Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:06, курсовая работа
Научно-техническая деятельность человечества в конце ХХ века стала ощутимым фактором воздействия на окружающую среду. Тепловое, химическое, радиоактивное и другие загрязнения окружающей среды в последние десятилетия находятся под пристальным вниманием специалистов и вызывают справедливую озабоченность, а иногда - и тревогу общественности. По многим прогнозам проблема защиты окружающей среды в XXI веке станет наиболее значимой для большинства промышленно развитых стран. В подобной ситуации налаженная широкомасштабная и эффективная сеть контроля состояния окружающей среды, особенно в крупных городах и вокруг экологически опасных объектов, может явиться важным элементом обеспечения экологической безопасности и залогом устойчивого развития общества.
Введение…………………………………………………………………………………...5
1. Общая характеристика национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС)………………………………………………………………………………………6
1.1. Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС)………………………………………………………………………………….6
1.2. Место и роль локального мониторинга в Национальной системе мониторинга окружа-ющей среды Республики Беларусь……………………………………………………8
1.3. Проведение локального мониторинга сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты в Национальной системе мониторинга окружающей среды Республики Бела-русь………………………………………………………………………………………..10
2. Характеристика промышленного объекта как источника воздействия на окружающую среду…………………………………………………………………………………………...23
2.1. Характеристика производства………………………………………………………….23
2.2. Характеристика источников загрязнения окружающей среды……………………….29
3. Общие принципы организации локального мониторинга на предприятии……………31
4. Разработка программы локального мониторинга………………………………………..34
4.1. Цели и задачи локального мониторинга на предприятии…………………………….34
4.2. Объекты локального мониторинга и определяемые параметры..……………………34
4.3. Обоснование выбора расположения и числа постов наблюдения. Определение перио-дичности наблюдений………………………………………………….………………...35
5. Организация наблюдений по объектам локального мониторинга………………………42
5.1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух……………………………..42
5.2. Сбросы сточных вод……………………………………………………………………..44
5.3. Поверхностные и подземные воды……………………………………………………..49
5.4. Земли ……………………………………………………………………………………..51
6. Документирование, интерпретация и использование результатов наблюде-ний………………………………………………………………………………………………….54
Заключение…………………………………………………………………………………57
Список использованной литературы……………………………………………………..58
Рисунок 1.9 – Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в сбросах сточных вод ГУКПП «Гродноводоканал» (водоприемник - р. Неман).
Рисунок 1.10 – Динамика среднегодовых концентраций загрязняющих веществ в сбросах сточных вод (водоприемник – р. Вилия)
Рисунок 1.11 – Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в сбросах сточных вод Щучинского РУП ЖКХ (водоприемник – р. Спушанка)
Рисунок 1.12 – Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в контрольных створах, расположенных выше/ниже сброса сточных вод в поверхностные водоемы бассейна р. Неман, 2009 г. (в долях ПДКр.х.)
В пределах бассейна р. Западный Буг локальный мониторинг сбросов сточных вод осуществлялся на 7 предприятиях, расположенных в гг. Бресте, Кобрине, Пружанах, Малорите, Жабинке и Высоком. Нарушений допустимых концентраций основных загрязнителей в сточных водах не выявлено. Повышенное (до 2,1 ДК) содержание железа общего, отмеченное в мае-июне на КУМПП ЖКХ «Малоритское ЖКХ», было в значительной мере обусловлено природными факторами бассейна.
Наибольший объем нормативно-
Рисунок 1.13 – Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в сбросах сточных вод КУП ВКХ «Водоканал» г. Брест (водоприемник – р. Западный Буг)
Рисунок 1.14 – Среднегодовые концентрации азота аммонийного в сбросах сточных вод (водоприемник – р. Мухавец)
Рисунок 1.15– Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в контрольных створах, расположенных выше/ниже сброса сточных вод в водные объекты, 2009 г. (в долях ПДКр.х.)
В пределах бассейна р. Днепр локальный мониторинг сбросов сточных вод осуществлялся на 60 объектах, сбросы которых составляли более 85% суммарного объема сточных вод бассейна. Количество определений с превышениями нормативов содержания загрязняющих веществ в 2009 г., как и в 2008 г., составило 3% от общего числа определений.
Рисунок 1.16 – Структура выявленных превышений загрязняющих веществ в сбросах сточных вод (бассейн р. Днепр), 2009 г.
Контроль за сбросом сточных вод непосредственно в р. Днепр осуществлялся на 9 объектах, расположенных в гг. Орше, Шклове, Могилеве, Рогачеве, Жлобине, Речице и Лоеве. Наибольший объем сточных вод приходился на МГКУП «Горводоканал» г. Могилева.
