части культур растениеводства и падежу скота. Однако в 2011г. данного негативного фактора не было и предприятиям удалось увеличить объёмы производства и выйти на докризисный уровень 2008г.  Так за январь-сентябрь производство сельхоз продукции увеличилось на 23,6% по сравнению с предыдущим годом.

В рассматриваемом периоде доли продукции животноводства и растениеводства в общем объёме продукции сельского хозяйства колеблются с периодическом преобладанием то одной то другой подотрасли, т.е. эти направления в Нижегородской области практически равнозначны. (приложение 12) Однако в 2010г. животноводство демонстрирует положительный темп роста относительно предыдущего года на 17%, а растениеводство отрицательный (-23%). Т.о. существенное сокращение общего объёма продукции АПК в Нижегородской области произошло только за счёт неурожая в растениеводстве.

В животноводстве основным направлением является производство скота и птицы (в живом весе), выручка от реализации которого составляет 41,0% (-5,0 процентных пунктов относительно 2009г.). Удельный вес выручки от реализации молока – 37,1% (7,5 процентных пункта), от яйца – 20,8% (-1,9 процентных пункта). [32]

В растениеводстве основным является производство зерна, удельный вес которого в выручке растениеводства занимает 48,5% (-7,2 процентных пункта относительно 2009г.), картофель – 21,8% (+3,0), овощи защищенного грунта занимают 12,6% (+2,6), сахарная свекла – 3,8% (+0,5 процентных пункта). [32]

В 2010г. наибольший объем производства сельскохозяйственной продукции сосредоточен в сельскохозяйственных организациях – 51,5%, что на 3,5% больше 2005 года. В 2,1 раза увеличился удельный вес производства продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах и составил 2,7% (против 1,3%). Значительная доля сельхоз продукции в Нижегородской области производится личными подсобными хозяйствами – 45,8%, однако при сопоставлении с 2005г. видно, что тенденция отрицательная: произошло уменьшение на 4,9%.

По состоянию на 2010г. в Нижегородской области зарегистрировано 3365 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей с общей земельной площадью 99,3 тыс. га. Средний размер земельного участка составляет 29,5 га на одно хозяйство. Насчитывается 543 тысячи личных подсобных хозяйств граждан, которыми производится 72,0% картофеля (в 2009 году 54,9%), 91,8% овощей (89,4%). В области зарегистрировано 642 сельхоз организации, из них: открытые акционерные общества – 58 (9%); закрытые акционерные общества – 28 (4,36%); общества с ограниченной ответственностью – 307 (47,8%); сельскохозяйственные производственные кооперативы – 217 (33,5); государственные унитарные предприятия – 4 (0,6%); прочие организации – 28 единиц (4,4%). [32]

На основании анализа сельскохозяйственных организаций по видам деятельности следует, что производство молока осуществляется в 379 хозяйствах, выращивание крупного рогатого скота на мясо – в 400, свиноводством – в 53, птицеводством – в 11 организациях. Производством продукции растениеводства занимается 561 хозяйство, из них зерном – 497, картофелем – 101, овощами открытого грунта – 21 организация. [32]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственное регулирование сельского хозяйства.

Осознавая важность сельского хозяйства для экономики страны, её социального благополучия, внутренней и внешней безопасности и независимости, государство старается по возможности поддержать отстающую отрасль, чтобы не только сохранить её, но и создать определённую базу для будущего роста. Во многом благодаря этому АПК России смог преодолеть тяжелейший внутренний кризис 90-х гг. ХХв., и в настоящее время не просто прекратился спад, но и появилась небольшая позитивная тенденция к росту. Поэтому важность государственной поддержки для сельского хозяйства страны, в т.ч. и Нижегородской области, очень высока, т.к. решить многочисленные проблемы в экономике страны, особенно проблему с огромным диспаритетом цен относительно промышленности и значительной импортной конкуренцией, сельхоз предприятия самостоятельно в настоящее время решить не могут, у них просто нет достаточного запаса финансовой прочности из-за низкой эффективности деятельности. Следует отметить, что бюджетная классификация РФ, а следовательно, и бюджет РФ и субъектов, в разделе «Национальная экономика» (код 04) содержит подраздел «Сельское хозяйство и рыболовство» (код 05).

Государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса в Нижегородской области осуществляется посредством предоставления субсидий из областного и федерального бюджетов, сумма которых определяется при планировании и принятии бюджетов соответствующих уровней, исходя из политики государства по данному направлению.

