Внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Экстерналии непосредственно не сказываются на экономическом положении самих загрязнителей. Производители загрязнений заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные издержки они обычно игнорируют как проблему, требующую дополнительных затрат для своего решения. Издержки по борьбе с экстерналиями вынуждены нести другие.

Оглавление

Введение………………………………………………………………........5
1. Понятие и сущность внешних эффектов…………………………………7
1.1 Понятие, виды и причины существования внешних эффектов……..7
1.2 Регулирование внешних эффектов……………………………………11
1.3 Теорема Коуза, её теоретическое значение и практическое примене-ние………………………………………………………………………13
2. Внешние эффекты и окружающая среда…………………………………17
2.1 Влияние внешних эффектов на состояние окружающей среды……17
2.2 Основные направления сдерживания отрицательных внешних эффектов………………………………………………………………….19
2.3 Проблема загрязнения окружающей среды в Республике Бела-русь………………………………………………………………………...21
3. Методы регулирования внешних эффектов в Республике Бела-русь…………………………………………………………………….….24
Заключение……………………………………………………………..…28
Список использованных источников…………………………………...30
Приложения………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Собранная курсовая44.doc

— 499.50 Кб (Скачать)

    Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды.

    Эффективная политика в области  контроля загрязнения  окружающей среды ¾ это такая политика,  которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.

    Существуют  три основных пути сокращения вредных  выбросов в окружающую среду:

    1) установление  норм или стандартов по вредным  выбросам;

    2) введение  платы за выбросы; 

    3) продажа  временных разрешений на выбросы.

    Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Такие стандарты приняты во многих странах.  В США,  например,  за их выполнением следит Управление по охране окружающей среды.  Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание.

    Практика  установления стандартов имеет,  однако,  свои очевидные недостатки.  Прежде всего, они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества.  При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах,  а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Поэтому затраты,  связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, и так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. И, наконец, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.

    Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы - это плата,  взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов,  о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в Германии.  Однако полной уверенности в том,  что стандарты загрязнения не будут нарушены,  при такой системе нет.  В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды.  Среди них такая своеобразная форма,  как продажа прав на загрязнение природной среды.  Государство определяет объем вредных выбросов,  допустимый в данной области,  и продает его в форме лицензий, каждая из которых дает право на сброс загрязняющих веществ. Согласно рекомендациям Р. Коуза, необходимость заполнения пробелов в существующей системе собственности способствует созданию новых рынков и осуществлению интернализации внешних эффектов. В результате достигается повышение эффективности при более низких издержках. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране [8, с.429-430]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА 
 

    2.1 Влияние внешних  эффектов на состояние  окружающей среды 

    Отрицательные внешние эффекты, такие, как загрязнение  окружающей среды, уменьшают, а не увеличивают  полезность для получателя. Они приносят не экономическую пользу, а экономический вред. Но если они вредны, почему общество не ликвидирует их? Почему оно позволяет предприятиям или городам выбрасывать любые загрязнители в общественные водоемы или в воздух?

    Уменьшение  негативного эффекта имеет свою «цену». Общество должно решить, за какую долю уменьшения оно готово заплатить. Полностью ликвидировать загрязнение нежелательно, даже если бы это было технически возможно. По закону убывающей отдачи очистка последних 10% выбросов из труб промышленных предприятий обычно стоит гораздо дороже, чем очистка предыдущих 10%. А очистка этих 10% дороже, чем предыдущих 10%, и т.д.

    Предельные  издержки (МС) для фирмы, а следовательно, и для общества — альтернативные издержки использования дополнительных ресурсов — повышаются по мере уменьшения загрязнения. В какой-то момент МС могут настолько подняться, что превысят предельные выгоды (МВ) общества от дальнейшего уменьшения загрязнения. Таким образом, дополнительные меры по уменьшению загрязнения приведут к снижению уровня благосостояния общества, так как общие издержки превысят общие выгоды [3, с.207].

    МС, МВ и равновесное количество

    На  рисунке 2.1 мы видим восходящую кривую предельных издержек МС и нисходящую кривую предельных выгод МВ. Предельные выгоды от уменьшения загрязнение снижаются в соответствии с законом убывающей предельной полезности. Выгоды от уменьшения загрязнения отражают полезность, а предельная (но не совокупная) полезность сокращается по мере уменьшения масштабов загрязнения [8, с.428].

    Масштаб проблемы

    Нам известно, что некоторые реки, озера и заливы превратились в городские и промышленные сточные канавы. Почти половина американского населения пьет воду сомнительного качества. Более 25 тыс. крупных промышленных и  коммунальных источников загрязнения воздуха вызывают рак легких, эмфизему, пневмонию и другие респираторные заболевания. Ежегодно в воздух

    

Рисунок 2.1 - Оптимальный для общества объём уменьшения загрязнения

    Примечание – Источник: [6, с. 665]

выбрасывается около 1 млрд. фунтов токсичных химических веществ, часть из которых канцерогенны. Для многих городов ликвидация твердых отходов стала острой проблемой, потому что самые доступные свалки уже переполнены, а горожане возражают против размещения новых свалок или мусоросжигателей рядом с их домами.

    Страны Восточной Европы загрязнены до такой степени, что для их очистки потребуется в лучшем случае несколько десятилетий. В США обнаружены сотни опасных свалок токсичных отходов. За последнее десятилетие гигантские нефтяные пятна на побережье Аляски и в Персидском заливе нанесли серьезный ущерб этим двум экосистемам. Установлено, что пассивное курение сигарет является причиной возникновения рака у некурящих.

    Глобальные  последствия загрязнения окружающей среды также вызывают тревогу. Некоторые ученые утверждают, что концентрация промышленности, людей и строений в городах может привести к воздушному и тепловому загрязнению, достаточному для того, чтобы вызвать необратимое и потенциально опасное глобальное потепление вследствие так называемого парникового эффекта. Средства массовой информации предупреждают нас о том, что продолжающееся использование фреонов способствует повышению уровня заболеваемости раком кожи, потому что они истощают озоновый слой Земли [9, с.635-636].

    Воздействие на окружающую среду положительных внешних эффектов также присутствует, но не в такой степени, как отрицательных внешних эффектов. Поэтому мной рассмотрено воздействие отрицательных внешних эффектов, на мой взгляд являющихся более важной проблемой человечества.

    2.2 Основные направления сдерживания отрицательных внешних эффектов

    Сохранение  благоприятной природной среды  и рациональное использование природных ресурсов для удовлетворения растущих потребностей ныне живущих и будущих поколений является одной из высших целей Национальной стратегии. Реализующие эту цель основные принципы, направления и меры экологической политики должны быть направлены на улучшение качества окружающей среды, сохранение ее ассимиляционного потенциала, обеспечение устойчивого экономического роста в пределах хозяйственной емкости биосферы и преодоление негативных проявлений деэкологизации производства путем разработки и принятия новых управленческих стратегий в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Это обеспечит постепенный переход национальной экономики на природоохранный, ресурсосберегающий тип экономического развития.

    Важнейшими  принципами экологической политики в прогнозируемый период являются: научная обоснованность экологической политики; сохранение биоразнообразия как условия существования человечества; минимизация негативного воздействия на окружающую среду в условиях экономического роста; возмещение экологических затрат и компенсация эколого-экономического ущерба; экологическая «чистота» хозяйственной деятельности; максимальная утилизация отходов производства и потребления; активизация международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем.

    В качестве основных направлений  и мер экологической  политики должны стать:

  1. улучшение экологической ситуации на основе повышения технологического уровня производства, сокращения объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, предотвращения деградации земель, увеличения объемов переработки и обезвреживания отходов;
  2. минимизация эколого-экономических ущербов от катастроф техногенного и природного характера за счет проведения превентивных организационно-технических мер, внедрения рыночных механизмов природопользования (Таблица 2.1);
  3. сохранение природных экосистем и исчезающих видов живых организмов на основе научно обоснованных и экономически эффективных лимитов использования природных ресурсов, нормативов предельно допустимых концентраций;
  4. целенаправленное сокращение удельного потребления энергии и ресурсов на основе внедрения высоких технологий;
  5. экологизация всех сфер производства и потребления как важнейшего средства достижения устойчивого развития и создания благоприятной среды обитания.

    Таблица 2.1 Методы минимизации внешних эффектов

    
Методы  минимизации внешних  эффектов
Проблема Результат распределения ресурса Методы  минимизации
Побочные издержки (отрицательные внешние эффекты) Перерасход  ресурсов 1. Индивидуальные  соглашения
2.Правовые  нормы ответственности и судебные иски
3. Налог на производителей
4.Прямой  контроль
5. Рынок прав на внешние эффекты
Побочные  выгоды (положительные внешние эффекты) Недовложение  ресурсов 1. Индивидуальные  соглашения
2. Субсидии потребителям
3. Субсидии производителям
4. Государственное снабжение

    Примечание  – Источник: [8]

    Для реализации этих направлений и обеспечения экологической безопасности необходимо осуществить следующие меры:

  1. усовершенствовать нормативную правовую базу в части установления эколого-экономических ограничений и регламентации режимов природопользования;
  2. обеспечить развитие рыночных отношений в сфере природопользования, включая платность на основе рентной составляющей, максимально возможную реализацию принципов «загрязнитель платит» и «потребитель платит», отражающих эффективность и справедливость государственного регулирования процессов природопользования;
  3. осуществить внедрение новых малоотходных и ресурсосберегающих технологий и переход на международные стандарты технологических процессов и выпускаемой продукции;
  4. расширить использование финансово-экономического механизма регулирования природопользования, включающего ценообразование, рентное налогообложение, а также систему государственной поддержки важнейших инвестиционных проектов;
  5. усилить роль экологической экспертизы, разработать и внедрить методику экологической оценки инвестиционных проектов, научно-технических и социально-экономических прогнозов и программ;
  6. сократить объемы образования и накопления отходов, увеличить масштабы использования вторичных ресурсов, обеспечить безопасную утилизацию, в первую очередь, токсичных отходов.

    Для повышения эффективности природопользования и сохранения окружающей среды для будущих поколений целесообразна разработка Программы экологической реконструкции и развития Республики Беларусь на перспективу до 2025 г., направленной на комплексное решение экологических проблем в сферах добычи, переработки и транспортировки полезных ископаемых, лесо- и водопользования, развития транспортных коммуникаций, промышленного и сельскохозяйственного производства, роста городов и сельских населенных пунктов.

    В соответствии с приказом Минэкономики Республики Беларусь от 24 июля 2008 г. № 101 в настоящее время разрабатывается проект Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2025 годы (далее – НСУР 2010-2025) в структуре которой имеется раздел 8 «Стратегия рационального использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды для будущих поколений», включающий подразделы:

Информация о работе Внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды