Внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Экстерналии непосредственно не сказываются на экономическом положении самих загрязнителей. Производители загрязнений заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные издержки они обычно игнорируют как проблему, требующую дополнительных затрат для своего решения. Издержки по борьбе с экстерналиями вынуждены нести другие.

Оглавление

Введение………………………………………………………………........5
1. Понятие и сущность внешних эффектов…………………………………7
1.1 Понятие, виды и причины существования внешних эффектов……..7
1.2 Регулирование внешних эффектов……………………………………11
1.3 Теорема Коуза, её теоретическое значение и практическое примене-ние………………………………………………………………………13
2. Внешние эффекты и окружающая среда…………………………………17
2.1 Влияние внешних эффектов на состояние окружающей среды……17
2.2 Основные направления сдерживания отрицательных внешних эффектов………………………………………………………………….19
2.3 Проблема загрязнения окружающей среды в Республике Бела-русь………………………………………………………………………...21
3. Методы регулирования внешних эффектов в Республике Бела-русь…………………………………………………………………….….24
Заключение……………………………………………………………..…28
Список использованных источников…………………………………...30
Приложения………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Собранная курсовая44.doc

— 499.50 Кб (Скачать)

     Ограниченность  природных ресурсов вызывает необходимость  повышения экологических требований к экономике. Само экономическое развитие внутренне противоречиво, так как оно порождает, с одной стороны, ряд экологических проблем, а с другой – в нем заложена основа для устранения этих противоречий.

     Сохранение  благоприятной окружающей среды  и рациональное использование природных  ресурсов является высшим приоритетом Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Ее реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития.

Существуют  перспективы того, что реализация данной стратегии поможет улучшить состояние окружающей среды, а использование методов сдерживания внешних эффектов предотвратить ситуацию, сложившуюся на данный период времени.

2.3 Проблема загрязнения  окружающей среды  в Республике Беларусь 

     Если  проследить состояние окружающей среды  за последние годы, то можно сказать, что в Республике Беларусь сложилась  сложная экологическая обстановка. В результате Чернобыльской аварии стали непригодны около 20% сельскохозяйственных угодий.. Кроме того, в атмосферу ежегодно выбрасывается 3 млн. т вредных веществ; усугубляют положение 45 млн.т отходов и 63 млн.куб.м сточных вод, около 20% заболеваний обусловлено ухудшающимися условиями окружающей среды, а в некоторых районах и более.

По  данным  Министерства  природных  ресурсов и  охраны  окружающей  среды  Республики  Беларусь,  полученным  на  основе мониторинга  атмосферного воздуха, в III квартале 2010 г. состояние воздушного бассейна  в  большинстве  контролируемых  городов  оценивалось  как  стабильно хорошее только  в третьей декаде августа и сентябре. Крайне неблагоприятные метеоусловия,  сложившиеся  в  летние  месяцы (особенно  в  период  с 12 июля по 18 августа), способствовали накоплению загрязняющих веществ в приземном слое воздуха. В  Гомеле,  Мозыре,  Речице,  Жлобине,  Светлогорске  и  Новогрудке отмечено  увеличение  уровня  загрязнения  воздуха  твердыми  частицами.  В  периоды  без осадков в большинстве контролируемых  городов Гомельской области максимальные  концентрации  твердых частиц  в 2-3,7 раза  превысили предельно допустимые концентрации. В Могилеве по-прежнему наблюдалось увеличение содержания в воздухе диоксида  азота,  максимальные  концентрации  которого  в 2,2 раза  превышали норматив качества. Преобладание длительного периода с аномально высокими температурами и  низкой  относительной  влажностью  обусловило  существенный  рост  уровня загрязнения  воздуха  формальдегидом.  Повышенная  загрязненность  воздуха формальдегидом  отмечена  в  Бресте,  Витебске,  Гомеле,  Орше,  Пинске, Светлогорске и отдельных районах Могилева и Мозыря. Превышение нормативов качества по другим  специфическим  веществам зафиксированы,  в  основном,  в  Могилеве,  где  максимальные  концентрации сероуглерода, метилового спирта,  фенола  и бензола  в 1,3-1,9 раза  превышали предельно допустимые концентрации (см. Приложение А,Б).

По  данным  сети  мониторинга  поверхностных  вод, проводимого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, в III квартале 2010 г. общее количество зафиксированных превышений  предельно  допустимых  концентраций  по  сумме  ингредиентов  и  показателей  составило 6,7% от  общего  числа  определений.  В  структуре показателя превышений предельно допустимой концентрации для бассейна реки Западного  Буга  примерно  равную  долю  составили  биогенные  вещества (соединения  азота  и  фосфора)  и  соединения  металлов (железа  общего,  меди, марганца  и  цинка).  Для  бассейнов  рек Западной  Двины  и  Припяти  основную долю  составили  соединения  металлов,  для  бассейнов  рек  Немана  и Днепра – биогенные вещества (см. Приложение В,Г).

Изменилась  и структура заболеваний в  сторону увеличения гепатита, легочных и онкологических заболеваний, вызванных некачественной питьевой водой, продуктами питания и грязным воздухом, радиационным загрязнением почв и атмосферы. Детская смертность превышает в 3-5 раз этот показатель в развитых странах. Доля же национального дохода, затрачиваемая на здравоохранение, в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах.

     Основными причинами этих явлений стали  непродуманный процесс индустриализации советской экономики, государственная политика эксплуатации природных ресурсов, сам способ организации производства, подорвавший заинтересованность в экономике и ее эффективности. В последнее время к этому добавилось разрушение хозяйственных связей, использование низкокачественного сырья и топлива, нарушение технологических режимов и недостаточное финансирование воспроизводства окружающей среды.

Под воздействием экологических изменений снижается  продуктивность многих отраслей, ускоряется физический износ средств  производства, замедляется ресурсооборот, следовательно, падает эффективность затрат живого труда, все большая часть национального дохода вынуждена отвлекаться на предотвращение деградации природной среды. И напротив, повышение ее качества ускоряет ход воспроизводственных процессов, увеличивает степень производительного потребления производственных ресурсов, обеспечивает снижение удельных затрат совокупного труда, способствует рациональному использованию капитальных вложений с точки зрения их ориентации на ускорение НТП и более полное удовлетворение потребностей членов общества.

     Таким образом, состояние природной среды  во многом обусловливает необходимость  перехода от экстенсивных к интенсивным  методам ведения хозяйства, основанным на ресурсообеспечении с применением  средозащитных технологий.

Переход экономики на интенсивный путь развития должен охватывать все взаимосвязанные природные компоненты, так как под влиянием отдельных направлений НТР происходит углубление негативных изменений. Например, химизация земледелия ведет к росту урожая, но вызывает загрязнение водных ресурсов; только 10% пестицидов дают эффект, а остальные разрушают природную среду и губят здоровье человека; гальваническое производство обеспечивает защиту от коррозии, но ежегодно в стоки только по Беларуси попадает 1,5 тыс. т. тяжелых металлов, поражающих генетический аппарат человека. Поэтому общество вынуждено затрачивать все больше средств на поддержание самовосстановительного потенциала природы. Темпы роста этих затрат по Беларуси превышают общие темпы роста капитальных вложений. Однако большинство природных ресурсов остаются невоспроизводимыми.

     Все это свидетельствует о том, что  каждый воспроизводимый элемент  или фактор производства должен включать экологическую составляющую, которая  обеспечивает сохранение и поддержание  саморегулирующей функции природы.

     Анализ  сложившейся в последнее пятилетие  в Беларуси системы платности  природопользования показывает, что  ее функционирование принесло определенные положительные результаты. Большинство  экологических платежей – за выбросы (сбросы) загрязнений в окружающую среду, за размещение отходов, штрафы за нарушения природоохранного законодательства, компенсационные выплаты по возмещению ущерба (за исключением платежей за природные ресурсы, земельный налог и лесной доход, которые зачисляются в местные бюджеты) – составляют основной источник формирования внебюджетных природоохранных фондов всех уровней. Поступление экологических платежей во внебюджетные фонды способствовало некоторой активизации природоохранной деятельности в республике. Затраты на охрану окружающей среды отображены в Приложение Д.

Информация о работе Внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды