Разработка системы локального мониторинга на предприятии по производству бензина с высоким октановым числом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Научно-техническая деятельность человечества в конце ХХ века стала ощутимым фактором воздействия на окружающую среду. Тепловое, химическое, радиоактивное и другие загрязнения окружающей среды в последние десятилетия находятся под пристальным вниманием специалистов и вызывают справедливую озабоченность, а иногда - и тревогу общественности. По многим прогнозам проблема защиты окружающей среды в XXI веке станет наиболее значимой для большинства промышленно развитых стран. В подобной ситуации налаженная широкомасштабная и эффективная сеть контроля состояния окружающей среды, особенно в крупных городах и вокруг экологически опасных объектов, может явиться важным элементом обеспечения экологической безопасности и залогом устойчивого развития общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...5
1. Общая характеристика национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС)………………………………………………………………………………………6
1.1. Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС)………………………………………………………………………………….6
1.2. Место и роль локального мониторинга в Национальной системе мониторинга окружа-ющей среды Республики Беларусь……………………………………………………8
1.3. Проведение локального мониторинга сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты в Национальной системе мониторинга окружающей среды Республики Бела-русь………………………………………………………………………………………..10
2. Характеристика промышленного объекта как источника воздействия на окружающую среду…………………………………………………………………………………………...23
2.1. Характеристика производства………………………………………………………….23
2.2. Характеристика источников загрязнения окружающей среды……………………….29
3. Общие принципы организации локального мониторинга на предприятии……………31
4. Разработка программы локального мониторинга………………………………………..34
4.1. Цели и задачи локального мониторинга на предприятии…………………………….34
4.2. Объекты локального мониторинга и определяемые параметры..……………………34
4.3. Обоснование выбора расположения и числа постов наблюдения. Определение перио-дичности наблюдений………………………………………………….………………...35
5. Организация наблюдений по объектам локального мониторинга………………………42
5.1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух……………………………..42
5.2. Сбросы сточных вод……………………………………………………………………..44
5.3. Поверхностные и подземные воды……………………………………………………..49
5.4. Земли ……………………………………………………………………………………..51
6. Документирование, интерпретация и использование результатов наблюде-ний………………………………………………………………………………………………….54
Заключение…………………………………………………………………………………57
Список использованной литературы……………………………………………………..58

Файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 4.71 Мб (Скачать)

- II уровень ввода системы локального мониторинга предполагает создание территориальных центров локального мониторинга (далее - ЦЛМ) в областных и Минском городском комитетах природных ресурсов и охраны окружающей среды для выполнения следующих функций:

- накопление, хранение, обработка информации о состоянии объектов окружающей среды;

- создание и ведение банка данных о состоянии объектов окружающей среды;

- подготовка и предоставление информации по запросам и регламентам в Минприроды и иные государственные органы;

- контроль за ведением локального мониторинга I уровня.

На  I  уровне в первую очередь локальный мониторинг организуется на тех предприятиях, которые:

- отличаются существенным загрязнением окружающей среды (объемы выбросов, сбросов с учетом класса опасности загрязняющих веществ);

- имеют аккредитованные лаборатории;

- имеют налаженную систему производственного экологического контроля.

На этом подуровне ввода осуществляется разработка методологии ведения локального мониторинга на предприятиях применительно к небольшому количеству источников выбросов, сбросов при ограниченном количестве контролируемых веществ (показателей) с периодичностью передачи информации 1 раз в 15 дней.

На 2-м подуровне ввода осуществляется расширение сети локального мониторинга, увеличение количества контролируемых источников сбросов, выбросов, увеличение состава контролируемых веществ (показателей), повышение периодичности передачи информации до 1 раза в 7-10 дней, введение строгой регламентации в организации работ (замеров, определений) всех субъектов локального мониторинга.

Объектами наблюдений в системе  локального мониторинга являются:

  -     выбросы  загрязняющих веществ в атмосферный  воздух стационарными источниками  (далее - выбросы загрязняющих  веществ в атмосферный воздух);

  -       сбросы  сточных вод в поверхностные  водные объекты (далее – сбросы  сточных вод);

  -      поверхностные  воды в районе расположения  источников сбросов сточных вод  (далее – поверхностные воды);

  -     подземные  воды в районе расположения  выявленных или потенциальных  источников их загрязнения (далее  – подземные воды);

  -     земли  (включая почвы) в районе расположения  выявленных или потенциальных  источников их загрязнения (далее – земли).

Перечень объектов - пунктов наблюдений локального мониторинга утверждается органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее - Минприроды).