Рисунок 1.17 – Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в сбросах сточных вод МГКУП «Горводоканал» г. Могилев (водоприемник – р. Днепр)
Локальный мониторинг сбросов сточных вод в бассейне р. Сож осуществлялся на 20 объектах, расположенных в гг. Гомеле, Кричеве, Климовичах, Черикове, Чечерске, Добруше, Чаусах, Горках, Хотимске, Дрибине, Костюковичах, Мстиславле, Краснополье, Буда-Кошелеве. Наибольший объем нормативно-очищенных сточных вод приходится на КПУП «Гомельводоканал». В 2009 г. на данном объекте в сбросах сточных вод на выпуске в р. Уза снизилось содержание азота аммонийного в 1,7 раза, концентрации других контролируемых ингредиентов оставались на уровне 2008 г. (рис. 1.18).
Рисунок 1.18 – Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в сбросах сточных вод КПУП «Гомельводоканал» г. Гомель (водоприемник – р. Уза)
Анализ качества поверхностных вод в контрольных створах р. Днепр, расположенных выше/ниже выпуска сточных вод, показал, что сбросы сточных вод оказывали влияние на качество воды в реке. Наибольшую антропогенную нагрузку река испытывает ниже выпуска сточных вод г. Могилева.
Рисунок 1.19 – Динамика среднегодовых концентраций загрязняющих веществ в контрольных створах р. Днепр, расположенных выше/ниже сбросов сточных вод МГКУП «Горводоканал»
Рисунок 1.20 – Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в контрольных створах, расположенных выше/ниже сбросов сточных вод бассейна р. Днепр, 2009 г. (в долях ПДКр.х.)
Наибольшую техногенную нагрузку не только среди рек бассейна р. Днепр, но и республики в целом, испытывает р. Свислочь ниже выпуска сточных вод Минской очистной станции УП «Минскводоканал».
Рисунок 1.21 – Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в сбросах сточных вод МОС УП «Минскводоканал» (водоприемник – р. Свислочь)
Рисунок 1.22 – Динамика среднегодовых концентраций загрязняющих веществ в контрольных створах р. Свислочь, расположенных выше/ниже сброса сточных вод МОС УП «Минскводоканал»
В пределах бассейна р. Припять контроль за сбросами сточных вод осуществлялся на 15 объектах, расположенных в гг. Мозыре, Пинске, Березе, Белоозерске, Лунинце, Иванове, Ганцевичах, Дрогичине, Солигорске, Слуцке, Копыле, Клецке, Любани. Как и в 2007-2008 гг., повышенное содержание загрязняющих веществ было зарегистрировано в сбросах сточных вод КУП «Копыльское ЖКХ» и РУП «Любанское ЖКХ».
Основными загрязняющими веществами оставались – БПК5, азот аммонийный, взвешенные вещества и фосфор фосфатный (рис. 1.23).
Рисунок 1.23 – Структура выявленных превышений в сбросах сточных вод (бассейн р. Припять), 2009 г.
В 2009 г. качество очистки
сточных вод оставалось стабильным
на очистных сооружениях жилищно-
Рисунок 1.24 – Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в сбросах сточных вод КУП «Солигорскводоканал» (водоприемник – р. Морочь)
Рисунок 1.25 – Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в контрольных створах, расположенных выше/ниже сброса сточных вод в водные объекты, 2009 г. (в долях ПДКр.х.)
Автомобильные бензины получают путем переработки нефти, газового конденсата, природного газа, угля, торфа и горючих сланцев, а также синтезом из окиси углерода и водорода.
Основным сырьем для производства автомобильных бензинов является нефть: около 25% нефти, добываемой в мире, перерабатывают в бензин.
Современные автобензины готовят смешением компонентов, получаемых путем прямой перегонки, каталитического риформинга и каталитического крекинга, изомеризации, алкилирования, полимеризации и других процессов переработки нефти и газа. Качество компонентов, используемых для приготовления тех или иных марок товарных автомобильных бензинов, существенно различается и зависит от технологических возможностей предприятия. Товарные бензины одной и той же марки, но выработанные на различных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), имеют неодинаковый компонентный и фракционный составы, что связано с различием технологических процессов и перерабатываемого на них сырья на каждом конкретном нефтеперерабатывающем предприятии. Даже бензины одной марки, выработанные конкретным заводом в разное время, могут отличаться по компонентному составу в связи с проведением регламентных работ на отдельных технологических установках, изменением состава сырья и программы завода по выпуску продукции.
Однако во всех случаях должна соблюдаться технология получения товарных бензинов на данном предприятии, что является обязательным требованием стандартов и технических условий на автомобильные бензины.
Основными технологическими
процессами производства автомобильных
бензинов является каталитический риформинг
и каталитический крекинг. Несмотря на
ограничения по содержанию ароматических
углеводородов, процесс каталитического
риформинга по-прежнему остается определяющим
процессом производства бензинов, так
как он является основным источником высокооктановых
компонентов, а также водорода для установок
гидроочистки.
Назначение процесса каталитического риформинга: предназначен для производства из прямогонных бензиновых фракций высокоароматизированных бензиновых дистиллятов, используемых в качестве высокооктанового компонента автобензинов или для выделения из них индивидуальных ароматических углеводородов: бензола, толуола, ксилолов.
Важное достоинство процесса – образование дешевого водородосодержащего газа, необходимого для гидрогенизационных процессов.
Эксплуатируемые в настоящее время процессы риформинга по технологическим особенностям регенерации катализатора разделяют на три типа:
полурегенеративные – стационарный слой катализатора с периодической его регенерацией и длительными межрегенерационными циклами.
циклические – стационарный слой катализатора и его непрерывная регенерация с использованием резервного реактора.
регенеративные – движущийся слой катализатора и его непрерывная регенерация.
Каталитический риформинг осуществляется на установках Л-35-11/1000; ЛК-6У, ЛЧ-35-11/1000 (для работы при пониженном давлении); Л-35-11/600; Л-35-5; Л-35-11/300; ЛГ-35-11/300. Наилучшими показателями характеризуются установки риформинга мощностью 1,0 млн. т./год – ЛЧ-35-11/1000. Преобладающий тип технологии – полурегенеративный. Однако все большее распространение получает технологическая схема с движущимся слоем катализатора и его непрерывной
регенерацией фирм UOP и JFP.
Высокая селективность
Качество сырья риформинга определяется его фракционным и химическим составом.
Фракционный состав сырья выбирается в зависимости от целевого назначения процесса. Если процесс проводится с целью получения индивидуальных ароматических углеводородов, то для получения бензола, толуола и ксилолов используют соответственно фракции, содержащие углеводороды С6 (62-85°С), С7 (85-105°С) и C8 (105-140°С). Если риформинг проводится с целью получения высокооктанового бензина, то сырьем обычно служит фракция 85-180°С соответствующая углеводородам С7-С10.
С увеличением молекулярной массы сырья и, следовательно, его средней температуры кипения выход риформата постепенно возрастает, что особенно заметно при жестких условиях процесса (495°С). Только при риформинге фракций 120-140°С и 140-180°С выход риформата практически одинаков. Аналогичная зависимость от фракционного состава и молекулярной массы сырьевой фракции наблюдается по выходу ароматических углеводородов и по октановому числу риформата.
Фракционный состав сырья риформинга оказывает также существенное влияние на закоксовывание катализатора процесса.
При риформинге головных фракций бензина, выкипающих до 85°С, образуются бензол и преимущественно продукты гидрокрекинга.
Известно, что температура
кипения ароматических
Важное значение в процессах риформинга имеет химический состав сырья. Как правило, с увеличением содержания суммы нафтеновых и ароматических углеводородов в сырье выход риформата и водорода возрастают.
Сернистые соединения в сырье риформинга оказывают чрезвычайно сильные дезактивирующее действие на катализатор. Для биметаллических катализаторов их содержание не должно превышать 10-4% мас. Ограничено также и содержание азота 0,5•10-4% мас. и влаги 4•10-4% мас.
Основным современным способом подготовки сырья для риформинга на нефтеперерабатывающих предприятиях является процесс гидроочистки. Его цель – удаление из сырья серо-, азот-, килород-, галоген- и металлосодержащих соединений, а также олефиновых углеводородов и воды. Это повышает глубину и селективность процесса риформинга, срок службы катализатора и качество продукта.
В процессе каталитического риформинга важную роль играют температура, давление и объемная скорость подачи сырья. Влияние этих параметров принципиально то же, что и при каталитическом крекинге, но особое значение имеет выбор рабочего давления, так как оно в значительной мере определяет технологию и результаты процесса. Целесообразно повышать температуру от первого реактора к последнему: в результате снижается роль реакции гидрокрекинга в первых реакторах. Кроме того, общая глубина ароматизации зависит от правильного распределения катализатора между реакторами. Соотношение это обычно составляет 1 : 2-3 : 4-6; чем больше парафиновых углеводородов в сырье, тем больше катализатора приходится размещать в последнем реакторе.