Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:12, реферат
Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия. Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную. Столицей восточной части империи сделался Константинополь (так был переименован в 330 г. старый город Византий) .
Введение
ГЛАВА I. Ацтеки и их история
1.1 Ацтеки…………………………………………………………………………5
1.2. Легенды об истории возникновения ацтеков………………………………6
1.3 Религия и жертвоприношения………………………………………………..8
ГЛАВА II.Майя
2.1 Цивилизация Майя…………………………………………………………..15
2.2 Религия майя…………………………………………………………………17
2.3 Основные исторические периоды развития цивилизация майя…………..20
2.4 Майя в наше время……………………………………………………….….24
Заключение………………………………………………………………….........25
Список использованной литературы……………………………………..…….28
Содержание:
Введение
ГЛАВА I. Ацтеки и их история
1.1 Ацтеки………………………………………………………………
1.2. Легенды об истории возникновения ацтеков………………………………6
1.3 Религия и жертвоприношения……………………………………
ГЛАВА II.Майя
2.1 Цивилизация Майя……………………………………
2.2 Религия майя………………………………………………
2.3 Основные исторические периоды развития цивилизация майя…………..20
2.4 Майя в наше время……………………………………………………….….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..…….
Введение
Византийское государство
Развитие Византийского
государства, отличавшееся самобытностью,
прошло несколько этапов. Первый этап
(IV — середина VII в.) был периодом
разложения рабовладельческого строя,
зарождения в недрах византийского
общества элементов раннефеодальных
отношений. Государство этого периода
представляло централизованную монархию
с развитым военно-бюрократическим
аппаратом, но с некоторыми ограничениями
власти императора. Второй этап (с конца
VII до конца XII в.) был периодом формирования
феодальных порядков. В это время
государство приобретает
государства и его фактическим распадом в XIII—XIV вв., что привело его в XV в. к гибели.
Географическое положение
Византии, раскинувшей свои владения
на двух континентах — в Европе
и Азии, а порою простиравшей свою
власть и на области Африки, делало
эту империю как бы связующим
звеном между Востоком и Западом.
Постоянное раздвоение между восточным
западным миром, скрещивание азиатских
и европейских влияний (с преобладанием
в отдельные эпохи то одних, то
других) стали историческим уделом
Византии. Смешение греко-римских и
восточных традиций наложило отпечаток
на общественную жизнь, государственность,
религиозно-философские идеи, культуру
и искусство византийского
Византия оказала значительное
влияние на политическое развитие народов
Южной и Восточной Европы, а
также Закавказья. Она долгое время
была хранителем и проводником государственно-
Все сказанное позволяет заметить, что культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.
ГЛАВА I Ацтеки и их история
1.1 Ацтеки
Ацте́ки (асте́ки) (самоназв. mēxihcah) — индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн человек. Цивилизация ацтеков обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Государственное образование, известное как царство ацтеков, существовало в XIV – начале XVI в. в Центральной Мексике. Его столица, г. Теночтитлан, находилась на острове озера Тескоко (на месте современного г. Мехико), соединенного с берегом мостами и дамбами .
На языке науатль, родном языке ацтеков, слово «ацтек» означает буквально «некто из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере. Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, было предложено Александром фон Гумбольдтом (Alexander von Humboldt) и заимствовано мексиканскими учеными XIX века как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения.
Сами ацтеки называли себя «меши́ка», или «тено́чка» и «тлальтело́лька» — в зависимости от города происхождения (Теночтитлан, Тлателолько). Что касается происхождения слова «мешика» (аст. mexica, от которого, собственно, и происходит слово «Мексика»), то высказываются весьма различные версии его этимологии: слово «Солнце» в языке науатль, имя вождя ацтеков Мешитли (Мекситли, Мекштли), тип водоросли, произрастающей в озере Тескоко. Самый известный переводчик с языка науатль, Мигель Леон-Портилья (исп. Miguel Leуn-Portilla), утверждает, что это слово означает «середина луны» — от слов metztli (Мекстли, Мецтли, Мештли, Метчтли — Луна) и xictli (середина). Самоназвание «теночки», возможно, происходит от имени Теноча — ещё одного легендарного вождя.2
1.2 Легенды об истории возникновения ацтеков
Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка.
Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак вокруг озера Тескоко с севера. Место расположения этих долины и озера известны наверняка — это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков .
Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков (аст. nahuatlaca, «говорящие на науатле», от слова «tlaca», означающего «человек»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли (аст. Huitzilopochtli), что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе на острове посреди озера и поедавшем змею, — образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена — орел, поедающий змею, — изображена на мексиканском флаге .
Итак, в 1256 г. ацтеки остановились на скале, омываемой родником и окружённой зарослями ауэуете. Это был Чапультепек, тогда — лес. Перед ними простиралось озеро Тескоко.
К приходу ацтеков земли
вокруг озера Тескоко давно были
поделены между прибрежными городами-
Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, — большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.
Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра — Науи-Оллин (аст. Nahui-Ollin), пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, — избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах» (по-русски обычно переводится «весь в бубонах»; самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (букв. «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.
Другой миф описывает Землю как создание двух богов-близнецов — Тескатлипоки (аст. Tezcatlipoca) и Кетцалькоатля. Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой .
Культура ацтеков вобрала в себя богатые традиции других народов, живших на территории Мескики, - тольтеков, миштеков. Хозяйство было основано на ручном земледелии и ремесле. Использовался труд рабов. Выращивали несколько сортов маиса (кукуруза), бобы, кабачки, красный и зеленый перец, тыкву, томаты, хлопчатник, табак, масличные и другие культуры. Особенно интересен магей (разновидность агавы), из очищенных волокон которого выделывали ткани и бумагу, а из сока – сладости и алкогольный напиток пульке, который, как и табак, использовали только при отправлении ритуалов.
Больших успехов достигли ацтеки в производстве разнообразных изделий из керамики, камня (кремня, нефрита, обсидиана), украшений из серебра, золота и меди. В храмовом и гражданском строительстве они пользовались адобе – сырцовым кирпичем. Города имели правильную планировку.
Большинство семей свободных ацтеков объединялось в двадцать своеобразных общин (кальпульи), имевших свои храмы, резервы обрабатываемой земли и общинное руководство. Глава кальпульи (кальпуллек) распределял земли, управлял общественными хранилищами, возглавлял совет старейшин.
Жизнь ацтеков в очень большой мере была связана с войной. Победоносные войны поставили ацтеков во главе сильного объединения племен, но не принесли им друзей, что, несомненно, облегчило конкистадору Эрнану (Фернандо) Кортесу взятие их столицы, г. Теночтитлана и завоевание Мексики.
Календарь ацтеков сходен
с календарем майя. Единая система
письма у них не успела сложиться.
Ацтеки пользовались рисунчатым письмом.
Отчасти – иероглифами и
1.3 Религия и жертвоприношения
В ацтекской культуре две идеи божества противостояли друг другу в результате конфронтации двух религиозных традиций: тольтекской традиции, уходящей глубоко в прошлое культур Мезоамерики, и ацтекской традиции, которая еще не утратила духа религиозной племенной ментальности воинственных кочевников. Друг другу противостояли две религиозные традиции с их мифологиями — Кецалькоатль и Хумцилопочтли. Культ Хумцилопочтли требовал кровавых человеческих жертвоприношений, чаще всего приносили в жертву военнопленных, иногда рабов и даже собственных детей. Чтобы обеспечить богам достаточное число человеческих жертвоприношений, ацтеки вынуждены были часто вести войны. Обычно жертвенный обряд состоял в вырывании сердца, которое приносили в дар богам, однако, были и более жестокие и утонченные обряды, например, в честь бога Каипе-Тотека жрецы сдирали кожу с живого человека и носили ее в течение многих дней. О размерах этих обрядов жертвоприношений может свидетельствовать освящение в 1487 г. большого храма, во время которого было совершено ритуальное убийство 20 тысяч человек. Эти жертвы необходимы были, чтобы предоставить солнцу животворный напиток — кровь; от этого зависело движение солнца на небе, а следовательно и существование мира.
Таким образом, религиозные
цели переплетались с устремлениями
ацтекского государства, представляющего
собой великолепно
Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных, для чего ацтеки разводили особую породу лам. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить. (Все жертвы — для поддержания энергии солнца, которая, по мнению ацтеков, дает им жизнь).
Все это готовило людей к высшему пожертвованию — человеческому. Обычно кожу жертвы красили синим мелом (цвет жертвоприношения); затем жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды. Здесь жертву укладывали на каменную плиту, живот жертвы разрезали ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после чего сердце жертвы вынимали и поднимали вверх, к Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд — куаушикалли или чак-мооль, а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы. Жертвоприношение считалось (и, как правило, было) добровольным, но не в случаях с пленными; если веры было недостаточно, могли использоваться наркотики. Потом от частей тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ в цомпантли (аст. tzompantli), а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям. Недавние (2005) археологические свидетельства указывают на удаление мускулов и кожи у части обнаруженных в крупном храмовом комплексе останков.
Существовали и другие типы человеческих жертвоприношений, в том числе и пытки. В жертву стреляли стрелами, сжигали или топили. Меру тут уследить сложно. Ацтекские хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 84 400 пленников за четыре дня. Однако неясно, как городское население в 120 000 человек смогло поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если ещё учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в течение четырёх дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не могло превышать 3000 и что количество смертей было завышено в целях военной пропаганды.