Система локального мониторинга  создается и эксплуатируется природопользователем или юридическим лицом, им уполномоченным, и финансируется за счет собственных средств, средств республиканского бюджета, местных бюджетов и целевых бюджетных фондов охраны природы.

 Система локального  мониторинга частично включает  в себя производственный экологический контроль. Для выполнения работ по локальному мониторингу на предприятии организуется специализированная служба локального мониторинга, подчиненная одному из заместителей руководителя предприятия.

Численность и кадровый состав подразделений, осуществляющих ведение локального мониторинга на предприятиях, определяются руководством предприятия в зависимости от объема и сложности работ.

Данные локального мониторинга и государственного экологического контроля должны быть сопоставимы между собой, что предполагает применение унифицированных методик, изложенных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., №70, 5/14160 и в методиках выполнения измерений, согласованных с Минприроды.

Концентрации загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) определяются следующими методами:

  • автоматизированными системами;
  • инструментальными (автоматическими и полуавтоматическими);
  • инструментально-лабораторными.

На завершающем этапе  создания системы локального мониторинга по возможности должен быть обеспечен непрерывный автоматический контроль за основными (приоритетными) загрязняющими веществами на источниках, оказывающих наиболее неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду.

 Природопользователь обязан обеспечить сохранность стационарных (в том числе автоматических) систем контроля, доступ и безопасность работ на точках пробоотбора в любое время суток, возможность размещения пробоотборных устройств и измерительной аппаратуры, емкостей для хранения и транспортировки проб.

 Для строящихся и  проектируемых объектов в проектно-сметной документации в обязательном порядке должно быть предусмотрено создание системы локального мониторинга.

Перечень предприятий (организаций), на которых должны быть созданы системы локального мониторинга и сроки введения их в эксплуатацию, определяются органами Минприроды.

Созданию системы локального мониторинга на предприятиях должны предшествовать:

- проведение инвентаризации предприятий как источников загрязнения (выбросов и сбросов загрязняющих веществ) окружающей среды;

- предварительный вывод о степени готовности предприятий к созданию и ведению локального мониторинга;

- составление списка предприятий по очередности ввода системы локального мониторинга;

- определение состава контролируемых показателей (загрязняющих веществ);

- определение периодичности наблюдений и передачи информации, массивов информации, сроков представления информации, ответственных лиц и т.д.;

- выполнение предварительных работ по созданию Территориальных информационно-аналитических центров локального мониторинга;

- унификация приборно-аналитической и методологической базы ведения работ по локальному мониторингу предприятия;

- обучение, переподготовка персонала или повышение его квалификации;

- разработка Инструкции о порядке организации локального мониторинга окружающей среды на предприятии.

1.3 Проведение локального мониторинга сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты в Национальной системе мониторинга окружающей среды Республики Беларусь.

Цель проведения локального мониторинга за сбросами сточных  вод в поверхностные водные объекты - получение информации, необходимой для оценки эффективности мероприятий по снижению сброса загрязняющих сточных вод в поверхностные водные объекты.

В соответствии с нормативными документами, регламентирующими порядок  проведения наблюдений, объектами локального мониторинга являются сбросы сточных вод и поверхностные воды.  Наблюдения проводятся:

- за сбросами сточных вод в местах выпуска в водный бассейн,

- в контрольном створе водного бассейна, расположенном выше по течению источника сброса сточных вод (фоновый створ),

- и  в контрольном створе  водного объекта, расположенном ниже по течению источника сброса.

Перечень загрязняющих ингредиентов и их допустимые концентрации для  каждого конкретного предприятия определяются с учетом характера источника вредного воздействия на поверхностные воды в соответствии с разрешением на спецводопользование.

Периодичность наблюдений осуществляется в соответствии с инструкцией  о порядке проведения ЛМ.

Отбор проб сточных вод  в местах их выпусков в водные объекты  осуществляется природопользователем в течение одного и того же дня со следующей периодичностью в зависимости от характера сбросов:

- для нормативно-очищенных сточных вод с суммарным расходом 30 тыс. куб.м/сутки и более а также для неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод независимо от их расхода –не реже 4 раз в месяц;

- для нормативно-очищенных сточных вод с суммарным расходом менее 30 тыс. куб.м/сутки а также нормативно-чистых сточных вод – не реже 2 раз в месяц;

Путем реализации мероприятий  по проведению локального мониторинга  вод выполняются следующие задачи:

- внедрение в технологию  мониторинга поверхностных вод  современных методов экосистемной оценки их состояния, а также показателей качества воды, используемых в международной практике;

- развитие трансграничного  мониторинга поверхностных вод  в соответствии с международными соглашениями Республики Беларусь в области охраны и использования трансграничных вод, организация наблюдений за расходом воды для оценки трансграничного массопереноса загрязняющих веществ;

- оценка состояния окружающей  среды и разработка прогнозов  ее возможных последствий.

 

 

Мониторинг сбросов сточных  вод в водные объекты осуществлялся  на 136 предприятиях Республики Беларусь (рис. 1.1).

 

Рисунок 1.1 – Сеть пунктов наблюдений локального мониторинга сбросов сточных вод.

 

Наблюдения осуществлялись в:

– местах выпуска сточных вод в водные объекты (выполнено около 64 тысяч определений загрязняющих веществ);

– контрольных створах водного объекта, расположенных выше (фоновый створ) и ниже по течению источника сброса сточных вод (выполнено более 110 тысяч определений загрязняющих веществ).

В 2009 г. объем сброса сточных  вод в водные объекты составил 998,1 млн. м3 и увеличился по сравнению  с предыдущим годом на 8,1 млн. м3. При  этом наблюдалось дальнейшее снижение сбросов недостаточно очищенных сточных вод до 3,0 млн. м3 и нормативно-очищенных сточных вод до 686,0 млн. м3. Объем сбросов этих категорий вод стал наименьшим за последние 10 лет. Вместе с тем, в 2009 г. количество сбрасываемых нормативно-чистых вод возросло до 309,0 млн. м3 (рис. 1.2).

Рисунок 1.2 – Динамика объема сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты.

 

Анализ данных локального мониторинга сбросов сточных  вод в поверхностные водоемы  осуществлялся в разрезе бассейнов основных рек Республики Беларусь.

В пределах бассейна р. Западная Двина локальный мониторинг сбросов  сточных вод проводился на 23 объектах, сбросы которых составляли более 85% суммарного объема сточных вод бассейна. По данным наблюдений в 2009 г. экологическими службами предприятий было выполнено 9 тысяч определений загрязняющих веществ.

Нарушения нормативных требований были зарегистрированы на 12 объектах, причем наибольшее число нарушений нормативов выявлено в I-III кварталах на ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод».

Анализ мониторинговых данных показал, что основными загрязнителями оставались фосфор фосфатный, железо общее, азот аммонийный, азот нитритный и взвешенные вещества (рис.1.3).

 

Рисунок 1.3 – Структура выявленных превышений загрязняющих веществ в сбросах сточных вод (бассейн р. Западная Двина).

 

По данным наблюдений в  системе локального мониторинга  концентрации загрязняющих веществ в сбросах сточных вод УП «Витебскводоканал» (выпуск №3) за последние четыре года существенно не изменились и оставались на уровне 0,4-0,9ДК (рис. 1.4).

 

 

 

Рисунок 1.4 – Среднегодовые концентрации азота аммонийного в сбросах сточных вод (водоприемник – р. Западная Двина)

 

Улучшилась экологическая  ситуация на одном из «проблемных» объектов локального мониторинга – ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод».

 

Рисунок 1.5 – Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в сбросах сточных вод ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод» (водоприемник – р. Западная Двина)

 

Рисунок 1.6 – Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в контрольных створах р. Западная Двина, расположенных выше/ниже сброса сточных вод, 2009 г. (в долях ПДКр.х.)

 

Рисунок 1.7 – Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в контрольных створах, расположенных выше/ниже сброса сточных вод в водные объекты, 2009 г. (в долях ПДКр.х.)

 

Локальный мониторинг сбросов  сточных вод в бассейне р. Неман  осуществлялся на 31 предприятии, на долю которых приходится более 80% суммарного объема сбросов сточных вод. Количество определений с превышениями нормативов содержания загрязняющих веществ в сточных водах в 2009 г. составило 1% и уменьшилось по сравнению с 2008 г. в 1,7 раза.

По результатам локального мониторинга основными загрязняющими  веществами в сбросах сточных  вод в водные объекты бассейна р. Неман оставались: БПК5, азот аммонийный, взвешенные вещества, фосфор фосфатный (рис. 1.8).

 

Рисунок 1.8 – Структура выявленных превышений загрязняющих веществ в сбросах сточных вод (бассейн р. Неман), 2009 г.

 

Наибольший объем сбрасываемых нормативно-очищенных сточных вод  в р. Неман приходится на промышленные предприятия и жилищно-коммунальное хозяйство г. Гродно. На ГУКПП «Гродноводоканал» среднегодовые концентрации основных загрязняющих веществ оставались на уровне предыдущего года, однако по сравнению с 2005 г. прослеживается увеличение в сбросах сточных вод содержания БПК5 в 1,1 раза, азота аммонийного – в 1,3 раза (рис. 1.9).

Информация о работе Разработка системы локального мониторинга на предприятии по производству бензина с высоким октановым числом