Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей сельского хозяйства, выявление тенденций в его развитии и поддержке сельского хозяйства в РФ, а также поиск путей совершенствования данного процесса.
Поставленные в работе цели определяют необходимость решения следующих задач:
определение отраслевых особенностей сельского хозяйства и его роли в экономике страны;
характеристика отраслевой структуры сельского хозяйства;
определение инструментов государственного регулирования сельского хозяйства;

Файлы: 1 файл

работа 5,5!.docx

— 190.16 Кб (Скачать)

     

    Сельское хозяйство очень специфично, т.к. процесс экономического воспроизводства тесно переплетается с процессом естественного роста и развития живых организмов. Организации в своей деятельности должны учитывать все рассмотренные нами особенности, стремиться искать баланс между ними для достижения максимальных экономических и производственных результатов. А государство обязано им помочь в этом, т.к. многие проблемы сельского хозяйство в нашей стране достигли такого уровня, что без внешнего вмешательства решить их просто невозможно. При этом следует помнить, что стране просто жизненно необходима такая отрасль, как сельское хозяйство. Однако производителям не следует чересчур рассчитывать на помощь со стороны, т.к. в первую очередь достичь результатов можно лишь за счёт эффективного использования ресурсов, а не за счёт их количества. Статистика по данной отрасли показывает, что на протяжении очень долгого периода деятельности эффективность, рентабельность и производительность сельского хозяйства в нашей стране очень низкая.

     

     

     

    1.2 Характеристика  отраслевой структуры сельского          хозяйства

    АПК России включает в себя большое количество различных предприятий по всей стране, которые можно сгруппировать в четыре основные сферы деятельности:

    1. Сельское хозяйство. 
    2. Отрасли и службы, обеспечивающие сельское хозяйство средствами производства и материальными ресурсами: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, химикатов и др.
    3. Отрасли, которые занимаются переработкой сельскохозяйственного сырья: пищевая промышленность, отрасли по первичной переработке сырья для лёгкой промышленности.
    4. Инфраструктурный блок — производства, которые занимаются заготовкой сельскохозяйственного сырья, транспортировкой, хранением, торговля потребительскими товарами, подготовка кадров для сельского хозяйства, строительство в отраслях АПК.

    По разным оценкам в состав АПК в различные периоды (в зависимости от организационно-отраслевой структуры народного хозяйства) входило до 70 различных отраслей. [20, с.15]

    Кроме этого АПК тесно взаимосвязан со следующими отраслями: биохимия (производство удобрений), химическая промышленность, лесная промышленность (производство пиломатериалов для построек, производство комбикормов для животных, производство удобрений), транспортная промышленность,  лёгкая промышленность. Следует отметить, что практически все отрасли национальной экономики прямо или косвенно участвуют в функционировании АПК.

    Ведущей отраслью АПК, безусловно, является сельское хозяйство, которое включает в себя несколько отраслей – растениеводство, животноводство , внутри которых можно выделить множество подотраслей по видам выращиваемых растений, животных, производимой продукции. [35]

    Многообразие отраслей входящий в АПК и подотрослей в сельском хозяйстве объясняется большим количеством дифференцируемых видов выпускаемой продукции для удовлетворения потребностей человека в продуктах питания. При этом проблемы, существующие в АПК, пронизывают весь комплекс и отражаются на всех без исключения отраслях, т.к. они имеют схожие производственные процессы, финансовые потоки, рыночные условия, источники финансирования деятельности, поэтому решать вопрос с государственной поддержкой и финансирование необходимо комплексно во всех структурных элементах системы, чтобы ресурсы использовались рационально, давали максимальный экономический эффект и не возникало диспропорций.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.3 Инструменты государственного регулирования сельского хозяйства.

    Объективным фактором производственной деятельности сельхоз предприятия и отрасли в целом является наличие финансовых ресурсов и капитала, т.е. источников финансирования, которые представляют собой денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию рабочих. Традиционно их принято разделять на внутренние и внешние.(приложение 2) [18, с.83] Однако в настоящее время роль бюджетного финансирования в АПК настолько велика и охватывает все сферы деятельности сельхоз предприятий, что целесообразно выделить его на ровне с собственными и заёмными ресурсами в отдельную группу, в виду того, что оно на практике реализуется в разнообразных формах и зачастую осуществляется безвозмездно и безвозвратно, либо за минимальную плату.

    Приложение 2.


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рис.3. Финансовые ресурсы предприятия. [18, с.83]

     

    Для предприятий сельского хозяйства в нашей стране в настоящее время преимущественно характерны следующие виды финансовых ресурсов: выручка от реализации выбывшего имущества, прибыль от основной деятельности, банковские кредиты и ссуды, бюджетные субсидии.

    Рентабельность сельхоз производства находится на крайне низком уровне в большинстве регионов страны, поэтому прибыль, получаемая предприятиями минимальна, чаще всего можно столкнуться, наоборот, с убытком от основной деятельности, причиной которого становится высокая себестоимость продукции, иностранная конкуренция на отечественном рынке, диспаритет цен с промышленностью. Около 30% ежегодно формируемой прибыли в сельском хозяйстве приходится на долю 300 крупнейших, успешно функционирующих предприятий.

    Важно подчеркнуть, что на долю собственных средств сельхоз предприятий в источниках финансирования деятельности приходится чаще всего менее 30% совокупных финансовых ресурсов.

    Осуществление сельхоз деятельности в нашей стране в принципе невозможно без привлечения банковских кредитов и ссуд, т.к. из-за сезонности процесса производственный цикл длится очень долго и возникает большой разрыв по времени между вложенными средствами и доходами, которые они приносят, происходит нехватка оборотного капитала. В 2000г. Правительство РФ, осознав неэффективность ежегодного прямого финансирования АПК из-за нерационального использования выделяемых средств и их разворовывания, выступает с инициативой создания ОАО «Россельхозбанк», 100% акций которого должно принадлежать государству. Миссия банка заключается в формировании единой финансово-кредитной системы в сельхоз отрасли и поддержке её производителей. Банк предлагает организациям кредиты на льготных условиях, когда государство погашает часть долга заёмщика, кроме этого в нём существует специальная система оценки клиентов с учётом особенностей отрасли, благодаря которой предприятия, которым другие банки оказывают в получении кредита из-за нестабильности финансового состояния, могут получить в нём кредит. Во многом данные обстоятельства поспособствовали увеличению числа фермерских хозяйств у нас в стране в последние годы. Т.о. Россельхозбанк это уникальный институт созданный государством для поддержки отстающей отрасли, с появлением которого финансовый потенциал сельхоз предприятий существенно увеличился, т.к. получить кредиты стало проще. [26]

    Также в рамках государственной программы, в соответствии ФЗ №193 от 8 декабря 1995 года «О сельскохозяйственной кооперации» и многочисленными методиками Минсельхоза РФ, в стране формируется система сельскохозяйственного кооперативного кредитования, через которое правительство осуществляет поддержку сельхоз производителей. Однако эффективность таких кооперативов как показывает практика не велика, объёмы выдаваемых кредитов по сравнению с банковскими очень малы. [4]

    Кроме этого предприятия АПК используют и коммерческое кредитование, которое проявляется по нескольким направлениям: государственный товарный кредит, контрактация сельскохозяйственной продукции под урожай частными фирмами топливно-энергетического комплекса, предоставление кредита перерабатывающими предприятиями, финансовыми группами, имеющими подразделения в аграрной сфере.

    Важным способом укрепления финансовой стабильности сельхоз производителей является страхование, т.к.  оно способно снизить у предприятий риски зависимости от природных условий. Страховые выплаты могут помочь покрыть убытки в неурожайные годы и при массовом падеже скота из-за болезни. Страхование может стать базой для роста финансового потенциала сельхоз организации, однако в настоящее время в нашей стране оно не развито и не пользуется популярностью, во многом это объясняется низким качеством данного вида услуг и высокими страховыми тарифами. Сельхоз организации в настоящее время пользуются услугами страховых компаний только при получении кредита, когда обязательным требованием банка является страхование предмета залога, или в целях присвоения бюджетных средств в результате мошеннической операции псевдострахования.

    Важное значение для отрасли в целом, и особенно для растениеводства, имеет лизинг, с помощью которого сельхоз предприятия зачастую приобретают комбайны, тракторы, грузовые и легковые автомобили, необходимые для осуществления посевных и уборочных работ, из-за сложности которых технический парк приходится обновлять чуть ли не ежегодно.

