Внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Экстерналии непосредственно не сказываются на экономическом положении самих загрязнителей. Производители загрязнений заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные издержки они обычно игнорируют как проблему, требующую дополнительных затрат для своего решения. Издержки по борьбе с экстерналиями вынуждены нести другие.

Оглавление

Введение………………………………………………………………........5
1. Понятие и сущность внешних эффектов…………………………………7
1.1 Понятие, виды и причины существования внешних эффектов……..7
1.2 Регулирование внешних эффектов……………………………………11
1.3 Теорема Коуза, её теоретическое значение и практическое примене-ние………………………………………………………………………13
2. Внешние эффекты и окружающая среда…………………………………17
2.1 Влияние внешних эффектов на состояние окружающей среды……17
2.2 Основные направления сдерживания отрицательных внешних эффектов………………………………………………………………….19
2.3 Проблема загрязнения окружающей среды в Республике Бела-русь………………………………………………………………………...21
3. Методы регулирования внешних эффектов в Республике Бела-русь…………………………………………………………………….….24
Заключение……………………………………………………………..…28
Список использованных источников…………………………………...30
Приложения………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Собранная курсовая44.doc

— 499.50 Кб (Скачать)
  • Основные направления экологической политики и совершенствования экономического механизма природопользования;
  • Охрана и рациональное использование природных ресурсов;
  • Безопасность химических производств и применение биотехнологий;
  • Использование и обезвреживание отходов производства и потребления.
 

    2.3 Проблема загрязнения  окружающей среды  в Республике Беларусь 

    Если  проследить состояние окружающей среды  за последние годы, то можно сказать, что в Республике Беларусь сложилась  сложная экологическая обстановка. В результате Чернобыльской аварии стали непригодны около 20% сельскохозяйственных угодий.. Кроме того, в атмосферу ежегодно выбрасывается 3 млн. т вредных веществ; усугубляют положение 45 млн.т отходов и 63 млн.куб.м сточных вод, около 20% заболеваний обусловлено ухудшающимися условиями окружающей среды, а в некоторых районах и более.

    По  данным  Министерства  природных  ресурсов и  охраны  окружающей  среды  Республики  Беларусь,  полученным  на  основе мониторинга  атмосферного воздуха, в III квартале 2010 г. состояние воздушного бассейна  в большинстве  контролируемых  городов  оценивалось  как  стабильно хорошее только  в третьей декаде августа и сентябре. Крайне неблагоприятные метеоусловия,  сложившиеся  в  летние  месяцы (особенно  в  период  с 12 июля по 18 августа), способствовали накоплению загрязняющих веществ в приземном слое воздуха. В  Гомеле,  Мозыре,  Речице,  Жлобине,  Светлогорске  и  Новогрудке отмечено  увеличение  уровня  загрязнения  воздуха  твердыми  частицами.  В  периоды  без  осадков  в  большинстве  контролируемых  городов  Гомельской области  максимальные  концентрации  твердых  частиц  в 2-3,7 раза  превысили предельно допустимые концентрации. В Могилеве по-прежнему наблюдалось увеличение содержания в воздухе диоксида  азота,  максимальные  концентрации которого  в 2,2 раза  превышали норматив качества. Преобладание длительного периода с аномально высокими температурами и низкой  относительной  влажностью  обусловило  существенный  рост  уровня загрязнения  воздуха  формальдегидом.  Повышенная  загрязненность  воздуха формальдегидом  отмечена  в  Бресте,  Витебске,  Гомеле,  Орше,  Пинске, Светлогорске и отдельных районах Могилева и Мозыря. Превышение нормативов качества по другим  специфическим  веществам зафиксированы,  в  основном,  в  Могилеве,  где максимальные  концентрации сероуглерода, метилового спирта,  фенола  и бензола в 1,3-1,9 раза  превышали предельно допустимые концентрации (см. Приложение А,Б).

