Спасение природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:12, реферат

Краткое описание

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия. Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную. Столицей восточной части империи сделался Константинополь (так был переименован в 330 г. старый город Византий) .

Оглавление

Введение
ГЛАВА I. Ацтеки и их история
1.1 Ацтеки…………………………………………………………………………5
1.2. Легенды об истории возникновения ацтеков………………………………6
1.3 Религия и жертвоприношения………………………………………………..8
ГЛАВА II.Майя
2.1 Цивилизация Майя…………………………………………………………..15
2.2 Религия майя…………………………………………………………………17
2.3 Основные исторические периоды развития цивилизация майя…………..20
2.4 Майя в наше время……………………………………………………….….24
Заключение………………………………………………………………….........25
Список использованной литературы……………………………………..…….28

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 51.77 Кб (Скачать)

Другие цифры взяты  у Берналя Диаса дель Кастильо (исп. Bernal Dнaz del Castillo), испанского солдата, писавшего свои отчеты в течение 50 лет после завоевания. При описании цомпантли, места с черепами жертв, он насчитывает около 100 000 черепов. Однако для вмещения такого количества черепов цомпантли должен был  бы иметь в длину несколько  километров вместо описанных 30 метров.4 Современные реконструкции подсчитывают от 600 до 1200 черепов. Точно так же Диас заявлял, что в цомпантли Тлальтелолько, столь же важного, как и в Теночтитлане, было 60 000 черепов. Согласно книге Вильяма Аренса (англ. William Arens), при раскопках было найдено 300 черепов.

Бернардино де Саагун, Хуан Баутиста де Помар и Мотолини́а (исп. Bernardino de Sahagъn, Juan Bautista de Pomar, Motolinнa) говорят, что у ацтеков было 18 больших  праздников в году. Мотолиниа и  Помар ясно заявляют, что жертвоприношения делались только в эти праздники. Каждому богу требовался определенный тип жертвы: молодых девушек топили для Шилонена (аст. Xilonen), болезненных  мальчиков жертвовали Тлалоку (аст. Tlaloc), говорящих на науатле пленников  жертвовали Уицилопочтли (аст. Huitzilopochtli), а ацтека-добровольца — Тескатлипоке (аст. Tezcatlipoca).

Не все жертвоприношения делались у Главного храма (исп. Templo Mayor); некоторые совершались на Cerro del Peсуn, островке озера Тескоко. Согласно ацтекскому источнику, в месяц «тлакашипеуалистли» 34 пленника было принесено в жертву в гладиаторском бою богу Шипе-Тотеку (аст. Xipe Totec). Большое число жертвовалось Уицилопочтли в месяц панкецалицтли (Panquetzaliztli). Это должно было составлять от 300 до 600 жертв в год, хотя Марвин Харрис (Marvin Harris) увеличивает эту  цифру в 20 раз, считая, что жертвоприношения совершались во всех частях (кальпулли, аст. calpulli) города. Общего согласия по поводу реальных цифр нет.

Ацтеки вели так называемые «цветочные войны» (исп. guerras floridas) —  специальные набеги для захвата  пленников для совершения жертвоприношений, называемых ими нештлауалли (аст. nextlaualli), — это была своего рода «долговая  плата богам», чтобы солнце могло  светить в течение следующего 52-летнего цикла. Человеческие душа-сердце и душа-кровь необходимы, чтобы  мир не разрушился — эта идея лежала в основе практики захвата  людей на подчинённых землях, причём населению было предписано встречать воинов с цветами в руках (одна из причин, давших имя «цветочным войнам»).

Неизвестно, совершали ли ацтеки жертвоприношения до того, как  пришли в долину Анауак, или же они  впитали этот обычай так же, как  впитали многие другие обычаи и культуры. Первоначально жертвоприношения были посвящены Шипе-Тотеку, божеству северной Месоамерики. Ацтекские летописи утверждают, что человеческие жертвоприношения начались во времена правления Тисока (аст. Tizoc). Во времена правления Тлакаэлеля человеческие жертвоприношения стали  неотъемлемой частью культуры ацтеков, — не только по религиозным, но и  по политическим причинам.

В момент прибытия в Теночтитлан  Кортеса тлатоани был император  Великий Монтесума. В своей хронике  Бернал Диас дель Кастильо описал этого  императора и поведение вельмож  при его дворе. Он обратил внимание на жесткий придворный этикет, подчеркивающий расстояние, которое отделяет императора от его подданных, опускающих глаза  перед его величием. Этот этикет красноречиво свидетельствует о  пути ацтеков от кочевого образа жизни  до народа, усвоившего высокие формы  утонченных культур других народов  Мексиканской Долины.

Удивление конкистадоров, которые  столкнулись с этим почти магическим миром ацтекской культуры, не имело  границ. Бесконечное число пирамид, скульптур и фресок, богатство  храмов, переполненных золотом, алмазами и редкими перьями, казалось им скорее сном, нежели явью. То, что мы сегодня  называем просто искусством Древней  Мексики, представляет собой средство, позволяющее народу познать древние  идеалы и концепции культуры и  прежде всего религии. Искусство  заключило эти идеалы и концепции  в пластические символы и выковало их в твердом камне и золоте навеки и для всех поколений.

Когда Кортес прибыл в Теночтитлан, он запретил человеческие жертвоприношения, поэтому испанцы не видели жертвоприношений в городе.

Не сохранилось летописных изображений человеческих жертвоприношений времени непосредственно перед  приходом Кортеса, все известные  изображения были нарисованы через  несколько лет после начала Конкисты, хотя причиной этого может быть уничтожение  испанцами ацтекских летописей. Однако существуют подобные изображения  в камне и настенных росписях и ритуальные предметы, использовавшиеся в обрядах жертвоприношений, хотя они, как и археологические свидетельства, не подтверждают такого числа принесённых  в жертву, как 80 или 100 тысяч.

Между тем, что было написано на эту тему, и тем, что известно достоверно, существуют большие расхождения.

Каннибализм. Общеизвестно, что ацтеки совершали человеческие жертвы; однако в вопросе о каннибализме и его степени согласия нет. Марвин Харрис, например, заявляет, что мясо жертв было частью рациона высших классов в качестве награды, потому что питание ацтеков включало мало белков. Согласно ему, пленники были «ходячим мясом». С другой стороны, Вильям Аренс сомневается в существовании  каннибализма у ацтеков вообще.

Несмотря на согласие многих историков в вопросе о существовании  каннибализма, связанного с человеческими  жертвоприношениями, большинство учёных не поддерживает тезис Харриса о  том, что человеческое мясо составляло значительную часть рациона ацтеков.

Информации касательно каннибализма ацтеков немного. Есть лишь несколько  сообщений о каннибализме со времени  Конкисты, при этом ни одно из них  не говорит о широком ритуальном каннибализме. Летопись Рамиреса двусмысленно связывает каннибализм с ритуальными  жертвоприношениями. Кодекс Мальябекиано содержит два рисунка, на которых  недвусмысленно изображено употребляемое  в пищу человеческое мясо: в ритуале поклонения владыке загробного мира Миктлантекутли и погребальном обряде, где вместе с другой едой лежит человеческая рука. Там же в комментарии на испанском языке говорится, что индейцы очень полюбили завезённую испанцами свинину, так как она напоминала им по вкусу человеческое мясо.

Характерные сообщения о  каннибализме ацтеков. Кортес пишет  в одном из писем, что его солдаты  поймали ацтека, поджаривавшего младенца на завтрак. Гомарра пишет, что во время взятия Теночтитлана испанцы  предложили ацтекам сдаться, поскольку  у них (ацтеков) не было еды. Ацтеки предложили испанцам атаковать, чтобы потом  быть взятыми в плен и съеденными.

В книгах Бернардино де Саагуна  есть иллюстрация, показывающая ацтека, поджариваемого неизвестным племенем. Подпись под иллюстрацией гласит, что такова была одна из опасностей, угрожавших ацтекским торговцам. В  летописи Рамиреса, составленной ацтеками после завоевания, латинским алфавитом, написано, что по окончании жертвоприношения мясо ладоней жертвы отдавалось в  качестве дара воину, захватившему её. Согласно летописи, мясо предполагалось есть, но фактически его заменяли индейкой.

В своей книге Хуан Баутиста де Помар заявляет, что после жертвоприношения тело жертвы отдавали воину, захватившему жертву, и затем воин варил его, чтобы его можно было разрезать  на мелкие кусочки, с тем, чтобы подносить  их в дар важным людям в обмен  на подарки и рабов; но это мясо редко употребляли в пищу, так  как считали, что в нём не было ценности; его заменяли индейкой или  попросту выбрасывали.

Недавние археологические  находки (2005 г.) в подвалах ацтекских  храмов свидетельствуют о надрезах, означающих удаление мускулов. Однако такие разрезы есть не у всех тел.

 

 

2. Майя

2.1 Цивилизация Майя

 

Ма́йя — цивилизация Центральной  Америки, известная благодаря своей  письменности, искусству, архитектуре  и математической и астрономической  системам. Начала формироваться в  предклассическую эру (2000 до н. э.- 250 н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250 н. э. - 900 н. э.). Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров.