Для анализа состава и структуры расходов бюджета Нижегородской области по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» воспользуемся Законами Нижегородской области об областном бюджете на 2005-2012г., принятыми Законодательным Собранием области.

В период с 2005 по 2011г. совокупная сумма расходов бюджета области увеличивается на 62942617,7 тыс. руб. или на 247% (с 25 479,7 до 88 422,3 млн. руб. соответственно). При этом доля затрат по разделу «Национальная экономика» в 2011г. составила около 13% (сокращение с 2005г. на 3%). Расходы на подраздел «Сельское хозяйство» увеличились на 200% (1865 млн. руб.) и составили 2 797 183,3 тыс. руб. (2005г. – 932 млн. руб.), что равно 24,5% от раздела и 3,16% от совокупных расходов бюджета. Относительно 2005г. первый показатель сократился на 0,5%, а второй увеличился  на 1,6%. Т.о. абсолютные значения рассматриваемых показателей в период с 2005 по 2011г. существенно возросли на фоне общего роста экономики страны, увеличения ВВП, ВРП, а следовательно и сумм собираемых налогов, т.е. роста доходов бюджета, однако структура расходов по данным статьям бюджетной классификации изменилась незначительна, что обусловлено преемственностью бюджетной политики государства и стабильному вниманию со стороны правительства к АПК.

Необходимо отметить, что субсидирование сельхоз предприятий области из областного бюджета осуществляется через главных распорядителей бюджетных средств, которыми являются: Комитет государственного ветеринарного надзора, Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов

В 2011г. Комитету государственного ветеринарного надзора Нижегородской обл. было выделено 349,9 млн. руб., что на 172% (221,4 млн.руб.) больше, чем в 2005г., при этом вся выделяемая ему сумма полностью направляется на поддержание сельского хозяйства. Аналогичным образом расходуются и средства, выделенные  Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, 49898 тыс. руб., что на 102% (25256,5 тыс. руб.) больше, чем в 2005г. Минсельхозу было выделено средств на 191% (1707,8 млн.руб.), чем в 2005г. (2601,4 и 893,6 млн. руб. соответственно). При этом данная сумма в 2011г. составила 95% расходов по разделу «Национальная экономика» и 91% в общих затратах министерства (прирост относительно 2005г. 5,11 и 4,29 %% соответственно). Совокупные расходы данных министерств в 2011г. составили 99,34% общих расходов бюджета по подразделу «Сельское хозяйство», а в 2005г. – 100%.

Прошедший мировой финансовый кризис 2008-2010гг. нанёс серьёзный удар по экономикам всех стран мира, не стала исключением и Россия. В т.ч. особенно пострадала одна из наиболее нестабильных и слабых отраслей – сельское хозяйство. Кроме этого в 2010г. на большей части территории страны стояло необычайно жаркое и засушливое лето, и было множество лесных пожаров, что привело к порче и гибели многих посаженных сельхоз культур и падежу скота. Т.е. в данный период времени роль государственной поддержки для предприятий сельского хозяйство многократно возросла. В 2009г. по сравнению с 2008г. расходы бюджета на поддержку АПК увеличились на 59% (с 1 799 до 2 866 млн. руб.), и соответственно их доля в разделе «Национальная экономика» также выросла на 3%. Однако в 2010г., не смотря на антикризисные программы правительства РФ, негативные явления в экономике страны только усилились, а большая часть резервных фондов уже была потрачена. Спад продолжился, что в свою очередь привело к ещё большему уменьшению доходов бюджетов различных уровней, следствием чего стало вынужденное сокращение расходов бюджетов по разделу «Национальная экономика» и перераспределение данных средств в приоритетный раздел «Социальная политика», т.е. социальная ориентированность бюджета ещё больше возросла.

В 2010г. расходы областного бюджета сократились по сравнению с предыдущим годом на 30,7% (31698,6 млн. руб.), но, осознавая всю тяжесть ситуации, в которой оказались сельхоз производители, структура раздела «Национальная экономика» (при сокращении средств по нему на 61%) существенно изменилась в пользу ассигнований на сельское хозяйство, которые, хотя и сократились на 21%, стали составлять в нём 32% (прирост около 16%). При этом ведомственная структура расходов изменилась следующим образом: Комитет ветеринарного надзора получил средств бюджета по сравнению с 2009г. на 86766 тыс. руб. (298144 тыс. руб.) меньше (22,5%), Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин было выделено средств на 11399 тыс. руб. (42825 тыс. руб.) меньше (21%), Минсельхоз также  получил в своё распоряжение средств меньше на 21%  - 2224309 тыс. руб., однако доля его ассигнований в структуре совокупных расходов на сельское хозяйство возросла на 3,3%.

В 2011г. экономика страны практически полностью восстановилась после кризиса, доходы бюджета стали возрастать. Ситуация в АПК тоже улучшилась, стала проявляться явная положительная динамика, однако убытки из-за неурожая в 2010г. сельхоз предприятиям необходимо было покрывать, а собственных ресурсов у большинства организаций не было. Поэтому, чтобы отрасль опять не перешла к резкому падению и сокращению сельхоз производителей, в бюджетах всех уровней было предусмотрено существенное увеличение ассигнований для АПК. Кроме этого, поддержка оказывалась также путём предоставления льготных кредитов с государственным участием через «Россельхозбанк», а также в форме компенсационных выплат сельхоз организациям за падёж скота и гибель посаженных культур. Поэтому в 2011г. по сравнению с 2010г. объём ассигнований по подразделу «сельское хозяйство» увеличился на 27% и составил 2 797 млн. руб., однако их доля в разделе «Национальная экономика» сократилась на 8%, но продолжает оставаться на 11% выше докризисного уровня, что свидетельствует о сохранении государством повышенного внимания к АПК.

В бюджете Нижегородской области на 2012г. правительство запланировало увеличение расходов бюджета на 17% (15 048,8 млн. руб.), ассигнования по разделу «Национальная экономика» увеличиваются почти на 11% (1 254,9 млн. руб.), при этом доля сельского хозяйства в них уменьшается на 1,7% и возрастает на 3,6% соответственно. В целом средства на поддержку сельхоз производителей увеличены на 15% (420 млн. руб.) и составят 3 217,3 млн. руб. На рассматриваемых нами трёх основных распорядителей бюджетных средств приходится, как и в 2011г., 99,34% суммарных ассигнований на АПК. Комитету ветеринарного надзора выделяется средств на 6% больше – 372,3 млн. руб. и это составляет 11,7% общих расходов бюджета на сельское хозяйство, а Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин меньше на 0,5% - 49,7 млн. руб. и это всего 1,55% расходов, при этом 100% выделенных обоим ведомствам средств предназначены на подраздел «Сельское хозяйство». Ассигнования Минсельхозу Нижегородской области в 2012г. увеличены по сравнению с предыдущим годом на 15,5% (402,3 млн. руб.) и равны 3003,7 млн. руб., что составляет почти 94% средств, выделяемых на поддержку АПК, т.е. основная роль в финансировании принадлежит именно этому ведомству. Следует также отметить, что только 92% ассигнований Минсельхозу из бюджета направляются на финансирование сельского хозяйства, а остальные 8% составляют общегосударственные расходы, т.е. административные издержки.

Итак, очевидно, что правительство Нижегородской области стремится поддержать АПК и помочь ему в решении накопившихся проблем, это отражает общую политику государства и структуру Федерального бюджета, которая в значительной степени находит отражение в региональном. При этом размер ассигнований в рассматриваемом периоде, за исключением кризисного и неурожайного 2010г., растёт ежегодно быстрыми темпами, что обусловлено общим ростом экономики и ВВП страны, т.е. необходимостью ускорить темп роста отстающей отрасли, чтобы разрыв между ней и лидирующими не становился критическим, что может усугубить диспаритет цен. В период мирового финансового кризиса в бюджете области наряду с увеличением приоритетного социального направления расходования бюджетных средств, в то время как ассигнования на национальную экономику сокращались, доля расходов на сельское хозяйство в них значительно возросла, т.е. данный раздел в период спада в экономике, также был приоритетным. Однако необходимо отметить тот факт, что доля средств на финансирования АПК в общих расходах бюджета в рассматриваемом периоде сократилась и составляет чуть больше 3%, в то время как ассигнования на социальную сферу составляют более 21%. Это свидетельствует о том, что бюджет Нижегородской области, как и бюджет РФ, является социально ориентированным, поддержке реального сектора экономике, способного в будущем приносить государству дополнительный доход уделяется недостаточное внимание, т.е. деньги расходуются на решение проблем в кратко и средне срочной перспективе, тогда как в долгосрочной они только год из года усугубляются, в т.ч. и в сельском хозяйстве, являющимся самым ярким примером нерациональной бюджетной политики государства.

Информация о работе Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития