Спасение природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:12, реферат

Краткое описание

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия. Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную. Столицей восточной части империи сделался Константинополь (так был переименован в 330 г. старый город Византий) .

Оглавление

Введение
ГЛАВА I. Ацтеки и их история
1.1 Ацтеки…………………………………………………………………………5
1.2. Легенды об истории возникновения ацтеков………………………………6
1.3 Религия и жертвоприношения………………………………………………..8
ГЛАВА II.Майя
2.1 Цивилизация Майя…………………………………………………………..15
2.2 Религия майя…………………………………………………………………17
2.3 Основные исторические периоды развития цивилизация майя…………..20
2.4 Майя в наше время……………………………………………………….….24
Заключение………………………………………………………………….........25
Список использованной литературы……………………………………..…….28

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 51.77 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

ГЛАВА I. Ацтеки и их история

1.1 Ацтеки…………………………………………………………………………5

1.2. Легенды об истории возникновения ацтеков………………………………6

1.3 Религия и жертвоприношения………………………………………………..8

ГЛАВА II.Майя

2.1 Цивилизация Майя…………………………………………………………..15

2.2 Религия майя…………………………………………………………………17

2.3 Основные исторические  периоды развития цивилизация  майя…………..20

2.4 Майя в наше время……………………………………………………….….24

Заключение………………………………………………………………….........25

Список использованной литературы……………………………………..…….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной  части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше  тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в  ходе турецкого нашествия. Началом  Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную. Столицей восточной части империи сделался Константинополь (так был переименован в 330 г. старый город Византий) 1.

Развитие Византийского  государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько этапов. Первый этап (IV — середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского  общества элементов раннефеодальных  отношений. Государство этого периода  представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим  аппаратом, но с некоторыми ограничениями  власти императора. Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время  государство приобретает законченные  черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических  монархий Востока и монархий феодального  Запада. Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня. Наконец, на третьем этапе (XIII—XV вв.) происходит углубление политического кризиса  византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной  агрессии. Этот период характеризуется  резким ослаблением византийского 1

государства и его фактическим  распадом в XIII—XIV вв., что привело  его в XV в. к гибели. 

Географическое положение  Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим  звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным  западным миром, скрещивание азиатских  и европейских влияний (с преобладанием  в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и  восточных традиций наложило отпечаток  на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб  стран, как Востока, так и Запада, что определило и особенности  ее культуры.

Византия оказала значительное влияние на политическое развитие народов  Южной и Восточной Европы, а  также Закавказья. Она долгое время  была хранителем и проводником государственно-правового  наследия античности. Восприятие феодальными  государствами Болгарии, Сербии, Киевской Руси и Грузии обширного культурного  наследия Византийского государства  способствовало их прогрессивному развитию. Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи  подъема и упадка, периоды торжества  прогрессивных идей и мрачные  годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.

Все сказанное позволяет заметить, что культура Византии является интереснейшим  культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.

 

 

 

 

 

ГЛАВА I Ацтеки и их история

1.1 Ацтеки

 

Ацте́ки (асте́ки) (самоназв. mēxihcah) — индейская народность в  центральной Мексике. Численность  свыше 1,5 млн человек. Цивилизация  ацтеков обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Государственное  образование, известное как царство  ацтеков, существовало в XIV – начале XVI в. в Центральной Мексике. Его  столица, г. Теночтитлан, находилась на острове озера Тескоко (на месте  современного г. Мехико), соединенного с берегом мостами и дамбами  .

На языке науатль, родном языке ацтеков, слово «ацтек»  означает буквально «некто из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере. Современное использование  слова «ацтеки» как термина, объединяющего  народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, было предложено Александром фон Гумбольдтом (Alexander von Humboldt) и заимствовано мексиканскими  учеными XIX века как средство отличать современных им мексиканцев от коренного  индейского населения.

Сами ацтеки называли себя «меши́ка», или «тено́чка» и «тлальтело́лька» — в зависимости от города происхождения (Теночтитлан, Тлателолько). Что касается происхождения слова «мешика» (аст. mexica, от которого, собственно, и происходит слово «Мексика»), то высказываются  весьма различные версии его этимологии: слово «Солнце» в языке науатль, имя вождя ацтеков Мешитли (Мекситли, Мекштли), тип водоросли, произрастающей в озере Тескоко. Самый известный  переводчик с языка науатль, Мигель Леон-Портилья (исп. Miguel Leуn-Portilla), утверждает, что это слово означает «середина  луны» — от слов metztli (Мекстли, Мецтли, Мештли, Метчтли — Луна) и xictli (середина). Самоназвание «теночки», возможно, происходит от имени Теноча — ещё одного легендарного вождя.2

1.2 Легенды об истории возникновения ацтеков

 

Культура ацтеков связывается  с культурным комплексом, известным  как науа (nahua) из-за общего языка.

Согласно легенде, различные  группы, которые впоследствии стали  ацтеками, пришли в долину Анауак вокруг озера Тескоко с севера. Место  расположения этих долины и озера  известны наверняка — это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков .

Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков (аст. nahuatlaca, «говорящие на науатле», от слова  «tlaca», означающего «человек»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли (аст. Huitzilopochtli), что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе  на острове посреди озера и  поедавшем змею, — образ из пророчества, гласившего, что именно в таком  месте должно основать новый дом. Эта сцена — орел, поедающий  змею, — изображена на мексиканском флаге .

Итак, в 1256 г. ацтеки остановились на скале, омываемой родником и окружённой зарослями ауэуете. Это был Чапультепек, тогда — лес. Перед ними простиралось озеро Тескоко.

К приходу ацтеков земли  вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя  города Аскапоцалько, ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили  Тлателолько (Тлальтелолько). Теночтитлан (город Теноча) был основан в 1325 г. Со временем он стал большим искусственным  островом, теперь это место —  центр Мехико .

Согласно легенде, когда  ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли  все знания, какие только могли, от других народов, — большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих  эпохи, каждая из которых закончилась  вселенской катастрофой. Наша эра —  Науи-Оллин (аст. Nahui-Ollin), пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, — избежала разрушения благодаря  самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах» (по-русски обычно переводится «весь в бубонах»; самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце). Этот миф связан с древним городом  Теотиуаканом (букв. «место превращения  в бога»), который уже был покинут  и заброшен в те времена, когда  в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф описывает  Землю как создание двух богов-близнецов  — Тескатлипоки (аст. Tezcatlipoca) и Кетцалькоатля. Тескатлипока потерял стопу при  создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым  Тескатлипокой .

Культура ацтеков вобрала  в себя богатые традиции других народов, живших на территории Мескики, - тольтеков, миштеков. Хозяйство было основано на ручном земледелии и ремесле. Использовался  труд рабов. Выращивали несколько сортов маиса (кукуруза), бобы, кабачки, красный  и зеленый перец, тыкву, томаты, хлопчатник, табак, масличные и другие культуры. Особенно интересен магей (разновидность  агавы), из очищенных волокон которого выделывали ткани и бумагу, а из сока – сладости и алкогольный напиток пульке, который, как и табак, использовали только при отправлении ритуалов.

Больших успехов достигли ацтеки в производстве разнообразных  изделий из керамики, камня (кремня, нефрита, обсидиана), украшений из серебра, золота и меди. В храмовом и гражданском  строительстве они пользовались адобе – сырцовым кирпичем. Города имели правильную планировку.

Большинство семей свободных  ацтеков объединялось в двадцать своеобразных общин (кальпульи), имевших  свои храмы, резервы обрабатываемой земли и общинное руководство. Глава  кальпульи (кальпуллек) распределял  земли, управлял общественными хранилищами, возглавлял совет старейшин.

Жизнь ацтеков в очень  большой мере была связана с войной. Победоносные войны поставили ацтеков  во главе сильного объединения племен, но не принесли им друзей, что, несомненно, облегчило конкистадору Эрнану (Фернандо) Кортесу взятие их столицы, г. Теночтитлана и завоевание Мексики.

Календарь ацтеков сходен с календарем майя. Единая система  письма у них не успела сложиться. Ацтеки пользовались рисунчатым письмом. Отчасти – иероглифами и некоторыми фонетическими знаками.3

 

1.3 Религия и жертвоприношения

 

В ацтекской культуре две  идеи божества противостояли друг другу  в результате конфронтации двух религиозных  традиций: тольтекской традиции, уходящей глубоко в прошлое культур  Мезоамерики, и ацтекской традиции, которая еще не утратила духа религиозной  племенной ментальности воинственных кочевников. Друг другу противостояли  две религиозные традиции с их мифологиями — Кецалькоатль и Хумцилопочтли. Культ Хумцилопочтли требовал кровавых человеческих жертвоприношений, чаще всего приносили в жертву военнопленных, иногда рабов и даже собственных детей. Чтобы обеспечить богам достаточное число человеческих жертвоприношений, ацтеки вынуждены были часто вести войны. Обычно жертвенный обряд состоял в вырывании сердца, которое приносили в дар богам, однако, были и более жестокие и утонченные обряды, например, в честь бога Каипе-Тотека жрецы сдирали кожу с живого человека и носили ее в течение многих дней. О размерах этих обрядов жертвоприношений может свидетельствовать освящение в 1487 г. большого храма, во время которого было совершено ритуальное убийство 20 тысяч человек. Эти жертвы необходимы были, чтобы предоставить солнцу животворный напиток — кровь; от этого зависело движение солнца на небе, а следовательно и существование мира.

Таким образом, религиозные  цели переплетались с устремлениями  ацтекского государства, представляющего  собой великолепно организованную имперскую машину.

Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных, для  чего ацтеки разводили особую породу лам. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля  требовал жертвоприношения бабочек  и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний  наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные  шипы, постоянно ранящие тело. Кровь  занимала центральное место в  культурах Месоамерики. Известно множество  мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли  жить. (Все жертвы — для поддержания  энергии солнца, которая, по мнению ацтеков, дает им жизнь).

Все это готовило людей  к высшему пожертвованию —  человеческому. Обычно кожу жертвы красили  синим мелом (цвет жертвоприношения); затем жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды. Здесь жертву укладывали на каменную плиту, живот жертвы разрезали ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после чего сердце жертвы вынимали и поднимали вверх, к Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд — куаушикалли или чак-мооль, а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы. Жертвоприношение считалось (и, как правило, было) добровольным, но не в случаях с пленными; если веры было недостаточно, могли использоваться наркотики. Потом от частей тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ в цомпантли (аст. tzompantli), а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям. Недавние (2005) археологические свидетельства указывают на удаление мускулов и кожи у части обнаруженных в крупном храмовом комплексе останков.

Существовали и другие типы человеческих жертвоприношений, в том числе и пытки. В жертву стреляли стрелами, сжигали или топили. Меру тут уследить сложно. Ацтекские  хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в  жертву около 84 400 пленников за четыре дня. Однако неясно, как городское  население в 120 000 человек смогло поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если ещё  учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в  течение четырёх дней. Некоторые  ученые считают, что количество жертв  не могло превышать 3000 и что количество смертей было завышено в целях  военной пропаганды.

Информация о работе Спасение природы