    По  данным  сети  мониторинга  поверхностных  вод, проводимого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, в III квартале 2010 г. общее количество зафиксированных превышений  предельно  допустимых  концентраций  по  сумме  ингредиентов  и  показателей  составило 6,7% от  общего  числа  определений.  В  структуре показателя превышений предельно допустимой концентрации для бассейна реки Западного  Буга  примерно  равную  долю  составили  биогенные  вещества (соединения  азота  и  фосфора)  и  соединения  металлов (железа  общего,  меди, марганца  и  цинка).  Для  бассейнов  рек Западной  Двины  и  Припяти  основную долю  составили  соединения  металлов,  для  бассейнов  рек  Немана  и Днепра – биогенные вещества (см. Приложение В,Г).

    Изменилась  и структура заболеваний в  сторону увеличения гепатита, легочных и онкологических заболеваний, вызванных некачественной питьевой водой, продуктами питания и грязным воздухом, радиационным загрязнением почв и атмосферы. Детская смертность превышает в 3-5 раз этот показатель в развитых странах. Доля же национального дохода, затрачиваемая на здравоохранение, в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах.

    Основными причинами этих явлений стали  непродуманный процесс индустриализации советской экономики, государственная политика эксплуатации природных ресурсов, сам способ организации производства, подорвавший заинтересованность в экономике и ее эффективности. В последнее время к этому добавилось разрушение хозяйственных связей, использование низкокачественного сырья и топлива, нарушение технологических режимов и недостаточное финансирование воспроизводства окружающей среды.

    Под воздействием экологических изменений снижается продуктивность многих отраслей, ускоряется физический износ средств  производства, замедляется ресурсооборот, следовательно, падает эффективность затрат живого труда, все большая часть национального дохода вынуждена отвлекаться на предотвращение деградации природной среды. И напротив, повышение ее качества ускоряет ход воспроизводственных процессов, увеличивает степень производительного потребления производственных ресурсов, обеспечивает снижение удельных затрат совокупного труда, способствует рациональному использованию капитальных вложений с точки зрения их ориентации на ускорение НТП и более полное удовлетворение потребностей членов общества.

    Таким образом, состояние природной среды  во многом обусловливает необходимость перехода от экстенсивных к интенсивным методам ведения хозяйства, основанным на ресурсообеспечении с применением средозащитных технологий.

    Переход экономики на интенсивный путь развития должен охватывать все взаимосвязанные  природные компоненты, так как под влиянием отдельных направлений НТР происходит углубление негативных изменений. Например, химизация земледелия ведет к росту урожая, но вызывает загрязнение водных ресурсов; только 10% пестицидов дают эффект, а остальные разрушают природную среду и губят здоровье человека; гальваническое производство обеспечивает защиту от коррозии, но ежегодно в стоки только по Беларуси попадает 1,5 тыс. т. тяжелых металлов, поражающих генетический аппарат человека. Поэтому общество вынуждено затрачивать все больше средств на поддержание самовосстановительного потенциала природы. Темпы роста этих затрат по Беларуси превышают общие темпы роста капитальных вложений. Однако большинство природных ресурсов остаются невоспроизводимыми.

    Все это свидетельствует о том, что  каждый воспроизводимый элемент или фактор производства должен включать экологическую составляющую, которая обеспечивает сохранение и поддержание саморегулирующей функции природы.

    Анализ  сложившейся в последнее пятилетие  в Беларуси системы платности природопользования показывает, что ее функционирование принесло определенные положительные результаты. Большинство экологических платежей – за выбросы (сбросы) загрязнений в окружающую среду, за размещение отходов, штрафы за нарушения природоохранного законодательства, компенсационные выплаты по возмещению ущерба (за исключением платежей за природные ресурсы, земельный налог и лесной доход, которые зачисляются в местные бюджеты) – составляют основной источник формирования внебюджетных природоохранных фондов всех уровней. Поступление экологических платежей во внебюджетные фонды способствовало некоторой активизации природоохранной деятельности в республике. Затраты на охрану окружающей среды отображены в Приложение Д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 3. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

    Основные  принципы государственного регулирования  окружающей среды на длительную перспективу  определяются международными и национальным законодательством, требованиями экологизации экономики и направления на разработку экономического механизма обеспечения экологически устойчивого развития.

    В 1992 г. Республика Беларусь совместно  со 178 государствами подписала на конференции ООН по окружающей среде  и развитию (Рио-де-Жанейро) ряд программных  документов, определяющих согласованную политику по обеспечению устойчивого развития.

    В 2004 г. Был ратифицирован Киотский протокол Конвенции об изменении  климата. По мнению экологов, мировой  общественности нужно приложить  все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления климата более чем на 2 градуса.

    Для того, чтобы данное соглашение имело  прочную экологическую и экономическую основу, были сформулированы три основные задачи:

  1. установить реальные сроки и показатели выбросов парниковых газов для стран-участниц;
  2. использовать гибкие рыночные механизмы, а не «обязательные схемы и меры», такие, как налог на выброс двуокиси углерода;
  3. Добиться серьезного участия развивающихся стран.

    Выполнение  первой задачи Киотского протокола  выражается в следующем:

  • установлении дифференцирования показателей ключевых промышленно развитых стран в диапазоне от 6 до 8 % ниже базовых уровней (1990 и 1995гг.) выбросов парниковых газов;
  • страны-участницы должны достигнуть установленных показателей в период с 2008 по 2012 годы, что дает им большие возможности для постепенного внедрения новых технологий при оптимальных затратах.

    Вторая  задача Киотского протокола должна выполняться на основе нового рыночного  подхода. Компании и страны отныне имеют  возможность продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов. Квоты на загрязнение становятся товаром, имеющим цену.

    Третья  задача Киотского протокола связана  с привлечением к участию развивающихся стран. Необходимо учитывать тот факт, что примерно к 2015 г. Китай станет самым крупным источником атмосферных выбросов парниковых газов, а к 2025 г. Развивающиеся страны будут в целом выбрасывать больше, чем промышленно развитый мир. Концепция осуществления совместных (развитые и развивающиеся страны) предполагает использование механизма «кредитования» выбросов.

    Государственное регулирование природопользования в РБ не ограничивается участием в международных соглашениях. Республика Беларусь одной из первых среди государств мира осуществила разработку Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) в 1997 году. С 1998 г. Национальная стратегия устойчивого развития включена в систему государственных прогнозов социально-экономического развития, согласно которым она разрабатывается один раз в 5 лет на 15-летний период.

    В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь: Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг., Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001–2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы.

    Национальная  стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. подготовлена НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь совместно со специалистами Минприроды, Минэкономики, МИДа, Минпрома, Минсельхозпрода, Минэнергетики, Минтранса, Минсвязи, Минстройархитектуры, Минздрава, Минобразования, Минтруда и соцзащиты, Минкультуры, Минжилкомхоза, Минфина, Минюста, комитетов по науке и технологиям, по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС, по земельным ресурсам, облисполкомов и Минского горисполкома, Национальной Академии Наук Беларуси, БелНИЦ «Экология», ЦНИИКИВР, Института социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, а также неправительственных организаций, привлекаемых к разработке НСУР в рамках проекта ПРООН и Минэкономики Республики Беларусь BYE 01/001 «Содействие Правительству Республики Беларусь в формировании и реализации Национальной стратегии устойчивого развития».

    В настоящее время принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.  
 

    Важнейшими  принципами экологической политики определены:

  • поддержка целостности экологических систем посредством эффективного управления экологическим потенциалом страны;
  • снижение давления на окружающую среду со стороны экономики (в процессе ее роста);
  • защита окружающей среды как неотъемлемой части процесса развития;
  • социальное и экологическое взаимодействие для повышения качества жизни;
  • расширение сотрудничества с другими странами с учетом глобальной экологической взаимозависимости[10].

Информация о работе Внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды