Следует также отметить, что
для достижения наилучшего эффекта от
произведённых из бюджета расходов, кроме
рационального и сбалансированного, обеспечивающего
устойчивое равномерное развитие реального
сектора экономики и обеспечение социальных
потребностей граждан, правительству
необходимо также целесообразно распределять
средства по конкретным статьям бюджетной
классификации, реализуя единую политику
государства в каждой конкретной сфере.
В сельском хозяйстве с данным процессом
возникают особенные трудности, поэтому
в следующем пункте рассмотрим его подробнее.
2.3 Особенности
бюджетного финансирования отрасли
в Нижегородской области
Прежде, чем переходить непосредственно
к особенностям распределения бюджетных
ассигнований по основным статьям финансирования
сельского хозяйства из бюджета Нижегородской
области, рассмотрим сначала доходы от
АПК для государства, как одной из составных
частей реального сектора экономики, наличие
которых во многом обуславливает важность
отрасли для региона и целесообразности
её поддержки в долгосрочной перспективе
в плане потенциального экономического
эффекта для области.
Следует отметить, что для сельхозпредприятий
налоговым законодательством РФ предусмотрен
специальный налоговый режим. Организации,
70% дохода которых формируется за счёт
производства и реализации сельхоз продукции,
в соответствии с главой 26 НК РФ, вместо
налога на прибыль, на имущество и НДС
уплачивают в бюджет единый сельскохозяйственный
налог (ЕСХН) по ставке 6% от налоговой базы,
которую составляют доходы от сельхоз
деятельности, уменьшенные на величину
расходов.
В период с 2005 по 2011гг. доля ЕСХН
в совокупности налоговых и неналоговых
доходов области сократилась практически
не изменилась, а в налогах на совокупный
доход сократилась почти в 2 раза, при этом
размер поступлений вырос с 2 570 тыс. руб.
до 6 243,9 тыс.руб. (+142% или 3673,9 тыс. руб.).
Т.о. роль ЕСХН в налоговых доходах бюджета
минимальна (0,01%), что объясняется убыточностью
деятельности большинства сельхоз предприятий,
в то время как налог платится из величины
прибыли, а если в отчётном периоде был
получен в чистом виде убыток, то соответственно
и налог с организации не взимается, кроме
этого она получает право из доходов в
следующем году вычесть данный убыток.
При этом можно сказать, что большинство
предприятий области имеет существенную
величину накопленных убытков, которые
зачастую покрываются путём привлечения
внешних источников финансирования, в
т.ч. при значительной поддержке государства.
Также можно отметить, что доля налоговых
поступлений в бюджет от сельхозпроизводителей
пропорциональна доле сельхоз продукции
в ВРП области.
Теперь перейдём к рассмотрению
динамики расходов бюджета Нижегородской
области непосредственно по отдельным
статьям финансирования АПК, отметим,
что всего выделяется 41 статья. Наибольший
удельный вес в совокупных ассигнованиях
в период с 2006 по 2011гг. имеют следующие
статьи:
- Капитальные вложения в сельском
хозяйстве - 764,945 тыс. руб. (27,35% от общей
суммы ассигнований) в 2011г., прирост относительно
2006г., когда доля статьи составляла 21%,
почти в 8 раз (149,788 тыс. руб. или 687%). В период
кризиса в 2010г. на фоне общего сокращения
расходной части бюджета и изменения потребностей
в финансировании сельхоз производителей
по причине засухи, доля данной статьи
составляла только 13%.
- Возмещение части затрат на
уплату процентов по кредитам, полученным
в Российских коммерческих организациях
- 538,266 тыс. руб. (19%) в 2011г., прирост по сравнению
с 2006г. на 350% (418,8 тыс. руб.) при доле в 12%.
В период кризиса расходы по данной статье
сначала почти в 2 раза в 2009г. возросли, а в 2010г. опять вернулись
на уровень 2008г. (346,189 тыс. руб.) и составили
387,129 тыс. руб. или 17,6%. Постоянство доли
расходов бюджета по данному направлению
поддержки АПК обусловлено особым значением кредитных ресурсов для
деятельности сельхоз предприятий,
большинство из которых стабильно имеют
высокий уровень задолженности, а при
неурожае он ещё и многократно возрастает.
- Финансовая поддержка за реализацию
сельскохозяйственной продукции животноводства
собственного производства - 271,6 тыс. руб.
(9,7%), изменений относительно 2006г. практически
нет (+0,98%). В 2010г. на фоне общего увеличения бюджетных ассигнований и
гибели урожая большинства сельхоз
культур, государство увеличило финансирование
по данному направлению до 26,5% в совокупных
расходах. Кроме этого 2009 и 2010гг. характеризуются
резким ростом средств по данной статье
относительно 2008г. (в 2,76 и 3,35 раза соответственно).
Это объясняется резким выростом в период кризиса и без того большого диспаритета цен на сельхоз продукцию относительно товаров других отраслей, которые сельхоз производители вынуждены использовать в своей деятельности, на фоне жёсткого контроля государством в рамках социальной политики контроля за уровнем цен на продукты питания. Т.е. себестоимость сельхоз продукции возросла, объёмы её производства сократились при увеличении спроса, а цены оставались практически неизменными. Поэтому чтобы покрыть убытки организаций АПК, государство субсидировало производство и реализацию продукции.
- Финансовая помощь по приобретению
ГСМ - 261,5 тыс. руб. (9,3%), прирост относительно
2006г. более чем в 5,5 раз (214,6 тыс. руб.). Следует
отметить, что сельхоз производство является
очень топливо и энергоёмким, т.к. связано
с использованием в природных условиях
большого количества специальной техники,
поэтому рост цен на топливо всегда воспринимается
данными организациями очень «болезненно».
Однако, не смотря на это, правительство области в период кризиса отказалось от финансирования по данной статье.
- Возмещение части затрат на
оплату первоначального взноса при получении
техники по лизингу - 210,6 тыс. руб. (7,5%), прирост
274,6 % (154,4 тыс. руб.). Т.к. износ техники в
сельхоз производстве повышенный, а амортизация
ускоренная в силу специфики отрасли,
то одним из самых реальных и доступных и популярных в последнее время среди
сельхоз производителей способов обновления
и модернизации собственных основных
средств является лизинг, поэтому в бюджете
была специально выделена данная статья,
как один из способов финансирования АПК. В кризисный
для отрасли 2010г. спрос среди сельхоз
организаций на технику и услуги лизинга был невелик, поэтому правительство практически полностью отказалось от финансирования данной статьи (её доля составляла 0,3%, уменьшение по сравнению с 2009г. на 192 тыс. руб.), перераспределив ресурсы на более приоритетные направления.
- Финансовая поддержка по приобретению
средств химизации – представить современное
сельхоз производство без удобрений и
средств химической защиты растений
и животных практически невозможно, поэтому
данная статья также является одной из
базовых, по которой стабильно предусматривается
большое финансирование. В 2011г. из бюджета
было выделено 171,6 тыс. руб. (6%). При этом
в экономике страны также наблюдается
в последние годы рост диспаритета цен между сельхоз продукцией и продуктами химической промышленности, поэтому с 2006г. финансирование было увеличено на 686,9%. При этом в 2009г. ассигнования по данной статье возросли в 3,7 раза, т.к. государство надеялось поддержать сельское хозяйство посредством помощи в наращивании объёмов засаженных площадей и увеличении урожайности культур, чтобы предприятия смогли собрать большой урожай и реализовать его и таким образом пережить кризис. Однако данное решение не привело к ожидаемому результату, и поэтому в 2010г. ассигнования были уменьшены в 4 раза.
- Агрохиммелиорация - 98,4 тыс. руб. (3,5%), прирост 61,7 тыс. руб.
- Финансовая поддержка развития
племенного дела в животноводстве - 80,97
тыс. руб. (2,9%), увеличение на 148% (48,4 тыс.
руб.). В 2009г. доля данной статьи была увеличена
до 14%, а в 2010г. уменьшена до 4%.
- Возмещение части страховых
платежей – изменения относительно 2006г.
составили всего 2%, финансирование осуществляется
относительно стабильно, в 2011г. выделено
43,4 тыс. руб. (1,5%).
- Субсидии на комбикорма – 38,7 млн.руб. (1,4%), ассигнования в рассматриваемом периоде кроме 2011г. также выделялись в 2007г. в сумме 24,9 млн. руб.
- Формирование региональных
продовольственных фондов - 37,314 млн. руб.
(1,3%), прирост 35,719 млн. руб. (2238,5 %), т.е. в
2011г. по данной статье впервые была выделена
такая значительная сумма, до 2008г. внимания
этому направлению уделялась крайне мало.
- Финансовая поддержка за реализацию
сельскохозяйственной продукции растениеводства
собственного производства - 31,2 млн. руб.
(1,1%), увеличение на 45,5%.
- Кадровое обеспечение - 29,7 млн.
руб. (1%), прирост 188,8% (19,4 млн. руб.), в 2009г.
по данной статье было выделено 47 млн.
руб. (1,6%), что объясняется параллельной
реализацией правительством в период
кризиса социальной программы по трудоустройству
граждан, потерявших работу в городе в
сельской местности и обучению их сельхоз
профессиям. Однако как показала практика
данная программа не стала такой популярной
как ожидалось и не смогла существенно
исправить ситуацию на рынке труда во время общего
экономического спада, поэтому в 2010г. размер
ассигнований был сокращён до 23 млн. руб.
Следует отметить, что АПК нижегородской
области финансируется не только из областного
бюджета, а также и из федерального. В период
с 2006 по 2011г. ассигнования из федерального
бюджета увеличились на 128% (675,67 млн. руб.),
а соотношение федерального и регионального
бюджетов в совокупном объёме выделенных
средств изменилось с 34% и 65% на 30% и 70%, т.е.
осталось практически такое же. Основными
статьями в 2011г., по которым осуществляется
финансирование являются: субсидии по
инвестиционным кредитам - 258084,9 тыс. руб.
(21,5%), компенсация части затрат на приобретение
средств химизации - 215269,6 тыс. руб. (17,9%),
возмещение части затрат на комбикорма
- 127103,1 тыс. руб. (10,7%). Т.о. из бюджета Нижегородской
области уменьшено финансирование по
тем статьям, на которые существенные
ассигнования предусмотрены в федеральном
бюджете.
Т.о. правительство, используя
перераспределение ассигнований из областного
бюджета по различным статьям финансирования
АПК, старается удовлетворить потребности
сельхоз производителей, меняющиеся в
зависимости от общей экономической ситуации
в стране и климатических условий, и реализовывать
единую политику по поддержанию уязвимой
отрасли.
В целом можно
сделать вывод, что динамика в сельском
хозяйстве Нижегородской области на протяжении
последних 10-15 лет положительная, кроме
того регион является одним из передовых
по объёму производства сельхоз продукции
в России. Однако если сравнить темп роста
АПК и ВРП области в целом, то мы увидим
противоположную картину, доля отрасли
в совокупном продукте резко сокращается,
что свидетельствует о её отставании от
региональной экономики в целом. Правительство
области, осознавая, что отстающая отрасль
тормозит регион в целом, стремится поддерживать
сельхоз производителей за счёт средств
областного бюджета, расходы по данному
подразделу увеличиваются год из года,
кроме того из федерального бюджета на
поддержку АПК в области выделяются немалые
средства. В период кризиса сельское хозяйство
наряду с социальной политикой было приоритетным
направлением при распределении ассигнований
из бюджета, что во многом помогло отрасли
пережить общий спад экономики. Сильный
ущерб АПК нанёс крайне климатически
неблагоприятный 2010г., который сопровождался
также сокращением бюджетного финансирования
из-за уменьшения резервных фондов и доходов
бюджета. Однако к концу 2011г. сельское
хозяйство в Нижегородской области практически
полностью восстановилось после кризиса
и удара стихии и вышло на докризисный
уровень по производству. Следует также
отметить, что у правительства области
нет единой выработанной программы финансирования
сельхоз производителей, позволяющей
их стимулировать и достигать максимального
экономического эффекта. Часто выделенные
средства расходуются либо совсем не по
назначению, либо нерационально, либо
возникают перекосы, когда одна статья
бюджета профинансирована излишне, а другая
недостаточно. Данные диспропорции не
способствуют развитию АПК в области.
Для этого правительству необходимо законодательно
установить принципы финансирования сельского
хозяйства из бюджета и единую программу,
хотя бы на среднесрочную перспективу.
Глава 3. Методы и пути совершенствования
бюджетного финансирования сельского
хозяйства
3.1 Характеристика
областных целевых программ и
финансового контроля АПК Нижегородской
области
При финансировании АПК важное
значение имеют не просто ассигнования
на различные статьи бюджетной классификации
в подразделе «Сельское хозяйство и рыболовство»,
а проведение единой комплексной устойчивой
политики ориентированной на результат,
которая может подразделяться на отдельные
крупные блоки, имеющие особую важность
и возможность решения проблем по данным
направлениям изолированно. Из проведённого
в предыдущей главе курсовой работы анализа
динамики расходов бюджета Нижегородской
области на сельское хозяйство следует,
что единой политики по данному вопросу
у правительства нет, финансирование носит
поддерживающий характер и не решает большинства
накопившихся проблем. Однако кроме данного
распределения расходов существуют также
утвержденные правительством программы,
финансируемые из областного бюджета,
задачей которых является комплексное
решение проблем в конкретном секторе
АПК или единой проблемы, охватывающей
всю отрасль.
