Спасение природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:12, реферат

Краткое описание

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия. Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную. Столицей восточной части империи сделался Константинополь (так был переименован в 330 г. старый город Византий) .

Оглавление

Введение
ГЛАВА I. Ацтеки и их история
1.1 Ацтеки…………………………………………………………………………5
1.2. Легенды об истории возникновения ацтеков………………………………6
1.3 Религия и жертвоприношения………………………………………………..8
ГЛАВА II.Майя
2.1 Цивилизация Майя…………………………………………………………..15
2.2 Религия майя…………………………………………………………………17
2.3 Основные исторические периоды развития цивилизация майя…………..20
2.4 Майя в наше время……………………………………………………….….24
Заключение………………………………………………………………….........25
Список использованной литературы……………………………………..…….28

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 51.77 Кб (Скачать)

К числу обрядов принадлежали воскурения ароматных смол, молитвы, культовые танцы и песнопения, посты и бдения, жертвоприношения самого различного вида. В жертву приносились  цветы и ветви кустарников, плоды, кушанья, ткани, изделия и статуэтки  из глины, нефрита, кости и раковины, перья ценных птиц, а также регулярно  совершавшиеся человеческие жертвоприношения .

Понятно, что жрецы занимали почетное место в обществе майя, причем они, как и у других народов  Мезоамерики, составляли специальные  корпорации, в которых господствовала строгая иерархия: от верховного жреца  до юношей-прислужников. Жрецы майя, подобно жрецам других культур древнего мира, занимались исследованием окружающего  мира, накапливали научные знания.

Развитие научных знаний у майя достигло значительного уровня, хотя в большинстве они были тесно  связаны с религией.

Как и у других народов  Центральной Америки, человеческая кровь играла у майя особую роль. По дошедшим до наших дней различным  предметам быта — сосудам, мелкой пластике и ритуальным инструментам — можно говорить о специфическом  ритуале кровопускания.

Основным видом ритуального  кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали  язык, причем делали это как мужчины, так и женщины.

После прокалывания органов (языка, губ, пениса), через проделанные  отверстия продевали шнурок или  верёвку. По представлениям майя, в  крови находились душа и жизненная  энергия.

Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами.

В пользу данной версии говорят  предметы искусства майя, на которых  изображены боги-младенцы, а также  глубоко старые боги. В связи с  этим человеческое жертвоприношение рассматривалось  древними майя как акт, способствующий в определённой мере продлить жизнь  богам .

Человеческие жертвоприношения были распространённым явлением у майя. В жертву человека приносили через  повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения  заживо.

Наиболее жестоким видом  жертвоприношения являлось, как и  у ацтеков, вспарывание живота и  вырывание из груди ещё бьющегося  сердца.

В жертву приносились как  захваченные в ходе войн пленники из других племён, так и представители  собственного народа, в том числе  и члены высших слоёв общества.

Выбор времени, очерёдности  и способа жертвоприношения до сих  пор не ясен. Точно установлено, что  в жертву в огромных масштабах  приносились захваченные во время  войн представители других племён, в том числе члены высших слоёв  противника.

Однако до сих пор неясно, вели ли майя кровопролитные войны  для получения большего количества военнопленных с целью принесения их в будущем в жертву, как это  делали ацтеки.

В постклассических городах  на севере Юкатана культура майя претерпевает изменения. Так, руины городов цивилизации  периода захвата её испанцами  позволяют говорить, что религия  не играла для майя столь важную роль, как во время классического  этапа развития.

 

2.3 Основные исторические  периоды развития цивилизация  майя

 

Ранний доклассический период (около 2000 - 900 года до н. э.). На раннем доклассическом этапе развития майя появляются поселения  и развивается земледелие в районах  расселения. Первые отнесённые к цивилизации  майя построения в Куэйо (Белиз) датированы приблизительно 2000 годом до н. э. Из этого места происходит расселение племён майя на север до Мексиканского  залива. В Копане (Гондурас) охотники селятся около 1100 года до н. э. На раннем доклассическом этапе был основан  город Ламанай (Белиз), относящийся  к старейшим городам цивилизации  майя. Приблизительно в 1000 году до н. э. основывается Кахаль Печ (Белиз), просуществовавший  до VII века н. э.

Средний доклассический период (около 900 - 400 года до н. э.). В среднем  доклассическом периоде развития происходит дальнейшее расселение майя, развивается  торговля между городами. 7 веком  до н. э. датируются следы поселений  в области Тикаля (Гватемала). На побережье Мексиканского залива первые поселения и храмы появляются около 500 года до н. э. К первым крупным  городам майя относятся Эль Мирадор (с самой большой известной  пирамидой майя, 72 м) и Накбе, находящиеся  на территории современной Гватемалы. Около 700 года до н. э. в Мезоамерике  появляется письменность.

В искусстве майя этого  периода заметно влияние ольмекской цивилизации, возникшей в Мексике  на берегу залива и установившей торговые связи со всей Мезоамерикой. Некоторые  учёные считают, что созданием иерархического общества и царской власти древние  майя обязаны ольмекскому присутствию  в южных районах области майя с 900 по 400 годы до н. э.

Поздний доклассический период (около 400 годов до н. э. — 250 года н. э.). Приблизительно 400 годом датируется изображение самого раннего солнечного календаря майя, высеченного на камне. Майя принимают идею иерархического общества, управляемого королями и  лицами королевской крови. Основание  города Теотиуакана относится также  к позднему доклассическому периоду. Теотиуакан на протяжении нескольких столетий будет культурным, религиозным  и торговым центром Мезоамерики, оказывающим культурное влияние  на регионы майя.

Ранний классический период (около 250 - 600 года н. э.). Самая ранняя, датируемая 292 годом н. э., стела в  Тикале изображает фигуру правителя  Кинич-Эб-Шока. Около 500 года Тикаль становится «сверхдержавой», граждане Теотиуакана  поселяются в нём, привнося новые  обычаи, ритуалы и человеческие жертвоприношения. В 562 году разражается война между  городами Калакмуль и Тикаль, в  результате которой правитель Калакмуль  пленяет правителя Тикаля Яш-Эб-Шока II и приносит его в жертву.

Поздний классический период (около 600 - 900 года н. э.). Цивилизация  майя классического периода представляет собой территорию городов-государств, каждый из которых имеет своего правителя.

Распространившаяся на весь Юкатан культура майя переживает эпоху  своего расцвета, в этот период были основаны города Чич'ен-Ица (ок. 700 года), Ушмаль и Коба. Города соединяют  дорогами, так называемыми сакбе (sacbй). Города майя насчитывают более 10 000 жителей, что превосходит по численности населения существовавшие в то время среднеевропейские  города.

Упадок цивилизации майя. Уже в IX веке н. э. в южных районах  проживания майя происходит быстрое  сокращение населения, которое распространяется впоследствии на весь центральный Юкатан. Жители покидают города, приходят в  упадок системы водоснабжения. С  середины X века н. э. больше не воздвигают каменные сооружения. До сих пор  исчезновение цивилизации майя является предметом спора исследователей. При этом имеются две главные  точки зрения на счёт исчезновения цивилизации майя — экологическая  и неэкологическая гипотезы.

Экологическая гипотеза основана на балансе взаимоотношений человека и природы. Со временем баланс был  нарушен: постоянно растущее население  сталкивается с проблемой нехватки качественных почв, пригодных для  земледелия, а также с нехваткой  питьевой воды. Гипотеза экологического исчезновения майя была сформулирована в 1921 году О.Ф. Куком.

Неэкологическая гипотеза охватывает теории различного вида, начиная завоеванием  и эпидемией и заканчивая изменением климата и прочими.

Катастрофами. В пользу версии завоевания майя говорят археологические  находки предметов, принадлежавших другому народу средневековой Центральной  Америки — тольтекам.

Однако большинство исследователей сомневаются в правильности данной версии. Предположение о том, что  причиной кризиса цивилизации майя стали климатические изменения, а в особенности засуха, высказывает  геолог Геральд Хауг (Gerald Haug), занимающийся вопросами изменения климата.

Также некоторые учёные связывают  крах цивилизации майя с концом Теотиуакана  в Центральной Мексике. Некоторые  учёные полагают, что после того как Теотиуакан был покинут, образовав  вакуум власти, имеющий воздействие  и на Юкатан, майя не смогли восполнить этот вакуум, что привело в итоге  к упадку цивилизации.

Постклассический период (около 900 года - 1521). В 899 году жители покидают Тик’аль. Города северного Юкатана  продолжают развиваться, однако города на юге приходят в упадок. Около 1050 года происходит разрушение Чич’ен-Ицы. В 1263 году был основан Майяпан, который  становится впоследствии главным центром  Юкатана. Однако в 1441 году в городе происходит восстание, и в 1461 году жители покидают его.

После этого Юкатан снова  представляет собой территорию городов, каждый из которых борется друг с  другом. Так, в Летописи какчикелей детально описана история горных майя — какчикелей, их легендарный  приход в Гватемалу, политическое устройство, столкновения с соседними майяскими  народами, а также описывается  их столица Ишимче, повальный мор 1520 года и приход испанцев в 1524 году.

Колониальный период (1521 - 1821 года). В 1517 году на Юкатане под  началом Эрнандеса де Кордобы  появляются испанцы [1] . Испанцы завозят  из Старого Света болезни, ранее  неизвестные майя, включая оспу, грипп и корь. В 1528 году колонисты  под началом Франсиско де Монтехо  начинают завоевание северного Юкатана.

Однако ввиду географической и политической разобщённости испанцам потребуется около 170 лет, чтобы полностью  подчинить себе регион. В 1697 году последний  независимый город майя Тайясаль был подчинён Испании.

Постколониальный период. В 1821 году Мексика получает независимость  от Испании. Обстановка в стране, однако, не стабилизируется. В 1847 году происходит восстание майя против авторитарности мексиканского правительства, известное  как Война каст. Восстание было подавлено лишь к 1901 году.7

 

 

2.4 Майя в наше время.

 

На сегодняшний день на полуострове Юкатан, в том числе  в Белизе, Гватемале и Гондурасе  живут около 6,1 миллиона майя. В Гватемале  до 40 % населения относятся к майя, в Белизе — порядка 10 %. Сегодняшняя  религия майя представляет собой  смесь из христианства и традиционных верований майя. Каждая община майя имеет сегодня своего религиозного покровителя. В качестве пожертвований  выступают домашняя птица, специи или  свечи. Некоторые группы майя идентифицируют себя посредством особенных элементов  в их традиционном одеянии, по которым  они отличаются от других майя.

Как верная сохранившимся  традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в  Чьяпасе (Мексика). Представители группы носят хлопковую одежду, украшенную традиционными сюжетами майя. Христианство оказало на представителей этой группы поверхностное влияние. Однако туризм и, в главную очередь, технический  и экономический прогресс постепенно стирают самобытность группы. Всё  больше и больше майя носят современную  одежду, имеют электричество, радио  и телевизоры в своих домах, а  зачастую и автомобили. Некоторые  майя живут между тем от доходов  за счёт туризма, так как всё больше людей хотят познакомиться с  миром и культурой древних  майя.

Древняя культура майя не исчезла  бесследно, несмотря на все усилия испанских  завоевателей и монахов. Она оказывала  в прошлом и оказывает до настоящего времени сильное влияние на культуру народов латиноамериканских стран, а тем самым вносит свой вклад  в сокровищницу мировой культуры.8

 

 

Заключение

 

           Как известно, в 395 г. после смерти последнего императора единой Римской державы Феодосия I произошло официальное разделение империи между его сыновьями. Но задолго до официального разделения один из римских императоров, Константин I, стремясь сохранить державу, подвергавшуюся все более частым нападениям варваров и разграблению, перенес столицу из Рима в провинцию Визант. Там в 330 г. был выстроен новый город (Константинополь), укрепленный с суши и моря.

Название «Византия» появилось  лишь в эпоху Возрождения. Сами византийцы именовали свою империю «Ромейским (Римским) царством», Константинополь  — «Новым Римом», а византийского  императора считали прямым наследником  римских цезарей. «Новый Рим» благодаря  исключительно удачному расположению быстро превратился в крупнейший порт, место пересечения главных  торговых путей между Востоком и  Западом. Да и сама византийская цивилизация  возникла как бы на перекрестке между  этими двумя столь разными  мирами. Константинополь стал не только торгово-ремесленным, но также культурным и религиозным центром. Для византийцев  он был олицетворением мощи и красоты  их империи. Именно падение Константинополя (1453) стало концом и всей византийской цивилизации. Пространство византийской цивилизации не ограничивалось ее столицей, оно было огромным — до 750 млн  кв. километров. Империя включала в  себя Балканы, Малую Азию, часть Месопотамии  и Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Восточного Средиземноморья (в том числе Кипр и Крит), территории в Аравии, Причерноморье и на Кавказе. Историки считают, что в Византии жило 30-35 млн человек. Среди них  были сирийцы и евреи, армяне и  грузины, греки и копты (они жили в Египте). До VII в. государственным  языком был латинский (хотя римлян в Византии жило относительно немного), затем его сменил греческий.

Государственное устройство Византии можно охарактеризовать как  централизованная военно-бюрократическая монархия. Во главе государства стояли императоры (василевсы), имевшие разное происхождение, воспитание и нравственные принципы поведения. Власть императора, которую на протяжении многих веков можно было получить людям разного происхождения с помощью политических убийств и переворотов, со временем приобрела идеологическое обоснование в теории «божественного происхождения власти императора», который стал называться «помазанником божьим». Был разработан придворный этикет, правила поведения придворных. Рыцари-крестоносцы, воспитанные в духе равенства с королем, после посещения Византии, с возмущением вспоминали о том, что один человек смеет сидеть в присутствии столь большого числа благородных людей9.

Информация о работе Спасение природы