История древних майя охватывает большую часть I тыс. и пять веков II тыс. н. э. и подразделяется на ряд  эпох. Они были создателями довольно большого числа – свыше ста  – городов-государств (самые известные  – Паленке и Чичен-Ица на территории современной Мексики, Тикаль в Гватемале  и Копан – в Гондурасе), которые  возникали, развивали хозяйство  и культуру, воевали друг с другом, а в IX – X вв. н. э. сами подверглись  завоеванию и отчасти разрушению вторгшимися с запада племенами  тольтеков. На территории полуострова  Юкатан возникло майя-тольтекское государство, которое в середине XV в. распалось, что облегчило испанским конкистадорам  завоевание края.

Археологи продолжают открывать  остатки городов древних майя с развалинами монументальных зданий: дворцов, храмов и других. Во главе  городов стояли правители и жрецы, подчинившие себе купцов, ремесленников  и многочисленных рабов. Одним из важнейших достижений культуры майя стал весьма точный календарь, согласно которому в году насчитывалось 365 дней .5

Древние майя уделяли большое  внимание календарю и летоисчислению, изучению математики, астрономии, медицине и истории. Кроме того, у них имелись некоторые практические знания по географии, геодезии, метеорологии, климатологии, сейсмологии и минералогии. Однако все эти отрасли положительных знаний были тесно переплетены с религиозными учениями о демонах, божествах, знамениях и предсказаниях. К тому же накопленные знания излагались на запутанном и перегруженном мифологическими намеками языке. Большим достижением майя в области математики была разработка в период последних веков до нашей эры позиционной системы счета и математического понятия нуля.

Майя создали также  оригинальную иероглифическую письменность, памятники которой в XVI в. Подверглись  запрещению и уничтожению католической церковью. Не считая надписей на архитектурных  сооружениях, скульптуре и керамике, уцелело лишь четыре памятника письменности майя, над расшифровкой которых бьются ученые. Большой вклад в изучение письменности индейцев майя внес российский этнолог Ю.В. Кнорозов.

Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный  майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась  иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились  многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему  земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.

Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть  испаноязычного населения южных  штатов Мексики, Гватемалы, Гондураса. Некоторые города майя включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия: Паленке, Чичен-Ица, Ушмаль в Мексике, Тикаль и Киригуа в Гватемале, Копан в Гондурасе, Хойя-де-Серен  в Сальвадоре — небольшая деревня  майя, которая была погребена под  вулканическим пеплом и сейчас раскопана.

В настоящее время (2012) территория, на которой происходило развитие цивилизации майя входит в состав государств: Мексика (штаты Чьяпас, Кампече, Юкатан, Кинтана-Росо), Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас (западная часть).

Территория, которую занимала цивилизация майя. Красным выделена граница культуры майя, чёрным —  территория Месоамериканской цивилизации.

Найдено около 1000 городищ  культуры майя (на начало 80-х годов XX века), но не все из них раскопаны  или исследованы археологами, а  также 3000 посёлков .6

 

2.2 Религия майя

 

Имеется ряд данных в пользу того, что к рубежу новой эры  у майя появился культ царских  предков, ставший, вероятно, со временем общегосударственной религией.

Среди руин городов майя доминируют постройки религиозного характера. Как предполагается, религия  вместе со служителями храмов играли в жизни майя ключевую роль. В  период с 250 года н. э. до 900-х годов  н. э. (классический период развития майя) во главе городов-государств региона  стояли правители, которые заключали  в себе если не высшую, то по крайней  мере очень важную религиозную функцию. Археологические раскопки позволяют  говорить о том, что в религиозных  ритуалах также принимали участие  представители высших слоёв общества.

Религиозные представления  пронизывали все стороны жизни  общества древних майя. Пантеон божеств  майя был весьма обилен и сложен, как и в других раннеклассовых обществах. Исследователям известны десятки  имен, которые в зависимости от их функций могут быть разделены  на группы. Это прежде всего боги плодородия и воды, охотничьи боги, божества огня, звезд и планет, смерти, войны и т.д.

Вселенная майя (так же как  и у ацтеков) состояла из 13 небес  и 9 подземных миров. В центре земли  стоит мировое (зеленое или первое) дерево, пронизывающее все слои небес, а по четырем ее углам (по сторонам света) — четыре других: красное (восток), белое (север), черное (запад) и желтое (юг). Мировые деревья служили  местопребыванием бога дождя, обычно изображаемого  с топором или с факелом  под дождем. Все эти атрибуты напоминают об исконной связи его с подсечно-огневым  земледелием.

Характерной чертой религиозных  воззрений народов Мезоамерики  было представление о том, что  вся история вселенной делится  на определенные периоды или циклы, сменяющие друг друга. Каждый из этих циклов имел своим правителем то или  иное божество и заканчивался мировой  катастрофой: пожаром, потопом, землетрясением и др.

Текущий мировой цикл должен также закончиться гибелью Вселенной. Древнемайяские культы характерны сложными и изощренными ритуалами, целью  которых было, как и во всех других религиях, умилостивление божеств и  получение от них различных благ.

Информация о работе Спасение природы