Всего на программы по поддержанию
АПК Нижегородской области в 2011г. было
выделено 2 097 млн. руб., что составляет 15,7%
от расходов на все областные программы,
а их более 50 штук, на 2012г. запланировано
увеличение до 2 497 млн. руб. (+19%) – 15,2%. При
этом наибольшая доля сельхоз программ
была в 2010г. – 36,6%, что обусловлено общим
снижением выделяемых на реализацию программ
средств в период кризиса по всем сферам,
однако, при сохранении приоритета за
АПК. Следует отметить, что общий объём
финансирования с 2009 по 2012г. по сельхоз
программам составил 8 745 млн. руб., 14% от
совокупных ассигнований на областные
программы (60 572 млн. руб.)
Целью областной целевой программы "Сохранение
и восстановление плодородия почв земель
сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов
в Нижегородской области" является
сохранение и рациональное использование
земель сельскохозяйственного назначения
и агроландшафтов и повышение плодородия
почв земель сельскохозяйственного назначения.
Программа предусматривает
комплекс взаимосвязанных технических,
организационных, экологических, технологических
и хозяйственных мероприятий с соответствующим
финансовым, материально-техническим,
научным и информационным обеспечением. В
период с 2009 по 2010гг. на её реализацию было
выделено 953 199 тыс. руб. При этом финансирование
осуществлялось неравномерно. Наибольшие
ассигнования были выделены в 2009г. - 345 100
тыс. руб., а наименьшие запланированы
в 2012г. -169 233 тыс. руб. (-51%). Доля расходов
по данной программе в 2012г. в сумме всех
расходов бюджета на основные программы
по сельскому хозяйству составляет 15,5%
и 1,4% от всех областных программ.
Областная целевая программа
"Эпизоотическое благополучие Нижегородской
области" направлена на обеспечение
экологической безопасности, улучшение
эпизоотической ситуации, совершенствование
организации государственной ветеринарной
службы Нижегородской области. Программой
также предусмотрено укрепление материально-технической
базы государственных учреждений ветеринарии
Нижегородской области. В рассматриваемом
периоде на неё из бюджета было выделено
74 339 тыс. руб., наибольшая сумма ассигнований
была предусмотрена в 2009г. - 45 326 тыс. руб.
Наибольшее финансирование
АПК предусмотрено в рамках программы
"Развитие агропромышленного комплекса
Нижегородской области", целью которой
является: создание условий для повышения
конкурентоспособности
продукции агропромышленного комплекса
Нижегородской области и
обеспечения населения области
высококачественными продуктами питания;
создание условий для устойчивого
развития сельских территорий; создание
условий для сохранения и воспроизводства
используемых сельским хозяйством природных
ресурсов. Не смотря на то, что объёмы финансирования
данной программы в течении срока её реализации
ни раз пересматривались, особенно в кризисный
период, на 2012г. запланировано их резкое
увеличение по сравнению с предыдущим
годом на 24% (с 1 867 до 2 318 млн. руб.). Её доля
в совокупности ассигнований по трём рассматриваемым
программам составляет почти 93% и 14,12% от
всех областных программ.
Кроме рассмотренных
программ важное значение имеет реализация
Минсельхозом Нижегородской области Федерального
закона от 9 июля 2002 года № 83-ФЗ «О финансовом
оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»
и Постановления Правительства Нижегородской
области 5 ноября 2009 года № 795 «Положение
о предоставлении средств областного
бюджета на погашение реструктурированной
задолженности сельхоз товаропроизводителей
Нижегородской области перед бюджетами
всех уровней и государственными внебюджетными
фондами в 2010-2012гг.».
В данную программу было принято 460 сельскохозяйственных
товаропроизводителей Нижегородской
области. Общая сумма реструктуризированной
кредиторской задолженности по этим предприятиям
составляет 2,13 млрд. рублей, из нее сумма
основного долга - 909 млн. рублей. По состоянию
на 1 апреля 2011 года из программы было исключено
206 предприятий, за неисполнение должниками
принятых на себя обязательств в рамках
соглашения о реструктуризации долгов,
а также прекративших производственную
деятельность, а 8 сельскохозяйственных
предприятий досрочно погасили кредиторскую
задолженность. В соответствии с графиками
заключенных соглашений о реструктуризации
долгов, сельскохозяйственными товаропроизводителями
было оплачено 41 млн. рублей реструктуризированной
задолженности по основному долгу, пропорционально
списано пеней и штрафов на сумму 24 млн.
рублей. [32]