    Процесс финансирования деятельности предприятий АПК принципиально отличается от всех остальных отраслей в силу уникальных особенностей сельского хозяйства. Как следствие этого, в большинстве стран мира не только признана необходимость государственного регулирования отрасли, но и приняты конкретные законодательные акты, на основе которых выработаны эффективные направления, программы, обеспечивающие устойчивое развитие не только отраслей сельскохозяйственного производства, но и всех сфер деятельности и условий проживания сельского населения. [20]

    Следует отметить, что наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство с 1990г. наблюдался в 2006 - 2008 годах и явился результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", включающего три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»; «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов  на селе». Всего на финансирование мероприятий в 2006-2007 годах из федерального бюджета было выделено 47,326 млрд. руб., в т.ч. на реализацию программы «Ускоренное развитие животноводства» в Нижегородской области было привлечено 2 млрд. руб. по восьмилетним кредитам. Вследствие этого уже через год произошло существенное увеличение производства сельхоз организациями области мяса, молока и яиц. За первое полугодие 2008г. на развитие сельского хозяйства в Нижегородской области из федерального бюджета поступило финансирование в сумме 312,7 млн. руб. Софинансирование из областного бюджета составило 430,2 млн. руб. [30]

    Важно отметить, что в целях стимулирования и поддержки сельхоз отрасли в России для данных предприятий существует специальный налоговый режим, установленный Главой 26 НК РФ (ЕСХН). Он освобождает сельхоз производителей от уплаты налога на прибыль, имущество организации и НДС, заменяя их единым налогом по ставке 6%. Это самый льготный специальный налоговый режим в нашей стране. Объектом налогообложения служат доходы, уменьшенные на величину расходов. Данный способ поддержки отрасли является довольно эффективным, т.к. у организации остаётся большее количество денежных средств для развития производства, и в тоже время государство экономит бюджетные деньги на финансирование отрасли, однако и не дополучает возможных доходов бюджета, если бы налогообложение происходило по общим ставкам и правилам. [2]

    Итак, сельское хозяйство – это единственная отрасль, которая обеспечивает государство и его граждан продуктами питания – жизненно необходимыми ресурсами для удовлетворения базовых человеческих потребностей. Следовательно, АПК должен занимать центральное место в экономике страны и роль его должна быть значительна. Однако в России на протяжении многих лет данная отрасль находится в кризисном состоянии, и её роль в экономике минимальна, поэтому наша страна вынуждена импортировать продукты питания, что в свою очередь опять приводит к росту проблем национального производителя. Учитывая накопленный экономический ущерб и все проблемы, десятилетиями существующие в сельском хозяйстве страны, становится очевидным тот факт, что собственными силами решить свои проблемы сельхоз производители не в состоянии. Собственных источников финансирования не хватает, т.к. для повышения существующего низкого уровня экономической эффективности деятельности предприятий необходимы большие вливания в производство финансовых ресурсов, в результате образуется порочный круг, который только усугубляет стагнацию в отрасли. Поэтому очевидно, что АПК нуждается в существенной поддержке государства и значительных объёмах внешнего финансирования.

    Важным становится правильность выбора приоритетных направлений государственного финансирования и методов его осуществления для достижения наибольшего результата. При этом необходимо помнить о многообразие отраслей входящий в АПК и подотраслей в сельском хозяйстве, которое объясняется большим количеством дифференцируемых видов выпускаемой продукции для удовлетворения потребностей человека в продуктах питания, и осуществлять комплексную поддержку отрасли, а не отдельных её элементов и направлений, т.к. все они находятся в тесной взаимосвязи.

    Роль государства в поддержании АПК заключается прежде всего в выполнении им функции перераспределительной функции в экономике, т.е. перераспределения финансовых потоков из эффективных, растущих отраслей в слабые и отстающие. Данный процесс осуществляется за счёт расходов бюджетов всех уровней, поэтому особое значение приобретает их планирование и экономное и эффективное использования.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 2. Анализ расходов бюджета на финансирование агропромышленного комплекса (на примере Нижегородской области).

    2.1 Экономическая  характеристика сельского хозяйства  в РФ и Нижегородской области.

    Для характеристики состояния отрасли, выявления тенденций в её развитии и анализа потребностей в бюджетных ассигнованиях проанализируем статистические данные по сельскому хозяйству в Российской Федерации.

    Информация о работе Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития